Тема 3. Коммуникативный стиль. «Окно Джохари»

Что можно почитать по теме

1. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М.А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Гл. 9. Межличностная коммуникация.

2. Ладанов, И. Д. Окно Джохари: взгляд внутрь себя / И. Д. Ладанов // Элитариум [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.elitarium.ru/2007/05/04/okno_dzhogari_ vzgljad_vnutr_sebja.html . – Дата доступа : 27.11.14.

3. Окно Джохари (Johari window) // Sacralis [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://sacralis.com/psychology/psihicheskoe-zdorove-i-logicheskie-oshibki/709-okno-zhohari.html . – Дата доступа : 27.11.14.

Задание 1. Изучите следующую схему и заполните пробелы в тексте (обозначены цифрами) соответствующими отрывками, которые приведены после текста (обозначены буквами).

Я знаю о себе

Я не знаю о себе

Другие знают обо мне

1 – Открытая зона

2 – Слепая зона

Другие не знают обо мне

3 – Скрытая зона

4 – Неизвестная зона


(а) включает информацию, известную другим, но не известную самому индивидууму. Чем больше площадь этого квадрата, тем сложнее достигнуть взаимопонимания
(б) отражает общую открытость человека миру, его потребность быть узнанным, она включает все аспекты о нем, известные ему самому и другим
(в) привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с другими людьми
(г) включает то, что индивид предпочел бы не раскрывать кому-либо еще
(д) содержит информацию о человеке, известную как ему самому, так и другим. Когда люди обмениваются информацией и понимают друг друга, их взаимоотношения улучшаются. Чем больше площадь этого квадрата, тем больше информации об индивидууме известно, тем эффективнее, продуктивнее и взаимовыгоднее будут отношения между людьми
(е) содержит информацию, не известную ни индивидууму, ни окружающим. Именно за счет сокращения его площади при желании можно повысить эффективность коммуникаций
(ж) квадрат, разделенный на четыре части, каждая из которых – часть информации о человеке, передаваемая во время общения
(з) включает все, что еще не познано ни самим человеком, ни другими людьми, его неизведанные ресурсы, потенциал личностного роста, о котором он лишь предполагает, что тот существует, либо стремится к нему
(и) включает информацию о себе, известную индивидууму, но не известную другим. Это затрудняет общение, поскольку дает односторонние преимущества индивидууму, позволяет скрыть негативную информацию от окружающих. Есть информация, которой люди не спешат обмениваться просто потому, что не считают ее важной, Но гораздо чаще информация не распространяется из-за желания получить таким образом влияние или приобрести контроль над ситуацией
(к) включает то, что другие воспринимают в человеке, но что ему самому недоступно. Например, он склонен неумышленно монополизировать разговор или считает, что остроумен, а друзья находят его юмор тяжеловатым; он считает, что ведет себя уверенно, но другим заметна напряженность в его поведении. Эта зона может содержать любые ненамеренные коммуникативные стимулы

Коммуникативный стиль обозначает (1) ....

В данном определении обращается внимание на индивидуальные различия в поведении людей; указывается на устойчивость данного способа поведения; акцент делается на внешние формы поведения, на то, что можно наблюдать – видеть и слышать.

Моделью, позволяющей представить различные коммуникативные стили, является «окно Джохари» (название образовано начальными буквами имен двух американских психологов – Джозефа Лафта и Харри Игнама, предложивших эту модель в 1955 г.). Ее суть заключается в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием, как другие воспринимают нас.

«Окно Джохари» представляет собой (2) ....

Квадрат № 1 – под названием «Открытая зона» – (3) ....

Квадрат № 2 называется «Слепая зона» и (4) ....

Квадрат № 3 называется «Скрытая зона» и (5) ....

Квадрат № 4 – «Неизвестная зона» – (6) ....

Рассмотрим каждую зону отдельно.

· Открытая зона (7) ...;

· Слепая зона (8) ...;

· Скрытая зона (9) ...;

· Неизвестная зона (10) ....

