Вопросы для изучения:
Основные категории: научные исследования и разработки, фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, опытно-конструкторские разработки, коммерциализация результатов научных исследований, объекты интеллектуальной собственности, патент, лицензия, ноу-хау, объекты промышленной собственности, внедрение новшеств, инжиниринг, реинжиниринг, диффузия новшеств.
Научные исследования и разработки (НИР) выполняются на первой стадии инновационного процесса и являются основой для осуществления и коммерциализации нововведений. В качестве научных исследований и разработок рассматривают систематическую творческую деятельность с целью увеличения суммы научных знаний о человеке, природе и обществе, а также поиск новых областей применения этих знаний. Критерием, позволяющим отличить НИР от сопутствующих им видов деятельности, является наличие существенного элемента новизны.
Различают следующие виды научных исследований и разработок:
Рис. 9.1. Виды научных исследований и разработок
Ф у н д а м е н т а л ь н ы е НИР направлены на расширение теоретических знаний, на получение новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, существующих в исследуемой области. Их результатом являются научные теории, системы, концепции, методы и принципы исследований.
П о и с к о в ы е НИР осуществляются с целью увеличения объема знаний для более глубокого понимания изучаемого предмета. Они позволяют осуществить разработку прогнозов развития науки и техники, открывая пути применения новых явлений и закономерностей.
Фундаментальные и поисковые научные исследования в жизненный цикл изделия, как правило, не включают. Однако на их основе осуществляется генерация идей, которые могут трансформироваться в проекты НИОКР.
П р и к л а д н ы е НИР направлены на разрешение конкретных научных проблем для создания новых изделий. Их целью является получение рекомендаций, инструкций, расчетно-технических материалов, методик и определение возможности проведения опытно-конструкторских разработок по теме НИР.
Прикладные научные исследования и разработки являются одной из стадий жизненного цикла изделия. Их задача – дать ответ на вопрос: возможно ли создание нового вида продукции с заданными характеристиками? Порядок проведения НИР, их этапность и характер выполняемых в рамках каждого этапа работ определяются спецификой научных исследований.
При осуществлении научных исследований и разработок выполняются следующие этапы:
Рис. 9.2. Этапы НИР
На стадии р а з р а б о т к и   т е х н и ч е с к о г о   з а д а н и я осуществляются:
В ы б о р   н а п р а в л е н и я   и с с л е д о в а н и я предполагает выполнение таких видов работ как:
Т е о р е т и ч е с к и е   и   э к с п е р и м е н т а л ь н ы е   и с с л е д о в а н и я позволяют осуществить:
По результатам этапа теоретических и экспериментальных научных исследований составляется промежуточный отчет.
На стадии о б о б щ е н и я   и   о ц е н к и   р е з у л ь т а т о в   и с с л е д о в а н и й выполняются следующие виды работ:
Если к научно-исследовательским работам относятся обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, то к опытно-конструкторским – разработка образца нового изделия. ОКР базируются на теоретических исследованиях, изобретениях, предложениях новаторов производства, являясь результатом производственной деятельности опытно-конструкторских или научно-исследовательских организаций. Их рассматривают в качестве промежуточной стадии процесса производства новых изделий или создания технологий.
Опытно-конструкторские разработки предполагают осуществление комплекса работ по проектированию, изготовлению, испытанию и отладке опытных образцов, а также разработке технической документации, необходимой для последующей организации серийного или массового производства новой продукции, запуска нового технологического процесса. Результаты инновационной деятельности на этом этапе могут быть представлены в виде технической документации или объектов промышленной собственности.
Значение НИОКР, или R&D, для формирования конкурентных позиций коммерческих организаций в последние десятилетия существенно возрастает: основная часть добавленной стоимости создается сегодня не на этапе производства, а на стадии разработки продукции. На основании результатов НИОКР принимаются ключевые решения в высокотехнологичном бизнесе, в сфере интеллектуальных услуг. Возросшая роль эффективного менеджмента научных исследований и разработок для бизнес-процессов привела к появлению в крупных компаниях должности директора или менеджера по R&D.
В обязанности R&D-менеджера входят:
Управление НИОКР – одна из самых наиболее трудных областей менеджмента, вследствие неопределенности и рисков, связанных с невозможностью точного прогнозирования конечных результатов исследований и возможностей их рыночной коммерциализации. Сложность НИОКР как сферы деятельности и объекта управления определяют следующие факторы:
Для эффективной организации НИОКР на предприятии необходимо учи-тывать следующие факторы:
Наиболее значимыми в R&D-менеджменте являются две области принятия управленческих решений: отбор инновационных проектов и завершение разработок.
