Вопросы для изучения:
Основные категории: «новая экономика», национальная инновационная система (НИС), инновационная политика, стратегическое инновационное программирование, государственное финансирование НИОКР, прямое и косвенное регулирование инновационной активности, показатели эффективности инновационной политики.
Изменения, происходящие в современной экономике под влиянием информационных технологий, настолько масштабны и значительны, что для их характеристики используется термин «новая экономика» («экономика знаний», «информационная экономика»). Микропроцессорные технологии, распространение персональных компьютеров, создание сети Интернет, информационная революция привели к глобальным экономическим изменениям. Произошли изменения в отраслевой структуре экономики: индустриальный сектор уступил лидирующие позиции сфере услуг, формирующих сегодня от 60 до 70 % валового внутреннего продукта (ВВП) развитых стран.
В «новой экономике» рост и развитие достигаются на основе знаний. Интеллектуальный капитал становится главным фактором производства. Распространение информационных технологий приводит к появлению и расширению наукоемкого производства, в стоимости продукции которого доля НИОКР составляет от 6–8 % и более. Именно она является сегодня наиболее конкурентоспособной и рентабельной на мировых рынках.
Изменяется структура стоимости продукта: нематериальная интеллектуальная составляющая приобретает всё большее значение. Известно, например, что цена высокоурожайного сорта гибридной пшеницы на 80 % состоит из стоимости новых знаний. Рыночная оценка активов новаторской фирмы может многократно превышать ее балансовую стоимость именно за счет неосязаемых интеллектуальных активов.
Новые знания и информационные технологии изменяют роль и характер функционирования отраслей социальной сферы – образования (дистанционное обучение), здравоохранения (новые виды аппаратной диагностики и лечения), расширяют возможности сферы финансовых услуг (появление пластиковых денег), торговли (электронная торговля). Изменяются требования к персоналу: ценятся аналитические способности сотрудников, умение обрабатывать значительные массивы данных, владение современной техникой и технологиями, культура коммуникаций. На рынке труда вследствие изменений в структуре спроса происходит удешевление простого физического и удорожание умственного труда.
Содержание и функции менеджмента также трансформируются: контроль становится всё более неформальным, увеличивается степень делегирования полномочий, используются принципы командной работы, усложняются мотивационные системы, ориентированные на потребности более высокого порядка (потребность в общении, профессиональном росте и развитии, признании, реализации творческого потенциала).
Основными характеристиками «новой экономики», таким образом, являются:
Таким образом, становление «новой экономики» связано с инновационными процессами, которые создают возможности для ускоренного перехода на новые технологии, изменяя качество экономического роста. Масштабы и скорость инновационных процессов постоянно возрастают, поэтому для получения значимых результатов в сфере инноваций необходима целостная инновационная система.
Возможность инновационной деятельности и ее результативность определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, между производителями и потребителями новых знаний, – фирмами, государством, некоммерческими организациями – на всех уровнях экономических связей. «Новая экономика» – это экономика сетевая: взаимосвязи здесь так же важны, как и составные элементы. Традиционное линейное представление об инновационной цепочке (наука – производство – потребление) на этом этапе вытесняется схемой «институты – механизмы – политика». Именно такой подход позволил экономистам перейти к системному описанию инновационного процесса и сосредоточить внимание на институтах и взаимосвязях, создав концепцию национальных инновационных систем.
Понятие национальная инновационная система (НИС) было предложено в 1987 году К. Фрименом для объяснения различий в уровнях технологического развития национальных хозяйственных систем. С середины 90-х годов создание НИС является ключевым направлением экономической политики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основой Лиссабонской стратегии Евросоюза, принятой в марте 2000 года и предполагающей создание к 2010 году «самой конкурентоспособной и динамичной экономики мира», также стал системный подход к инновациям.
Переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства на основе интенсивного внедрения информационных технологий предусматривают Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и другие стратегические программные документы.
Все эти национальные и региональные программы инновационного развития, разрабатываемые сегодня в любой стране мира, реализуют комплексный подход к инновациям, решая задачу создания целостных инновационных систем.
