Тема 3. Язык и культура. Язык и субкультура

Что можно почитать по теме

1. Культурология. Введение в теорию и философию культуры : учеб. пособие / Г. С. Аноприева [и др.]. – М. : МАДИ (ГТУ), 2007. – 109 с. – Раздел 4. Субъекты культуры.

2. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Гл. 15. Межкультурная коммуникация.

3. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. – Лекция 3. Типология коммуникации.

4. Межкультурная коммуникация // Кругосвет : энцикл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/MEZHKULTURNAYA_ KOMMUNIKATSIYA.html?page=0,1 . – Дата доступа : 25.11.2014.

5. Культура и язык [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kultura-i-yazyk.html. – Дата доступа : 29.11.14.

Задание 1. Прочтите следующий текст и выполните задания к нему. Если нужно, воспользуйтесь справочной литературой (словарь, энциклопедия).

Каждая локальная культура формируется в специфических исторических и природных условиях, создает свою картину мира, свой образ человека и свой язык общения. Каждая культура имеет свою языковую систему, с помощью которой ее носители общаются друг с другом.

Однако не только в этом заключается назначение и роль языка в культуре. Вне языка культура просто невозможна, поскольку язык образует ее фундамент, ее внутренний базис. Посредством языка люди передают и фиксируют символы, нормы, обычаи, передают информацию, научные знания и модели поведения, верования, идеи, чувства, ценности, установки.

Так происходит социализация, которая выражается в усвоении культурных норм и освоении социальных ролей, без которых человек не может жить в обществе. Благодаря языку в обществе достигаются согласованность, гармония и стабильность.

Пионерами в изучении связи языка и культуры были американский культурный антрополог Ф. Боас и британский социальный антрополог Б. Малиновский. Ф. Боас еще в 1911 г. указал на эту связь, проиллюстрировав се сравнением двух культур через их словарный состав. Так, для большинства североамериканцев снег – это просто погодное явление, и в их лексиконе это понятие обозначают только два слова: snow ‘снег’ и slush ‘слякоть’, а в языке эскимосов существуют более 20 слов, описывающих снег в разных состояниях. Отсюда понятно, что является важным в каждой из этих культур.

Существенный вклад в понимание связи языка и культуры внесла знаменитая лингвистическая гипотеза Сепира–Уорфа, согласно которой язык – это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли, более того, мы видим мир так, как говорим. Чтобы прийти к этой идее, ученые проанализировали не состав разных языков, а их структуры (европейские языки и язык хопи). Например, было выяснено, что в языке хопи нет деления на прошедшее, настоящее и будущее время, а английскому предложению Он остался на десять дней в языке хопи соответствует предложение Он остался до одиннадцатого дня. На примерах такого типа Уорф поясняет связь культуры и языка.


Задание 2. Прочтите следующий текст и заполните пропуски, используя слова в соответствующей форме.

универсалия     профессиональная     экономический     противоположный     институт     производство     деградация     доминирующий     подкультура     цивилизация     образование     исторический

Каждое общество имеет определенную совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть (1) культурой. Она содержит своего рода культурные (2) данного общества, ценности и нормы большинства людей.

Каждая из групп людей, стоящих на разных (3) ступенях развития в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие группу от всего остального общества, а также свою субкультуру. Субкультура – это система норм и ценностей, отличающих культуру определенной группы от культуры большинства общества. Это своего рода (4) , имеющая особые ценностные ориентации, нормы поведения той или иной группы людей. Субкультурными формами могут быть молодежная субкультура, субкультура пенсионеров, религиозные субкультуры, выражающие особенности различных вероисповеданий (католическая, православная, протестантская в рамках христианской культуры в целом). Сюда же можно отнести (5) субкультуры, охватывающие «культурные универсалии» людей одной профессии (врачей, программистов, биржевых брокеров и т.д.). Каждый социальный (6) стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как «культура предприятия», «культура школы», «культура управления». Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институтам (7) , (8) , управления. Такие термины, как «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Таким образом, субкультуры тесно связаны с доминирующей культурой и в то же время отличаются от нее.

Одна из форм субкультуры носит особое название контркультура. В силу разных социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, (9) доминирующей культуре. Контркультура представляет собой выражение крайней протестной реакции части общества на ценности, идеи и нормы традиционной культуры в определенный (10) период.

В свою очередь антикультура предусматривает полное отрицание сложившихся в обществе моральных и нравственных норм, отвергает этические и эстетические принципы (11) . Для антикультуры характерно разрушение без созидания, игра на самых низменных инстинктах, жесткий эпатаж, пропаганда насилия, бездуховности, откровенного хамства и полной нравственной (12) . Антикультура часто маскируется под контркультуру. Но контркультура является в определенной степени предвестником перемен, а всплески явлений антикультуры отражают тенденции деградации общества.

Задание 3. В художественной литературе или периодике найдите примеры того, как в речевом поведении людей проявляет себя доминирующая культура определенного общества и его различные субкультуры. По каким параметрам можно выделить данные субкультуры (возраст, религия, профессия и т.д.)? Встретились ли вам примеры контркультуры или антикультуры?

Задание 4. Каким образом осуществляется манифестация той или иной субкультуры в примерах, проанализированных вами в предыдущем задании? Что, на ваш взгляд, наиболее значимо в каждом случае – вербальные маркеры или невербальные маркеры? Какие именно?

Задание 5. Эксперимент. Пообщайтесь с представителями двух диаметрально противоположных (на ваш взгляд) субкультур. Например, это могут быть: любитель классической музыки и любитель альтернативной музыки, «белый воротничок» и человек, занимающийся тяжелым физическим трудом, «физик» и «лирик», гедонист и представитель философии «стрейт эйдж», заядлый «собачник» и заядлый «кошатник», любитель академической живописи и любитель сюрреализма и т.д. Сделайте выводы о сходствах и различиях в вербальном и невербальном поведении представителей двух анализируемых субкультур.