Тема 7

Разработка электронных учебно-методических комплексов для обучения иностранным языкам

«Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), как правило, включает следующие разделы: теоретический, практический, контроля знаний и вспомогательный. Теоретический раздел ЭУМК содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности (направлению специальности).

Практический раздел ЭУМК содержит материалы для проведения лабораторных, практических, семинарских и иных учебных занятий и организуется в соответствии с типовым учебным планом по специальности и с учебным планом учреждения высшего образования по специальности (направлению специальности, специализации).

Раздел контроля знаний ЭУМК содержит материалы текущей и итоговой аттестации, иные материалы, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов высшего образования и учебно-программной документации образовательных программ высшего образования» [8].

Принципы разработки ЭУМК представляют собой следующие обязательные основы организации обучающей деятельности. К ним можно отнести принципы системности, модульности, наглядности, интерактив-ности, проблемности, индивидуализации. Принцип системности предполагает целостность, взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов ЭУМК. Это может быть достигнуто за счет содержания, оформления и гипертекстового объединения. Компоненты ЭУМК могут варьироваться и представлять собой единство электронного варианта лекций, учебных пособий (модулей), практикумов (сценариев занятий), банка нормативно-правовых, справочных и др. материалов, заданий/упражнений, словарей, глоссариев, текстов видео- и аудиоматериалов, аудиокниг и/или библиотек, мультфильмов, комиксов, подкастов, игр, викторин, портфолио, мультимедийных презентаций, доступа интернет-ресурсов и т.д.

Принцип модульности реализуется в единстве и целостности ограниченного и повторяющегося набора модулей. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по их усвоению, что позволяет учащимся самостоятельно овладевать определенным уровнем.

Принцип наглядности обеспечивает включение всех видов анализаторов, кроме тактильного и обонятельного. Принцип интерактивности предусматривает индивидуальную работу по самостоятельно (произвольно или непроизвольно) выбранному маршруту, автономную учебно-исследовательскую деятельность по собственной образовательной траектории, парную работу с другими студентами, преподавателем, групповое или командное, включая виртуальное взаимодействие; оперативную обратную связь за счет использования вербальных и невербальных средств (звук, цвет, текст, графика, гипер-ссылки) само-, взаимо- и внешнего контроля. Функция обратной связи реализу-ется посредством доступности баз данных, наличием подсказок, инструкций, опор, возможностей переделать выполненное задание, переформулировать сказанное/написанное, получить моментальный или отсроченный (не)вербальный или визуальный вариант контроля, услышать объяснение и/или эмоциональную оценку, определить прогресс в каждом виде деятельности, иными словами, осуществить гибкую обратную связь.

Принцип проблемности реализуется посредством создания разнообразных проблемных ситуаций затруднения, противоречия, конфликта между прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. В проблемную ситуацию можно включать следующие основные компоненты: 1) неизвестные знания; 2) противоречие, затруднение; 3) внешние и внутренние условия, стимулирующие мыслительную деятельность; 4) интеллектуальные «подсказки», стимулы, приводящие к эвристическому решению, к «открытию» нового знания.

Принцип индивидуализации предполагает вариативность заданий, гибкое управление ими, ориентацию на 3-4 разных уровня обученности учащихся. Данный принцип реализуется путем адаптации требований учебных планов, образовательных программ, материала, заданий, упражнений к конкретному учащемуся, с широким спектром его индивидуальных особенностей – от особенностей темперамента и типа мышления до преобладающего способа обработки информации (синтетический или аналитический, образного или словесного типов мышления и т.д.).

В целом, мультимедийные обучающие комплексы обладают значительными возможностями интенсификации учебного процесса. Это проявляется в мгновенном доступе к информации, в автоматизированном контроле, в обеспечении личностно- ориентированного подхода и выбора образовательных возможностей.

Мультимедийный электронный учебник как средство моделирования межкультурной коммуникации является обучающим инструментом подготовки к межкультурному общению, погружению в иную культуру для лучшего восприятия и понимания. В нем должны закладываться возможности по-новому осознавать языковые и речевые явления, культурные реалии, обеспечивать разнообразную тренировку в достаточном количестве, осуществлять разные виды индивидуализированного контроля. Мультимедийный электронный учебник является основным и неотъемлемым компонентом ЭУМК.

Качествами ЭУМК являются аналитичность, логическая стройность, фундаментальность, аргументированность, рациональность. При выборе ЭУМК учителю/преподавателю следует учитывать следующие критерии:

  • соответствие нормативным документам (концепция, стандарт, программа), целям обучения, возрастным особенностям учащихся;
  • систематичность, преемственность и последовательность;
  • наличие минимально необходимых компонентов (мультимедийный учебник, рабочая тетрадь для учащихся, книга для учителя, мультимедийные приложения), взаимосвязь и взаимозависимость компонентов ЭУМК;
  • сбалансированное интегративное развитие рецептивных и продуктивных навыков и умений (восприятие и понимание речи на слух, говорение, чтение, письменная речь);
  • повторяемость языкового и речевого материала;
  • четкость и однозначность инструкций;
  • наличие тестовых заданий, материалов и упражнений дифференцированного характера;
  • аутентичность материалов;
  • наличие социокультурного компонента;
  • наличие необходимых справочных материалов.

Компоненты ЭУМК подразделяются на обязательные, факультативно-обязательные, факультативные. Количество компонентов варьируется в каждом конкретном случае в зависимости от целей, этапов и условий обучения. Для обоснования комплектности ЭУМК необходимо подойти к нему как к системе, которая выполняет в обучении все функции, возлагаемые на нее. Одним из факультативных компонентов комплекса может быть электронное портфолио учащегося. Кроме ЭУМК к специальным электронным средствам обучения относятся: компьютерные обучающие программы, компьютерные учебные курсы, состоящие из интерактивных уроков, компьютерные тренажеры, компьютерные тесты и тестовые системы.

Эвристические задания

  1. Сформулируйте требования к современному электронному учебно-методическому комплексу (ЭУМК).
  2. Составьте перечень критериев для анализа ЭУМК как средства подготовки к межкультурной коммуникации.
  3. Предложите методическую последовательность этапов разработки ЭУМК.