ТЕМА 3
ПЕРЕВОД ПРОГРАММНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Подготовительные упражнения
1. Переведите последовательно в паузах следующие ряды чисел с русского языка на английский. Старайтесь не менять порядок следования чисел.
1. 3, 80, 6, 91, 52, 11, 4.
2. 94, 66, 14, 8, 21, 3, 80.
3. 45, 99, 1, 40, 54, 18, 59.
4. 5, 10, 27, 73, 7, 31, 50.
5. 17, 57, 40, 6, 9, 90, 48.
2. Переведите последовательно в паузах следующие ряды чисел с английского языка на русский. Старайтесь не менять порядок их следования.
1. 39, 11, 7, 3, 29, 95, 87.
2. 5, 70, 62, 21, 4, 16, 77.
3. 44, 17, 8, 1, 34, 96, 8.
4. 20, 3, 84, 65, 81, 4, 99.
5. 46, 1, 22, 97, 54, 6, 3.
3. Переведите синхронно за диктором следующие числа с русского языка на английский.
45, 9, 7, 85, 13, 2, 54, 66, 91, 30, 4, 62, 77, 8, 17.
4. Переведите синхронно за диктором следующие числа с английского языка на русский.
40, 19, 4, 63, 66, 92, 5, 81, 20, 52, 3, 80, 57, 72, 3.
5. Переведите синхронно за диктором следующие числа с русского языка на английский, прибавляя к услышанному числу единицу.
15, 7, 55, 90, 79, 3, 10, 63, 9, 4.
6. Переведите синхронно за диктором следующие числа с английского языка на русский, прибавляя к услышанному числу единицу.
50, 7, 14, 96, 42, 28, 7, 4, 10, 99.
7. Повторите данные предложения по принципу снежного кома. Переведите последнее предложение с русского языка на английский.
1. В различные исторические эпохи в качестве денег использовались самые различные предметы.
2. В различные исторические эпохи в качестве денег использовались самые различные предметы: медные прутики, драгоценные камни, раковины, скот и даже соль.
3. В различные исторические эпохи в качестве денег использовались самые различные предметы: медные прутики, драгоценные камни, раковины, скот и даже соль, но первыми монетами были лидийские монеты из электры.
4. В различные исторические эпохи в качестве денег использовались самые различные предметы: медные прутики, драгоценные камни, раковины, скот и даже соль, первыми же монетами были лидийские монеты из электры – природного сплава золота и серебра.
5. В различные исторические эпохи в качестве денег использовались самые различные предметы: медные прутики, драгоценные камни, раковины, скот и даже соль, но первыми дошедшими до нас отчеканенными монетами были лидийские монеты из электры – природного сплава золота и серебра. 6. В различные исторические эпохи в качестве денег использовались самые различные предметы: медные прутики, драгоценные камни, раковины, скот и даже соль, но первыми дошедшими до нас отчеканенными монетами были лидийские монеты из электры – природного сплава золота и серебра – с отпечатанным царским гербом.
7. В различные исторические эпохи в качестве денег использовались самые различные предметы: медные прутики, драгоценные камни, раковины, скот и даже соль, но первыми дошедшими до нас отчеканенными монетами были лидийские монеты из электры – природного сплава золота и серебра – с отпечатанным царским гербом, на котором изображены лев и бык.
8. В различные исторические эпохи в качестве денег использовались самые различные предметы: медные прутики, драгоценные камни, раковины, скот и даже соль, первыми же дошедшими до нас отчеканенными монетами были лидийские монеты из электры – природного сплава золота и серебра – с отпечатанным царским гербом, на котором изображены лев и бык, отчеканенные по приказу царя Гига.
9. В различные исторические эпохи в качестве денег использовались самые различные предметы: медные прутики, драгоценные камни, раковины, скот и даже соль, первыми же дошедшими до нас отчеканенными монетами были лидийские монеты из электры – ¬природного сплава золота и серебра – с отпечатанным царским гербом, на котором изображены лев и бык, отчеканенные по приказу царя Лидии (ныне Турция) Гига.
Практические упражнения
1. Вы будете работать с видеофильмом, посвященным работе первого Европейского молодежного саммита. Повторите предложенные слова и словосочетания по принципу снежного кома. Полученную цепочку переведите с русского языка на английский и с английского языка на русский, соответственно.
