Т е м а 3

Макроэкономические аспекты инновационной деятельности

Вопросы для изучения:

  1. Опыт формирования и реализации инновационной политики в странах с развитой рыночной экономикой.
  2. Опыт формирования и реализации инновационной политики в странах с переходной экономикой.
  3. Особенности формирования и реализация инновационной политики в Республике Беларусь.

Основные категории: «новая экономика», национальная инновационная система (НИС), инновационная политика, стратегическое инновационное программирование, государственное финансирование НИОКР, прямое и косвенное регулирование инновационной активности, показатели эффективности инновационной политики.

3.1. Национальная инновационная система: понятие, структура

Изменения, происходящие в современной экономике под влиянием информационных технологий, настолько масштабны и значительны, что для их характеристики используется термин «новая экономика» («экономика знаний», «информационная экономика»). Микропроцессорные технологии, распространение персональных компьютеров, создание сети Интернет, информационная революция привели к глобальным экономическим изменениям. Произошли изменения в отраслевой структуре экономики: индустриальный сектор уступил лидирующие позиции сфере услуг, формирующих сегодня от 60 до 70 % валового внутреннего продукта (ВВП) развитых стран.

В «новой экономике» рост и развитие достигаются на основе знаний. Интеллектуальный капитал становится главным фактором производства. Распространение информационных технологий приводит к появлению и расширению наукоемкого производства, в стоимости продукции которого доля НИОКР составляет от 6–8 % и более. Именно она является сегодня наиболее конкурентоспособной и рентабельной на мировых рынках.

Изменяется структура стоимости продукта: нематериальная интеллектуальная составляющая приобретает всё большее значение. Известно, например, что цена высокоурожайного сорта гибридной пшеницы на 80 % состоит из стоимости новых знаний. Рыночная оценка активов новаторской фирмы может многократно превышать ее балансовую стоимость именно за счет неосязаемых интеллектуальных активов.

Новые знания и информационные технологии изменяют роль и характер функционирования отраслей социальной сферы – образования (дистанционное обучение), здравоохранения (новые виды аппаратной диагностики и лечения), расширяют возможности сферы финансовых услуг (появление пластиковых денег), торговли (электронная торговля). Изменяются требования к персоналу: ценятся аналитические способности сотрудников, умение обрабатывать значительные массивы данных, владение современной техникой и технологиями, культура коммуникаций. На рынке труда вследствие изменений в структуре спроса происходит удешевление простого физического и удорожание умственного труда.

Содержание и функции менеджмента также трансформируются: контроль становится всё более неформальным, увеличивается степень делегирования полномочий, используются принципы командной работы, усложняются мотивационные системы, ориентированные на потребности более высокого порядка (потребность в общении, профессиональном росте и развитии, признании, реализации творческого потенциала).

Основными характеристиками «новой экономики», таким образом, являются:

  1. ключевая роль науки в создании основ экономического роста и развития;
  2. изменение характера труда, его интеллектуализация;
  3. увеличение доли затрат на инновационную деятельность в структуре издержек производства;
  4. зависимость конкурентоспособности производителей от степени инновационной активности.

Таким образом, становление «новой экономики» связано с инновационными процессами, которые создают возможности для ускоренного перехода на новые технологии, изменяя качество экономического роста. Масштабы и скорость инновационных процессов постоянно возрастают, поэтому для получения значимых результатов в сфере инноваций необходима целостная инновационная система.

Возможность инновационной деятельности и ее результативность определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, между производителями и потребителями новых знаний, – фирмами, государством, некоммерческими организациями – на всех уровнях экономических связей. «Новая экономика» – это экономика сетевая: взаимосвязи здесь так же важны, как и составные элементы. Традиционное линейное представление об инновационной цепочке (наука – производство – потребление) на этом этапе вытесняется схемой «институты – механизмы – политика». Именно такой подход позволил экономистам перейти к системному описанию инновационного процесса и сосредоточить внимание на институтах и взаимосвязях, создав концепцию национальных инновационных систем.