Важной особенностью управления R&D в компаниях является необходимость опоры на коллективную организацию работ, во главе которых должен стоять ученый-новатор, эффективный лидер и организатор одновременно. Любое нововведение начинается с творческой идеи. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью. Творческий процесс трудно спланировать, однако инновационный менеджмент должен обеспечить:
Необходим нестандартный подход к организации творческого процесса, способность менеджмента привлекать, мотивировать и удерживать таланты.
Внедрение новшеств – это процесс, посредством которого предприятие на основе использования результатов НИОКР получает новые, более совершенные товары и услуги.
Принято считать, что внедрение (освоение) результатов НИОКР является завершающей стадией процесса создания новой техники, технологий, продуктов. Однако единого подхода к определению этого понятия и его роли в инновационном процессе у экспертов пока нет. Это порождает не только терминологические разногласия, но и расхождения в оценке уровня и объемов внедрения, способах организации планирования и учета затрат на его осуществление, методах оценки эффективности, сроков и масштабов внедренческой фазы инновационного цикла.
Специалисты рекомендуют рассматривать следующие уровни процесса внедрения новшеств:
Ожидаемым результатом внедрения новых товаров, техники и технологий является увеличение объема продаж и прибыли, однако эта стадия может завершиться банкротством компании из-за неготовности рынка воспринять новшество, технической или технологической недоработанности нового изделия, отсутствия доступа к каналам распределения, отсутствия опыта тиражирования нововведения и других причин.
Предприятия, успешно реализующие стадию внедрения новшества, как правило, имеют высококвалифицированный персонал, проектную (матричную) структуру управления, венчурную организацию бизнеса на начальных этапах нововведения.
В основе успешного внедрения результатов НИОКР лежит соблюдение ряда принципов:
Успешное внедрение инноваций с заданными параметрами в заданные сроки обеспечивается хорошей организацией процесса внедрения на всех его стадиях. Основными задачами организации внедрения результатов НИОКР являются:
Во многих компаниях создаются специализированные службы внедрения. Функцией таких подразделений является оказание технической помощи в освоении новшеств. На них обычно возложено техническое руководство монтажом, стендовой проверкой, прогонкой и наладкой систем. Для более успешного выполнения поставленных задач службы внедрения наделяются правом привлекать квалифицированных специалистов данного предприятия или предприятий-смежников для проведения консультаций или внесения корректировок.
Сотрудниками внедренческих подразделений становятся опытные специалисты, участвовавшие в разработках, производстве и испытаниях новой техники. Обычно они имеют доступ к данным, отражающим результаты использования новшеств потребителями, что обеспечивает возможность учета опыта успешной или недостаточно удачной эксплуатации новинок при создании новых и модификации существующих образцов.
По оценкам экспертов, процесс внедрения новой техники сопровождается участием 40–50 согласующих, регламентирующих и управляющих инстанций, по сложным комплексным технологиям число таких участников возрастает до 350–500. Упорядочить процедуру согласования и сократить необходимое для ее осуществления время позволяет комплекс организационных мероприятий.
Условиями эффективной организации внедрения являются:
Распределение результатов инновационной деятельности, полученных на стадии НИОКР, происходит посредством трансфера технологий.
Т е х н о л о г и ч е с к и й   т р а н с ф е р представляет собой процесс передачи (продажи, обмена) структурированных и обладающих достаточной степенью полноты знаний, имеющих целью организацию производства конкурентоспособной продукции. Объектами передачи в системе трансфера являются техническая документация и права на использование созданной интеллектуальной собственности, воплощенной в технической документации, в ноу-хау, изобретениях, патентах.
Формами трансфера технологий являются:
Д и ф ф у з и я   з н а н и й является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений и осуществляется посредством экономического шпионажа или международного научного обмена.
К о м м е р ц и а л и з а ц и я   р е з у л ь т а т о в   Н И О К Р представляет собой процесс вовлечения разработок в экономический (рыночный) оборот в различных сегментах национального, международного и глобального рынка. Право на использование и экономическую реализацию продукта предоставляет интеллектуальная собственность, которая является инструментом завоевания и удержания рынка, выхода на новые рынки, в том числе освоение ниши производства высокотехнологичных товаров и создания интеллектуальных услуг. Она становится важным фактором создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке, но может быть и самостоятельным объектом рыночной сделки.
И н т е л л е к т у а л ь н а я   с о б с т в е н н о с т ь (ИС) – это исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции или выполняемых работ. На основе интеллектуальной собственности формируется интеллектуальный капитал, или совокупность нематериальных (неосязаемых) ценностей, повышающих рыночную стоимость компании.
