Т е м а 4

Международная среда инновационной деятельности

Вопросы для изучения:

  1. Формирование новых центров инновационной активности в мировой экономике в 2008–2014 гг.
  2. Возможности и риски инновационного развития в условиях социально-рыночной модели экономики Германии.
  3. Особенности развития и регулирования инновационных процессов в экономике КНР.
  4. Формирование институтов и стимулирование инновационной активности в экономике России.
  5. Развитие инновационной деятельности в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии.

Основные категории: мировой рынок инноваций, международная среда инновационной деятельности, тенденции развития международной среды инновационной деятельности, рейтинги инновационной активности, статистика инноваций, национальная инновационная система США, инновационная деятельность в странах ЕС, региональная инновационная политика ЕС, национальная инновационная система Японии, инновационная политика Южной Кореи, государственное регулирование инновационной деятельности в Китае, стимулирование инновационной активности в России.

4.1. Тенденции развития международной среды инновационной деятельности

Инновационная деятельность компаний является основой формирования устойчивых конкурентных преимуществ высокого порядка, поэтому активно используется для выхода на международные рынки, расширения экспортных операций, реализации активных наступательных стратегий. Одним из важнейших принципов организации инноваций является непрерывность. Однако экономические циклы, создавая в периоды рецессии существенные барьеры для коммерциализации новшеств, могут затруднять реализацию этого принципа. Изучение тенденций развития международной среды инновационного бизнеса, сформированных экономической рецессией и последующим оживлением мировой экономики, является значимым элементом внешнего стратегического анализа, позволяя бизнесу создавать ориентированные на внешние рынки стратегические альтернативы.

Экономические циклы оказывают существенное влияние на функционирование и динамику хозяйственных систем, затрагивая и инновационную активность. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2007 году и превратившийся в 2008 году в глобальный, стал, по оценкам экспертов, крупнейшим с 1929 года экономическим и социальным потрясением, вызвавшим мировую экономическую рецессию, беспрецедентную по глубине, масштабам и последствиям. Столь существенное влияние на мировую экономику циклического спада 2009–2011 годов исследователи объясняют «типичными проявлениями длинноволновой депрессии, обусловленной сменой технологических укладов», утверждая, что доминирующий в структуре экономики развитых стран информационный технологический уклад, ключевым фактором которого являются микроэлектроника и программное обеспечение, находится в завершающей фазе жизненного цикла.

Ухудшение инвестиционного климата, вызванное рецессией, замедляет распространение базовых нововведений, однако потрясения на финансовых рынках способствуют переориентации инвестиций на реальные активы, закладывая основу для нового витка оживления и подъема. Выход из депрессии, вызванной несоответствием между новой технико-экономической парадигмой и исчерпавшей свои возможности сложившейся институциональной структурой, возможен за счет расширения отраслевого ядра нового технологического уклада. Так, длительное оживление 1995–1999 годов, сменившее циклическое падение начала 90-х, было вызвано появлением новых направлений инновационной активности, связанных с коммерциализацией информационных технологий и развитием электронной торговли. Тенденции развития рынка венчурного финансирования свидетельствуют о том, что периодические сжатия уже через 2–3 года сменяются расширениями, которые становятся особенно интенсивными и продолжительными при появлении новых кластерных нововведений, формирующих длинноволновую цикличность. Базисным нововведением с огромным рыночным потенциалом стало в свое время появление глобальной информационной сети. В настоящее время начинается структурная перестройка экономики на основе шестого технологического уклада, в основе которого – развитие и распространение нанотехнологий. Страны, сумевшие создать заделы производственно-технологических систем нового технологического уклада, оказываются центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревших производств, что диктует необходимость системной поддержки процессов создания, диффузии и коммерциализации новых базисных технологий.

