Тема 6

Этапы инновационного менеджмента

Вопросы для изучения:

  1. Уровни инновационного менеджмента.
  2. Содержание, цели и методы стратегического этапа инновационного менеджмента.
  3. Содержание и цели оперативного этапа инновационного менеджмента.

Основные категории: стратегический инновационный менеджмент, стратегический анализ, стратегический выбор, активные инновационные стратегии, пассивные инновационные стратегии, реализация инновационной стратегии, оперативный инновационный менеджмент.

6.1. Стратегический этап инновационного управления

Управление инновационной деятельностью в условиях динамичной, сложной, нестабильной внешней среды требует реализации системного подхода к управлению. Инновационный менеджмент современных компаний включает три направления:

  • нормативный менеджмент, направленный на разработку общей инновационной политики, философии инновационного развития бизнеса;
  • стратегический менеджмент, связанный с разработкой и реализацией инновационной стратегии;
  • оперативный менеджмент, обеспечивающий текущее управление инновационной деятельностью (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Этапы инновационного менеджмента

Компания, использующая принципы стратегического менеджмента, не просто подчиняется изменениям внешней среды, а применяя активные стратегии по развитию, продвижению товара, увеличению доли рынка, создает новую среду, позволяющую достигать наилучших финансовых результатов. Инновационные стратегии являются ключевым фактором формирования устойчивых конкурентных преимуществ компании в долгосрочном периоде.

Стратегический этап инновационного управления предполагает следующие шаги:

  1. осуществление внешнего стратегического анализа;
  2. бизнес-диагностику, или управленческий анализ внутренней среды компании;
  3. анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии;
  4. реализацию стратегии;
  5. анализ пробелов и корректировку стратегии (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Содержание стратегического этапа инновационного менеджмента

К внешним факторам, формирующим стратегию, относятся социальные, политические, технологические и экономические факторы внешней среды которые оказывают опосредованное воздействие на функционирование организации. Они ограничивают и направляют действия компании, но воздействуют на ее функционирование опосредованно, через ближнее окружение. К факторам внешней среды прямого воздействия относят отраслевую конкуренцию, потребителей, поставщиков, акционеров и другие заинтересованные группы.

Внешний стратегический анализ позволяет определить возможности и угрозы внешнего окружения, выявить стратегические факторы, которые будут с наибольшей степенью вероятности воздействовать на функционирование компании в будущем.

Управленческий анализ позволяет выявить слабые и сильные стороны компании, определить ее конкурентные преимущества, провести качественную и количественную оценку имеющихся ресурсов.

На этапе управленческого анализа проводится комплексное исследование рынка, а именно: исследование товарной и фирменной структуры рынка, анализ потребительских предпочтений и мотиваций, сегментация потребителей и определение возможной рыночной ниши, анализ практики торговли и норм поведения, практикуемых в бизнес-среде.

Стратегический внешний и внутренний анализ завершается формулировкой миссии компании, ее общих целей и конкретных задач, после чего руководство может приступать к выбору стратегии.

Стратегия – это общее направление развития организации на долгосрочную перспективу. В условиях нестабильной и неопределенной рыночной среды требуется разработка нескольких альтернативных стратегий (не менее трех).

Особое внимание на данном этапе уделяется соответствию стратегических альтернатив общим целям компании. Руководство проводит оценку каждой альтернативы с точки зрения ее затратности и обеспеченности ресурсами, рассматривая возможности финансирования выбранного решения.

Далее составляется план мероприятий по осуществлению выбранной инновационной стратегии. На этом же этапе назначается руководитель проекта и составляется бизнес-план с учетом всех возможных рисков по проекту (экономических, политических, технических). Часто к работе привлекаются консультационные фирмы. Это объясняется тем, что у консалтинговых фирм имеются обширные базы данных альтернативных проектов. Кроме того, при решении потенциальными кредиторами вопросов финансирования проекта большую роль играют имя и известность фирмы, консультирующей проект.

Выбор оптимальной комбинации инновационных конкурентных стратегий зависит от ряда факторов:

  • вида инноваций;
  • этапа жизненного цикла организации и продукта;
  • целей инновационной деятельности;
  • рыночных возможностей компании;
  • особенностей отрасли, в которой функционирует фирма;
  • значимости временного фактора.

Для обоснования стратегических альтернатив целесообразно использовать матрицу инновационных стратегий, учитывающую состояние внутренней и внешней среды организации.

6.2. Оперативный этап управления инновационной деятельностью

Оперативный инновационный менеджмент нацелен на создание системы текущего управления научными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, производством, персоналом, ресурсным обеспечением производства и его техническим обслуживанием, сбытом, финансами, информационными потоками и т.п.

Система оперативного управления инновационной деятельностью включает в себя следующие элементы:

  • текущий контроль и оценка состояния производственной системы;
  • оперативное планирование, расчет показателей эффективности контролируемого процесса;
  • сравнение полученных показателей с нормативными и анализ отклонений;
  • принятие решений о корректировке отклонений;
  • осуществление управленческих действий по восстановлению оптимального функционирования производственной системы организации.

