1. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. – Лекция 7. Групповая и
массовая коммуникация.
2. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М.А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Гл. 10. Коммуникация в малых группах.
3. Краснянский, Д. Е. Основы теории коммуникации : учеб. пособие / Д. Е. Краснянский. – М. : МГТУ ГА, 2009. – 154 с. – Тема 6. Коммуникация в малых
группах.
4. Взаимодействие в группе // PSYERA. Гуманитарно-правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psyera.ru/4632/vzaimodeystvie-v-gruppe. – Дата доступа : 26.11.2014.
Задание 1. Расположите стадии становления группы в правильном порядке.
1.
2.
3.
4.
Стадия протеста: конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок.
Стадия формирования: выделение лидера, постановка задач, правил общения.
Стадия сотрудничества: преодоление межличностных трений, решение общих задач.
Стадия нормоустановления: появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов.
Задание 2. Эксперимент. Спросите у 10–15 знакомых, в какие группы они входят на данный момент. Роль какой из этих групп они считают определяющей в своей жизни? В состав какой группы они вошли по собственному желанию, а какой – недобровольно.
Задание 3. Составьте список групп, участником которых вы являетесь на данный момент, учитывая все типы групп – семейную, формальные и неформальные. Также подготовьте «желаемый» список групп, в состав которых вы хотели бы входить в обозримом будущем. Сравните два списка и определите для себя программу действий.
Задание 4. Одним из факторов групповой коммуникации является лидерство. Какие типы лидеров вы знаете? Что характеризует каждый тип? Найдите правильный вариант ответа.
Властность, стремление единолично принимать все решения, навязывать другим свое мнение, оказывая при этом на них психологическое воздействие. Игнорирование их как личностей, избегание личных взаимоотношений с зависимыми людьми, использование приказов и подчинений как основных методов работы.
Преобладание уважения к подчиненным, признание права других на свое мнение, общение с подчиненными как с равными, обращение к другим с просьбами и советами, а не с приказами и распоряжениями.
Предоставление подчиненным полной свободы действий, отсутствие любого контроля, когда подчиненные наделяются полномочиями и принятиями любых решений (вплоть до снятия лидера).
Предпочтение отдается формальным методам руководства, т.е. власть и авторитет поддерживаются бюрократическими методами.
Человек, к мнению которого остальные больше всего прислушиваются.
Человек, который возглавляет группу лишь формально, но к его мнению не прислушиваются. Вместо него группой или руководит другой, или не руководит никто.
Человек, наделенный от природы лидерскими качествами.
Лидер, становящийся таковым на время, в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Лидер, использующий в руководстве группой элементы трех основных стилей лидерства (авторитарный, демократический, либеральный).
Лидер, использующий комбинацию трех основных стилей руководства, но все время – в зависимости от обстоятельств – преобладает какой-то один.
демократический лидер
ситуационный лидер
либеральный лидер
бюрократический лидер
лидер мнений
авторитарный лидер
номинальный лидер
гибкий лидер
харизматический лидер
комбинированный лидер
Задание 5. Р. М. Белбин выделяет 8 типов ролей, которые человек исполняет в группе в зависимости от личных особенностей и качеств. На ваш взгляд, в чем заключается суть каждой роли? Какие черты обычно характеризуют человека, который ее исполняет? (Если необходимо, воспользуйтесь справочной литературой. Обратите внимание на возможное употребление разных терминов в различных источниках.)
1. Председатель (координатор, лидер). 2. Шейпер (мотиватор, навигатор, формирователь, творец). 3. Генератор идей (мыслитель, новатор). 4. Объективный критик (эксперт, оценщик идей, наблюдатель, аналитик, стратег). 5. Работник компании (практик, исполнитель, организатор, начальник штаба). 6. Снабженец (разведчик, исследователь ресурсов). 7. Душа группы (коллективист, миротворец, дипломат, вдохновитель). 8. Отделочник (завершитель, контролер, педант, доводчик).
Задание 6. Найдите информацию о других возможных классификациях ролей в группе. Например, роли, ориентированные на решение задачи, поддерживающие роли, процедурные роли и эгоцентрические роли. Для этого воспользуйтесь справочной литературой. Вспомните одну из известных вам формальных групп и попробуйте определить роли ее участников в соответствии с выбранной вами классификацией. Все ли роли присутствуют в данном случае?