Н а ц и о н а л ь н а я   и н н о в а ц и о н н а я   с и с т е м а – это совокупность различных институтов, которые связаны с созданием, хранением и распространением новых технологий, а также знаний, навыков и артефактов, определяющих новые технологии, образуя основу для инновационного развития и инновационной политики государства.
Инновационное развитие – сложный системный процесс, предполагающий взаимодействие целого комплекса структур: это и наука, которая дает начало инновационной цепочке; и инновационно ориентированные предприятия, создающие новые продукты и технологии; кадры инновационного развития и институты, которые обеспечивают их подготовку и профессиональный рост; нормативно-правовая база инноваций. Для успешного инновационного развития необходимы также стратегическое инновационное программирование, система финансирования инноваций, инновационный менеджмент, организации, обеспечивающие превращение результатов науки в новые продукты, технологии или услуги.
Основными элементами, формирующими национальную инновационную систему, являются:
Рис. 3.1. Элементы национальной инновационной системы
Таким образом, инновативность экономики зависит не только от эффективности инновационной деятельности фирм, научных организаций, учреждений высшего образования и других экономических субъектов, но и от того, как они взаимодействуют друг с другом и с общественными институтами (ценности, нормы, право) как элементы коллективной системы создания и использования знаний.
Создание НИС делает национальную экономику более гибкой, подвижной, адаптивной и, следовательно, устойчивой в условиях динамично изменяющейся внешней среды.
Мировая практика демонстрирует многообразие подходов и стратегий формирования национальных инновационных систем. Статистика инноваций свидетельствует о том, что одни НИС могут быть более конкурентоспособными, чем другие. Мировыми лидерами в научно-инновационной сфере являются сегодня США, Япония и развитые страны Европейского Союза.
Важнейшим фактором мирового технологического лидерства является инновационная политика – деятельность государства в сфере инноваций. В развитых странах от промышленной и научно-технической политики как самостоятельных направлений деятельности государства к политике инновационной перешли в 70-е годы прошлого века, когда стало очевидно, что сами по себе научные исследования недостаточны для модернизации промышленности.
Инновационная политика – это совокупность принципов, форм и методов воздействия государства на научно-инновационную деятельность в данной стране.
Приоритеты инновационной политики различны: она может быть ориентирована на выполнение крупных научно-технологических программ или на широкое распространение и освоение новых знаний и высоких технологий. Первому направлению отдают предпочтение США, Великобритания, Франция, второе реализуется в Японии и Германии, где усилия направлены на более широкое внедрение новых технологий в разные области национальной экономики и скорейшее получение конкурентного эффекта.
Основными направлениями деятельности государства в инновационной сфере являются:
Рис. 3.2. Основные направления инновационной политики
Стратегическое инновационное программирование и прогнозирование задает направления долгосрочного развития национальной инновационной системы и основывается на разработке прогнозов научно-технического развития. Это требует анализа тенденций не только национального, но и мирового развития, изучения альтернативных стратегий научно-технического развития, их рисков и возможностей, подробной разработки ресурсного прогноза для данной страны по каждому этапу инновационного процесса. Эта составляющая инновационной политики особенно масштабно прорабатывается в Великобритании и Германии, но значима и для США.
С точки зрения моделей финансирования и организации НИОКР национальные инновационные системы различны. Так, в странах ЕС выработан подход, согласно которому фундаментальные исследования подлежат государственному финансированию: чем больше коммерческая отдача от реализации научных исследований и разработок, тем больше доля финансового участия в них частного бизнеса (40 % финансовых расходов – доля государства, 60 % – частного капитала). В США 70 % научных исследований выполняется в частных компаниях, в Японии доля бизнеса в финансировании науки – 75 %.
Государство активно участвует в финансировании научных исследований (R&D) в частном секторе, спонсируя фундаментальные и прикладные исследования, которые проводятся в государственных лабораториях, университетах, во внутрифирменных центрах R&D, а также специально созданных консорциумах. Интернет, телекоммуникации, биотехнологии стали результатом активной государственной финансовой поддержки работы частных и государственных исследовательских центров, университетов и лабораторий.