Целью оперативного менеджмента является, таким образом, обеспечение экономически эффективной реализации целей организации. Долговременная реакция организации на изменения внешней среды закладывается в стратегические планы и программы, оперативная – реализуется в реальном режиме времени.

На этапе контроля и анализа текущей деятельности предприятия уделяют внимание состоянию сферы НИОКР, опытного производства, вспомогательных и обслуживающих подразделений, качественным и количественным характеристикам ресурсов. Используются показатели общих издержек и общего дохода фирмы, расходов на НИОКР, объемов финансирования маркетинговых и рекламных мероприятий. Изучение каналов сбыта и ресурсных возможностей для внедрения новых видов продукции, рассмотрение бюджетов программ обучения и развития персонала также играет важную роль.

Издержки производства фирмы включают в себя следующие виды затрат:

  • на подготовку инвестиционного проекта;
  • инвестиционные;
  • маркетинговые;
  • производственные.

К первой категории затрат относятся расходы на технико-экономическое обоснование и оценку проекта, консалтинговые услуги, анализ состояния окружающей среды и т.п. Инвестиционные издержки включают в себя расходы на покупку или аренду земельного участка, вложения в строительство, приобретение и монтаж машин и оборудования, подбор и обучение персонала, проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Маркетинговые издержки формируются за счет расходов на мероприятия по изучению рынка, продвижению товара, его рекламированию и т.п. Производственные издержки включают амортизацию и эксплуатационные расходы (вложения в сырье, материалы, энергию, оплату труда персонала, накладные расходы).

Инновационная организация не может использовать характерный для массового производства положительный эффект масштаба для снижения общих издержек. Новаторство ориентировано на мелкосерийное или единичное производство и требует быстрой смены товарного ассортимента. Эффективность деятельности компаний в таких условиях достигается за счет «экономии на разнообразии», а не масштабов производства. Ассортиментная политика фирмы позволяет гибко и своевременно реагировать на изменение потребностей рынка. Позиции компании укрепляет одновременный выпуск широкого ассортимента товаров, которые различаются по функциональным особенностям и параметрам, качеству и цене, подразделяются на марки и модификации, соответствуя требованиям узких рыночных сегментов.

Вариация изделий по степени новизны и фазам жизненного цикла обеспечивает стабильность общего объема производства и продаж. На рынок выводят различные группы товаров, представляющие все стадии жизненного цикла: основные товары, товары, находящиеся в стадии роста, поддерживающие, зрелые и стратегические (ориентированные на будущее) товары.

Для анализа эффективности текущей работы предприятия используют как абсолютные, так и относительные показатели. К первой группе относятся показатели дохода, прибыли, издержек производства. Ко второй – различные показатели рентабельности: рентабельность продаж (отношение прибыли к объему продаж, выраженное в процентах), рентабельность активов (отношение прибыли к величине активов), рентабельность собственного и заемного капитала (отношение прибыли к величине собственного или заемного капитала фирмы соответственно), рентабельность основного капитала (отношение прибыли к стоимости основного капитала фирмы).

На этапе принятия управленческих решений по оптимизации производственной системы происходит:

  • конкретизация заключений и выводов руководства;
  • доведение принятых решений до всех уровней управления и функциональных подразделений компании;
  • распределение функций с учетом корректировки задач и параметров функционирования системы;
  • делегирование полномочий.

Для достижения наилучших параметров текущего функционирования организации формируется соответствующая инновационная структура: проектно-целевые группы, координационные центры по разработке новых продуктов, венчурные подразделения. Важно создать в организации корпоративную культуру, ориентированную на поддержку инноваций, преодолеть внутреннее и внешнее сопротивление новшествам, мотивировать персонал всех подразделений к достижению поставленных целей.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите этапы инновационного менеджмента. Какие цели достигаются на этапе стратегического и оперативного управления инновациями?
  2. Какие функции выполняет управленческий персонал на этапе стратегического менеджмента инноваций?
  3. Сформулируйте цели стратегического анализа. В чем отличие внешнего стратегического анализа от бизнес-диагностики предприятия?
  4. Назовите виды инновационных стратегий. Проанализируйте их возможности и условия применения.
  5. Назовите элементы системы оперативного управления инновациями.

Список учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения

  1. Концепция национальной инновационной системы Республики Беларусь: одобр. на заседании комис. по вопросам ГНТП при Совете Министров Респ. Беларусь (Протокол № 05 / 47 от 08.06.2006 г.) [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – Режим доступа : http://belisa.org.by/doc/CIS.doc. – Дата доступа : 23.09.2009.
  2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь 2009–2013: стат. сб. // Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 119 с.
  3. Беларусь: наука, технологии, инновации / Гос. ком. по науке и технологиям Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 14 с.
  4. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / под ред. А. В. Барышевой. – М. : Издательско-торг. корпорация «Дашков и К», 2013.