Тема 7. Коммуникация и психическое состояние личности

Что можно почитать по теме

1. Немов, Р.С. Психология : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1 : Общие основы психологии. – 688 с. – Гл. 18. Эмоции.

2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2001. – 592 с. – Гл. 16. Эмоции; Гл. 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма; Гл. 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.

3. Вербина, Г. Г. Стресс и управление эмоциональным состоянием / Г. Г. Вербина // Новости науки и техники. Сер.: Медицина. Медицина катастроф. Служба медицины катастроф. – 2007. – № 1. – С. 298–298.

4. Щербатых, Ю. В. Общая психология. Завтра экзамен / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с. – Раздел 13. Эмоциональная сфера человека; Раздел 14. Психические состояния; Раздел 15. Психологический стресс.

5. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2000. – 672 с. – Гл. 5. Общее и индивидуальное в психике человека, типологии личности.

6. Теория фрустрации С. Розенцвейга // PSYERA. Гуманитарно-правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://psyera.ru/6027/teoriya-frustracii-s-rozencveyga. – Дата доступа : 30.11.14.


Задание 1. Выберите правильное определение в каждой паре терминов и объясните, в чем состоит различие между определяемыми явлениями.
Чувства Эмоции
  • а) чаще всего ситуативно обусловлены;
  • б) характеризуются большей продолжительностью, устойчивостью, глубиной переживаний.
Настроение Аффект
  • а) может практически не иметь внешних проявлений, но продолжительнее по времени;
  • б) проявляется сильнее.
Фрустрация Стресс
  • а) трудности, вызывающие данное состояние, воспринимаются как неустранимая преграда;
  • б) трудности, вызывающие данное состояние, в целом преодолимы.
Посттравматическое стрессовое состояние Страдание
  • а) чувства, эмоция человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику событий;
  • б) нарушения психики, негативные психологические последствия пережитого субъектом сильного эмоционального стресса под воздействием событий, выходящих за пределы обычного человеческого опыта.
Стресс Аффект
  • а) реакция организма на внешнее воздействие, общий адаптационный синдром;
  • б) взрывообразный процесс эмоциональной оценки ситуации, зачастую сопровождающийся повышенной двигательной активностью.

Задание 2. Что такое аффект и что является его отличительной особенностью? Справедливы ли следующие утверждения?
1. Аффект предполагает бурное внешнее выражение эмоционального переживания.

2. Аффект может длиться долго.

3. Аффект предполагает снижение сознательного контроля за своими действиями.

4. Сильные аффекты захватывают целиком всю личность человека и все его жизненно важные проявления.

5. Любые чувства могут значительно усиливаться в своей интенсивности и доходить до стадии аффекта.

6. Необходимо сдерживать всякие аффективные проявления.

7. Аффективные проявления могут быть положительными.

Задание 3. Ученые выделяют несколько причин, вызывающих фрустрацию. Что, на ваш взгляд, может послужить примером каждой из приведенных ниже возможных причин фрустрации?

1. Лишения – отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.

2. Потери – утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности.

3. Конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

Задание 4. Различают несколько типов реакций человека в ситуации фрустрации. Какой из них, по вашему мнению, является самым распространенным (опасным, рациональным)?

1. Агрессивность. Является атакой либо непосредственно на фрустрирующее препятствие, либо на объект (предмет), выступающий в виде замещения (что попало «под горячую руку»). Агрессивные реакции могут быть направлены как на другого человека («козел отпущения»), так и на самого себя («рвать на себе волосы», «стучать головой об стенку»). Обвинения, саркастические замечания, грубое обращение, получение отказа и даже сломанные авторучка или телефон способствуют возникновению фрустрации. Реакцией в виде агрессии может быть словесный отпор, оскорбление, физические нападки на человека или объект.

2. Отступление и уход (отказ от деятельности, апатия). Отступление обычно сопровождается какой-либо компенсацией. Оно может быть физическим (ретировка перед лицом сильного противника) или психологическим (признание человеком своей неправоты). Также различают сдерживание (осознанное отступление) и подавление (неосознанное отступление). Часто человек «уходит» от проблем, используя определенные стратегии психологических защит. Наиболее продуктивными из них являются:

· сублимация – защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий;

· рационализация – использование интеллектуальных способностей для оправдания своего поведения;

· фантазия – когда в качестве заместителей удовлетворения используются образы (человек уходит в мир грез, мечтаний, сновидений).

3. Регрессия (замена трудной задачи более легкой) – это возврат к шаблону (поведению), который сформировался значительно раньше (возможно, в детстве), что когда-то позволяло удовлетворить потребности и испытать удовольствие. В этом случае взрослые часто начинают вести себя, как дети – отказываются от еды после ссоры, перестают общаться, обижаются, ждут чуда, которое им поможет разрешить данную ситуацию.


Задание 5. Что такое стресс и что является его отличительной особенностью? Справедливы ли следующие утверждения?
1. Состояние стресса наблюдается только у человека. Его никогда не бывает у животных.

2. Стресс всегда вызывается некими внешними воздействиями на индивида.

3. Стресс связан с любыми обстоятельствами, сила которых превышает адаптационные возможности человека.

4. В зависимости от динамики стрессовой ситуации различают острые, хронические и периодические стрессовые воздействия.

5. Экстремальное воздействие является лишь потенциальной причиной стресса.

6. Стресс обычно выражается в изменении поведения.

7. Оптимизм защищает человека от негативного воздействия стресса.