Понятие национальная инновационная система (НИС) было предложено в 1987 году К. Фрименом для объяснения различий в уровнях технологического развития национальных хозяйственных систем. С середины 90-х годов создание НИС является ключевым направлением экономической политики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Основой Лиссабонской стратегии Евросоюза, принятой в марте 2000 года и предполагающей создание к 2010 году «самой конкурентоспособной и динамичной экономики мира», также стал системный подход к инновациям.

Переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства на основе интенсивного внедрения информационных технологий предусматривают Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и другие стратегические программные документы.

Все эти национальные и региональные программы инновационного развития, разрабатываемые сегодня в любой стране мира, реализуют комплексный подход к инновациям, решая задачу создания целостных инновационных систем.

Н а ц и о н а л ь н а я   и н н о в а ц и о н н а я   с и с т е м а – это совокупность различных институтов, которые связаны с созданием, хранением и распространением новых технологий, а также знаний, навыков и артефактов, определяющих новые технологии, образуя основу для инновационного развития и инновационной политики государства.

Инновационное развитие – сложный системный процесс, предполагающий взаимодействие целого комплекса структур: это и наука, которая дает начало инновационной цепочке; и инновационно ориентированные предприятия, создающие новые продукты и технологии; кадры инновационного развития и институты, которые обеспечивают их подготовку и профессиональный рост; нормативно-правовая база инноваций. Для успешного инновационного развития необходимы также стратегическое инновационное программирование, система финансирования инноваций, инновационный менеджмент, организации, обеспечивающие превращение результатов науки в новые продукты, технологии или услуги.

Основными элементами, формирующими национальную инновационную систему, являются:

  1. наука и ее результаты;
  2. стратегическое инновационное программирование;
  3. система финансирования инновационной деятельности;
  4. система подготовки кадров инноваций;
  5. нормативно-правовая база инновационной деятельности;
  6. инновационный менеджмент;
  7. инновационная инфраструктура;
  8. инновационные восприимчивые субъекты хозяйствования (малый и средний инновационный бизнес) (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Элементы национальной инновационной системы

Таким образом, инновативность экономики зависит не только от эффективности инновационной деятельности фирм, научных организаций, учреждений высшего образования и других экономических субъектов, но и от того, как они взаимодействуют друг с другом и с общественными институтами (ценности, нормы, право) как элементы коллективной системы создания и использования знаний.

Создание НИС делает национальную экономику более гибкой, подвижной, адаптивной и, следовательно, устойчивой в условиях динамично изменяющейся внешней среды.

Мировая практика демонстрирует многообразие подходов и стратегий формирования национальных инновационных систем. Статистика инноваций свидетельствует о том, что одни НИС могут быть более конкурентоспособными, чем другие. Мировыми лидерами в научно-инновационной сфере являются сегодня США, Япония и развитые страны Европейского Союза.

3.2. Инновационная политика

Важнейшим фактором мирового технологического лидерства является инновационная политика – деятельность государства в сфере инноваций. В развитых странах от промышленной и научно-технической политики как самостоятельных направлений деятельности государства к политике инновационной перешли в 70-е годы прошлого века, когда стало очевидно, что сами по себе научные исследования недостаточны для модернизации промышленности.

Инновационная политика – это совокупность принципов, форм и методов воздействия государства на научно-инновационную деятельность в данной стране.

Приоритеты инновационной политики различны: она может быть ориентирована на выполнение крупных научно-технологических программ или на широкое распространение и освоение новых знаний и высоких технологий. Первому направлению отдают предпочтение США, Великобритания, Франция, второе реализуется в Японии и Германии, где усилия направлены на более широкое внедрение новых технологий в разные области национальной экономики и скорейшее получение конкурентного эффекта.

Основными направлениями деятельности государства в инновационной сфере являются:

  1. стратегическое программирование и прогнозирование научного и технического развития, определение его приоритетных направлений;
  2. меры по созданию в национальной экономике системы организации и финансирования НИОКР;
  3. меры по созданию системы подготовки кадров инноваций;
  4. меры, направленные на развитие инновационной инфраструктуры;
  5. меры по усилению инновационной восприимчивости реального сектора экономики (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Основные направления инновационной политики

Стратегическое инновационное программирование и прогнозирование задает направления долгосрочного развития национальной инновационной системы и основывается на разработке прогнозов научно-технического развития. Это требует анализа тенденций не только национального, но и мирового развития, изучения альтернативных стратегий научно-технического развития, их рисков и возможностей, подробной разработки ресурсного прогноза для данной страны по каждому этапу инновационного процесса. Эта составляющая инновационной политики особенно масштабно прорабатывается в Великобритании и Германии, но значима и для США.

С точки зрения моделей финансирования и организации НИОКР национальные инновационные системы различны. Так, в странах ЕС выработан подход, согласно которому фундаментальные исследования подлежат государственному финансированию: чем больше коммерческая отдача от реализации научных исследований и разработок, тем больше доля финансового участия в них частного бизнеса (40 % финансовых расходов – доля государства, 60 % – частного капитала). В США 70 % научных исследований выполняется в частных компаниях, в Японии доля бизнеса в финансировании науки – 75 %.

Государство активно участвует в финансировании научных исследований (R&D) в частном секторе, спонсируя фундаментальные и прикладные исследования, которые проводятся в государственных лабораториях, университетах, во внутрифирменных центрах R&D, а также специально созданных консорциумах. Интернет, телекоммуникации, биотехнологии стали результатом активной государственной финансовой поддержки работы частных и государственных исследовательских центров, университетов и лабораторий.

Государственные субсидии в прикладные исследования значительно сокращают затраты компаний на реализацию инновационных проектов и существенно снижают долю риска. При этом финансирование государством тех или иных исследований часто осуществляется вместе с финансированием подготовки кадров в новых областях. Так, финансирование исследований в университетах США предполагает создание специальных государственных фондов для подготовки специалистов по использованию новых знаний и технологий для того, чтобы у компаний не возникало серьезных проблем с кадрами, способными освоить и эффективно применять новшества.

Государственное субсидирование научных исследований и разработок является прямым методом стимулирования инновационной деятельности.

Косвенное регулирование инновационной активности состоит в создании государством благоприятных условий для проведения прикладных исследований и коммерциализации их результатов. К инструментам косвенного регулирования относятся налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование.

Причинами вмешательства государства в инновационную деятельность компаний являются:

  • особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций;
  • высокая степень неопределенности и риска инновационных проектов;
  • потребность в дополнительных активах;
  • экологические и социальные последствия инновационной деятельности (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Причины вмешательства государства в инновационную деятельность компаний

Результаты научных исследований и разработок в момент их коммерциализации становятся достоянием общества: если одна компания продает другой определенное ноу-хау, то и та и другая становятся собственниками данного объекта, что осложняет максимизацию прибыли фирмы-новатора и может негативно сказаться на стремлении к генерированию инновационных идей. Кроме того, коммерциализация новой идеи позволяет конкурентам ее копировать, что снижает возможность получения сверхприбыли фирмой-новатором. Для решения подобных проблем необходимо вмешательство государства в инновационную деятельность частного сектора посредством защиты прав на интеллектуальную собственность (патентное и лицензионное право), а также прямого и косвенного стимулирования инновационной активности фирм.

Нестабильность внешней среды компаний затрудняет оценку потенциала инновационных проектов, их рентабельности и достигаемых конкурентных преимуществ. Высокая степень неопределенности и риска влияет на готовность компаний инвестировать в исследования и осуществлять их коммерциализацию (исследования в области интернет-технологий начались еще в 1960-е годы, а его активное использование – лишь в 1990-е). Для снижения риска инвестирования в инновационный проект менеджмент может воспользоваться услугами страховых компаний, инвестиционных фондов или частных инвесторов, но это означает передачу части прав на результаты инновационной деятельности. Роль государства в решении проблемы риска возможна в форме частичного финансирования НИОКР, помощи в создании межфирменных альянсов и научно-исследовательских центров, продления сроков действия патентов на продукцию межфирменных венчурных предприятий.