Brussels – Европейский молодежный саммит – the European Union member-countries – during the three-day meeting – будущая расширенная Европа – the informal welcome dinner – в рамках программы встречи – Bruges.
2. Запишите под диктовку в быстром темпе следующие блоки прецизионной информации, используя приемы переводческой записи. Каждый блок обозначайте цифрами.
1) 84 молодых человека в возрасте от 19 до 25 лет;
2) the European Youth Summit “Shaping the Future”;
3) only a week after the summit;
4) the future of enlarged Union;
5) 28 стран-членов Европейского союза;
6) в течение трех дней саммита;
7) including current and future member-states;
8) each other’s backgrounds and aspirations;
9) to be involved in the politics.
3. Посмотрите на свои записи в течение нескольких секунд. Восстановите выражения по памяти на исходном языке. Переведите их, начиная от первого до последнего блока, от последнего до первого блока, все четные блоки, все нечетные блоки.
4. Перефразируйте следующие предложения, используя синонимы и синонимические конструкции. Старайтесь не повторять ни одной единицы исходного текста. Полученные высказывания переведите с русского языка на английский и с английского на русский соответственно.
1. The proposals from the workshops were debated at the European Union Parliament.
2. Организаторы семинара хотели научить делегатов общению с представителями прессы как во время саммита, так и поздней.
3. During the three-day summit the delegates got a real taste of how decision making will be in enlarged Europe.
4. Для того, чтобы молодые люди могли ближе познакомиться друг с другом, был организован ужин в неформальной обстановке.
5. Очень важно провести этот саммит, дать молодежи микрофон в руки, чтобы они имели возможность высказать, о чем они думают.
5. Продолжите предложенные высказывания, используя нейтральную информацию. Полученные высказывания переведите с русского языка на английский и с английского на русский соответственно.
1. Здесь представлено столько разных культур и народов, что … (трудно выработать единое мнение).
2. Из сотен кандидатов в каждой стране было избрано три делегата, которые должны были … (как можно полнее представлять всю европейскую молодежь).
3. The aim of the summit is to create a European forum where young people … (could express their concerns and have a real impact on European decision-making).
4. Европейский молодежный саммит «Создадим будущее» дал слово лидерам Европы завтрашнего дня и показал … (какой они хотят ее видеть). 5. Европейский саммит молодежи на самом деле выражает ее мнение и нужно … (чтобы это мнение было принято во внимание).
6. Переведите в быстром темпе в паузах под диктовку преподавателя следующие выражения с русского языка на английский и с английского на русский соответственно. Используйте при необходимости приемы генерализации, описательного перевода и т.д.
Расширять кругозор – в загруженном распорядке дня – четыре главные темы –to give the microphone to the young people – to say what’s on their minds – официальные предложения саммита – the College of Europe – семинар по проблемам средств массовой информации – how the world of the media functions – to communicate with the press – происходил обмен мнениями – позиция уже выработана – it was debated in the European Union Parliament – when it really matters – the future of an enlarged Union – to give a voice to tomorrow’s Europe – кандидаты на вступление в Европейский союз – решения будут представлены на рассмотрение – работа в Европейском парламенте.
7. Просмотрите видеофильм о работе первого Европейского молодежного саммита на английском языке, фиксируя прецизионную информацию с помощью переводческой записи. Работая в парах, восстановите содержание фильма по фрагментам на исходном языке (первый студент) и переведите высказывания своего партнера (второй студент).
8. Вспомните, что текст перевода, подготовленный переводчиком заранее письменно, называется вандореном. Вам предлагается вандорен к фильму о работе первого Европейского молодежного саммита. Просмотрите фильм на английском языке. В процессе просмотра читайте его перевод на русский язык. Следите за тем, чтобы не опережать диктора. Старайтесь соблюдать требования к речи переводчика.
ПЕРВЫЙ ЕЖЕГОДНЫЙ САММИТ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Голос диктора
Новости из Брюсселя... Впервые в декабре две тысячи первого года 84 молодых человека в возрасте от 19 до 25 лет приняли участие в Европейском молодежном саммите «Создадим будущее». Они съехались в Брюссель из 28 стран-членов Европейского союза и государств-кандидатов на вступление в ЕС. В Брюсселе, в Европейском парламенте молодые люди подготовили четыре предложения по теме занятости, которая волнует сегодня всех. После голосования решения будут представлены на рассмотрение европейских лидеров. В течение трех дней саммита делегаты смогли понять, как будут приниматься решения в будущей расширенной Европе.
