Тема 11

Финансирование инновационной деятельности

Вопросы для изучения:

  1. Проектное финансирование инноваций.
  2. Источники и формы финансирования инновационной деятельности в Республике Беларусь.
  3. Международный опыт венчурного финансирования инновационной деятельности: деятельность венчурных фондов, венчурных банков, венчурных компаний.

Основные категории: внутренние и внешние источники финансирования инноваций, субъекты финансирования инноваций в рыночной экономике, бюджетное финансирование инноваций, косвенное финансирование инноваций, кредитование инновационной деятельности, дефицитное финансирование, корпоративное финансирование, проектное финансирование.

11.1. Источники и формы финансирования инноваций на предприятии

Для осуществления любого инновационного проекта необходимы финансовые средства. Мелкие, средние и даже крупные компании часто сталкиваются с проблемой недостаточного финансирования инноваций. Решение проблемы достигается за счет создания системы многообразных источников и методов финансирования инновационной деятельности.

Различают внутренние и внешние источники финансирования инновационной деятельности предприятий. К   в н у т р е н н и м источникам относятся:

  • амортизация;
  • нераспределенная прибыль компании;
  • активы компании;
  • остатки основных и оборотных средств;
  • увеличение краткосрочных обязательств (кредиторской задолженности);
  • сокращение дебиторской задолженности (например, за счет продажи права взыскания);
  • траховое возмещение (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Внутренние источники финансирования инноваций

При условии эффективного управления финансовыми потоками аккумулировать собственные средства на финансирование инновационной деятельности способна любая компания. Однако даже крупным корпорациям осуществлять финансирование масштабных инновационных проектов только за счет собственных средств рискованно, поэтому они прибегают к внешнему финансированию.

К   в н е ш н и м источникам финансирования инноваций относят привлеченные средства и заимствования (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Внешние источники финансирования инноваций

Дополнительная эмиссия акций, взносы, целевые поступления относятся к категории привлеченных средств. Заимствования с целью финансирования инновационной деятельности могут осуществляться в форме кредитов банков и инвестиционных фондов, а также выпуска облигаций. Банковские кредиты играют при этом особую роль, формируя в развитых странах до 20–40 % общего объема финансирования инновационных проектов (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Классификация кредитов, используемых при финансировании инновационных проектов

Классификационный признак Основные типы кредита
По типу кредитора Иностранный
Государственный
Банковский
Коммерческий
По форме представления Товарный
Финансовый
По цели предоставления Инвестиционный
Ипотечный (под залог недвижимости)
Таможенный (отсрочка платежа пошлины)
По сроку действия Долгосрочный (до 5 лет)
Краткосрочный (до 12 месяцев)

Различают специализированное (проектное) и корпоративное кредитование. При использовании проектного кредита финансовые средства выделяются под конкретный проект на основе представленного заемщиком бизнес-плана. В этом случае кредитор осуществляет полный контроль над использованием выделенных средств. Процентные ставки, решения о сроках и графиках погашения, вариантах покрытия, обеспечении кредитов определяются в каждом конкретном случае в зависимости от множества факторов (кредитной политики банка, типа компании, характеристик инновационного проекта и т.д.).

При к о р п о р а т и в н о м кредитовании кредитор не осуществляет контроль над использованием средств, и заемщик получает возможность проведения гибкого финансового управления. Решение о кредитовании фирмы вне зависимости от направлений использования средств, принимается, когда в качестве заемщика выступает платежеспособная компания с хорошей репутацией.

Инвесторы (пенсионные фонды, частные инвестиционные фонды, банки, страховые компании, фирмы и физические лица), осуществляющие внешнее финансирование инноваций по каналам привлеченных средств, вкладывают капитал, которым полностью рискуют в случае провала инновационного проекта. Они не всегда имеют полное представление об инновационных проектах, которые финансируют, а потому прибегают к помощи посредников.

Посредник обеспечивает необходимую экспертизу, позволяющую эффективно оценивать и выбирать инновационные проекты, осуществлять контроль и мониторинг деятельности финансируемой компании.

