Тема 1. Организационная и общественная коммуникация: политическая коммуникация, имиджмейкерство, менеджмент, пиар

Что можно почитать по теме

1. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. – Лекция 7. Групповая и массовая коммуникация.

2. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Гл. 12. Коммуникация в организациях; Гл. 13. Политическая коммуникация; Гл. 14. Публичная коммуникация.

3. Малявина, С. Коммуникация в проекте, или Коммуникационное сопровождение проектной деятельности / С. Малявина // Кентавр. Сетевой журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.circleplus.ru/archive/n/35/3. – Дата доступа : 29.11.14.

Задание 1. Проанализируйте определение организационной коммуникации и заполните приведенную ниже схему.

Организационная коммуникация – это процесс передачи информации как внутри организации, так и за ее пределами. Организационная коммуникация служит инструментом координации деятельности руководства и сотрудников организации. Процесс организационной коммуникации, с одной стороны, позволяет руководителю передавать информацию сотрудникам организации, а также отдельным людям или институтам за пределами организации. С другой стороны, данный процесс позволяет руководству организации получать информацию от ее сотрудников, необходимую для принятия управленческих решений.

Организационная диаграмма


вертикальная коммуникация
внешняя коммуникация
восходящая коммуникация
горизонтальная коммуникация
внутренняя коммуникация
нисходящая коммуникация

a) ...

б) ...

в) ...

г) ...

д) ...

е) ...


Задание 2. Проанализируйте определение общественной коммуникации и приведите собственные примеры подобной коммуникации. Постарайтесь найти хотя бы по одному примеру в следующих источниках: СМИ (телевидение, радио), художественные фильмы, художественная литература. Имеется ли у вас личный опыт участия в подобной коммуникации? Опишите коммуникативную ситуацию, участником которой были вы.

Общественная коммуникация – это организация и обеспечение сложной совокупности работ, сопровождающих продвижение определенного проекта. Она включает информационное и аналитическое обеспечение, работу со СМИ, рекламу, корпоративный PR. Общественная коммуникация предполагает организацию пресс-конференций, конкурсов, выставок, презентаций и т.д.

Назначение общественной коммуникации – установление «связанности», включение в проект больших масс, формирование их отношения к проекту. Этот тип коммуникации обеспечивает включение различных групп в реализацию проекта посредством проведения ряда мероприятий, направленных на большую аудиторию.

Эффективность данного типа коммуникации как инструмента реализации проекта зависит от точного выбора канала и формы коммуникации. Общественная коммуникация не только транслирует информацию через определенные каналы, но и создает некоторое событие на общественной «сцене», а уже потом организует его отражение и поддержку в СМИ. Материалом для коммуникации служат некоторые событийно-содержательные поводы. Общественная коммуникация соединяет все возможные коммуникативные формы, совокупность которых организует событие.


Задание 3. Из приведенных ниже определений термина пиар выберите, на ваш взгляд, самое оптимальное и прокомментируйте ваш выбор. Чем объяснить существование множества подходов к определению термина пиар?

Связи с общественностью

1. Институт общественных отношений Великобритании определяет PR как планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью. Обычно различают 2 направления PR: 1) продвижение проектов и 2) налаживание общественных связей на продолжительный срок по отношению к конкретному юридическому или физическому лицу.

2. Паблик-рилейшенз являются, во-первых, манерой поведения, во-вторых, способом информирования и коммуникации, направленным на установление и поддержание доверительных взаимоотношений, основанных на взаимном знании и взаимопонимании между группой, рассматриваемой в ее разных функциях и видах деятельности, и аудиториями, которые она затрагивает.

3. Паблик-рилейшенз – это искусство и наука анализа тенденций, предсказания их последствий, выдачи рекомендаций руководству организаций и осуществления программ действий в интересах и организаций, и общественности.

4. Паблик-рилейшенз – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.

5. Паблик-рилейшенз – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решения различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер: обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности.

6. Паблик-рилейшенз, способствуя установлению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и действовать более эффективно. Они обеспечивают гармонизацию частной и общественной деятельности и служат многим общественным институтам: предпринимательству, профсоюзам, фондам, правительственным учреждениям, добровольным ассоциациям, больницам, образовательным и религиозным организациям.

7. Паблик-рилейшенз – коммуникация между базисным субъектом и общественностью с целью создания положительного контекста, мнения и имиджа.

8. PR-информация способствует формированию оптимальной коммуникативной среды базисного субъекта и поддержанию его паблицитного (нематериального) капитала.


Задание 4. Соотнесите тип коммуникации, его определение и примеры.
Политическая коммуникация
      Имиджмейкерство
          Менеджмент
              Пиар
                  • 1. Разработка концепции образа персоны, товара, компании.
                  • 2.Составление, передача, получение и обработка сообщений, оказывающих существенное воздействие на политические взгляды политических деятелей, граждан и политику в целом. В ходе данного процесса происходит передача политической информации от одной части политической системы к другой.
                  • 3. Управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур.
                  • 4. Рациональная организация и управление производством, коллективом.
                  • А. Смена названия компании, увеличение численности сотрудников организации, объединение подразделений компании, привлечение новых клиентов.
                  • Б. Организация специального события, привлечение новых поклонников с помощью социальных сетей, увеличение количества публикаций в прессе об организации.
                  • В. Призыв к участию в выборах, обращение за поддержкой того или иного политического курса, предложение одобрить и принять или, напротив, отклонить какой-либо законопроект.
                  • Г. Устранение несоответствий между внешним обликом представителя бизнеса или власти и занимаемой должностью, а также форматом посещаемого мероприятия.
                  
                  Задание 5. Приведите собственный пример для каждого типа коммуникации, обозначенного в задании 4. Для поиска примеров используйте статьи в печатных периодических изданиях или на информационных интернет-порталах.