Тема 2. Манипулирование, убеждение, внушение

Что можно почитать по теме

1. Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Гл. 5. Формы речевой коммуникации.

2. Кашкин, В. Б. Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. – Лекция 4. Функции коммуникации.

3. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002. – 461 с. – Раздел 2. Коммуникационная деятельность и общение.

4. Вацлавик, П. Психология межличностных коммуникаций / П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон. – СПб : Речь, 2000 . – 298 с.


Задание 1. Из приведенных ниже определений термина убеждение выберите, на ваш взгляд, оптимальное и обоснуйте свой выбор.

1. Убеждение – это процесс и результат модификации мнений индивида или социума в определенном направлении.

2. Убеждение – это сознательные попытки изменить мысли и действия путем манипулирования мотивами в заданном направлении.

3. Убеждение – это манипулятивный акт, предполагающий однако выбор или, по крайней мере, ощущение выбора адресата.

4. Убеждение – это вид коммуникации, планируемой как воздействие на других путем изменения их мнений, установок и ценностей.

5. Убеждение – это способ сделать собственные мысли частью сознания другого человека.


Задание 2. Процесс убеждения можно представить в виде последовательности несколько этапов. Расставьте этапы в правильном порядке.
  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • 5.
  • 6.
  • понимание
  • перевод установки в поведение
  • закрепление установки
  • предъявление информации
  • обращение внимания
  • принятие предлагаемого вывода

Задание 3. Соотнесите вид внушения и его примеры.
  • Прямое внушение
  • Косвенное внушение
  • Намеренное внушение
  • Ненамеренное внушение
  • Положительное внушение
  • Отрицательное внушение
  • Таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»).
  • В результате человек становится уверенным в себе, верит в излечение и т.д.
  • В результате человек испытывает тревогу, неуверенность в себе, проявляет склонность к обману и т.д.
  • Начальник – подчиненным: «Я поддержу любую вашу инициативу, если она принесет пользу нашему общему делу».
  • Случайно оброненные фразы, взгляды окружающих, интонации.
  • Команды, приказы, наставления.

Задание 4. Просмотрите 10 рекламных роликов и определите, какие способы убеждения/внушения/манипулирования в них применяются? Какие из использованных средств, на ваш взгляд, направлены на открытое воздействие сообщения на получателя, а какие – на скрытое, не осознаваемое получателем воздействие?

Задание 5. Какие способы избежать манипуляции вы знаете? Найдите правильный вариант из предложенных ниже.
Не хвастайтесь.
Соблюдайте дистанцию.
Расставьте точки над «i».
Главное оружие – мир.
Будьте непредсказуемы.
Не бойтесь говорить «нет».
1. Человек, который стесняется произнести это слово, – самая легкая добыча манипулятора. Нужно уяснить себе, что любой имеет право отказаться, при этом данное слово должно быть произнесено решительно.
...
2. Манипуляторы легко получают полезную для них информацию о «жертвах» не благодаря своим умениям, а благодаря чрезмерной доверчивости людей и их пренебрежительности.
...
3. Это качество гарантирует человеку неуязвимость. Когда манипулятор не может «просчитать» жертву, он не может влиять на нее. Невозможно одержать победу, если правила игры постоянно меняются.
...
4. Для манипулятора это явная демонстрация слабых сторон потенциальной жертвы – указание на мишень воздействия. Те, кто знает об этом, осознанно скромничают.
...
5. Выскажите манипулятору все, что вам не нравится, и заставьте его объясниться.
...
6. Не следует атаковать первым. Агрессору просто нужно дать понять, что своих целей он не достигнет.
...

Задание 6. Придумайте собственную оригинальную методику защиты от манипулятора, а также название для нее. В какой ситуации ее уместно применять?