Вопросы для изучения:
Основные категории: инновационный менеджмент, содержание инновационного менеджмента, принципы управления инновационной деятельностью, функции инновационного менеджмента, прогнозирование и планирование инноваций, организация инновационной деятельности, система контроля в инновационной организации.
Инновации как целенаправленно осуществляемые изменения, затрагивающие все сферы деятельности компании, требуют профессионального управления. Поэтому в современной теории и практике как самостоятельная функциональная область выделяется инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент – это процесс управления нововведениями в организации, направленный на достижение ее целей посредством рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент как научная дисциплина изучает принципы управления инновациями на предприятиях. Содержание научного менеджмента формируют два типа теорий: в о - п е р в ы х, теории управления инновационными системами, которые обосновывают стратегии инновационного развития и объясняют механизм функционирования инновационных систем; в о - в т о р ы х, прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, которые позволяют вырабатывать практические решения в области управления инновациями.
Изучение деятельности современных компаний позволяет выделить следующие принципы эффективного управления инновациями:
Содержание инновационного менеджмента формируют следующие виды деятельности:
Инновационный менеджмент позволяет успешно достигать таких целей, как разработка и внедрение новой продукции и услуг; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия товаров и услуг; создание условий для более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.
К основным функциям инновационного менеджмента относятся:
Рис. 5.1. Функции инновационного менеджмента
Прогнозирование – это описание возможных или желательных перспектив организации. Оно может предшествовать планированию или быть составной частью деятельности по составлению планов.
Прогнозирование применяется на этапе стратегического анализа внешней среды и выявления предпосылок для формирования стратегии организации, а также на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей.
Прогнозы могут быть оперативными (на период до одного месяца), краткосрочными (от месяца до года), среднесрочными (от года до пяти лет), долгосрочными (от пяти до двадцати лет).
По характеру воздействия прогнозы делятся на пассивные и активные. П а с с и в н ы й прогноз исходит из того, что организация не сможет воздействовать на внешнюю среду. А к т и в н ы й прогноз предусматривает возможность реального воздействия на внешнее окружение.
По функциональному признаку различают поисковое, нормативное и творческое прогнозирование (рис.5.2).П о и с к о в ы й (и с с л е д о в а т е л ь с к и й) прогноз основан на имеющейся информации и позволяет выяснить, как организация будет развиваться при сохранении существующих тенденций. Различают традиционное и альтернативное поисковое прогнозирование.
Рис. 5.2. Типы прогнозирования инноваций
Т р а д и ц и о н н ы й прогноз, или э к с т р а п о л я ц и я, переносит в будущее параметры и тенденции развития организации в прошлом. Альтернативный, или инновационный, подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, поэтому возможны несколько вариантов будущего развития организации.Традиционный прогноз, или экстраполяция, переносит в будущее параметры и тенденции развития организации в прошлом. А л ь т ер н а т и в н ы й, или и н н о в а ц и о н н ы й, подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, поэтому возможны несколько вариантов будущего развития организации. изучает принципы управления инновациями на предприятиях. Содержание научного менеджмента формируют два типа теорий: в о - п е р в ы х, теории управления инновационными системами, которые обосновывают стратегии инновационного развития и объясняют механизм функционирования инновационных систем; в о - в т о р ы х, прикладные теории организации и управления инновационной деятельностью, которые позволяют вырабатывать практические решения в области управления инновациями.
Н о р м а т и в н ы й прогноз разрабатывается с учетом заранее определенных целей, для достижения которых требуются соответствующие способы действий и ресурсы. Задача такого прогнозирования – определить пути и сроки достижения цели.
Т в о р ч е с к о е прогнозирование часто предшествует поисковому и нормативному. Оно основано на творческом видении менеджера, его интуиции и опыте.
Наиболее достоверно определять тенденции развития организации и ее внешнего окружения позволяет комплексный подход, предполагающий сочетание поискового, нормативного и творческого прогнозирования.