Государственные субсидии в прикладные исследования значительно сокращают затраты компаний на реализацию инновационных проектов и существенно снижают долю риска. При этом финансирование государством тех или иных исследований часто осуществляется вместе с финансированием подготовки кадров в новых областях. Так, финансирование исследований в университетах США предполагает создание специальных государственных фондов для подготовки специалистов по использованию новых знаний и технологий для того, чтобы у компаний не возникало серьезных проблем с кадрами, способными освоить и эффективно применять новшества.
Государственное субсидирование научных исследований и разработок является прямым методом стимулирования инновационной деятельности.
Косвенное регулирование инновационной активности состоит в создании государством благоприятных условий для проведения прикладных исследований и коммерциализации их результатов. К инструментам косвенного регулирования относятся налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование.
Причинами вмешательства государства в инновационную деятельность компаний являются:
Рис. 3.3. Причины вмешательства государства в инновационную деятельность компаний
Результаты научных исследований и разработок в момент их коммерциализации становятся достоянием общества: если одна компания продает другой определенное ноу-хау, то и та и другая становятся собственниками данного объекта, что осложняет максимизацию прибыли фирмы-новатора и может негативно сказаться на стремлении к генерированию инновационных идей. Кроме того, коммерциализация новой идеи позволяет конкурентам ее копировать, что снижает возможность получения сверхприбыли фирмой-новатором. Для решения подобных проблем необходимо вмешательство государства в инновационную деятельность частного сектора посредством защиты прав на интеллектуальную собственность (патентное и лицензионное право), а также прямого и косвенного стимулирования инновационной активности фирм.
Нестабильность внешней среды компаний затрудняет оценку потенциала инновационных проектов, их рентабельности и достигаемых конкурентных преимуществ. Высокая степень неопределенности и риска влияет на готовность компаний инвестировать в исследования и осуществлять их коммерциализацию (исследования в области интернет-технологий начались еще в 1960-е годы, а его активное использование – лишь в 1990-е). Для снижения риска инвестирования в инновационный проект менеджмент может воспользоваться услугами страховых компаний, инвестиционных фондов или частных инвесторов, но это означает передачу части прав на результаты инновационной деятельности. Роль государства в решении проблемы риска возможна в форме частичного финансирования НИОКР, помощи в создании межфирменных альянсов и научно-исследовательских центров, продления сроков действия патентов на продукцию межфирменных венчурных предприятий.
Реализация инновационных проектов часто связана с необходимостью приобретения дополнительных активов, которые находятся под особым контролем государства (дороги, электричество, газ, связь и т.д.). Это может существенно отразиться на стоимости инновационного проекта. С целью стимулирования инновационной деятельности государство может само предоставлять данные услуги или регулировать деятельность естественных монополий.
Компании неохотно идут на замещение используемых технологий производства на новые, если это связано с дополнительными финансовыми вложениями, лишающими бизнес краткосрочных преимуществ (в долгосрочном периоде новые технологии создают социально привлекательный имидж компании, а значит, повышают ее конкурентоспособность). К стимулированию инновационной активности в этом случае ведет законодательная деятельность государства в сфере установления стандартов качества продукции (безопасности, экологичности и т.д.).
Основными направлениями государственного воздействия на инновационную деятельность компаний являются:
Инновационная политика корректируется в зависимости от ее результатов. В качестве показателей эффективности инновационной политики используются четыре группы индикаторов. Первая группа такого рода показателей характеризует состояние человеческих ресурсов инноваций; вторая – процесс создания знаний. К третьей группе индикаторов инновационного развития относятся показатели трансферта инноваций; к четвертой – показатели результатов инновационной деятельности.
Среди конкретных показателей эффективности инновационной политики можно выделить следующие:
Критический ориентир для показателя наукоемкости ВВП в мировой статистике составляет 1 %. При этом в США доля расходов на НИОКР достигает значения 2,55 %, в Германии – 2,26 %, Японии – 2,78 %, Франции и Великобритании – по 2,05 %, Италии – 1,13 %, России – 1,16 %.
В США, Японии и развитых странах Евросоюза в последние десятилетия величина удельных затрат на науку оставалась относительно стабильной: ежегодный прирост затрат на науку составлял 5–6 %. В Индии, Южной Корее, Тайване рост был более значительным – 9–10 %, а в Китае – 22 %. Это привело к существенному перераспределению долей регионов мира в затратах на научные исследования и разработки. Североамериканский регион снизил свою долю с 40 до 35 %, в то время как Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) увеличил ее с 24 до 31 %.
