Тема 8. Средства массового воздействия

Что можно почитать по теме

1. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. – Лекция 7. Групповая и массовая коммуникация.

2. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. – 461 с. Раздел 5.5. Индустриальная неокультурная книжность; Раздел 5.6. Мультимедийная коммуникационная культура.

3. Краснянский, Д. Е. Основы теории коммуникации : учеб. пособие / Д. Е. Краснянский. – М. : МГТУ ГА, 2009. – 154 с. – Тема 2. Исторические вехи возникновения и основные этапы развития теории коммуникации.

4. Рякин, Е. Средства массового воздействия. Две стороны одной медали / Е. Рякин // Пси-фактор [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psyfactor.org/lib/ryakin.htm. – Дата доступа : 30.11.14.

Задание 1. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

1. Средства массового воздействия способны акцентировать наше внимание на определенной проблеме.

2. Средства массовой информации не в состоянии добиться такого же большого эффекта, как средства массового воздействия.

3. Во время чтения интересной книги наше сознание не отдыхает. Напротив, имеют место активные мыслительные процессы.

4. Во время просмотра занимательного блокбастера или комедии мы «отключаем мозг» и расслабляемся.

5. Скандалы, интриги, спецрасследования занимают человека гораздо больше, чем познавательные или юмористические передачи.

6. В нашем обществе не принято насмехаться над болезнями и увечьями, над смертью или над жестокостью.

7. Театр в современном обществе менее популярен, чем кинематограф.

8. Современные сериалы по качеству значительно превосходят полнометражные фильмы.

9. Мало кто сейчас смотрит документальное кино.

10. Балет значительно популярнее оперы, особенно среди молодежи.

Задание 2. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите следующие названия? Что вы знаете о них? Пользуются ли указанные произведения популярностью среди ваших знакомых? Представители каких именно социальных групп отдают предпочтение тем или иным произведениям? Какое воздействие, на ваш взгляд, на зрителей/читателей призваны оказать указанные произведения (книги, фильмы, постановки)?

«Риголетто»

«Гарри Поттер»

«Код Да Винчи»

«Идеальный муж»

«Аббатство Даунтон»

«Симпсоны»

«Мастер и Маргарита»

«Лебединое озеро»

«Интерстеллар»

«Пиковая дама»

«Сумеречная сага»

«Адель»

«Одиночество в сети»

«Пигмалион»

Задание 3. Что из средств массового воздействия доступно в Минске? Составьте список известных вам названий/заведений по каждой категории.

Задание 4. Вспомните свой последний поход в театр (или кино). Какой спектакль (фильм) вы смотрели? Какое впечатление он на вас произвел?

Задание 5. Эксперимент. Сходите на выбор в кино, на выставку, в театр или на концерт. После мероприятия спросите у 10 посетителей об их впечатлениях от увиденного. Какие отзывы звучали чаще: положительные или отрицательные? Почему? Проанализируйте полученные ответы.