Тема 5. Язык и моделирование мыслительных процессов

Что можно почитать по теме

1. Звегинцев, В. А. Очерки по общему языкознанию / В. А. Звегинцев. – М. : Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1962. – 384 с. – Гл. V. Язык и мышление.

2. Язык и мышление // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Сов. энцикл., 1990. – 685 с.

3. Язык и мышление // Психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://azps.ru/articles/proc/proc59.html. – Дата доступа : 27.11.14.

4. Язык: Язык и мышление // Langust [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.langust.ru/review/lang_h02.shtml. – Дата доступа : 27.11.14.


Задание 1. Соотнесите части высказываний.
  • Выраженные при помощи слов «представления в душе»
  • Анализируя речь индивида,
  • Написанные и произнесенные слова представляют собой
  • Умственные процессы
  • Вглядываясь в глубинную структуру, скрытую за отдельными словами, используемыми индивидом,
  • Некоторые ключевые слова
  • «поверхностные структуры», являющиеся преобразованиями мыслительных «глубинных структур».
  • показывают, как человек думает.
  • мы можем определить уровень процесса умственных операций, закодированных в его языковых паттернах.
  • могут быть переданы и развиты у других людей с помощью языка и других «поверхностных структур».
  • сходны у разных людей.
  • мы можем получить важную информацию о его мыслительных процессах.

Задание 2. Известно, что ментальная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач. Расположите в правильном порядке этапы их решения.
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • 5.
  • реализация и проверка решения, а в случае необходимости его коррекция.
  • поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта и на основе принципиально нового решения;
  • мотивация, т.е. желание решить проблему;
  • анализ проблемы;
  • доказательство и обоснование правильности решения;

Задание 3. Какие мыслительные операции способен выполнять человек? Выберите правильный ответ.
  • Мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
  • Объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.
  • Установление сходства и различия предметов и явлений.
  • Процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.
  • Возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
  • Сравнение
  • Синтез
  • Конкретизация
  • Абстрагирование
  • Анализ

Задание 4. Различные речевые способности человека связаны с определенными зонами коры головного мозга, поэтому их поражения приводят к нарушениям речи. О каких нарушениях говорится в следующих примерах?
  • Полная или частичная потеря способности понимать речь окружающих и/или использовать собственную речь.
  • Болезненная неспособность писать.
  • Болезненная неспособность читать.
  • Утрата способности понимать устную речь.
  • Утрата способности связной речи. Больной не может произнести фразу или длинный текст.
  • Утрата способности находить нужные слова для предметов, невозможность делать сложные высказывания.
  • Словесная амнезия, «потеря памяти слов».
  • Состояние, при котором нарушается устная речь.
  • Амнестическая афазия
  • Динамическая афазия
  • Аграфия
  • Алексия
  • Сенсорная афазия
  • Афазия
  • Семантическая афазия
  • Моторня афазия.

Задание 5. Полевое исследование. Проследите за речью трех знакомых вам людей. Какие особенности вы заметили в речи каждого? Какой вывод вы можете сделать о специфике их мыслительного процесса?