Т е м а 4

Создание виртуальной образовательной среды

Инновационная образовательная среда учреждений высшего образования (УВО) исследуется многоаспектно, а само понятие «среда» использовалось во всех областях знаний, имеющих своим объектом человека. В подавляющем большинстве педагогических исследований под образовательной средой понимается совокупность условий: среда университета – совокупность условий, средств и факторов жизнедеятельности студентов и преподавателей (В. Л. Кургузов); образовательная среда – совокупность специально создаваемых и спонтанно возникающих условий взаимодействия личности и объективного мира УВО, являющихся дополнением к собственно предметному обучению (А. И. Артюхина); образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по данному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. А. Ясвин); образовательная среда – система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека (Ю. Н. Кулюткин, С. М. Тарасов).

Ряд исследователей в своих определениях связывают образовательную среду с пространством: образовательная среда – пространство особым образом организованных отношений; предметно-пространственное окружение обучающихся, в котором они осуществляют свою деятельность.

В. А. Козырев для уточнения понятий среда и пространство, отмечает, что пространство может влиять на человека, но не подразумевает его включенность, а среда есть взаимовлияние и взаимодействие окружения с субъектом образования. Исходя из этого, среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс и с которыми вступают во взаимодействие субъекты этого процесса.

Из анализа различных дефиниций образовательной среды следует, что авторы в основном используют два понятия: условия и возможности. Ряд исследователей под образовательной средой понимает «продукт отношений» участников образовательного пространства. Так, Ю. Н. Михайловой отмечается, что «образовательная среда представляет собой одну из форм взаимосвязи человека и окружающего мира. Человек, получающий образование, не просто взаимодействует с образовательной средой, он может самореализоваться в этом взаимодействии, осваивая культуру, выстраивая социальные отношения, вовлекая материал природы в пространство собственной жизнедеятельности. Таким образом, образовательная среда представляет собой продукт отношений между субъектами образовательного пространства».

Под виртуальной образовательной средой УВО будем понимать продукт отношений субъектов образовательного пространства. Само образовательное пространство – динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Тогда продуктами отношений субъектов образо-вательного пространства являются все дидактические компоненты процесса образования – его цель, содержание, методы, технологии, формы, средства обучения, а также механизмы управления отношениями субъектов образовательного процесса.

В 2004 г. Д. Бергман и А. Самс из штата Колорадо, США впервые проэкспериментировали технологию инверсионных уроков (flipped classroom) в обучении химии в старших классах школы. Технически начало технологии стало возможным благодаря появлению программ, позволяющих записывать видео и голос самостоятельно. Их решили использовать в школе, где существовала известная учительская проблема массового пропуска занятий. Идея обеспечить тех, кто не пришел на урок, полноценным учебным материалом для домашней работы и превратить уроки в активное совместное обсуждение за счет высвободившегося времени вместо объяснений и опроса легла в основу планирования таких уроков. Иными словами, более пассивные виды деятельности – восприятие объяснения, чтение и понимание нового материала и т.д. – были перенесены на индивидуальную, самостоятельную работу, а активизация, продуцирование и творческое преобразование были организованы в совместной деятельности обучающихся под руководством учителя в классе. Именно поэтому эта технология и получила название инверсионных уроков, перевернув традиционное представление о классной и домашней работе (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Общая информация об инверсионных уроках

С одной стороны, у учителя / преподавателя есть возможность тщательно обдумать свое объяснение, максимально использовать технические средства и каналы восприятия информации, хронометрировать свою речь; с другой - для учащихся разного уровня обученности обеспечивается многократность обращения к материалам учителя, естественное и соответствующее их потребностям использование компьютерных и мобильных технологий, гармонично дополненных интересным, нужным содержанием; у родителей появляются необходимые инструменты помощи своим детям, активного участия в процессе познания нового. Эта образовательная технология предполагает взаимную заинтересованность, она не противоречит, а дополняет традиционное использование учебника и других средств обучения, предоставляет выбор.

Наиболее распространенными платформами для создания инверсионных уроков являются YouTube, Evernote, Google Drive, а также платформы для создания блогов. Следует также рассмотреть возможности тех программ, которые более адаптированы для создания флипт учения (flipped learning).

