Современная информационно-коммуникационная среда обладает рядом дидактических возможностей, которые позволяют эффективно внедрять электронные средства обучения в образовательный процесс:
Появление новых инструментов (информационно-коммуникационных технологий) изменяет структуру и содержание образовательной деятельности.
Интеграция информационно-коммуникационных технологий в языковом образовании осуществляется по ряду направлений:
Широкое использование возможностей Интернет в образовании обусловило появление термина «электронное обучение» («е-learning»). Европейская комиссия определяет «е-learning» как «использование новых технологий мультимедиа и Интернет для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы». «Е-learning» - это технология, ориентирующая обучающегося на новый стиль образования для жизни и на образование в течение всей жизни, технология для достойной жизни в информационном обществе, технология, развивающая умения и навыки для устойчивой жизни и непрерывного самосовершествования (В. П. Тихомиров). «Е-learning» предполагает целенаправленную и контролируемую интенсивную самостоятельную работу обучающихся по индивидуальной траектории обучения, в любом удобном месте, в индивидуальном темпе, в удобное время.
Основными этапами развития обучения с использованием компьютерных технологий являются: курсы на базе CD-ROM; дистанционное обучение; электронное обучение. Каждый последующий этап включает в себя предыдущий
К достоинствам электронного обучения можно отнести следующие: большая свобода доступа из любого места с доступом через Интернет; качественное образование (курсы создаются при участии команды специалистов); возможность разделения содержания электронного курса на модули; гибкость обучения, т.е. адаптация процесса обучения под возможности и потребности студентов, экономия времени и простота возвращения к пройденному материалу; возможность обучения на рабочем месте; своевременное и оперативное обновление учебных материалов.
Недостатки электронного обучения концентрируются на: проблеме качества курсов; финансовых затратах на подготовку электронных курсов и их обновление; кадровых проблемах, связанных с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять данные курсы.
После электронного обучения следующим шагом в развитии системы образования стало интеллектуальное электронное обучение (smart e-learning), целями и задачами которого являются:
Мобильное обучение – это модель, в которой преимущественно или исключительно используются портативные устройства: телефоны, смартфоны, планшеты, ноутбуки, а не персональные компьютеры.
Смешанное (комбинированное, гибридное) обучение (blended learning) – это образовательная концепция, в рамках которой обучающийся получает знания, навыки и умения, приобретает опыт самостоятельно (онлайн) и очно (с преподавателем). Смешанное обучение строится на дистанционном обучении (distance learning), обучении в классе (face-to-face learning) и обучении через интернет (online learning).
Смешанное обучение реализуется в ряде моделей:
Достоинствами смешанного обучения выступают: возможность сбора данных; кастомизация знаний и оценок; перераспределение ресурсов; повышение успеваемости.
Недостатки смешанного обучения заключаются в: неравномерной ИТ-грамотности, зависимости от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов; необходимости в техподдержке и затратах на создание видеоматериалов, обучающих программ и тестирующих модулей.
Развитие технологий беспроводной связи и использование мобильных устройств (в частности, планшетных персональных компьютеров) обусловили смену технологий е-learning и m-learning на технологии u-learning (ubiquitous learning) - всепроникающего обучение - с использованием информационно-коммуникационных средств и сети Интернет в качестве виртуальной рабочей среды, самодостаточной для учебно-познавательного процесса во всех сферах жизни общества. Всепроникающее обучение (u-learning) является продолжением идеи повсеместной компьютеризации (u-computing). Этот термин впервые начали использовать в Южной Корее, где создана уникальная система образования с использованием информационных технологий. Там данный термин отображает реальность - всепроникающее обучение, в котором задействованы все: школьники, студенты, взрослые, родители.
Основные принципы всепроникающего обучения:
1) постоянство: все предоставляемые материалы и выполненная работа фиксируются и сохраняются ежедневно и не могут быть утеряны;
2) доступность и адаптивность: все обучающие материалы доступны для каждого студента в любое время в независимости от его места нахождения, необходимая информация предоставляется по запросу самого студента, что реализует принципы автономного учения и самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
3) оперативность: доступ к запрашиваемой информации осуществляется немедленно, таким образом все возникающие проблемы решаются в кратчайшие сроки;
4) интерактивность: процесс взаимодействия между всеми участниками процесса обучения может происходить синхронно, что делает знания доступными;
5) слияние с окружением: обучение естественным образом встраивается в повседневную жизнь.
К преимуществам технологии можно отнести:
Эвристические задания