Тема 4. Межличностная коммуникация. Социальные роли

Что можно почитать по теме

1. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. – Лекция 6. Межличностная коммуникация.

2. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М.А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Гл. 9. Межличностная коммуникация.

3. Краснянский, Д. Е. Основы теории коммуникации : учеб. пособие / Д. Е. Краснянский. – М. : МГТУ ГА, 2009. – 154 с. – Тема 5. Межличностная коммуникация.

4. Конецкая, В. П. Социология коммуникаций: учебник / В. П. Конецкая. – М. : Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – 304 с. – Гл. IX. Типы коммуникации. Межличностная коммуникация.

5. Ауэрбах, А. Психологическая энциклопедия / А. Ауэрбах, Р. Корсини. – СПб. : Питер, 2006. – 1096 с. – Межличностная коммуникация.

Задание 1. Изучите следующую классификацию типов коммуникации. Что отличает каждый из указанных типов? Приведите примеры для каждого типа.

Задание 2. Прочитайте следующий текст и ответьте на вопросы к нему. Если необходимо, воспользуйтесь справочной литературой.

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус – это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности называется «статусным набором». Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом.

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Понятие социальный статус тесно связано с понятием социальная роль. Социальная роль – это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль включает ролевые ожидания – то, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведение – то, что человек выполняет в рамках своей роли.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит, и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые конфликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Социальный опыт показывает, что внутреннее напряжение и конфликты могут привести к отказу от выполнения ролевых обязательств или к психологическому стрессу.

Существует несколько видов защитных механизмов, с помощью которых ролевую напряженность можно снизить. К ним относятся:

Задание 3. Используя справочную литературу, найдите определения следующих терминов и объясните, как они соотносятся между собой.


Задание 4. Как вы понимаете следующие термины? Соотнесите определение с соответствующим термином. (Обратите внимание, что в одном случае термину соответствуют два определения.)
1. Знания об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, которые привели либо не привели к успешной реализации коммуникативных стратегий.


2. Приверженность определенным коммуникативным конвенциям, реализация определенной модели поведения.


3. Право инициирования, ограничения, приемлемость/неприемлемость речевого акта, бытовые гиперболы.


4. Способ поведения в рамках коммуникативного акта (коммуникативных актов), который считается подходящим для конкретной ситуации или группы ситуаций.



Задание 5. Социальные роли принято делить на группы по разным основаниям. Найдите соответствующие пары.
  • конвенциональные
  • формальные
  • предписанные
  • активные
  • значимые
  • основные
  • официальные
  • незначимые
  • достигнутые
  • латентные
  • ситуационные
  • неформальные
  • межличностные
  • неофициальные

Задание 6. Следующие особенности личности способны оказать сильное влияние на развитие межличностных отношений. Что из перечисленного, на ваш взгляд, является наиболее важным? Расставьте указанные особенности личности в порядке их значимости.
• Пол
• Возраст
• Национальность
• Состояние здоровья
• Профессия
• Опыт общения с людьми
• Самооценка
• Потребность в общении

Задание 7. Приведите пример того, как различия в одном или нескольких факторах, приведенных в задании 6, стали причиной неудачного развития межличностных отношений. Для этого вспомните случай из личного опыта или из литературы/кинематографа. Какой совет вы бы дали участникам коммуникации?