Тема 7. Коммуникация, ориентированная на адресата, адресанта, сообщение

Что можно почитать по теме

1. Коммуникативная функция общения // PSYERA. Гуманитарно-правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psyera.ru/kommunikativnaya-funkciya-obshcheniya-1744.htm. – Дата доступа : 27.11.14.

2. Основные принципы и законы современной риторики // CultShine. Культура и искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cultshine.ru/cse-206.html. – Дата доступа : 27.11.14.

3. Адресат – это получатель сообщения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fb.ru/article/68597/adresat-eto-poluchatel-soobscheniya. – Дата доступа : 27.11.14.

Задание 1. Прочитайте следующий текст и ответьте на вопросы к нему. Если необходимо, воспользуйтесь справочной литературой.

Каждый человек представляет собой одновременно существо биологическое и существо социальное. Первому присущи функции, поддерживающие жизнедеятельность. Ему необходимо дышать, питаться, отправлять естественные нужды. Для человека как существа социального средой обитания является социум, и его функционирование связано с обществом ему подобных. Способом же функционирования оказывается коммуникация. Она есть способ существования в качестве частной жизни и способ осуществления профессиональной деятельности. Поскольку коммуникация не отделима от человека социального, личности, она выступает в качестве ее атрибута. Человек – это то, как он общается.

Каждый коммуникативный эпизод или коммуникативная ситуация состоит из ряда компонентов, основными из которых являются сами общающиеся (или коммуниканты, или адресант и адресат, или отправитель и получатель, или говорящий и слушающий). Они обладают рядом психических, социальных и биологических характеристик. Часть из этих характеристик постоянна, часть переменна. Их конкретное сочетание во многом предопределяет течение коммуникативного эпизода, его признаковые параметры и содержание сообщения.

Коммуникативные роли (адресант, адресат) переменны в течение каждого коммуникативного эпизода. У каждого из общающихся есть некоторая цель, он реализует некоторую коммуникативную интенцию через коммуникативную стратегию (план), тактики (способы реализации плана), используя вербальные и невербальные знаки.

Инициатор коммуникативного эпизода избирает стратегию из трех групп: 1) с ориентацией на адресата; 2) с ориентацией на объект (предмет сообщения); 3) с ориентацией на адресанта.

Сообщения, ориентированные на адресата, максимально учитывают его психологические, социальные, социокультурные и анатомо-физиологические параметры и адаптированы к нуждам, запросам и индивидуальным характеристикам адресата (аудитории). Они опираются на сходство отправителя и получателя и, по возможности, нивелируют различия.

Сообщения, ориентированные на объект, изобилуют фактологическим материалом, техническими подробностями, детализацией характерных признаков и не учитывают особенности аудитории.

Сообщения, ориентированные на адресанта, – это сообщения с позиции силы, авторитета, сообщения догматического характера. В них адресант выступает в роли непререкаемого авторитета в силу социального статуса, профессии, должности, происхождения, опыта, таланта и т.д. Девиз такого рода сообщений: «Это так, потому что я сказал/я лучше знаю/мне видней».

Задание 2. Отыщите примеры коммуникации, ориентированной на адресата, адресанта или сообщение (в СМИ, художественной литературе). Объясните, почему для вашей будущей профессиональной деятельности наиболее значима коммуникация, ориентированная на адресата.

Задание 3. Полевое исследование. В течение 3–4 дней понаблюдайте за коммуникацией окружающих и систематизируйте полученные результаты. Какая из описанных выше стратегий встречается чаще всего? Какие средства коммуникации выбирает при этом адресант? Была ли его коммуникация успешной?

Задание 4. Эксперимент. Составьте три разных сообщения на одну и ту же тему : 1) сообщение, ориентированное на адресата ; 2) сообщение, ориентированное на само сообщение ; 3) сообщение, ориентированное на адресанта. Предложите трем знакомым принять участие в эксперименте. Сообщите им все три варианта текста и предложите выбрать тот, который, по их мнению, произвел на них наиболее сильный эффект.