Тема 6. Массовая коммуникация

Что можно почитать по теме

1. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. – Лекция 7. Групповая и массовая коммуникация.

2. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М.А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Гл. 11. Массовая коммуникация.

3. Конецкая, В. П. Социология коммуникаций: учебник / В. П. Конецкая. – М. : Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. – 304 с. – Гл. X. Массовая коммуникация (теоретический аспект); Гл. XI. Массовая коммуникация (прагматический аспект); Гл. XII. Массовая коммуникация (экспериментально-прикладной аспект).


Задание 1. Соотнесите функции массовой коммуникации в обществе и их определения.
  • Информационная функция
  • Регулирующая функция
  • Функция социализации
  • Культурологическая функция
  • Рекреативная (развлекательная) функция
  • Функция социальной мобилизации
  • Ознакомление с достижениями культуры и искусства, осознание обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. Знакомство с особенностями различных культур и субкультур. Развитие эстетического вкуса, снятие социальной напряженности, интеграция общества.
  • Пропаганда социальных норм, этических требований, эстетических принципов, в т.ч. образа жизни, стиля одежды, формы общения.
  • Обеспечение людям отдыха, восстановления сил, снятие социального напряжения.
  • Предоставление массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п.
  • Решение специфических задач, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний (политических, религиозных и т.д.).
  • Установление контактов, контроль над обществом. Формирование общественного сознания группы и личности, формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Манипулирование и управление общественным сознанием.

Задание 2. Соотнесите функции массовой коммуникации, связанные с удовлетворением потребностей индивидов, и их определения.
  • Информационная функция
  • Функции личностной идентификации
  • Функция интеграции и социального общения
  • Функция развлечения
  • Культурологическая функция
  • Осуществление познавательной задачи: ознакомление с достижениями культуры, науки, искусства. Знакомство со спецификой культурных традиций, культурами и субкультурами.
  • Понимание положения другого, переживания; формирование основы для диалога, социального общения; помощь в реализации социальных ролей; возможность общения с семьей, друзьями, обществом.
  • Стабилизация индивидуальных ценностей, получение сведений о моделях поведения. Идентификация с ценностями других, достижение понимания самого себя.
  • Эмоциональная разрядка, заполнение свободного времени, эскапизм, уход от проблем, получение эстетического наслаждения.
  • Нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного окружения индивида, общества, мира в целом; удовлетворение общих интересов и любознательности; обучение и самообразование; поиск советов, необходимой информации для принятия решения.

Задание 3. Ниже приводятся названия телевизионных передач и газетных/журнальных рубрик.
А. Что из приведенного относится к телевидению, а что – к прессе? Всегда ли это можно определить точно? Почему?
Б. Как вы считаете, о чем каждая рубрика/передача?
В. Какие функции массовой коммуникации можно связать с каждым названием? Всегда ли речь идет об одной возможной функции?
«Прямой эфир»
«Киноблокнот»
«Ночные новости»
«Мультпарад»
«Лицо с обложки»
«Только у нас»
«Вести. Дежурная часть»
«Тени Средневековья»
«Окно в природу»
«Свободное время»
«Главное»
«Контрольная закупка»
«Об этом говорят»
«У соседей»
«Звездные истории»
«Сегодня»
«Регионы»
«Есть ответ»
«Сезон охоты»
«Суд присяжных»
«Делай как мы, делай лучше нас»
«Школа выживания»

Задание 4. Составьте список ваших любимых печатных изданий, а также список ваших любимых теле- и радиопередач. О наличии каких потребностей свидетельствует ваш выбор?