Тема 1. Коммуникативная компетенция

Что можно почитать по теме

1. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Раздел 1.5. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки специалиста.

2. Бастрикова, Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен / Е. М. Бастрикова // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. – Казань : Казан. гос. ун-т, 2004. – С. 43–48.

3. Кобзева, Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку / Н. А. Кобзева // Молодой ученый. – 2011. – № 3, т. 2. – С. 118–121.

4. Коммуникативная компетенция // Психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://azps.ru/abc/k/kommunikativnaya_kompetenciya.html. – Дата доступа : 27.11.2014.

5. Коммуникативная компетенция и ее компоненты. Уровни коммуникативной компетенции // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/01/03/kommunikativnaya-kompetentsiya-i-eyo-komponenty-urovni . – Дата доступа : 27.11.14.

Задание 1. Ниже приводятся знания и навыки, которые составляют коммуникативную компетенцию личности. Расставьте их в порядке значимости (на ваш взгляд) и аргументируйте свою точку зрения.

· Знание норм и правил общения (делового, повседневного, праздничного и др.);

· высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию;

· понимание невербального языка общения;

· умение вступать в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик;

· умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;

· умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;

· способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию в зависимости от этой оценки;

· способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

Задание 2. Какие компоненты коммуникативной компетенции, на ваш взгляд, отсутствуют или слабо сформированы у участников следующих коммуникативных ситуаций?

1. Нумерей в гардеробе больше нет. Пóльты висят на всех вешалках.

2. Ну это… в общем… я как бы звоню такой другу… типа, мол, пойдем сходим в кино. Ну, там, рейтинг, отзывы и все такое…

3. Согласно протокола номер 15 и нового распоряжения, сотрудник ЖЭСа обязан своевременно уведомить гражданам, проживающим в этом районе.

4. Уважаемая редакция. Обращаюсь к вам в который раз с жалобой. Разберитесь наконец с графиком выхода вашего издания. А то невозможно купить новый журнал. То очереди то еще не завезли то уже раскупили.

5. Ситуация: Мужчина первым выходит из помещения, не придерживая дверь идущей за ним женщине. Обернувшись, мужчина узнает в женщине свою коллегу по работе, невнятно бормочет «Здрасьте», не вынимая руки из карманов.

6. – Давайте поговорим о вашем новом проекте…

– А что проект, новый проект никуда не денется. Вот за прошлый год наша компания заработала…

– Но наших читателей очень заинтересовал ваш новый тарифный план. Они хотят узнать о нем поподробнее.

– Так информация о наших тарифных планах есть на сайте компании. Любой может почитать.

– Понимаете, это совершенно новый опыт для многих клиентов вашей компании. Люди пока еще не разобрались с новинкой и хотели бы услышать комментарии из уст компетентного человека.

– Так там и так все понятно. Ребенок разберется…

7. – Меня так достали пробки. Дорога на работу стала занимать на 40 минут больше. И чтобы помыть машину, приходится отстаивать километровые очереди…

– Ну… даже не знаю… я ж не вожу машину. Тут я тебе ничего не подскажу. Я же привыкла общественным транспортом добираться.

– А еще зима на носу, пора на зимнюю резину переходить. А мой автомеханик, как назло, в отпуске. Вообще не понимаю, что мне делать?

8. Ситуация: Мужчина стоит на пороге, нетерпеливо переминается с ноги на ногу и поглядывает на часы. Хозяйка квартиры продолжает эмоционально рассказывать ему о том, как ей неудачно переустановили кухонную технику.

9. – Вот ты же сам виноват, вот сам напросился. Дурак!

– Да что ты опять завелась?

– Вечно ты вляпаешься в историю! А мне расхлебывай!

– А ты не кричи на меня!

– Сам такой!

– Истеричка!

10. – Так вы примете участие в конференции?

– Я подумаю. Спасибо.

– Но нам нужно знать число участников уже сегодня.

– Я обязательно подумаю. Я вам сообщу позже.

– Если вы не уверены, что можете принять участие в этой конференции, но вам интересна данная тематика, мы можем записать вас на другую конференцию. У нас в следующем месяце намечается еще одна масштабная конференция…

– Да, наверное. Спасибо.

Задание 3. Эксперимент. Оцените сформированность собственных коммуникативных навыков и умений, приведенных в задании 1, по шкале от 0 до 5. Попросите двух-трех хороших знакомых оценить вас по такому же принципу и сравните полученные результаты. Насколько объективно вам удалось определить собственный уровень коммуникативной компетенции?

Задание 4. На основании результатов, полученных в задании 2, разработайте программу повышения собственной коммуникативной компетенции. Сформулируйте минимум три рекомендации по развитию собственных коммуникативных навыков и умений. Попросите ваших знакомых, принимавших участие в мини-опросе для задания 2, сделать для вас то же самое (дать вам три совета о том, как вам следует работать над совершенствованием вашей коммуникативной компетенции).