После мировой рецессии 2008–2009 годов, вызвавшей существенное замедление темпов прироста частных и государственных инвестиций в сферу НИОКР в развитых странах Запада, десять азиатских экономик (Китай, Индия, Индонезия, Япония, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд) формируют новый глобальный центр научно-исследовательской и инновационной активности, существенно влияющий на перераспределение долей мирового высокотехнологичного экспорта. Развивающиеся страны Азии вместе с Китаем создают около 25 % мирового производства высокотехнологичных товаров.
В последние годы в Республике Беларусь проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась на современной основе законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной и инновационной инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий и т.д. Приняты Законы Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» (1993), «О научной деятельности» (1996), «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (2012) и другие нормативные правовые акты.
Большинство этих мер не имели, однако, системного характера и не ставили целью формирование адекватной развитым рыночным отношениям и международным стандартам национальной инновационной системы Беларуси. В результате страна располагает лишь отдельными, пусть и важными, фрагментами потенциально целостной НИС: научными и образовательными учреждениями, органами государственного управления наукой и инновациями, производственными предприятиями и организациями инфраструктуры с различной степенью их инновационности.
На начало 2014 года в Беларуси насчитывалось 482 организации, выполнявших научные исследования и разработки. Численность работников в организациях, занимающихся исследованиями и разработками, составила 28,9 тыс. человек, из них исследователи 18,4 тыс. человек (63,4 %), техники 2,2 тыс. человек (7,5 %), вспомогательный персонал 8,4 тыс. человек (29,1 %). В общей численности работников докторов наук – 2,4 % (704 человека), кандидатов наук – 10,2 % (2 974 человека). Численность исследователей на 10 тысяч человек населения составляет около 20 человек, что на треть ниже среднего значения по странам ЕС.
В последние годы наблюдается сокращение численности докторов и кандидатов наук, что свидетельствует о снижении квалификационного уровня исследователей, являющегося главным фактором обеспечения результативности современных научных исследований и разработок.
Ухудшается возрастной состав высококвалифицированных исследователей, особенно докторов наук. В возрасте старше 60 лет находится 74 % докторов наук и 35 % кандидатов наук. Молодых докторов наук (до 30 лет) среди исследователей практически нет.
Сегодня кадровый потенциал белорусской науки составляет всего 27 % от уровня начала 90-х годов прошлого века. За период с 1990 года численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, сократилась в 3,7 раза, в том числе исследователей – в 3,8 раза, техников – в 4,1 раза, вспомогательного персонала – в 2,5 раза.
Дальнейшее сокращение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, может вызвать падение уровня компетентности отдельных организаций и научной сферы в целом, стать барьером на пути дальнейшей модернизации экономики.
Большая часть организаций (320 единиц, 66,4 %), выполняющих научные исследования и разработки, расположены в г. Минске. Среди них – научные учреждения Национальной академии наук (НАН) Беларуси, отраслевые научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения.
В НАН Беларуси сконцентрировано 16,8 % (81 единицу) всех научных учреждений страны, объединяющих 30,3 % от общей численности исследователей (5 576 человек).
Министерство промышленности по числу организаций, выполняющих научные исследования и разработки, и численности исследователей, занимает второе место: здесь функционируют 63 организации, выполняющие научные исследования и разработки (13,1 %), где работают 4 207 исследователей (23,2 %). В системе Министерства здравоохранения – 25 научных организаций (5,2 %) с численностью исследователей 927 человек (5,0 %).
В секторе высшего образования научные исследования и разработки выполняют 64 организации (13,2 %). Численность исследователей составила 1 829 человек, или 9,9 % от общей численности исследователей в целом по республике.
По ряду научных направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций, удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов. Традиционные и новые научные заделы позволяют сегодня белорусской науке и экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким направлениям, как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость и радиационная безопасность и т.д.
