Тема 5

Сущность и функции инновационного менеджмента

Вопросы для изучения:

  1. Особенности и виды прогнозирования инноваций.
  2. Планирование инновационной деятельности как функция инновационного менеджмента.
  3. Особенности организации и осуществления управленческого контроля в инновационно активной организации.

Основные категории: инновационный менеджмент, содержание инновационного менеджмента, принципы управления инновационной деятельностью, функции инновационного менеджмента, прогнозирование и планирование инноваций, организация инновационной деятельности, система контроля в инновационной организации.

5.1. Понятие и структура инновационного менеджмента

Инновации как целенаправленно осуществляемые изменения, затрагивающие все сферы деятельности компании, требуют профессионального управления. Поэтому в современной теории и практике как самостоятельная функциональная область выделяется инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – это процесс управления нововведениями в организации, направленный на достижение ее целей посредством рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный менеджмент как научная дисциплина изучает принципы управления инновациями на предприятиях. Содержание научного менеджмента формируют два типа теорий: в о - п е р в ы х, теории управления инновационными системами, которые обосновывают стратегии инновационного развития и объясняют механизм функционирования инновационных систем; в о - в т о р ы х, прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, которые позволяют вырабатывать практические решения в области управления инновациями.

Изучение деятельности современных компаний позволяет выделить следующие принципы эффективного управления инновациями:

  1. целевой подход к инновационному процессу, который требует обязательной постановки цели инновационной деятельности;
  2. стратегическое планирование инновационных процессов;
  3. соответствие между глобальными стратегиями компании и специфическими целями конкретных инновационных проектов;
  4. сочетание централизации и децентрализации полномочий при определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности, организации научных исследований и разработок, в процессе осуществления инновационного маркетинга и оперативного управления инновационными проектами;
  5. коллегиальность в принятии важнейших инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования нововведений;
  6. комплексный подход к организации инновационной деятельности, предполагающий создание целостной системы поддержки инноваций на предприятии, включая организационную структуру, кадровую политику, технологии производства и сбыта, корпоративную культуру и т.п.;
  7. непрерывность (перманентность) инновационной деятельности, что позволяет использовать ресурсы организации для постоянного внедрения новшеств и сделать инновативность устойчивым конкурентным преимуществом компании.

Содержание инновационного менеджмента формируют следующие виды деятельности:

  • разработка планов и программ инновационной деятельности на предприятии;
  • анализ и оценка проектов по созданию новых продуктов;
  • координация деятельностей подразделения предприятия в сфере инновации и проведение единой инновационной политики;
  • мониторинг разработки и внедрения новой продукции в производство;
  • обеспечение взаимодействия исследовательских, опытно-конструкторских и производственных подразделений со службой маркетинга и другими службами для проведения скоординированной инновационной политики с учетом требований рынка;
  • выбор основных направлений научно-технической и производственной деятельности на основе анализа потребительских предпочтений, отраслевой конкуренции и рыночной конъюнктуры;
  • обоснование программ инновационной деятельности предприятия и обеспечение их ресурсами;
  • создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем: от выбора идеи до организации серийного производства новой продукции.

Инновационный менеджмент позволяет успешно достигать таких целей, как разработка и внедрение новой продукции и услуг; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия товаров и услуг; создание условий для более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

5.2. Функции инновационного менеджмента

К основным функциям инновационного менеджмента относятся:

  • прогнозирование и планирование инновационной деятельности;
  • организация инновационной деятельности;
  • мотивация персонала;
  • управленческий контроль (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Функции инновационного менеджмента

Прогнозирование – это описание возможных или желательных перспектив организации. Оно может предшествовать планированию или быть составной частью деятельности по составлению планов.

Прогнозирование применяется на этапе стратегического анализа внешней среды и выявления предпосылок для формирования стратегии организации, а также на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей.

Прогнозы могут быть оперативными (на период до одного месяца), краткосрочными (от месяца до года), среднесрочными (от года до пяти лет), долгосрочными (от пяти до двадцати лет).

По характеру воздействия прогнозы делятся на пассивные и активные. П а с с и в н ы й прогноз исходит из того, что организация не сможет воздействовать на внешнюю среду. А к т и в н ы й прогноз предусматривает возможность реального воздействия на внешнее окружение.

По функциональному признаку различают поисковое, нормативное и творческое прогнозирование (рис.5.2).П о и с к о в ы й (и с с л е д о в а т е л ь с к и й) прогноз основан на имеющейся информации и позволяет выяснить, как организация будет развиваться при сохранении существующих тенденций. Различают традиционное и альтернативное поисковое прогнозирование.

Рис. 5.2. Типы прогнозирования инноваций

Т р а д и ц и о н н ы й прогноз, или э к с т р а п о л я ц и я, переносит в будущее параметры и тенденции развития организации в прошлом. Альтернативный, или инновационный, подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, поэтому возможны несколько вариантов будущего развития организации.Традиционный прогноз, или экстраполяция, переносит в будущее параметры и тенденции развития организации в прошлом. А л ь т ер н а т и в н ы й, или и н н о в а ц и о н н ы й, подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, поэтому возможны несколько вариантов будущего развития организации. изучает принципы управления инновациями на предприятиях. Содержание научного менеджмента формируют два типа теорий: в о - п е р в ы х, теории управления инновационными системами, которые обосновывают стратегии инновационного развития и объясняют механизм функционирования инновационных систем; в о - в т о р ы х, прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, которые позволяют вырабатывать практические решения в области управления инновациями.

Н о р м а т и в н ы й прогноз разрабатывается с учетом заранее определенных целей, для достижения которых требуются соответствующие способы действий и ресурсы. Задача такого прогнозирования – определить пути и сроки достижения цели.

Т в о р ч е с к о е прогнозирование часто предшествует поисковому и нормативному. Оно основано на творческом видении менеджера, его интуиции и опыте.

Наиболее достоверно определять тенденции развития организации и ее внешнего окружения позволяет комплексный подход, предполагающий сочетание поискового, нормативного и творческого прогнозирования.

При разработке прогнозов придерживаются следующих этапов:

  1. предпрогнозная ориентация (постановка целей и задач прогнозирования, разработка гипотез, определение методов и структуры исследования, времени упреждения);
  2. сбор данных;
  3. создание исходной модели объекта исследования на основе реально существующих параметров;
  4. построение поисковой или нормативной модели на основе проекции в будущее системы показателей исходной модели;
  5. оценка степени достоверности (верификация) прогноза;
  6. выработка рекомендаций для менеджмента компании по оптимизации управленческих решений.

Планирование инноваций – это система расчетов, ориентированная на выбор целей инновационного развития и подготовку решений по их реализации. Система планирования инноваций предполагает разработку целого комплекса планов. Различают краткосрочное (до года), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и долгосрочное (более 5 лет) планирование. Отдельные планы разрабатываются для различных функциональных подразделений компании: план НИОКР, производственный план, финансовый план и т.п. По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.

С т р а т е г и ч е с к о е планирование инноваций предполагает определение миссии организации, системы ее целей, стратегии поведения на рынке и опирается на глубокие маркетинговые исследования, комплексный прогноз, оценку сильных и слабых сторон компании, внешних возможностей и угроз. Оно направлено на формирование устойчивых конкурентных преимуществ и ориентированно на долгосрочный период. О п е р а т и в н о е планирование инноваций позволяет определить наиболее эффективные способы реализации стратегии компании и предусматривает формирование продуктового портфеля, разработку бизнес-плана и календарных планов по отдельным программам, расчет потребности в ресурсах (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Сравнительная характеристика стратегического и оперативного планирования

Признаки Виды планирования
стратегическое оперативное
Уровень иерархии Преимущественно высший уровень менеджмента Все уровни менеджмента, особенно средний
Степень неопределенности Высокая Низкая
Тип проблем Преимущественно неструктурированные В основном хорошо структурированные
Горизонт времени Долгосрочный, частично кратко- и среднесрочный Кратко- и среднесрочный
Потребность в информации Потребность во внешней информации Потребность во внутренней информации
Альтернативы Спектр альтернатив широк Спектр альтернатив ограничен
Масштаб задач Концентрация на важнейших проблемных структурных областях и подразделениях Охватывает все направления и структурные единицы предприятия
Степень детализации Укрупненная проработка Детальная проработка

Планирование создает основу для реализации организационной функции менеджмента.

Организация инновационной деятельности предполагает обеспечение взаимодействия исполнителей, распределение ролей и полномочий, определение ответственности за принятие решений, создание условий для эффективного распределения информации и оптимального использования ресурсов.

Важным элементом организационной подсистемы менеджмента является мотивация исполнителей планов и программ, которая создает стимулы для роста эффективности и конкурентоспособности организации.

Планы и программы инновационного развития не всегда могут быть реализованы в силу внешних и внутренних факторов, воздействующих на организацию. Отклонения фактических показателей от плановых может быть значительным и требует своевременных корректировок. Вот почему все основные элементы инновационных программ должны контролироваться менеджментом.

Построение эффективной системы контроля в организации предполагает:

  • создание четко структурированной системы планов с фиксированными показателями;
  • разработку прозрачной системы отчетности;
  • создание системы анализа фактических показателей и тенденций;
  • наличие эффективной системы реагирования.

Инновационный менеджмент осуществляется на стратегическом и оперативном уровнях. В зависимости от уровня инновационного менеджмента конкретизируются и распределяются основные управленческие функции (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Функции стратегического и оперативного инновационного менеджмента

Функции инновационного менеджмента Виды инновационного менеджмента
стратегический оперативный
Прогнозирование Стратегические приоритеты развития и роста Прогнозирование новых товаров, услуг, технологий
Планирование Экспансия в новые отрасли, рынки Повышение качества и конкурентоспособности товаров
Анализ внешнейсреды Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры Анализ поведения конкурентов, оценка емкости рынка, объемов продаж
Анализ внутренней среды Стратегические решения по целям, миссии и развитию фирмы Анализ факторов эффективного производства продукции
Виды решений Стратегические решения по развитию фирмы в соответствии с ее миссией Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств
Мотивация Обеспечение стимулов динамичного роста и повышения конкурентоспособности бизнеса Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества продукции, обновление производства
Контроль Контроль выполнения миссии фирмы, ее роста и развития Контроль дисциплины и качества исполнения заданий

Вопросы для самоконтроля

  1. Раскройте содержание понятия инновационный менеджмент.
  2. Сформулируйте принципы эффективного инновационного менеджмента.
  3. Какие виды деятельности предполагает осуществление менеджмента инно-ваций?
  4. Назовите основные функции инновационного менеджмента.
  5. В чем сущность и содержание функции прогнозирования?
  6. Как в инновационно активных организациях осуществляются планирование, организация, мотивация и контроль?

Список учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения

  1. Концепция национальной инновационной системы Республики Беларусь: одобр. на заседании комис. по вопросам ГНТП при Совете Министров Респ. Беларусь (Протокол № 05 / 47 от 08.06.2006 г.) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – Режим доступа : http://belisa.org.by/doc/CIS.doc. – Дата доступа : 23.09.2009.
  2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь 2009–2013: стат. сб. // Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 119 с.
  3. Беларусь: наука, технологии, инновации / Гос. ком. по науке и технологиям Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 14 с.
  4. Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / Т. Д. Дармилова. – М. : Издательско-торг. корпорация «Дашков и К», 2013.
  5. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / под ред. А. В. Барышевой. – М. : Издательско-торг. корпорация «Дашков и К», 2013.