Субтитры
Стандартизировать бизнес в соответствии с лучшими традициями, другими словами, создать Белую книгу требований по бизнесу.
Голос диктора
Целью саммита было создание Европейского форума, где молодые люди смогут обсуждать волнующие их вопросы и оказывать реальное влияние на принятие решений в Европе.
Субтитры
Мне кажется: что этот саммит важен в основном по одной причине, а именно: дать европейской молодежи возможность высказаться.
Голос диктора
Из сотен кандидатов в каждой стране было избрано три делегата, которые должны были как можно более полно представлять всю европейскую молодежь. Для того, чтобы молодые люди могли ближе познакомиться друг с другом и больше узнать о надеждах и чаяниях своих коллег, был организован ужин в неформальной обстановке.
Субтитры
Очень важно провести этот саммит, дать молодежи микрофон в руки, чтобы они имели возможность высказать, о чем они думают. Важно также, что здесь представлена Турция, потому что нельзя игнорировать Турцию в будущем Европы.
Голос диктора
В рамках программы саммита его участники получили возможность посетить Брюгге, где в здании Европейского колледжа состоялся семинар по проблемам средств массовой информации. Целью его было объяснить молодым людям принцип их работы. Организаторы семинара хотели также научить делегатов общению с представителями прессы как во время саммита, так и поздней, когда по возвращении на родину они будут рассказывать о своем участии в нем.
Субтитры
Для меня очень важен сегодняшний семинар по средствам массовой информации, потому что, когда я вернусь домой, я должна буду общаться с прессой, я надеюсь, что в будущем я буду принимать участие в политике, поэтому важно иметь этот опыт.
Голос диктора
Вернувшись в Брюссель, часть делегатов провела встречу с группой анти-глобалистов, штаб-квартира которой расположена в Брюсселе. Это дало им возможность отточить свое красноречие, понять точку зрения оппонента и в какой-то мере расширить свой кругозор.
Субтитры
Если мы можем прийти к единому мнению, если мы можем стать сейчас единым голосом, мы можем таксисе участвовать в принятии решений.
Голос диктора
На следующий день предстояла работа в Европейском парламенте. Делегаты рано собрались на завтрак, чтобы во время его еще раз обсудить вопросы занятости – тему их дебатов в нынешнем году.
В загруженном распорядке дня был найден момент для групповой фотографии, после чего молодые люди разошлись по своим секциям. Там обсуждаются четыре главные темы: перспективы занятости в Европе; талант: спрос и предложение; учиться на протяжении всей жизни и, наконец, предпринимательство. Предложения, выработанные в секциях, были рассмотрены в Европейском парламенте. Четыре наиболее интересных были представлены в качестве официальных предложений саммита.
Субтитры
Мы надеемся, что мнение молодежи будет услышано в Лакене. Конечно, время покажет, но я уверен, что вы будете пристально следить, а министров и правительства мы предупредили.
Субтитры
Было очень интересно, потому что происходил обмен мнениями, мы думали, что позиция уже выработана, а дискуссия еще продолжалась. Это потому, что здесь представлено столько разных культур и народов, что трудно выработать единое мнение.
Голос диктора
Велик был интерес прессы к работе саммита: многие делегаты оказались перед камерами гораздо раньше, чем они на это рассчитывали.
Субтитры
У меня два дома, нам всем повезло, у нас всех два дома, наша страна и Европа, в которой мы живем. Очень легко сказать о молодежи: они кое-что знают, они в состоянии сделать то или это, но нас не слушают в серьезных вопросах. Европейский саммит молодежи на самом деле выражает ее мнение и нужно, чтобы это мнение было принято во внимание.
Голос диктора
А через неделю после того, как делегаты высказали свои заботы и надежды по поводу Европы завтрашнего дня, европейские лидеры собрались в Лакене, чтобы обсудить то же самое: будущее расширенного Европейского союза. Предложения молодежного саммита также были представлены. Европейский молодежный саммит «Создадим будущее» дал слово лидерам Европы завтрашнего дня и показал, какой они хотят ее видеть.
Contact Europe. № 153 (русская версия)