На макроуровне, в зависимости от категории субъектов национальной экономики, различают следующие виды источников финансирования инноваций:

  • государственные источники (центральный бюджет, внебюджетные фонды, финансы местных органов власти, государственные заимствования, государственное имущество, государственные пакеты акций);
  • частные источники (финансовые и промышленные компании, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды);
  • средства некоммерческих организаций;
  • средства физических лиц (используются для финансирования инновационной деятельности опосредованно, через коллективных инвесторов – страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, кредитные организации, коммерческие банки).

11.2. Государственное финансирование инноваций

Государственное финансирование инноваций осуществляется за счет следующих видов средств: собственных (бюджетные и внебюджетные фонды), привлеченных (кредитной и страховой систем), заемных (государственный внутренний и внешний долг). Государство активно участвует в финансировании и проведении научных исследований и разработок, спонсирует прикладные исследования государственных лабораторий, университетов, внутрифирменных центров R&D, специально созданных консорциумов. Финансирование частного сектора занимает достаточно серьезное место в бюджетных расходах на НИОКР. Благодаря государственному финансированию появились не только новые продукты и технологии (такие как Интернет, телекоммуникации, биотехнологии), но и целые отрасли экономики.

Различают прямые и косвенные методы государственного финансирования инноваций. П р я м ы м методом финансового стимулирования инновационной деятельности является государственное субсидирование, которое осуществляется за счет бюджетных средств.

Система бюджетного финансирования инновационных программ предполагает осуществление следующих этапов:

  1. выделение приоритетных направлений НТП;
  2. составление государственных научно-технических и инновационных программ;
  3. выделение стратегического ядра субъектов инновационной деятельности (таким ядром может быть академический сектор, включая университеты, государственные научные центры и лаборатории, а также объекты опытно-экспериментальной базы, предприятия в сфере массового производства и т.д.);
  4. формирование целевых бюджетных фондов;
  5. выделение объектов бюджетного финансирования;
  6. отбор перспективных проектов и работ;
  7. заключение контрактов на выполнение государственных заказов;
  8. выделение грантов.

К инструментам к о с в е н н о г о финансирования инноваций относятся налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование.

Существуют различные категории налоговых льгот:

  • полное освобождение на определенный период от уплаты налогов на прибыль, полученную в результате реализации крупных инновационных проектов;
  • льготное налогообложение прибылей от инновационных проектов связанных с использованием приобретенных лицензий и ноу-хау;
  • снижение налогов на дивиденды по акциям венчурных фирм;
  • налоговые льготы, связанные с отчислениями компаний в вен¬чурные фонды, финансированием исследовательских программ университетов, передачей активов государственным и частным лабораториям для осуществления НИОКР.

Косвенным методом государственного финансирования инноваций является также ускоренная амортизация. Обычно расходы на амортизацию изношенного и устаревшего оборудования вычитают из налогооблагаемой прибыли. Предоставляя фирме, инвестирующей в новые технологии и продукты, право на ускоренную амортизацию, государство значительно завышает нормы амортизационных отчислений и тем самым снижает размеры налогооблагаемой прибыли.

В различных странах в законодательстве специально оговорены нормы и сроки списания амортизационных расходов для компаний, внедряющих новые технологии, разрабатывающих новую продукцию. При этом венчурные фирмы пользуются наиболее льготными нормами амортизации, иногда превышающими экономически обоснованные в два раза.

Условием расширения негосударственного финансирования инновационной сферы является развитие рынка капитала и рынка инноваций. Рынок капитала позволяет привлечь для финансирования инновационных проектов заемные средства. Рынок инноваций, позволяющий разработчикам нововведений осуществлять коммерциализацию новшеств, может успешно функционировать как источник финансирования инновационной деятельности при определенных условиях.

Для создания полноценного рынка инноваций необходим ряд условий:

  • развитие малого инновационного бизнеса;
  • поддержка конкурентной среды и противодействие монополиям в науке;
  • развитие научно-технической инфраструктуры;
  • развитие аренды, лизинговых услуг;
  • создание фондов венчурного капитала;
  • формирование инновационных фондов.

11.3. Проектное финансирование инноваций

Проектное финансирование является одной из форм организации финан-сирования инноваций. Оно предполагает осуществление значительной части инвестиций за счет собственных средств инвесторов, причем единственным источником погашения долговых обязательств являются доходы от реализации проекта. Однако, если проект как первичный источник денежных средств не отвечает критериям безопасности, то используются вторичные ресурсы: активы гарантов, бюджетные субсидии и т.д.