Важнейший показатель уровня развития науки и инноваций – наукоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), который рассчитывается как отношение внутренних затрат на исследование и разработки к ВВП в процентах. Сегодня страны – технологические лидеры поддерживают показатель наукоемкости ВВП на уровне 2,5–4,4 %.
В 1990 году в Беларуси наукоемкость ВВП составляла 1,47 %. В начале 90-х годов произошло снижение наукоемкости ВВП, и в последние годы Беларусь так и не сумела достичь этой величины показателя (2005 – 0,68 %, 2010 – 0,69 %, 2011 – 0,70 %, 2012 – 0,67 %, 2013 – 0,69 %). Результатами стало отсутствие действенной эффективной национальной инновационной системы, обеспечивающей по приоритетным направлениям развития экономики страны необходимую связь по всей научно-инновационной цепочке: зарождение идеи, ее разработка и внедрение.
Наукоемкость ВВП, равная 1 %, считается пороговой для научно-технологической безопасности страны. Пороговое значение наукоемкости ВВП нашло отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и в Концепции национальной безопасности. Эксперты полагают, что только при значении выше 1 % начинается какое-то ощутимое влияние науки на экономическое развитие, с уровня 1,5–2,0 % наука становиться фактором, предпосылкой прогресса, а при уровне наукоемкости ВВП около 3 % можно решать задачи обеспечения технологического лидерства в инновационном развитии.
Финансовый кризис 2008–2009 годов заметно снизил темпы развития научной сферы во всем мире. Так, Европейский Союз не смог к 2010 г. достичь предусмотренного Лиссабонскими соглашениями уровня наукоемкости в 3 % от ВВП и согласно стратегии «Европа 2020», вступившей в действие с 1 января 2014, эта задача перенесена на 2020 год.
В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года достижение уровня наукоемкости ВВП в 2,5–3,0 % определено не ранее 2030 года.
В промышленности ряд известных белорусских предприятий, продукция которых широко представлена на мировом рынке, таких как ПО «Минский тракторный завод», ОАО «Белорусский автомобильный завод», холдинг «Амкодор» и т.п., успешно модернизирует свою производственную базу, что позволяет им существенно повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. В процессе преобразования таких крупномасштабных производств формируются новые корпоративные структуры, которые позволяют создавать технологически сопряженные производства и осуществлять переход всех участников этого процесса на современный уровень развития, взаимоувязывая специализацию науки с производством.
Одновременно в новых экономических условиях промышленные предприятия в организации инновационных процессов переходят от принципа «внедрения» разработок научных организаций к заказу на конкретные разработки по повышению конкурентоспособности продукции.
В то же время инновационно-активными в промышленности в 2011–2013 гг. были 22–23 % предприятий, что существенно ниже, чем в странах с высоким (Германия, Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Австрия) и средним (Эстония, Португалия, Словения) уровнями экономического развития. Как следствие, в Беларуси доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности была не высокой: 14–18 %.
Важным показателем для определения инновационной активности предприятий являются затраты направленные на технологические инновации.
Наибольший объем затрат на технологические инновации (24,1 %) осуществляют предприятия, производящие машины, оборудование и транспортные средства (30 % от всех инновационно-активных предприятий промышленности). На втором месте по объему осуществляемых затрат (21,5 %) находятся предприятия по производству нефтепродуктов, чья доля в общем количестве инновационно-активных предприятий незначительна (0,7 %). Среди остальных видов деятельности выделяются предприятия химического и металлургического производства, доля которых в общем объеме затрат на технологические инновации составляет 8,4 % и 7,2 % соответственно.
В последние годы снижается доля затрат на процессные инновации в общем объеме затрат на технологические инновации (2010 – 61,1 %, 2013 – 41,5 %) и увеличивается доля затрат на продуктовые инновации (2010 – 38,9 %, 2013 – 58,5 %). Однако, удельный вес новой продукции для внутреннего рынка в общем объеме отгруженной инновационной продукции в 2013 составил 44,6 % против 53,2 % в 2010 году, а удельный вес новой продукции для мирового рынка – 0,6 % (2010 – 0,8 %).
