Тема 9. Тип личности. Преодоление коммуникативных барьеров

Что можно почитать по теме

1. Седов, К. Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения (о риторике бытового конфликта) / К. Ф. Седов // Вопросы стилистики. Язык и человек. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1996. – Вып. 26. – С. 8–14.

2. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. – М. : Издат. центр «Академия», 2001. – 208 с. – Гл. 1. Язык – культура – человек – этнос; Гл. 5. Бытие человека в культуре и языке.

3. Лазуренко, Е. Ю. Профессиональная коммуникативная личность / Е. Ю. Лазуренко, М. С. Саломатина, И. А. Стернин. – Воронеж : Истоки, 2007. – 194 с.

4. Беседин, А. Н. Психология общения и конфликта / А. Н. Беседин. – Харьков : ХНАДУ, 2007. – 460 с.


Задание 1. Соотнесите тип личности, его определение и пример поведения.
ТипОпределениеПример поведения
Инвективный
      Куртуазный
          Рациональный
              • 1. В ситуации конфликта для него характерна пониженная семиотичность речевого поведения. Коммуникативные проявления выступают отражением эмоционально-биологических реакций и выливаются в аффективную разрядку в форме брани, ругани.
              • 2. Отличается косвенностью выражения интенции, которая обычно опирается на повышенную рассудочность, здравый смысл. Негативные эмоции в этом случае выражаются косвенным, непрямым образом.
              • 3. Данный тип ориентирован на повышенную степень семиотичности речевого поведения, которое тяготеет к этикетности. В качестве крайней формы аффекта в этом случае предпочтение отдается плачу.
              • А. У моей маникюрши ни ума, ни фантазии. Вчера испортила мне ноготь. Еще и денег хочет за свою работу. Ага, размечталась!
              • Б. Пожалуйста, убирай со стола и мой за собой посуду сразу же после еды.
              • В. Извините, конечно, что беспокою вас так поздно. Но не могли бы вы сделать музыку чуть потише? Понимаете, у меня завтра важное собрание с утра.
              • Г. Девушка, вы, наверное, хотите вместе со мной мою газету читать. Вы так настойчиво заглядываете мне через плечо.
              • Д. Так… Ужинать мы сегодня, судя по всему, не будем. Вся посуда грязная и свалена в раковину.
              • Е. Кажется, у меня не получится выйти на следующей остановке и мне придется ехать вместе с вами до конечной. Наверное, вы решили, что вам всю дорогу будет удобнее стоять в проходе, чем пройти и сесть на пустые сиденья вон там.
              • Ж. Достал уже! Лентяй! Тебе лень даже чашку за собой помыть! Опять гора немытой посуды насобиралась!
              • З. Мне, наверное, сложно будет вас убедить. Вы уже привыкли получать деньги через кассу. Конечно, это ваше право. Вы можете отказаться от сотрудничества с нашим банком. Но, поверьте, пользоваться банкоматом гораздо удобнее.
              • И. Вы мне все сроки срываете! Проект должен быть сдан завтра, и меня не волнует, как вы его будете доделывать. Что стали? Пошли работать, лентяи!
              
              Задание 2.Полевое исследование. Понаблюдайте за поведением окружающих и найдите примеры коммуникативного поведения, характерного для трех типов личности. Какой тип личности встречается в вашем окружении чаще всего?
              
              Задание 3. Какое определение относится к каждому типу коммуникативных барьеров?
              • социальные барьеры
              • психологические барьеры
              • когнитивные барьеры
              • культурные барьеры
              • языковые барьеры
              • Обусловлены существенным различием словарного запаса коммуникатора и коммуниканта.
              • Зависят от особенностей знаний, пониманий и представлений участников общения о конкретных особенностях и характеристиках друг друга.
              • Возникновение между коммуникантами негативных чувств, разрушающих общение.
              • Стереотипы мышления и несовпадения стандартов поведения, которые особенно заметны при столкновении с другими культурами (субкультурами).
              • Обусловлены принадлежностью людей к различным группам или организациям.
              
              Задание 4. Полевое исследование. Понаблюдайте за поведением окружающих и постарайтесь определить, какие коммуникативные барьеры возникают в процессе их общения. Всегда ли эти барьеры можно четко отнести к той или иной группе?
              
              Задание 5. Проанализируйте конфликтную ситуацию, участником или наблюдателем которой вы стали. Как данный конфликт был разрешен? Был ли это самый эффективный способ из всех возможных? Предложите возможные альтернативные пути преодоления конфликта.