Тема 4. Языковая и когнитивная картины мира

Что можно почитать по теме

1. Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Маслова. – М. : Издат. центр «Академия», 2001. – 208 с. – Гл. 3. Язык и культура: Проблемы взаимодействия (Раздел «Языковая картина мира и эмпирическое обыденное сознание»).

2. Языковая картина мира // Кругосвет : энцикл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/YAZIKOVAYA_KARTINA_MIRA.html?page=0,8 . – Дата доступа : 27.11.14.

3. Гончарова, Н. Н. «Когнитивное пространство» и его соотношение с понятиями «ментальное пространство», «когнитивная база», «концептосфера», «картина мира» / Н. Н. Гончарова // Изв. Тул. гос. ун-та. Гуманит. науки. – 2012. – № 2. – С. 396–405.

Задание 1. Используя справочную литературу, объясните, как следующие термины соотносятся между собой.

Языковой промежуточный мир

Языковая репрезентация мира

Языковая картина мира

Языковая модель мира

Совокупность знаний о реальности, запечатленных в языковой форме


Задание 2. Какие из приведенных ниже определений относятся к когнитивной картине мира, а какие – к языковой?
Когнитивная картина мира Языковая картина мира
  • отраженная в языке совокупность представлений о мире;
  • целостная совокупность образов действительности в коллективном сознании;
  • в соответствии с ней носитель языка организует содержание высказывания;
  • упорядоченная совокупность знаний о действительности, сформировавшаяся в общественном, групповом и индивидуальном сознании;
  • восприятие мира, зафиксированное в языке;
  • материализуется в различных знаковых системах, наиболее универсальной из которых является язык;
  • видение мира сквозь призму своего родного языка;
  • языковая репрезентация мира;
  • языковая модель мира;
  • включает лингвоспецифические концепты;
  • определенное видение и конструирование мира в соответствии с логикой миропонимания;
  • глобальный образ мира, который никогда не является зеркальным отражением мира;
  • отображение в психике человека предметной окружающей действительности;
  • достояние конкретной языковой общности;
  • мир в зеркале языка;
  • глобальный инвариантный образ мира;
  • включает в себя содержательное, концептуальное знание о действительности.

Задание 3. Знаете ли вы, о каких культурах/языках идет речь в приведенных примерах?
  • Ключевые концепты культуры: «душа», «судьба», «тоска», «простор», «даль», «ширь», «приволье», «раздолье», «авось», «удаль», «жалость», «соборность», «дом», «жизнь», «друг».
  • Ключевые концепты культуры: «сдержанность», «закрытость», «замкнутость».
  • В русском языке слово очки произошло от слова очи ‘глаза’, а в этом языке в основу слова положен материал, из которого очки сделаны.
  • Эти народы воспринимают солнце как источник жизни, возрождения, радости.
  • Вместо двух слов со значением ‘брат’ и ‘сестра’ используется четыре: ‘старший брат’, ‘старшая сестра’, ‘младший брат’, ‘младшая сестра’.
  • В этом языке в глаголе, наряду с категориями времени и вида, выражается также грамматическая категория эвиденциальности, или засвидетельствованности: глагол снабжается суффиксом, который показывает, являлся ли говорящий свидетелем действия, описываемого данным глаголом, или узнал о нем с чужих слов.
  • Для того чтобы выразить значение типа ‘три дерева’, строится конструкция ‘дерево три штуки-длинной-цилиндрической-формы’, ‘три коробки’ предстают как ‘картонка три штуки-прямоугольной-формы’ и т.д.
  • В этом языке не различаются лица глаголов, но при этом с полной грамматической строгостью различаются степени уважения к собеседнику (они обычно выражаются в глагольных формах).
  • В этом языке есть около 1000 слов для обозначения северного оленя.
  • В этом языке мы обнаруживаем десятки синонимов с разными смысловыми оттенками для обозначения моря, корабля, битвы, героя.
  • японский язык
  • английская культура
  • английский язык
  • язык североамериканских индейцев
  • древнеанглийский язык
  • культура народов Севера
  • язык майа
  • язык саамов
  • русская культура
  • корейский язык

Задание 4. Сравните когнитивную и языковую картины мира, представленные в двух разных культурах (на ваш выбор). Для этого необходимо обратиться к справочной литературе и найти минимум три источника информации по каждой выбранной вами культуре.