Дополнительными источниками проектного финансирования являются банковское кредитование, бюджетная поддержка, средства внебюджетных фондов, страховых компаний и других заинтересованных сторон. Инвестиционные проекты позволяют объединить возможности учредителей, инвесторов, консультантов, гарантов, кредиторов, подрядчиков и операторов, распределяя и минимизируя финансовые риски.

Известны два принципиально различных метода финансирования инновационных проектов: единовременное финансирование всего проекта и поэтапное финансирование. В настоящее время многие компании осуществляют финансирование инновационных проектов поэтапно.

Результативность каждого этапа инновационного проекта непредсказуема в силу высокой степени неопределенности и риска. Более того, на каждом новом этапе, начиная с генерирования идеи и заканчивая запуском производства, могут появляться неожиданные предложения по корректировке проекта. Возможно выявление его коммерческой бесперспективности до выхода на рынок новшеств, что влечет за собой закрытие проекта.

Метод поэтапного финансирования позволяет снизить уровень риска. Его суть – в финансировании только одного этапа проекта. На заключительной стадии осуществляемого этапа руководители проекта уже с большей долей уверенности могут определить потенциал инновации и принять решение о целесообразности дальнейшей реализации проекта. В случае положительного решения происходит выделение средств на следующий этап. Отрицательное решение также рассматривается как значимый результат.

Предположим, что уже на этапе экспериментального производства становится очевидно, что затраты на коммерциализацию новшества будут слишком велики. Руководство принимает решение об остановке проекта, что, казалось бы, означает потерю вложенных средств. Тем не менее, и в этом случае компания приобретает новые возможности. Во-первых, результаты НИОКР могут быть использованы в последующих инновационных проектах, что позволит сэкономить ресурсы. Во-вторых, компания может оформить патент на изобретение и заработать на продаже лицензий.

Таким образом, метод поэтапного финансирования имеет существенные преимущества перед единовременным выделением средств на весь проект це-ликом:

  1. обеспечивает возможность более гибкого управления финансовыми потоками;
  2. позволяет эффективно распределять ресурсы между несколькими па-раллельными проектами;
  3. дает возможность установить значимость проектов до их завершения в зависимости от результативности пройденных этапов;
  4. помогает значительно снизить издержки инновационной деятельности.

Для минимизации проектных рисков и достижения наилучших результатов целесообразно использовать портфельный подход. Портфель инноваций может содержать различные по масштабу, срокам реализации, назначению и принципам осуществления проекты. Содержание портфеля целесообразно систематически пересматривать и обновлять для успешной реализации стратегии фирмы и достижения наилучших финансово-экономических показателей. Наличие инновационного портфеля позволяет осуществлять нововведения с высокой степенью риска за счет сохранения допустимого уровня общего портфельного риска.

При отборе инновационных проектов учитывают множество критериев: параметры внешней среды, характеристики проекта, возможности фирмы.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите источники финансирования инноваций в системе национальной экономики.
  2. Какими внутренними источниками финансирования нововведений располагает предприятие?
  3. Назовите внешние источники финансирования нововведений на уровне фирмы.
  4. В каких формах осуществляется государственное финансирование иннова-ций?
  5. Какие методы финансирования инновационной деятельности используются в системе государственного экономического регулирования?
  6. Каковы преимущества и недостатки различных форм и методов государ-ственного финансирования инновационной деятельности?

Список учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения

  1. Концепция национальной инновационной системы Республики Беларусь: одобр. на заседании комис. по вопросам ГНТП при Совете Министров Респ. Беларусь (Протокол № 05 / 47 от 08.06.2006 г.) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – Режим доступа : http://belisa.org.by/doc/CIS.doc. – Дата доступа : 23.09.2009.
  2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь 2009–2013: стат. сб. // Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 119 с.
  3. Беларусь: наука, технологии, инновации / Гос. ком. по науке и технологиям Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 14 с.
  4. Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент : учебник / Ю. М. Беляев. – М. : Издательско-торг. корпорация «Дашков и К», 2013.
  5. Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / Т. Д. Дармилова. – М. : Издательско-торг. корпорация «Дашков и К», 2013.