В целом существенно не меняется ситуация в сфере инновационного развития производственной сферы Беларуси за последние годы. Доля инновационноактивных предприятий и инновационной продукции в общем объеме отгруженной инновационной продукции не велика. Предприятия ориентированы главным образом на модернизацию оборудования, приобретение машин, локальное совершенствование технологических процессов. В то время как инновационная деятельность должна создавать конкурентоспособные продукты и услуги, обеспечивающие значительные преимущества для выхода и освоения зарубежных рынков.
Получение новых знаний и технологий и их эффективное применение в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и другие стратегические программные документы предусматривают необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курс на построение инновационной экономики – экономики, основанной на знаниях.
Для реализации этой стратегической установки республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.
В Республике Беларусь основу национальной инновационной системы составляют следующие подсистемы: наука, образование и подготовка кадров, инновационная деятельность, инновационная, финансовая и информационная инфраструктуры, нормативно-правовая база, управление (менеджмент) инновационной деятельностью, научно-технологическое прогнозирование.
Подсистема науки и ее результатов представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки (академические и отраслевые институты, учреждения высшего образования, подразделения заводской науки, конструкторские бюро и др.).
Подсистема образования и подготовки кадров включает в себя университеты, учреждения высшего образования, колледжи, другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности и т.д.
Подсистема инновационной деятельности – это малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т.д.
Инновационная инфраструктура охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-инновационные структуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, центры трансфера технологий и т.д.
Подсистема финансирования инноваций включает организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, в том числе инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование.
Информационная инфраструктура охватывает информационные центры и ресурсы, систему научно-технической информации, информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ.
Нормативно-правовая база содержит совокупность законодательных актов, норм и правил, определяющих формы, условия и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью организаций между собой и с другими организациями, а также правовые акты в области внешнеторгового, налогового, таможенного регулирования.
Блок управления (менеджмента) включает государственный, отраслевой, сетевой и другие механизмы интеграции всех подсистем и элементов НИС на основе новейших управленческих и информационных технологий.
Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые являются результатом научно-технологического прогнозирования.
Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции, эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.
Особую значимость в процессах функционирования НИС имеет организация передачи инноваций из сферы получения знаний в производство. Достигается это посредством создания рынка объектов интеллектуальной собственности и инновационной инфраструктуры. В странах ЕС активно поддерживается кооперация университетов и промышленности, реализуемая посредством развития университетских инновационных центров, центров трансфера технологий, агентств технологического брокерства, региональных центров новых технологий.
Высокоразвитые страны активизируют обучение инновационному менеджменту. Это выражается в увеличении количества кафедр по предпринимательству в университетах (Германия), организации учебных курсов по проблемам наукоемких предприятий для выпускников учреждений высшего образования, инженеров и ученых (Великобритания), специальных курсов по инновационной политике и инновационному менеджменту для руководящих работников (Португалия), тренингов по предпринимательству для студентов, менеджеров и собственников малых предприятий (Бельгия).
Важное место в функционировании НИС занимают системы научно-технической информации, информационного обеспечения инновационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создания электронной среды для деятельности бизнеса и государства, использования сети Интернет.
Ключевая роль в формировании НИС принадлежит государству, которое устанавливает правила функционирования НИС, а также обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование.
Целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, достижение экономического роста и повышение качества жизни населения путем объединения усилий государства и предпринимательского сек¬тора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
Основные направления государственной политики в области формирования и развития НИС включают:
Реализация комплекса мер по формированию и развитию НИС позволит создать благоприятные условия для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции и на этой основе обеспечить рост уровня и качества жизни населения, укрепление национальной безопасности страны.
Государственная инновационная политик в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» определена как составная часть государственной социально-экономической политики и представляет собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности;
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Основные задачи государственной инновационной политики:
Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, Национальной академией наук Беларуси и органами местного управления.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:
Прогнозирование научно-технологического развития – это предвидение тенденций развития и будущего состояния науки и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития науки и технологий и их современного состояния.
Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности. Целью стимулирования инновационной деятельности являются ускоренное развитие субъектов инновационной деятельности и инфраструктуры, создание благоприятных условий для формирования и функционирования рынка инноваций.
Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, таможенной и иной политики.
В Беларуси стимулирование инновационной деятельности может осуществляться в форме: