Тема 10

Разработка дидактических материалов с использованием сервисов для создания карт слов и тематических карточек

Cервис Wordle (www.wordle.net) позволяет создать облака из ключевых слов изучаемого текста, ввести, активизировать и автоматизировать новые слова по теме (key vocabulary), представить разнообразные варианты словообразования, синонимических и антонимических рядов активного, рецептивного и потенциального словаря учащихся. Ниже приводятся алгоритм составления собственного облака слов и формулировки некоторых заданий к уже созданным.

Ш а г 1. Зайдите на одноименный сервер. Ознакомьтесь с краткой информацией о дидактических возможностях, рассмотрите предложенные авторами или созданные ранее пользователями варианты и нажмите кнопку «Create your own» (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Стартовая страница сервиса

Ш а г 2. Впишите слова, выражения, словосочетания и другие компоненты будущего облака слов (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Страница ввода слов и текстов

Ш а г 3. Выберите формат для оформления собственных материалов в «Gallery». Внесите необходимые изменения по форме, цвету, расположению и другим опциям, предлагаемым сервисом (рис. 10.3).

Рис. 10.3. Форматирование введенной информации

Ш а г 4. Отредактируйте свое облако, использую кнопки на верхней ленте, изменяя шрифт, цвет фона и шрифта, размер и структуру (рис. 10.4).

Рис. 10.4. Редактирование облака

Ш а г 5. Опубликуйте свое облако слов. Приготовьте печатный вариант (рис.10.5).

Рис. 10.5. Подготовка финального варианта для принтера

Ш а г 6. Предъявите готовый дидактический материал, дополнив его заданиями (рис. 10.6).

Рис. 10.6. Вариант готового к использованию дидактического материала

Для самостоятельной аудиторной и внеклассной работы можно предложить следующие задания.

– Look at the Wordle screenshot, choose words or make word combinations and say what you think about each of these activities (рис.10.7).

Model: I don’t think knitting is really exciting though some people find it relaxing (табл.10.1).

Таблица 10.1. – Содержательные опоры для устного монологического высказывания

I think... is exciting.

fascinating, entertaining, fun, interesting, useful, boring, common, widespread, stupid, uninteresting, difficult, unreal.

For this activity you need / you have

to be really skillful / to be dedicated / to be patient / to have a lot of money / to have a lot of time.

Рис. 10.7. Образец облака слов по теме «Увлечения. Свободное время»

Создав словарное облако на основе небольших, недавно изученных учебных текстов, следует предложить учащимся вспомнить: о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова.

Look at this Wordle. Recall the situation where these words have been used in your texts, discuss it in pairs what people prefer doing in their leisure time in different countries (рис.10.8).

Рис. 10.8. Ключевые слова из текста, включенные в облако

При составлении собственного облака слов можно смешать слова, принадлежащие двум разным темам/текстам/категориям, и предложить учащимся/студентам выделить одним цветом слова, которые относятся к первой категории, и другим цветом – слова из второй категории. Словарные облака можно использовать в качестве платформы для осуждения или дискуссии. Учащиеся пишут слова и фразы, которые у них ассоциируются с определенной темой, на их основе создается Wordle. Предлагается обсудить словарные облака друг друга, уделяя особое внимание самым популярным словам. К выделенным словам в тексте можно подобрать синонимы и антонимы, указанные в облаке слов. Рекомендуется также пересказать содержание текста по ключевым выражениям в облаке. Полученный результат можно распечатать и развесить в аудитории в качестве постеров. Изготовить плакаты могут сами учащиеся в качестве домашнего задания/самостоятельной работы.

Cервис Flashcards (www.mes-english.com/flashcards.php) позволяет создавать и применять интерактивные карточки для облегчения запоминания новых слов, фразеологических сочетаний и использовать их в речи. Одновременно с предъявлением картинки учащиеся слышат, как произносится слово. Используется мультимедийная установка, на которой демонстрируются разработанные электронные карточки с использованием Flashcard Template, или осуществляется самостоятельная работа в наушниках на персональных компьютерах (рис. 10.9).

Рис. 10.9. Образец одной стороны сигнальной карточки

Сначала демонстрируется одна сторона карточки с картинкой, затем представляется письменная форма слова без перевода. Для контроля понимания используются электронные карточки уже с переводом (рис. 10.10). Вместо перевода на карточке может быть транскрипция слова, его толкование, контекстный синоним и т.д.

Рис. 10.10. Вариант обратной стороны сигнальной карточки

На этапе автоматизации лексических навыков учащиеся занимают места за компьютерами для самостоятельного или парного выполнения следующего комплекса упражнений на основе электронных сигнальных карточек:

  1. Look at the card on the screen. Repeat the word after me. Сlick to see the following card.
  2. Match cards with their translations.
  3. Now surf the Internet and follow the link

http://learningapps.org/user/%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA «Мои приложения», Приложение «Find the pairs-1».

a) Click on the Audio A and listen to the task: Find the pairs and then be ready to answer the following question: «Which of these activities do you like?» (рис.10.11).

Рис. 10.11. Прослушивание и поиск слов и выражений

b) Click «Мои приложения» – «Free time activities». Find the pairs and pull the word into the picture. If it is correct, the pair will disappear (рис.10.12).

c) Try to answer the question: «Which of these activities don’t you like? ».

Рис. 10.12. Выполнение дифференцировочного упражнения по поиску парных картинок в соответствии с аудиозаписью

d) Find «Мои приложения» – Приложение «Outdoor or indoor» on the web-site http://learningapps.org/user/%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BA. Distribute these cards according to these two categories (рис. 10.13).

Рис. 10.13. Образец полифункциональной тематической карточки

e) Work in pairs. Use the words from this exercise and answer the following questions (рис. 10.14):

  1. Which of the activities can you do alone or in company?
  2. Which of them can you do in fair weather or in rainy weather?
  3. Which of them leave you cool?
  4. Which of them can help you create something new and original?

Рис. 10.14. Тематические карточки в качестве опор для самостоятельных высказываний

f) Find pairs of pictures and words. Make at least 3 sentences describing your regular free time activities (рис. 10.15).

Рис. 10.15. Тематическая карточка как опора в построении монологического высказывания

g) Match the pictures and the words/word combinations. Ask each other at least 3 questions of different types aiming at learning about your favourite / least favourite activities (рис.10.16).

Рис. 10.16. Опоры для рассказа о хобби

Эвристические задания

  1. Определите дидактические возможности и функции веб-сервисов в формировании компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
  2. Предложите технологию самостоятельного создания обучающимися карт слов и тематических карточек.