Реализация инновационных проектов часто связана с необходимостью приобретения дополнительных активов, которые находятся под особым контролем государства (дороги, электричество, газ, связь и т.д.). Это может существенно отразиться на стоимости инновационного проекта. С целью стимулирования инновационной деятельности государство может само предоставлять данные услуги или регулировать деятельность естественных монополий.

Компании неохотно идут на замещение используемых технологий производства на новые, если это связано с дополнительными финансовыми вложениями, лишающими бизнес краткосрочных преимуществ (в долгосрочном периоде новые технологии создают социально привлекательный имидж компании, а значит, повышают ее конкурентоспособность). К стимулированию инновационной активности в этом случае ведет законодательная деятельность государства в сфере установления стандартов качества продукции (безопасности, экологичности и т.д.).

Основными направлениями государственного воздействия на инновационную деятельность компаний являются:

  1. участие в финансировании научных исследований и разработок (R&D);
  2. функционирование в роли заказчика и главного потребителя результатов R&D;
  3. законодательное регулирование инновационной деятельности, установление норм патентного и лицензионного права, экологических стандартов, стандартов качества;
  4. предоставление налоговых льгот и льготное кредитование инновационных проектов;
  5. функционирование в роли посредника и регулятора взаимоотношений между частными компаниями, научно-исследовательскими институтами и университетами;
  6. государственное регулирование цен, установление пошлин, квот и субсидий, направленных на защиту и стимулирование инновационной активности отечественных производителей;
  7. государственное регулирование финансовых рынков (размещение акций компании на фондовом рынке является одним из важных источников изыскания ресурсов для финансирования инновационной деятельности).

Инновационная политика корректируется в зависимости от ее результатов. В качестве показателей эффективности инновационной политики используются четыре группы индикаторов. Первая группа такого рода показателей характеризует состояние человеческих ресурсов инноваций; вторая – процесс создания знаний. К третьей группе индикаторов инновационного развития относятся показатели трансферта инноваций; к четвертой – показатели результатов инновационной деятельности.

Среди конкретных показателей эффективности инновационной политики можно выделить следующие:

  1. количество выпускников учреждений высшего образования в области науки и техники в возрасте 20–29 лет;
  2. доля занятых в высокотехнологичном производстве;
  3. бюджетные расходы на НИОКР (процент от ВВП);
  4. коммерческие расходы на НИОКР (процент от ВВП);
  5. количество патентов в области высоких технологий, выданных на 1 млн. жителей;
  6. доля малых и средних компаний, вовлеченных в инновационную деятельность (процент от общего их количества);
  7. расходы на инновации (процент от товарооборота);
  8. удельный вес новых товаров (процент от товарооборота).

Критический ориентир для показателя наукоемкости ВВП в мировой статистике составляет 1 %. При этом в США доля расходов на НИОКР достигает значения 2,55 %, в Германии – 2,26 %, Японии – 2,78 %, Франции и Великобритании – по 2,05 %, Италии – 1,13 %, России – 1,16 %.

В США, Японии и развитых странах Евросоюза в последние десятилетия величина удельных затрат на науку оставалась относительно стабильной: ежегодный прирост затрат на науку составлял 5–6 %. В Индии, Южной Корее, Тайване рост был более значительным – 9–10 %, а в Китае – 22 %. Это привело к существенному перераспределению долей регионов мира в затратах на научные исследования и разработки. Североамериканский регион снизил свою долю с 40 до 35 %, в то время как Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) увеличил ее с 24 до 31 %.

После мировой рецессии 2008–2009 годов, вызвавшей существенное замедление темпов прироста частных и государственных инвестиций в сферу НИОКР в развитых странах Запада, десять азиатских экономик (Китай, Индия, Индонезия, Япония, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Таиланд) формируют новый глобальный центр научно-исследовательской и инновационной активности, существенно влияющий на перераспределение долей мирового высокотехнологичного экспорта. Развивающиеся страны Азии вместе с Китаем создают около 25 % мирового производства высокотехнологичных товаров.