При разработке прогнозов придерживаются следующих этапов:
Планирование инноваций – это система расчетов, ориентированная на выбор целей инновационного развития и подготовку решений по их реализации. Система планирования инноваций предполагает разработку целого комплекса планов. Различают краткосрочное (до года), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и долгосрочное (более 5 лет) планирование. Отдельные планы разрабатываются для различных функциональных подразделений компании: план НИОКР, производственный план, финансовый план и т.п. По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.
С т р а т е г и ч е с к о е планирование инноваций предполагает определение миссии организации, системы ее целей, стратегии поведения на рынке и опирается на глубокие маркетинговые исследования, комплексный прогноз, оценку сильных и слабых сторон компании, внешних возможностей и угроз. Оно направлено на формирование устойчивых конкурентных преимуществ и ориентированно на долгосрочный период. О п е р а т и в н о е планирование инноваций позволяет определить наиболее эффективные способы реализации стратегии компании и предусматривает формирование продуктового портфеля, разработку бизнес-плана и календарных планов по отдельным программам, расчет потребности в ресурсах (табл. 5.1).
Признаки | Виды планирования | |
---|---|---|
стратегическое | оперативное | |
Уровень иерархии | Преимущественно высший уровень менеджмента | Все уровни менеджмента, особенно средний |
Степень неопределенности | Высокая | Низкая |
Тип проблем | Преимущественно неструктурированные | В основном хорошо структурированные |
Горизонт времени | Долгосрочный, частично кратко- и среднесрочный | Кратко- и среднесрочный |
Потребность в информации | Потребность во внешней информации | Потребность во внутренней информации |
Альтернативы | Спектр альтернатив широк | Спектр альтернатив ограничен |
Масштаб задач | Концентрация на важнейших проблемных структурных областях и подразделениях | Охватывает все направления и структурные единицы предприятия |
Степень детализации | Укрупненная проработка | Детальная проработка |
Планирование создает основу для реализации организационной функции менеджмента.
Организация инновационной деятельности предполагает обеспечение взаимодействия исполнителей, распределение ролей и полномочий, определение ответственности за принятие решений, создание условий для эффективного распределения информации и оптимального использования ресурсов.
Важным элементом организационной подсистемы менеджмента является мотивация исполнителей планов и программ, которая создает стимулы для роста эффективности и конкурентоспособности организации.
Планы и программы инновационного развития не всегда могут быть реализованы в силу внешних и внутренних факторов, воздействующих на организацию. Отклонения фактических показателей от плановых может быть значительным и требует своевременных корректировок. Вот почему все основные элементы инновационных программ должны контролироваться менеджментом.
Построение эффективной системы контроля в организации предполагает:
Инновационный менеджмент осуществляется на стратегическом и оперативном уровнях. В зависимости от уровня инновационного менеджмента конкретизируются и распределяются основные управленческие функции (табл. 5.2).
Функции инновационного менеджмента | Виды инновационного менеджмента | |
---|---|---|
стратегический | оперативный | |
Прогнозирование | Стратегические приоритеты развития и роста | Прогнозирование новых товаров, услуг, технологий |
Планирование | Экспансия в новые отрасли, рынки | Повышение качества и конкурентоспособности товаров |
Анализ внешнейсреды | Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры | Анализ поведения конкурентов, оценка емкости рынка, объемов продаж |
Анализ внутренней среды | Стратегические решения по целям, миссии и развитию фирмы | Анализ факторов эффективного производства продукции |
Виды решений | Стратегические решения по развитию фирмы в соответствии с ее миссией | Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств |
Мотивация | Обеспечение стимулов динамичного роста и повышения конкурентоспособности бизнеса | Обеспечение высокой производительности труда, высокого качества продукции, обновление производства |
Контроль | Контроль выполнения миссии фирмы, ее роста и развития | Контроль дисциплины и качества исполнения заданий |