ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях модернизации системы образования и его интенсивной информатизации увеличиваются требования к профессионально-педагогической (методической) компетентности преподавателя иностранного языка. Настоящий электронный учебно-методический комплекс составлен с учетом современных требований к подготовке студентов второй ступени высшего образования и предназначен для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы магистрантов.

По своей структуре и содержанию электронный учебно-методический комплекс ориентирован на управление учебно-познавательной деятельностью магистрантов в процессе изучения учебной дисциплины «Разработка учебных интернет-ресурсов для обучения иностранным языкам» по специальности 1-21 80 23 «Лингводидактика».

Данный электронный учебно-методический комплекс нацелен на формирование у магистрантов специализированной компетенции в разработке учебных интернет-ресурсов и электронных дидактических материалов для инновационной образовательной среды и предполагает развитие комплекса умений:

информационных (поиск информации в Интернете; представление информации средствами презентационных интернет-технологий; использование средств информационно-коммуникационных технологий для транслирования данных и сопровождения образовательного процесса);

аналитических (анализ образовательных программных средств и ресурсов Интернета с учетом основных дидактических, эргономических и технических требований; оценка образовательного потенциала электронных ресурсов, степени их интерактивности и информативности педагогической составляющей; оценка качества электронных ресурсов с позиции многообразия средств и форм представления информации, способов организации образовательного процесса, вовлечения обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность);

прогностических (прогнозирование эффективности использования программных средств учебного назначения и ресурсов Интернета в образовательном процессе исходя из поставленных дидактических целей; прогнозирование наиболее эффективных организационных форм деятельности преподавателя и обучающихся с ресурсами информационно-коммуникационных технологий, включая совместную деятельность на базе сетевого взаимодействия; предвосхищение результата обучения с использованием конкретных ресурсов, предвидение возможных отклонений и нежелательных последствий и др.);

проектировочных (проектирование учебно-познавательного процесса с использованием электронных ресурсов и выработки конкретных методических рекомендаций по их применению в профессиональной деятельности; создание системы средств обучения, необходимой для изучения иностранного языка с использованием информационно-коммуникационных технологий и др.);

организационных (обеспечение педагогически целесообразного использо-вания потенциала интернет-ресурса и организация образовательного процесса на его основе; диагностика сформированности навыков и умений иноязычной речевой деятельности на базе компьютерных методик контроля и оценки; повышение мотивации путем вовлечения обучающихся в активную учебную, познавательную, исследовательскую, проектную деятельность на основе средств информационно-коммуникационных технологий и др.);

коммуникативных (сетевое взаимодействие в асинхронном и синхронном режимах; выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру решаемой учебной задачи; использование всех возможностей выбранного способа сетевого взаимодействия для обеспечения оперативности решения учебной задачи и др.);

ориентационных (формирование морально-ценностных установок обучающихся при работе в Интернете; владение способами передачи межкультурных знаний средствами информационно-коммуникационных технологий с учетом продуктивной сущности пространства сети; организация межкультурной коммуникации субъектов образования на базе средств информационно-коммуникационных технологий; культурное развитие и социальная адаптация обучающихся в современном информационном обществе и др.).

Электронный учебно-методический комплекс имеет теоретико-практический характер. Его содержание раскрыто в 20 темах, охватывающих основные вопросы разработки и применения интернет-ресурсов в образовательном процессе по иностранному языку на основе образовательного стандарта «Высшее образование. Вторая ступень (магистратура). Специальность 1-21 80 23 Лингводидактика» и в соответствии с учебной программой.

Электронный учебно-методический комплекс включает следующие структурные компоненты:

Теоретический раздел содержит теоретический материал по теме для самостоятельного изучения и Эвристические задания.

Теоретический материал обосновывает актуальность и значимость изучаемой проблематики, раскрывает содержание основных понятий, описывает алгоритм действий по разработке учебных интернет-ресурсов и направлен на развитие у магистрантов информационных умений. Теоретический материал дополнен примерами по созданию и применению интернет-ресурсов в виде фотографий, гиперссылок, мультимедийных и интерактивных презентаций.

Эвристические задания концентрируют внимание на актуальных вопросах и проблемах по изучаемой тематике, направлены на осмысление технологии разработки интернет-ресурсов в учебных целях и предназначены для развития у обучающихся коммуникативных, организационных и ориентационных умений.

Практический раздел содержит исследовательские и проектировочные задания по темам для закрепления теоретического материала, а также справочную литературу и ресурсы удаленного доступа.

Исследовательские задания ориентированы на развитие аналитических умений будущих магистров на основе критического анализа ресурсов образовательных информационно-коммуникационных технологий и примеров дидактических материалов, разработанных на их основе.

Проектировочные задания направлены на развитие у магистрантов проектировочных умений посредством разработки собственных образовательных продуктов.

Справочная литература и ресурсы удаленного доступа представляют дополнительный теоретический и практический материал для самостоятельного изучения, а также режимы доступа к веб-сервисам для создания учебных интернет-ресурсов.

Раздел контроля знаний включает примерный перечень вопросов к текущей аттестации в форме зачета.

В работе над каждой темой рекомендуется придерживаться заданной последовательности в овладении учебным материалом (изучение теоретического материала и его активизация в исследовательских и проектировочных заданиях) для качественного овладения технологией разработки современных учебных интернет-ресурсов.

Темы 2-4, 6, 7, 10, 13, 20 подготовлены доцентом кафедры лингводидактики и методики обучения иностранным языкам УО МГЛУ, кандидатом педагогических наук, доцентом М. Г. Гец; темы 1, 5, 8, 9, 11, 12, 14-19 – заведующим кафедрой лингводидактики и методики обучения иностранным языкам УО МГЛУ, кандидатом педагогических наук, доцентом И. Г. Колосовской.