3.3. Национальная инновационная система и инновационная политика Республики Беларусь

В последние годы в Республике Беларусь проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного и инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась на современной основе законодательная и нормативно-правовая база научно-инновационной деятельности, реорганизовывалась академическая и вузовская наука, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию информационной и инновационной инфраструктуры, малых и средних наукоемких предприятий и т.д. Приняты Законы Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» (1993), «О научной деятельности» (1996), «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» (2012) и другие нормативные правовые акты.

Большинство этих мер не имели, однако, системного характера и не ставили целью формирование адекватной развитым рыночным отношениям и международным стандартам национальной инновационной системы Беларуси. В результате страна располагает лишь отдельными, пусть и важными, фрагментами потенциально целостной НИС: научными и образовательными учреждениями, органами государственного управления наукой и инновациями, производственными предприятиями и организациями инфраструктуры с различной степенью их инновационности.

На начало 2014 года в Беларуси насчитывалось 482 организации, выполнявших научные исследования и разработки. Численность работников в организациях, занимающихся исследованиями и разработками, составила 28,9 тыс. человек, из них исследователи 18,4 тыс. человек (63,4 %), техники 2,2 тыс. человек (7,5 %), вспомогательный персонал 8,4 тыс. человек (29,1 %). В общей численности работников докторов наук – 2,4 % (704 человека), кандидатов наук – 10,2 % (2 974 человека). Численность исследователей на 10 тысяч человек населения составляет около 20 человек, что на треть ниже среднего значения по странам ЕС.

В последние годы наблюдается сокращение численности докторов и кандидатов наук, что свидетельствует о снижении квалификационного уровня исследователей, являющегося главным фактором обеспечения результативности современных научных исследований и разработок.

Ухудшается возрастной состав высококвалифицированных исследователей, особенно докторов наук. В возрасте старше 60 лет находится 74 % докторов наук и 35 % кандидатов наук. Молодых докторов наук (до 30 лет) среди исследователей практически нет.

Сегодня кадровый потенциал белорусской науки составляет всего 27 % от уровня начала 90-х годов прошлого века. За период с 1990 года численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, сократилась в 3,7 раза, в том числе исследователей – в 3,8 раза, техников – в 4,1 раза, вспомогательного персонала – в 2,5 раза.

Дальнейшее сокращение численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками, может вызвать падение уровня компетентности отдельных организаций и научной сферы в целом, стать барьером на пути дальнейшей модернизации экономики.

Большая часть организаций (320 единиц, 66,4 %), выполняющих научные исследования и разработки, расположены в г. Минске. Среди них – научные учреждения Национальной академии наук (НАН) Беларуси, отраслевые научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения.

В НАН Беларуси сконцентрировано 16,8 % (81 единицу) всех научных учреждений страны, объединяющих 30,3 % от общей численности исследователей (5 576 человек).

Министерство промышленности по числу организаций, выполняющих научные исследования и разработки, и численности исследователей, занимает второе место: здесь функционируют 63 организации, выполняющие научные исследования и разработки (13,1 %), где работают 4 207 исследователей (23,2 %). В системе Министерства здравоохранения – 25 научных организаций (5,2 %) с численностью исследователей 927 человек (5,0 %).

В секторе высшего образования научные исследования и разработки выполняют 64 организации (13,2 %). Численность исследователей составила 1 829 человек, или 9,9 % от общей численности исследователей в целом по республике.

По ряду научных направлений Беларусь не отстает от мировых тенденций, удерживает позиции среди лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов. Традиционные и новые научные заделы позволяют сегодня белорусской науке и экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким направлениям, как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость и радиационная безопасность и т.д.

Важнейший показатель уровня развития науки и инноваций – наукоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), который рассчитывается как отношение внутренних затрат на исследование и разработки к ВВП в процентах. Сегодня страны – технологические лидеры поддерживают показатель наукоемкости ВВП на уровне 2,5–4,4 %.