Все зоны взаимозависимы: изменения в одной вызывают изменения в другой. Если вы что-то раскрыли из скрытой зоны, тем самым сделали эту часть открытой, соответственно, открытая зона увеличилась, а скрытая зона уменьшилась. Если друзья сказали вам о вашей нервозности, эта информация стала частью открытой зоны, соответственно, уменьшилась слепая зона. Бывает, что такие изменения не всегда желательны (иногда напоминание человеку, что он нервничает, лишь усиливает это состояние).

В целом же авторы этой модели считают, что увеличение открытой зоны, т.е. не только самопознание, но и в определенной степени раскрытие себя перед другими, – наиболее желательная стратегия межличностной коммуникации. Лучшее знание себя в отношениях с другими приводит к росту самоуважения и самопринятия.

Задание 2. Эксперимент. Пройдите тест, который позволит вам заполнить все четыре квадрата «окна Джохари» и получить лучшее представление о собственной коммуникативной личности. Следуйте пошаговой инструкции.

Шаг 1. Необходимо описать себя прилагательными из предложенного ниже списка.

Веселый, взрослый, внимательный, возмужавший, гордый, дружественный, доверчивый, заботливый, зависимый, задумчивый, застенчивый, здравомыслящий, знающий, идеалистический, изобретательный, интравертный, ищущий, любвеобильный, мечтательный, мудрый, надежный, напористый, напряженный, независимый, нервный, осторожный, остроумный, отважный, отзывчивый, помогающий, понимающий, преданный, приспосабливающийся, радостный, расслабленный, рациональный, религиозный, скромный, слабый, сложный, собранный, сочувственный, спокойный, спонтанный, счастливый, талантливый, тихий, уверенный, умный, упорный, храбрый, чувствительный, щедрый, экстравертный, энергичный.

Шаг 2. Предложить проделать то же самое своим друзьям/коллегам.

Шаг 3. Необходимо взять лист бумаги, разделить его вертикально и горизонтально пополам. Получится четыре «окна» (части).

Шаг 4. В левое верхнее («Открытая зона») пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и общественном.

Шаг 5. В левое нижнее («Скрытая зона») – слова, которые есть только в собственном списке.

Шаг 6. В правое верхнее («Слепая зона») – слова, которые есть только в общественном списке.

Шаг 7. В правое нижнее («Неизвестная зона») – слова, которых нет ни в одном списке.

Задание 3. Полевое исследование. Понаблюдайте за собственной коммуникацией и коммуникацией окружающих в течение 4–5 дней. Определите собственный коммуникативный стиль и обоснуйте свой выбор. Подумайте, кого из ваших знакомых можно отнести к каждому коммуникативному стилю.

В своем поведении люди довольно последовательны, поэтому авторы «окна Джохари» считают возможным говорить о коммуникативном стиле человека в зависимости от доминирования той или иной зоны.

· Стиль А характеризует людей, которые демонстрируют скорее безличный подход в отношениях. У них доминирует неизвестная зона, они обычно уходят от контактов, избегают личностного самораскрытия, участия в делах других и тем самым создают образ ригидного, т.е. сторонящегося других, некоммуникативного человека.

· Стиль Б характерен для людей, которые стремятся к общению, но одновременно боятся раскрывать себя и в целом не доверяют другим. Если кто-либо понимает это и говорит им об этом, они перестают доверять и этим людям. Здесь доминирует скрытая зона.

· Стиль В характерен для крайне самоуверенных людей, которые при этом не осознают, как они действуют на других и как воспринимаются другими. Те, кто общается с такими людьми, часто ощущают, что к их идеям и высказываниям не прислушиваются, считают малоценными. Естественно, что подобное поведение может вызывать обиду и враждебность. Здесь доминирует слепая зона.

· Стиль Г характерен для людей, демонстрирующих откровенность, открытость, понимание потребностей и настроения других. Здесь доминирует открытая зона.