Тема 4. Система, норма, узус

Что можно почитать по теме

1. Ерофеева, Е. В. К вопросу о соотношении понятий норма и узус / Е. В. Ерофеева // Проблемы социо- и психолингвистики : сб. ст. / отв. ред. Т. И. Ерофеева; Перм. ун-т. – Пермь, 2003. – Вып. 2. – С. 3–8.

2. Гудков, Д. Б., О русском языке и не только о нем / Д. Б. Гудков, Е. Ю. Скороходова. – М. : Гнозис, 2010. – 206 с. – Раздел I. Немного теории (Система, норма, узус).

3. Салимовский, В. А. Узус / В. А. Салимовский // Стилистический энциклопедический словарь русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://enc-ic.com/stylistic. – Дата доступа : 12.11.2014.

Задание 1. Прочтите следующий текст и выполните задания к нему. Если нужно, воспользуйтесь справочной литературой (словарь, энциклопедия).

Язык представляет собой систему, причем систему саморегулирующуюся, не подчиняющуюся прямому сознательному влиянию кого бы то ни было. Никто, даже обладая абсолютной властью, не в состоянии реформировать язык по своему вкусу. Реформировать язык с помощью указов и распоряжений не получится. Так может ли общество влиять на язык? В определенной степени может, создавая благоприятные условия для его развития или, наоборот, способствуя его вырождению и умиранию. Как именно будут происходить эти изменения, определить практически невозможно.

Главным организующим принципом системы языка является смыслоразличение. Ее единицы должны отличаться друг от друга и служить для различения морфем, слов, предложений. Но система накладывает и жесткие ограничения. К примеру, говорящий по-русски должен четко различать твердые и мягкие согласные, в противном случае будет нарушен принцип смыслоразличения, будет непонятно, что сказано: угол или уголь.

В том или ином случае система предоставляет определенные варианты (существующие или потенциальные). Скажем, [т] в нашей речи должен отличаться от [д], но для русского языка не имеет значения, будем ли мы произносить [т] с придыханием, как в английском, или без оного, округляя губы или не делая этого. В первых случаях наше произношение будет выглядеть несколько странным, но трудностей в понимании нашей речи не возникнет.

Совокупность всех этих вариантов использования языковой системы, реально существующих в речевой практике, называется узусом. Бытие узуса, как и системы, в достаточной степени стихийно (но не хаотично). Трудно сказать, какие изменения в нем произойдут и каковы причины этих изменений.

Соответственно, язык не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Если же следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои нормы. Таким образом, существование норм признается необходимым на любом этапе развития языка.

Эволюция языковых норм неизбежна вследствие социальной обусловленности языка вообще и литературного языка в частности. Социальная база русского литературного языка, т.е. состав его носителей, несравнимо расширилась за последние десятилетия. Коренные изменения общественного строя, массовость печати и иных СМИ сделали литературный язык главным средством языкового общения подавляющей части населения.

Тот факт, что язык СМИ выполняет в настоящее время функцию нормализатора, уже отмечен рядом исследователей. Язык прессы обладает огромными возможностями и оказывает сильнейшее влияние на другие разновидности литературного языка и на общество в целом. Это объясняется, с одной стороны, воздействующей функцией медийных текстов, а с другой – непрерывностью такого воздействия, поскольку в той или иной форме тексты современных средств массовой информации (газет, журналов, радио и телевидения) присутствуют в жизни современного человека постоянно.

Проблема языковой нормы связывается с чрезвычайно актуальной на сегодняшний день проблемой толерантности и языковой агрессии. Причем мнения по поводу соответствия языковой нормы принципам толерантности высказываются диаметрально противоположные. Одни считают современное состояние нормативных предписаний по построению речи нарушением принципа свободы каждой личности и, соответственно, толерантности, другие, напротив, видят в наличии норм способ смягчения изначальной «конфликтности» речи, а третьи считают именно современное «расшатывание» норм причиной усиления языковой агрессии и нарушением основных принципов толерантного существования, к которому стремится любой социум.

Таким образом, наличие определенных норм признается одним из естественных признаков языка, который и обеспечивает равноправные отношения между автором высказывания и его адресатом. Соответственно, нарушение этих норм, отсутствие взаимопонимания между автором и адресатом может рассматриваться как акт речевой агрессии, что в равной степени применимо как в межличностной, так и в массовой коммуникации.

Язык может полноценно существовать и развиваться только в том случае, если развита и разнообразна речь носителей этого языка, если последние обладают высокой языковой компетенцией и создают качественные речевые произведения самых разных жанров. Существование литературной нормы и владение этой нормой тех, чья речь воспринимается как авторитетная, – необходимое условие полноценного существования языка.


Задание 2. Что их перечисленного ниже можно отнести к языковой норме, а что – к узусу?
Норма Узус
  • а) принципы сочетания морфем;
  • б) литературный язык;
  • в) общепринятое носителями данного языка употребление языковых единиц;
  • г) совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления;
  • д) литературно правильные словоформы;
  • е) «частные» нормы, отличающиеся от нормы литературного языка;
  • ж) может фиксироваться словарями и далее кодифицироваться в языковую норму;
  • з) правила расположения слов в структуре предложения;
  • и) осознаваемые как правильные и желательные реализации языковой системы;
  • к) все общепринятые реализации языковой системы;
  • л) применение, обычай;
  • м) зависит от профессии, социальных групп;
  • н) раскрывает неодноплановость языка;
  • о) совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации;
  • п) включает не только традиционные, устойчивые, но и нетрадиционные, окказиональные реализации.

Задание 3. На ваш взгляд, следующие примеры иллюстрируют узуальное употребление языковых единиц или окказиональное (обусловленное специфическим контекстом или индивидуальным вкусом)?
1. Огромная просьба на время совещания отключить все свои гаджеты.
2. Не изволите ли откушать со мной в кафе «Эсперанто», сударыня?
3. Расшарь, пожалуйста, папку на рабочем столе.
4. Будьте так любезны. Если вам не трудно, не могли бы вы прокомпостировать мой талончик?
5. Давай по-быстрому подскочим на бусике.
6. – У меня уже два киндера.
– А я еще пока не обзавелся спиногрызами.
7. А у меня сегодня безудержный шопинг. Шопингую до потери пульса.
8. В этом году мы планируем разместить новые биллборды на остановках общественного транспорта.
9. Мну еще не решило. Мну подумает.
10. Мы составили рейтинг самых популярных поставщиков облачных технологий.

Задание 4. Помимо общепринятого употребления языковых единиц исследователи часто говорят о таких более частных явлениях, как профессиональный узус (например, узус научного изложения), узус социальной группы, узус обиходного общения. Выберите две социальные группы, которые различались бы по какому-то одному признаку (например, возраст – молодежь и пенсионеры, профессия – врачи и учителя, гендер – женщины и мужчины и т.д.). Понаблюдайте за поведением представителей выбранных групп и найдите минимум пять отличий в употреблении ими русского языка.