В 1990 году в Беларуси наукоемкость ВВП составляла 1,47 %. В начале 90-х годов произошло снижение наукоемкости ВВП, и в последние годы Беларусь так и не сумела достичь этой величины показателя (2005 – 0,68 %, 2010 – 0,69 %, 2011 – 0,70 %, 2012 – 0,67 %, 2013 – 0,69 %). Результатами стало отсутствие действенной эффективной национальной инновационной системы, обеспечивающей по приоритетным направлениям развития экономики страны необходимую связь по всей научно-инновационной цепочке: зарождение идеи, ее разработка и внедрение.

Наукоемкость ВВП, равная 1 %, считается пороговой для научно-технологической безопасности страны. Пороговое значение наукоемкости ВВП нашло отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и в Концепции национальной безопасности. Эксперты полагают, что только при значении выше 1 % начинается какое-то ощутимое влияние науки на экономическое развитие, с уровня 1,5–2,0 % наука становиться фактором, предпосылкой прогресса, а при уровне наукоемкости ВВП около 3 % можно решать задачи обеспечения технологического лидерства в инновационном развитии.

Финансовый кризис 2008–2009 годов заметно снизил темпы развития научной сферы во всем мире. Так, Европейский Союз не смог к 2010 г. достичь предусмотренного Лиссабонскими соглашениями уровня наукоемкости в 3 % от ВВП и согласно стратегии «Европа 2020», вступившей в действие с 1 января 2014, эта задача перенесена на 2020 год.

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года достижение уровня наукоемкости ВВП в 2,5–3,0 % определено не ранее 2030 года.

В промышленности ряд известных белорусских предприятий, продукция которых широко представлена на мировом рынке, таких как ПО «Минский тракторный завод», ОАО «Белорусский автомобильный завод», холдинг «Амкодор» и т.п., успешно модернизирует свою производственную базу, что позволяет им существенно повысить уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции. В процессе преобразования таких крупномасштабных производств формируются новые корпоративные структуры, которые позволяют создавать технологически сопряженные производства и осуществлять переход всех участников этого процесса на современный уровень развития, взаимоувязывая специализацию науки с производством.

Одновременно в новых экономических условиях промышленные предприятия в организации инновационных процессов переходят от принципа «внедрения» разработок научных организаций к заказу на конкретные разработки по повышению конкурентоспособности продукции.

В то же время инновационно-активными в промышленности в 2011–2013 гг. были 22–23 % предприятий, что существенно ниже, чем в странах с высоким (Германия, Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Австрия) и средним (Эстония, Португалия, Словения) уровнями экономического развития. Как следствие, в Беларуси доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности была не высокой: 14–18 %.

Важным показателем для определения инновационной активности предприятий являются затраты направленные на технологические инновации.

Наибольший объем затрат на технологические инновации (24,1 %) осуществляют предприятия, производящие машины, оборудование и транспортные средства (30 % от всех инновационно-активных предприятий промышленности). На втором месте по объему осуществляемых затрат (21,5 %) находятся предприятия по производству нефтепродуктов, чья доля в общем количестве инновационно-активных предприятий незначительна (0,7 %). Среди остальных видов деятельности выделяются предприятия химического и металлургического производства, доля которых в общем объеме затрат на технологические инновации составляет 8,4 % и 7,2 % соответственно.

В последние годы снижается доля затрат на процессные инновации в общем объеме затрат на технологические инновации (2010 – 61,1 %, 2013 – 41,5 %) и увеличивается доля затрат на продуктовые инновации (2010 – 38,9 %, 2013 – 58,5 %). Однако, удельный вес новой продукции для внутреннего рынка в общем объеме отгруженной инновационной продукции в 2013 составил 44,6 % против 53,2 % в 2010 году, а удельный вес новой продукции для мирового рынка – 0,6 % (2010 – 0,8 %).

В целом существенно не меняется ситуация в сфере инновационного развития производственной сферы Беларуси за последние годы. Доля инновационноактивных предприятий и инновационной продукции в общем объеме отгруженной инновационной продукции не велика. Предприятия ориентированы главным образом на модернизацию оборудования, приобретение машин, локальное совершенствование технологических процессов. В то время как инновационная деятельность должна создавать конкурентоспособные продукты и услуги, обеспечивающие значительные преимущества для выхода и освоения зарубежных рынков.

