Т е м а 2

Применение информационно-справочных и коммуникационных интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам

Средства обучения иностранному языку, применяемые в образовательном процессе, можно разделить по принципу реализации обратной связи с обучающимися на две группы: пассивные и активные. Программные обучающие комплексы с современным электронным контентом относятся к активным средствам обучения, дающим возможность выбора, обеспечивающим запрограммированную реакцию на деятельность обучающегося, управляют ею. Они также удобны для управления автономной и самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работой учащихся, освобождают учителя от рутинной работы. Мультимедийные средства обучения могут обладать практически неограниченным количеством аутентичной страноведческой и культуроведческой информации, являются отражением культуры общества.

Вслед за Р. К. Потаповой, в соответствии с принципами универсальности и возможностей многоцелевого использования компьютера, обучающие программные средства подразделяются на компьютерные учебные программы, инструментальные системы (для проведения расчетов, составления баз данных, редактирования), программы, управляющие процессом обучения (электронное расписание), программы поддержки текущей деятельности (электронный журнал, электронный дневник).

Компьютерные учебные программы должны стать средством качественного прорыва в формировании всех групп навыков. Они подразделяются на обучающие, тестирующие, тренажерные и учебные игры, прикладные программы учебного назначения, моделирующие и интегрированные программы. Разновидностью компьютерных обучающих программ является электронный учебник. К ним также относятся автоматизированные учебные курсы, компьютерные справочники, словари и энциклопедии, программы искусственного интеллекта.

Существуют программы, основанные на методе моделирования – способе изучения какого-либо объекта реального мира путем его имитации на компьютере. Моделирующие программы отличаются от автоматизированных учебных курсов и тренировочных программ тем, что пользователь с их помощью обучается самостоятельно в условиях, приближенных к реальной действительности.

Учебные игры близки к имитационным программам. В них имеется (не)ограниченное количество участников и определенные правила. Задача учебных игр – создание среды, облегчающей усвоение обучающимися знаний (фактов, понятий) и приобретение ими навыков и опыта (развитие логики, интуиции, решение стандартных и свободных задач, принятие решения, выбор стратегии и тактики, взаимодействие, соревнование, симуляция). В обучающих играх закладываются возможности осознанного и неосознанного усвоения языка. Электронные игры можно подразделить на те, в которых усвоение правил и навыков игры является задачей обучения, и те, которые являются вспомогательным средством поддержания мотивации в процессе обучения. Имитационные модели игр соотносятся с тремя видами имитации: физических характеристик, ситуаций, процессов.

Классификация интернет-ресурсов, предложенная П. В. Сысоевым и М. Н. Евстигнеевем, включает два основных компонента: формы телекоммуни-кации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации, т.е. коммуникации посредством интернет-технологий, относятся: электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции, вебинары и т.д. К формам телекоммуникации также относятся социальные сервисы Web 2.0: блоги, wiki, сервисы подкастов и закладок, сервер фотографий Flickr, серверы видеоролков YouTube, TED и др., Web 3.0, представляющие собой платформу социальных сервисов и служб, позволяющие широкому кругу пользователей Интернета быть не только получателями информации, но также и ее создателями и соавторами.

Информационные ресурсы Интернета содержат учебный текстовый, аудио-и визуальный материал по различной тематике на разных языках. К ним относятся подкасты, блоги, облачные технологии, хотлист (hotlist), мульти-медиа скрэпбук (multimedia scrapbook), трежа хант (treasure hunt), сабжект сэмпла (sublect sampler), вебквест (webquest), флипт клас (flipped class) и др.

В сфере образования технологии Web 3.0 (платформы, сети, мобильные технологии, комбинированное обучение и др.) применяются в том числе и для дистанционного обучения иностранным языкам. Постоянно совершенствуются системы управления обучением (Learning Management Systems, или LMS), которые предназначены для создания и управления учебными курсами в Интернете, а также технологии, позволяющие разрабатывать, хранить и изменять содержание информационных ресурсов образовательного назначения (Learning Content Management Systems, или LCMS).

Среди основных критериев оценки интернет-ресурсов можно выделить содержание сайта, источники информации, структуру сайта. Данные критерии могут обеспечить развитие у учащихся умений критически оценивать или тестировать образовательные интернет-ресурсы.

Эвристические задания

  1. Докажите необходимость владения обучающимися учебно-познавательными умениями критически оценивать интернет-ресурсы.
  2. Представьте графически типологию интернет-ресурсов, применяемых в образовательном процессе по иностранному языку. Какие современные информационно-справочные интернет-ресурсы должны быть в нее включены? Аргументируйте ваш выбор.
  3. Сравните дидактические возможности средств синхронной и асинхронной коммуникации. Опередите средства, максимально полно отвечающие потребностям современного языкового образования.
  4. Предложите критерии оценки интернет-ресурсов для преподавателя и различных групп обучающихся.