Тема 2. Вербальная коммуникация. Язык как знаковая система

Что можно почитать по теме

Кашкин, В. Б . Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. – Лекция 5. Семиотика коммуникации.

Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Гл. 4. Вербальная коммуникация.

Крейдлин Г. Е . Семиотика, или азбука общения / Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 240 с.

Знак // Кругосвет : энцикл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ZNAK.html?page=0,0 . – Дата доступа : 25.11.2014.

Семиотика // Кругосвет : энцикл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SEMIOTIKA.html. – Дата доступа : 25.11.2014.

Язык // Кругосвет : энцикл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/YAZIK.html?page=0,3 . – Дата доступа : 25.11.2014.

Задание 1. Прочитайте следующие определения термина знак. Выберите то, которое вы считаете оптимальным, и обоснуйте свой выбор.

1. Знак – это соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определенного смысла (означаемого).

2. Знак – это признак, примета, по которым узнается, распознается что-либо.

3. Знак – то, что служит указанием на что-либо, свидетельством чего-либо, внешним обнаружением чего-либо.

4. Знак – это предмет или действие в роли условного обозначения чего-либо; сигнал.

5. Знак – это изображение с известным условным значением.

6. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения.

7. Знак – созданная человеческим умом абстракция, замещающая вещи и явления в нашем сознании и общении.


Задание 2. Определите, к какой знаковой системе относится каждый знак.
  • Азбука Морзе
  • Дорожные знаки
  • Значки рабочего стола на компьютере
  • Арифметические действия
  • Знаки отличия
  • Знаки различия
  • Языковая система
  • Товарные знаки
  • погоны, униформа
  • обозначение на этикетке, упаковке
  • морфема, лексема
  • точка, тире
  • плюс, минус
  • «Корзина», «Мои документы»
  • «Пешеходный переход», «Место стоянки»
  • медаль, орден

Задание 3. Соотнесите пример знака и его тип.
Иконы Индексы Символы
  • Макет
  • ноты
  • след зверя
  • всплеск на реке
  • фотография
  • знаки воинских отличий
  • дым
  • пиктограмма
  • языковые знаки
  • диаграмма
  • пожатие рук
  • карта местности
  • морозный узор на стекле
  • художественное изображение
  • денежные знаки

Задание 4. В какие типы отношений вступают знаки? Выберите правильное определение.
  • Семантика
  • Синтактика
  • Прагматика
  • Отношения между знаками и обозначаемыми объектами действительности.
  • Отношения между знаками и говорящими или слушающими.
  • Отношения между знаками в речевой цепи – в предложении, диалоге или дискурсе.

Прочитайте и запомните.

Семиотика выделяет три основных аспекта исследования знака и знаковой системы: 1) синтактику, изучающую отношения между знаками, т.е. внутренние свойства систем знаков (иначе, правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом – внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.


Задание 5. Какие из указанных ниже свойств характеризуют языковой знак, а какие – языковую систему?
Языковой знак Языковая система
  • yниверсальность
  • двусторонность
  • асимметричность
  • произвольность
  • устойчивость
  • динамичность
  • линейность
  • гетерогенность
  • изменчивость
  • системность
  • воспроизводимость

Задание 6. Прочитайте следующие определения термина язык. Выберите то, которое вы считаете оптимальным, и обоснуйте свой выбор.
1. Язык – это дом бытия.
2. Язык – это важнейший способ формирования и существования знаний человека о мире.
3. Язык – это основное средство общения, первичное, универсальное, динамическое.
4. Язык – это система языковых единиц и отношений между ними.
5. Язык – это средство познания и мышления.
6. Язык – это атрибут личности и общества.
7. Язык – это непосредственная действительность мысли.
8. Язык – это система правил построения речи, существующая в сознании индивида и языкового коллектива.
9. Язык – это семиотическая система (система знаков).

Задание 7. О каких свойствах языка идет речь в следующих случаях?
  • Язык возник одновременно с логическим мышлением как средство регуляции деятельности социума. Он обеспечивает любую другую деятельность, имея непосредственной целью либо овладение этой деятельностью, либо планирование этой деятельности, либо координацию ее.
  • Язык используется при абстрагировании и обобщении. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое – обобщенное – отражение действительности. Язык выступает в двух аспектах – социальном и индивидуальном, что связано с самой природой процесса общения, связывающего язык как социальное явление с языковым сознанием носителя этого языка.
  • Язык способен описывать самого себя, с помощью языка мы описываем язык как систему.
  • Язык – это инструмент познания окружающего мира.
  • Язык – это общественное явление.
  • Язык способен выполнять метаязыковую функцию.