Ресурс Camtasia предлагает оптимальное программное обеспечение, специально адаптированное для создания инверсионных уроков: запись видео с экрана компьютера, запись голоса, множественные гиперссылки на материалы, отобранные преподавателем, интерактивные возможности диагностического и текущего контроля. Он является платным, как и некоторые другие сайты по данной ссылке (screencasting tools you can use here, Camtasia).

Wikispaces представляет собой бесплатную платформу и имеет прекрасные возможности для само- и взаимообучения. Учитель может предложить индивидуальные и групповые задания и проекты, учащиеся могут комментировать свои действия, обсуждать материал, преподаватель имеет возможность отслеживать степень вовлеченности каждого и уровень выполнения заданий. Платформа может быть использована для разных целей, включая флипт классрум.

EdModo завоевала авторитет одной из самых популярных образовательных социальных сетей, в том числе мобильных. Для описываемой технологии она обеспечивает те же возможности, что и Wikispaces: загрузку учебных материалов, упражнений, заданий, интеракцию учащихся. В ней также обеспечивается доступ к материалам других пользователей, привлечение участников обсуждения со стороны. Аналитические инструменты позволяют преподавателю точно определить индивидуальные сложности и затруднения в овладении материалом, увеличить продуктивность занятий.

Moodle, подобно WikiSpaces и Edmodo, также может использоваться для создания флипт классрума на основе собственных и привлеченных материалов. Об алгоритме создания, преимуществах использования и перспективах развития этой технологии на данном сервисе доступно рассказывается в видеофильме (рис. 4.2), созданном учителем для своих коллег (how to flip a class using Moodle https://youtu.be/ZRvmjjeZ9CA).

Рис. 4.2. Скриншот видеофильма для учителей / преподавателей

Poll Everywhere представляет собой ресурс, преимущественно направленный на разнообразные виды и формы контроля как средства управления учением. Студенты могут выбрать способы организации учебного материала, виды упражнений и заданий, а также формы контроля путем голосования. После чего преподаватель может разделить класс на группы по интересам или предложить коллективную работу над материалами, за которые проголосовало большинство.

К другим полезным источникам относятся нижеперечисленные сайты.

The Flipped Institute – справочный ресурс, позволяющий учителю получить инструкции по созданию флипт классрума. Если имеются вопросы, можно их задать, используя опцию «спроси эксперта» (Ask an Expert). The Flipped Learning Network содержит ссылки на вебинары и конференции как об основах использования данной технологии, так и о перспективах. The Center for Teaching and Learning имеет полезный инструмент, позволяющий увидеть и самому пройти алгоритм создания флипт классрума (Flip-Quick start guide) и просмотреть задания в форме опросников и викторин, включенных в видеоресурсы (including embedded quizzes in the videos). Если учащийся не имеет технических возможностей просмотреть инверсионные уроки дома, то необходимо предусмотреть их демонстрацию в классе (вариант ложных флипт классрум (faux flipped classroom). Для того чтобы убедиться в возможностях и перспективах данной технологии, можно просмотреть аналитические материалы Shelley Wright (her experiences with flipped learning). B них содержится обзор опыта использования данной технологии, начиная с 2011 г. и постепенное превращение каждого урока в личностно- ориентированный (student-centered classroom), особенно для учащихся с высоким уровнем мотивации и учебно-познавательной компетенции, заинтересованными и одаренными.

Опрос 2014 survey from the Flipped Learning network продемонстрировал, что 78 % участвовавших в нем учителей заявили, что они использовали эту технологию и 96 % из них рекомендовали бы ее к использованию.

Эвристические задания

  1. Смоделируйте и представьте схематично структуру виртуальной образовательной среды.
  2. Определите потенциальные трудности создания виртуальной образовательной среды и ранжируйте их по возрастанию.
  3. В чем вы видите преимущества и/или недостатки виртуальных сообществ и миров в обучении иностранным языкам? Определите целесообразность их моделирования в дидактических целях.
  4. Предположите, какие трансформации в виртуальных сообществах и информационно-коммуникационных технологиях произойдут в ближайшей и отдалённой перспективе.
  5. Обоснуйте целесообразность применения образовательной технологии «инверсионный урок» в обучении иностранным языкам (сравните структуру и содержание инверсионного и традиционного урока).