Что можно почитать по теме
Кашкин, В. Б . Введение в теорию коммуникации : учеб. пособие / В. Б. Кашкин. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. – Лекция 5. Семиотика коммуникации.
Основы теории коммуникации : учебник / под ред. проф. М. А. Василика. – М. : Гардарики, 2003. – 615 с. – Гл. 4. Вербальная коммуникация.
Крейдлин Г. Е . Семиотика, или азбука общения / Г. Е. Крейдлин, М. А. Кронгауз. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Флинта, Наука, 2004. – 240 с.
Знак // Кругосвет : энцикл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ZNAK.html?page=0,0 . – Дата доступа : 25.11.2014.
Семиотика // Кругосвет : энцикл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/SEMIOTIKA.html. – Дата доступа : 25.11.2014.
Язык // Кругосвет : энцикл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/YAZIK.html?page=0,3 . – Дата доступа : 25.11.2014.
Задание 1. Прочитайте следующие определения термина знак. Выберите то, которое вы считаете оптимальным, и обоснуйте свой выбор.
1. Знак – это соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определенного смысла (означаемого).
2. Знак – это признак, примета, по которым узнается, распознается что-либо.
3. Знак – то, что служит указанием на что-либо, свидетельством чего-либо, внешним обнаружением чего-либо.
4. Знак – это предмет или действие в роли условного обозначения чего-либо; сигнал.
5. Знак – это изображение с известным условным значением.
6. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения.
7. Знак – созданная человеческим умом абстракция, замещающая вещи и явления в нашем сознании и общении.
|
|
Иконы | Индексы | Символы | |
---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
Прочитайте и запомните.
Семиотика выделяет три основных аспекта исследования знака и знаковой системы: 1) синтактику, изучающую отношения между знаками, т.е. внутренние свойства систем знаков (иначе, правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемым предметом – внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и человеком, т.е. тем, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.
Языковой знак | Языковая система | |
---|---|---|
|
|
|
|
|