Получение новых знаний и технологий и их эффективное применение в социально-экономическом развитии в решающей мере определяет роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечения национальной безопасности.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и другие стратегические программные документы предусматривают необходимость перехода страны на инновационный путь развития, курс на построение инновационной экономики – экономики, основанной на знаниях.

Для реализации этой стратегической установки республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

В Республике Беларусь основу национальной инновационной системы составляют следующие подсистемы: наука, образование и подготовка кадров, инновационная деятельность, инновационная, финансовая и информационная инфраструктуры, нормативно-правовая база, управление (менеджмент) инновационной деятельностью, научно-технологическое прогнозирование.

Подсистема науки и ее результатов представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки (академические и отраслевые институты, учреждения высшего образования, подразделения заводской науки, конструкторские бюро и др.).

Подсистема образования и подготовки кадров включает в себя университеты, учреждения высшего образования, колледжи, другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной деятельности и т.д.

Подсистема инновационной деятельности – это малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т.д.

Инновационная инфраструктура охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства, технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-инновационные структуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, центры трансфера технологий и т.д.

Подсистема финансирования инноваций включает организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, в том числе инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование.

Информационная инфраструктура охватывает информационные центры и ресурсы, систему научно-технической информации, информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ.

Нормативно-правовая база содержит совокупность законодательных актов, норм и правил, определяющих формы, условия и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью организаций между собой и с другими организациями, а также правовые акты в области внешнеторгового, налогового, таможенного регулирования.

Блок управления (менеджмента) включает государственный, отраслевой, сетевой и другие механизмы интеграции всех подсистем и элементов НИС на основе новейших управленческих и информационных технологий.

Инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые являются результатом научно-технологического прогнозирования.

Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции, эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.

Особую значимость в процессах функционирования НИС имеет организация передачи инноваций из сферы получения знаний в производство. Достигается это посредством создания рынка объектов интеллектуальной собственности и инновационной инфраструктуры. В странах ЕС активно поддерживается кооперация университетов и промышленности, реализуемая посредством развития университетских инновационных центров, центров трансфера технологий, агентств технологического брокерства, региональных центров новых технологий.

Высокоразвитые страны активизируют обучение инновационному менеджменту. Это выражается в увеличении количества кафедр по предпринимательству в университетах (Германия), организации учебных курсов по проблемам наукоемких предприятий для выпускников учреждений высшего образования, инженеров и ученых (Великобритания), специальных курсов по инновационной политике и инновационному менеджменту для руководящих работников (Португалия), тренингов по предпринимательству для студентов, менеджеров и собственников малых предприятий (Бельгия).

Важное место в функционировании НИС занимают системы научно-технической информации, информационного обеспечения инновационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), создания электронной среды для деятельности бизнеса и государства, использования сети Интернет.

Ключевая роль в формировании НИС принадлежит государству, которое устанавливает правила функционирования НИС, а также обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование.

Целью государственной политики в области формирования и развития национальной инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Республики Беларусь, достижение экономического роста и повышение качества жизни населения путем объединения усилий государства и предпринимательского сек¬тора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Основные направления государственной политики в области формирования и развития НИС включают:

  1. создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;
  2. перестройку действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях;
  3. формирование инновационной инфраструктуры;
  4. развитие инновационного предпринимательства;
  5. развитие финансовой инфраструктуры;
  6. создание мотивационного механизма инновационной деятельности;
  7. развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
  8. подготовку кадров для инновационной деятельности;
  9. модернизацию экономики на основе технологических инноваций;
  10. государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС.

Реализация комплекса мер по формированию и развитию НИС позволит создать благоприятные условия для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции и на этой основе обеспечить рост уровня и качества жизни населения, укрепление национальной безопасности страны.

Государственная инновационная политик в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» определена как составная часть государственной социально-экономической политики и представляет собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности;

Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основные задачи государственной инновационной политики:

  1. обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
  2. обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;
  3. формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;
  4. создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
  5. стимулирование авторов (соавторов) инновации;
  6. стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;
  7. содействие созданию и развитию рынка инноваций;
  8. создание благоприятных условий для доступа субъектов инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности;
  9. содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
  10. развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;
  11. прогнозирование технологического развития;
  12. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
  13. развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности.

Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, Национальной академией наук Беларуси и органами местного управления.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:

  • принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;
  • подготовки и реализации программ инновационного развития;
  • организации прогнозирования технологического развития;
  • осуществления технического нормирования и стандартизации.

Прогнозирование научно-технологического развития – это предвидение тенденций развития и будущего состояния науки и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития науки и технологий и их современного состояния.

Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности. Целью стимулирования инновационной деятельности являются ускоренное развитие субъектов инновационной деятельности и инфраструктуры, создание благоприятных условий для формирования и функционирования рынка инноваций.

Государство осуществляет стимулирование инновационной деятельности путем проведения соответствующей бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, таможенной и иной политики.

В Беларуси стимулирование инновационной деятельности может осуществляться в форме:

  • финансирования инновационных проектов за счет средств республиканского и местных бюджетов;
  • финансирования расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструк¬туры, включая капитальные расходы;
  • предоставления права пользования государственным имуществом, права использования объектов интеллектуальной собственности для осуществления инновационной деятельности;
  • передачи субъектам инновационной деятельности имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и необходимые для осуществления инновационной деятельности;
  • осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) в сфере инновационной деятельности;
  • предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, производящим и реализующим инновационные товары, и субъектам инновационной инфраструктуры;
  • установления и выплаты вознаграждения автору (соавторам) инновации;
  • таможенного регулирования экспорта продукции и технологий, а также импорта сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания);
  • возмещения расходов субъектам инновационной деятельности по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;
  • содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалифи¬кации кадров в сфере инновационной деятельности;
  • финансирования участия субъектов инновационной деятельности в международных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и иных подобных мероприятиях.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое «новая экономика»? Назовите основные черты «новой экономики».
  2. Раскройте содержание понятия национальная инновационная система. Какие элементы ее формируют?
  3. Чем объясняется необходимость государственного вмешательства в инновационную деятельность компаний?
  4. Назовите основные направления инновационной политики государства.
  5. Какие показатели используются для оценки эффективности инновационной политики?

Список учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения

  1. Концепция национальной инновационной системы Республики Беларусь: одобр. на заседании комис. по вопросам ГНТП при Совете Министров Респ. Беларусь (Протокол № 05 / 47 от 08.06.2006 г.) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – Режим доступа : http://belisa.org.by/doc/CIS.doc. – Дата доступа : 23.09.2009.
  2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь 2009–2013: стат. сб. // Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 119 с.
  3. Беларусь: наука, технологии, инновации / Гос. ком. по науке и технологиям Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 14 с.
  4. Беляев, Ю. М. Инновационный менеджмент : учебник / Ю. М. Беляев. – М. : Издательско-торг. корпорация «Дашков и К», 2013.
  5. Тебекин, А. В. Инновационный менеджмент: учебник / А. В. Тебекин – М. : Изд-во Юрайт, 2014.
  6. Крюков, Л. М. Институциональное обеспечение инновационного развития экономики Беларуси: проблемы и пути их решения / Л. М. Крюков // Белорус. экон. журн. – 2007. – № 3. – С. 15–23.
  7. Пинигин, В. В. Концептуальные подходы к модернизации экономики Беларуси / В. В. Пинигин // Экон. бюл. НИЭИ М-ва экономики РБ. – 2008. – № 10. – С. 4–14.
  8. Шмарловская, Г. А. Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом / Г. А. Шмарловская // Белорус. экон. журн. – 2008. – № 2. – С. 127–131.
  9. Цепкало, В. ПВТ: особый режим, особые возможности / В. Цепкало // Эко-номика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы. – 2008. – № 1. – С. 72–75.
  10. Богдан, Н. И. Сектор высоких технологий: метод. вопросы определения и перспективы развития / Н. И. Богдан // Белорус. экон. журн. – 2010. – № 3. – С. 78–93.