Т е м а 3

Использование информационно-поисковых ресурсов в обучении иностранным языкам

Выделяют следующие критерии отбора интернет-ресурсов для последующей аудиторной и самостоятельной работы: авторитетность, назначение, аудитория, важность, объективность, точность, распространенность, формат, ссылки, простота использования.

Авторитетность как принцип отбора нацеливает на поиск автора данной информации: каким авторитетом или опытом владеет автор; существуют ли ссылки на контактные данные автора; на каких источниках базируется информация; понятно ли, кто является автором и кто опубликовал сайт; является ли этот сайт специализированным; на каком сайте опубликованы материалы; какое доменное имя сайта; опубликован ли материал на сайте большой организации или на личном веб-сайте; охватывает ли сайт тему полностью; даются ли ссылки на другие материалы; если есть ссылки на другие материалы, то это оценки или примечания к последующей информации; работают ли эти ссылки; содержит ли сайт рекламу, и как она влияет на содержание сайта.

Назначение, аудитория и важность в качестве критериев позволяют определить, каковы цели сайта; достигает ли сайт поставленных целей; кто является целевой аудиторией данного материала; насколько материал доступен для понимания; является ли сайт специально ориентированным на студентов; насколько он обеспечивает всем необходимым материалом; можно ли найти более соответствующие материалы в других местах; пытается ли сайт продать что-нибудь.

Объективность как показатель позволяет разобраться, что представляет собой информация: это факт или чье-то мнение; каким образом она представлена.

Точность и распространенность подразумевают насколько верно представлена информация; нужны ли дополнительные ссылки; можно ли проверить информацию по другим источникам; оформлен ли материал грамматически и орфографически правильно; датирован ли материал; когда было последнее обновление материала; все ли обновленные ссылки действуют.

В качестве показателя представлен формат, который можно использовать как критерий качества сайта.

Ссылки, их наличие и релевантность также дают представление о том, есть ли на сайте советы, идеи или другие варианты трактовки идей, постановки и решения проблем. Кроме того, отсутствие фоновых знаний по теме, присутствие в тексте ссылок на других авторов, какие-либо события могут также затруднить восприятие информации. В том случае, если такая проблема возникнет, преподавателю следует предусмотреть ссылки, дающие дополнительную информацию по данному вопросу. Если информация не является важной, то задания по таким источникам могут носить необязательный характер.

Простота использования как показатель позволяет определить является ли сайт хорошо структурированным; легко ли найти нужную информацию; изложено ли содержание в простой форме; какие возможности есть у сайта для обеспечения, поиска нужной информации; логично ли меню навигации; представлена ли карта или каталог сайта; быстро ли сайт загружается; привлекательный ли дизайн сайта; признаются ли авторские права. Эти вопросы являются актуальными и, безусловно, заслуживающими внимания. Очевидно, что отвечать на эти вопросы нужно не в отрыве от практической деятельности, а с учетом критериев образовательной ценности и необходи-мости материала. Опытные пользователи Интернета часто сталкиваются с этими вопросами, или, по крайней мере, с некоторыми из них, когда они посещают сайт в первый раз. Непосредственно данная формулировка вопросов используется преподавателями при анализе и отборе источников.

Эвристические задания

  1. Какие можно выделить сильные и слабые стороны применения информационно-поисковых систем? Проанализируйте и оформите проведенный анализ в виде таблицы.
  2. Выделите трудности, с которыми может столкнуться преподаватель / обучающиеся в процессе обеспечения информационной безопасности. Предложите свод правил поиска информации в сети Интернет и осуществления расширенного поиска.
  3. Какими критериями отбора информации на иностранном языке в сети Интернет следует руководствоваться обучающими обучающимся? Составьте памятку пользователя.