К объектам интеллектуальной собственности относятся:
В качестве произведений науки как объекта авторского права могут рассматриваться научные разработки, компьютерные программы, базы данных и многое другое.
Объекты интеллектуальной собственности могут быть отнесены к:
А в т о р с к и е   п р а в а на произведения науки, литературы, искусства являются личными и неотчуждаемыми. Коммерциализация продуктов творчества предполагает выплату авторского вознаграждения их создателю.
Монополия на использование полученных результатов интеллектуальной деятельности называется и с к л ю ч и т е л ь н ы м   п р а в о м и означает, что никто не вправе использовать нематериальный объект без разрешения владельца. Исключительное право относится к объектам промышленной собственности и ноу-хау.
Для использования результатов интеллектуальной деятельности предприятие должно обладать особыми правами, которые существенно отличаются от прав собственности на материальные объекты. Для коммерческой реализации объекта интеллектуальной собственности в условиях рынка необходима правовая защита, которая предоставляется специальными охранными документами, выдаваемыми государством: свидетельством или патентом.
П а т е н т – документ, который удостоверяет авторство и предоставляет его владельцу исключительное право на изобретение. С в и д е т е л ь с т в о м   о   р е г и с т р а ц и и защищаются промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки.
Организация эффективной системы стратегического управления интеллектуальной собственностью является важным условием обеспечения конкурентоспособности субъектов экономики на внутреннем и внешнем рынках. Она создает стимулы для активизации процесса генерирования идей, способных приносить доход, поддерживает стремление к реализации этих идей в конкретных инновационных проектах.
Для успешной реализации инновационного процесса необходима организация управления интеллектуальной собственностью, включающего в себя механизм ее создания и последующей коммерциализации. Консалтинговая компания «Boston Consulting Group» («БКГ») выделяет три базовые модели управления интеллектуальной собственностью, обеспечивающие разработку и коммерциализацию новшеств:
В случае построения и н т е г р а ц и о н н о й   м о д е л и результаты НИОКР используются для организации инновационного процесса внутри компании Она не стремится делиться технологией с конкурентами, поскольку это ведет к потере монополии, позволяющей извлекать сверхприбыль.
Модель д и р и ж и р о в а н и я предполагает передачу инновационных технологий партнерам, участвующим в процессе создания новшеств. Предоставление результатов инновационной деятельности осуществляется в форме продажи лицензий, предоставления инжиниринговых услуг, консультаций и т.п.
Л и ц е н з и я является государственным документом, предоставляющим юридическому или физическому лицу право на использование защищенных патентом изобретений, технических знаний, технических и конструктивных секретов производства, товарного знака и т.п. Выдача лицензии является коммерческой операцией, которая осуществляется на основе договора купли-продажи: владелец патента или лицензии (лицензиар) передает покупателю (лицензиату) право на использование технологий, ноу-хау, товарных знаков.
Различают патентные и беспатентные лицензии. П а т е н т н ы е лицензии предусматривают передачу лицензиату прав использования патента. В случае б е с п а т е н т н ы х лицензий права использования ноу-хау передаются на условиях, предусмотренных договором.
При проектировании системы управления интеллектуальной собственностью менеджменту коммерческой организации необходимо учитывать различные внутренние и внешние факторы, в том числе характеристики отрасли, ресурсный потенциал компании, уровень конкуренции и многое другое. Определяющим показателем является величина имеющегося у инновационно активной организации капитала.
Для принятия оптимального решения необходим текущий мониторинг и систематический анализ возможностей бизнеса, его внутренних характеристик и особенностей внешнего окружения по трем основным направлениям: инновации, отрасль, риски. Именно системный подход к организации процесса принятия управленческих решений и его информационно-аналитического обеспечения позволит выбрать оптимальную модель управления инновациями, значительно повысив эффективность инновационного процесса в целом и стадии коммерциализации нововведений в частности.
В практике коммерциализации интеллектуальной собственности возможно использование следующих организационных схем:
Управление процессом коммерциализации новшеств включает следующие этапы:
Маркетинговая деятельность в области инноваций предполагает управление спросом на инновационные разработки на основе классификации потребителей, сегментации рынка, анализа рыночных возможностей, разработки и применения маркетинговых комплексов (ценовая политика, коммуникационная политика, диффузия инноваций).
Маркетинг инноваций включает в себя планирование производства инноваций, исследование рынка, создание системы эффективной коммуникации, установление цен, организацию продвижения новшеств и развертывание сервисного обслуживания.