Т е м а 1

Информационно-коммуникационные технологии в языковом образовании

Современная информационно-коммуникационная среда обладает рядом дидактических возможностей, которые позволяют эффективно внедрять электронные средства обучения в образовательный процесс:

  • открытый доступ к поисковым сервисам и энциклопедиям (Google, Yandex, Wikipedia, etc);
  • перенос материалов на персональную страницу в социальных сетях (в блоге, на сайте);
  • возможность пространственного совмещения места обучения и места проживания;
  • стремительное развитие современных средств и сред межличностной коммуникации (мобильные телефоны, смартфоны, цифровое телевидение, компьютеры; форумы, блоги, электронная почта, видеоконференции и т.д.);
  • самоорганизация социальных информационно-коммуникационных сетей и сообществ (Facebook, «Вконтакте», Ning, ElearningRus.Ning, OpenClass)
  • создание Интернет-репозиториев (Google Docs, Flickr, Picasa, SlideShare, YouTube, etc) (В. А. Стародубцев).

Появление новых инструментов (информационно-коммуникационных технологий) изменяет структуру и содержание образовательной деятельности.

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в языковом образовании осуществляется по ряду направлений:

  • дистанционное обучение (distance learning);
  • электронное обучение (e-learning; smart e-learning);
  • смешанное обучение (гибридное, совмещенное, комбинированное) (blended learning);
  • мобильное обучение (m-learning);
  • всепроникающее обучение (u-learning) и др.

Широкое использование возможностей Интернет в образовании обусловило появление термина «электронное обучение» («е-learning»). Европейская комиссия определяет «е-learning» как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». «Е-learning» - это технология, ориентирующая обучающегося на новый стиль образования для жизни и на образование в течение всей жизни, технология для достойной жизни в информационном обществе, технология, развивающая умения и навыки для устойчивой жизни и непрерывного самосовершествования (В. П. Тихомиров). «Е-learning» предполагает целенаправленную и контролируемую интенсивную самостоятельную работу обучающихся по индивидуальной траектории обучения, в любом удобном месте, в индивидуальном темпе, в удобное время.

Основными этапами развития обучения с использованием компьютерных технологий являются: курсы на базе CD-ROM; дистанционное обучение; электронное обучение. Каждый последующий этап включает в себя предыдущий

К достоинствам электронного обучения можно отнести следующие: большая свобода доступа из любого места с доступом через Интернет; качественное образование (курсы создаются при участии команды специалистов); возможность разделения содержания электронного курса на модули; гибкость обучения, т.е. адаптация процесса обучения под возможности и потребности студентов, экономия времени и простота возвращения к пройденному материалу; возможность обучения на рабочем месте; своевременное и оперативное обновление учебных материалов.

Недостатки электронного обучения концентрируются на: проблеме качества курсов; финансовых затратах на подготовку электронных курсов и их обновление; кадровых проблемах, связанных с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять данные курсы.

После электронного обучения следующим шагом в развитии системы образования стало интеллектуальное электронное обучение (smart e-learning), целями и задачами которого являются:

  • гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе;
  • создание учебной среды, обеспечивающей максимально высокий уровень образования;
  • повышение знаний и умений в соответствии с компетентностной моделью;
  • разработка стратегии образования, которая поможет обучающимся адаптироваться к проблемам и трудностям постоянно меняющегося мира

Мобильное обучение – это модель, в которой преимущественно или исключительно используются портативные устройства: телефоны, смартфоны, планшеты, ноутбуки, а не персональные компьютеры.

Смешанное (комбинированное, гибридное) обучение (blended learning) – это образовательная концепция, в рамках которой обучающийся получает знания, навыки и умения, приобретает опыт самостоятельно (онлайн) и очно (с преподавателем). Смешанное обучение строится на дистанционном обучении (distance learning), обучении в классе (face-to-face learning) и обучении через интернет (online learning).

Смешанное обучение реализуется в ряде моделей:

  1. Минимальная модель («Face-to-Face Driver») включает классную и лабораторную работу на компьютерах. Преподаватель является основным источником информации и учебного материала, по мере необходимости добавляя онлайн обучение как вспомогательное.
  2. Ротационная модель («Rotation Model») совмещает традиционное очное обучение в классе и самостоятельное онлайн обучение в индивидуальном режиме через Интернет или на специальном сайте.
  3. Гибкая модель («Flex Model») предполагает использование онлайн платформы, с помощью которой преподаватель поддерживает обучающихся по мере необходимости, работает с небольшими группами или с одним учеником.
  4. Онлайн лаборатория («Online Lab») включает использование онлайн платформы на учебных занятиях под руководством преподавателя.
  5. Индивидуализированная модель («Self-Blend Model») позволяет обучающемуся самостоятельно решать, какие базовые уроки/занятия ему необходимо дополнить удаленными онлайн занятиями.
  6. Онлайн обучение («Online Driver Model») предполагает обучение через платформу и удаленный контакт с преподавателем. По требованию могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем.

Достоинствами смешанного обучения выступают: возможность сбора данных; кастомизация знаний и оценок; перераспределение ресурсов; повышение успеваемости.

Недостатки смешанного обучения заключаются в: неравномерной ИТ-грамотности, зависимости от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов; необходимости в техподдержке и затратах на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.

Развитие технологий беспроводной связи и использование мобильных устройств (в частности, планшетных персональных компьютеров) обусловили смену технологий е-learning и m-learning на технологии u-learning (ubiquitous learning) - всепроникающего обучение - с использованием информационно-коммуникационных средств и сети Интернет в качестве виртуальной рабочей среды, самодостаточной для учебно-познавательного процесса во всех сферах жизни общества. Всепроникающее обучение (u-learning) является продолжением идеи повсеместной компьютеризации (u-computing). Этот термин впервые начали использовать в Южной Корее, где создана уникальная система образования с использованием информационных технологий. Там данный термин отображает реальность - всепроникающее обучение, в котором задействованы все: школьники, студенты, взрослые, родители.

Основные принципы всепроникающего обучения:

1) постоянство: все предоставляемые материалы и выполненная работа фиксируются и сохраняются ежедневно и не могут быть утеряны;

2) доступность и адаптивность: все обучающие материалы доступны для каждого студента в любое время в независимости от его места нахождения, необходимая информация предоставляется по запросу самого студента, что реализует принципы автономного учения и самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

3) оперативность: доступ к запрашиваемой информации осуществляется немедленно, таким образом все возникающие проблемы решаются в кратчайшие сроки;

4) интерактивность: процесс взаимодействия между всеми участниками процесса обучения может происходить синхронно, что делает знания доступными;

5) слияние с окружением: обучение естественным образом встраивается в повседневную жизнь.

К преимуществам технологии можно отнести:

  • расширение образовательных возможностей обучаемых посредством доступности изучаемого материала и видоизменяемости самого образовательного процесса;
  • формирование активной, творческой позиции обучающихся, повышение их мотивации, самостоятельности и социальной активности;
  • индивидуализация процесса обучения с учетом личных потребностей, способностей и предпочтений каждого обучающегося;
  • интерактивное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
  • непосредственное применение полученных знаний, навыков, умений и опыта в естественных жизненных условиях.

Эвристические задания

  1. Докажите, что языковое образование в … (страна на выбор) можно рассматривать как образование, реализующее одно из направлений интеграции информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения (дистанционное обучение; электронное обучение; смешанное обучение; мобильное обучение; всепроникающее обучение и др.).
  2. Опишите, каким вы видите перспективы цифровизации языкового образования.
  3. Сделайте прогноз о необходимых компетенциях преподавателя, способного и готового к разработке и использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по иностранным языкам.