Лидерами в сфере базисных инноваций шестого уклада, доминирующими на рынках высокотехнологичной продукции, остаются развитые страны. До кризисного падения 2009 г. в группе стран ОЭСР только США удерживали 40 % мирового рынка наукоемкой продукции, оцениваемого в 2,3 трлн долл. Стратегические позиции в мировых технологических цепях сохраняет Япония, на долю которой приходится более 70 % мирового производства продукции порядка 30 высокотехнологичных отраслей. В основе мирового технологического лидерства – масштабное финансирование сферы научных исследований и разработок, формирующих задел для технологических нововведений первой волны. При среднем докризисном значении показателя доли НИОКР в мировом ВВП в 1,7 % аналогичные индикаторы в развитых странах даже в условиях кризисного падения экономики не опускались ниже 2,5 %, достигая в периоды оживления и подъема 3,5 % ВВП.

Формирование глобальных инновационных сетей за счет снижения входных барьеров и углубления международной технологической специализации создает условия для проникновения на рынки новшеств новых игроков из числа малых стран, транзитивных экономик и стран догоняющего развития. Сложившаяся система мировых научно-технических и инновационных центров в составе США, лидирующих экономик Евросоюза, Японии в обозримой перспективе может быть расширена за счет динамично растущих азиатских игроков (Китая, Индии, Малайзии, Южной Кореи и других), существенно увеличивших наукоемкость ВВП за последние десятилетия. В то время как в развитых странах, по данным Национального научного фонда США, в новом тысячелетии ежегодный прирост затрат на научные исследования и разработки составлял 5–6 %, Индия, Южная Корея, Тайвань демонстрировали 9–10 %-ное, а Китай – 20 %-ное увеличение. В результате доля Азиатско-Тихоокеанского региона в мировых затратах на науку увеличилась с 24 до 31 % на фоне сокращения этого показателя для Североамериканского региона (с 40 до 35 %) и стран ЕС (с 31 до 28 %).

Общемировой тенденцией является динамичный рост сектора высоких технологий, включающего производство высокотехнологических товаров и услуг, глобальное производство которых оценивается на уровне 16 трлн долл. (30 % мирового ВВП). При этом с явным опережением развивается сектор интеллектуальных услуг, к которым относят финансовые, деловые, коммуникационные услуги (включая НИОКР и разработку программных продуктов), а также некоммерческие услуги в сфере образования и здравоохранения. Изменение роли регионов наблюдается и при формировании этого тренда. Накануне мировой экономической рецессии, которая ухудшив позиции промышленно развитых стран, не затронула азиатские площадки, только развивающиеся страны Азии обеспечивали десятую часть мирового производства товаров высоких технологий, вместе с Китаем в 2007 году сформировав почти четверть. В производстве компьютерной техники наблюдались наиболее драматичные сдвиги: доля США снизилась до 25 %, ЕС – до 15, Японии – до 5, в то время как производители Китая обеспечили 39 % мирового объема выпуска.

Вследствие интернационализации высокотехнологического производства, расширения его международного базирования, экспансии ТНК, углубления международной специализации и географической диверсификации производства, в мировой экономике сформировалась тенденция к росту высокотехнологичного экспорта. Экспорт товаров высоких технологий, к которым относят продукцию авиакосмической промышленности, компьютеры, офисное оборудование, электроника и телекоммуникационное оборудование, приборы для исследований, электрооборудование, фармацевтические препараты, отдельные виды химической продукции, турбины, лазерные установки, реакторы, станки с ЧПУ, увеличивался быстрее, чем их производство. При этом доля Китая в мировом экспорте товаров высоких технологий еще в докризисном 2008 году опередила аналогичные показатели США (14 %) и стран ЕС (18 %), приблизившись к 20 %. Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) за счет продукции высоких технологий формировали почти четверть объемов суммарного экспорта, что превысило значение среднеевропейского индикатора (около 20 %). Высокие темпы прироста показателя высокотехнологичного экспорта в странах БРИКС (около 28 %), а также странах ЦВЕ, вошедших в состав ЕС (Чехия, Словакия, Польша), позволяют делать прогнозы относительно существенных стратегических изменений в составе игроков мирового рынка в сегменте высоких технологий.

Для большинства стран с высоким уровнем инновационной активности в последнее десятилетие характерен сдвиг от прямых государственных инвестиций к стимулированию участия бизнеса в финансировании НИОКР. В странах ЕС реализуется принцип: чем больше коммерческая отдача от реализации научных исследований и разработок, тем больше доля финансового участия в них частного бизнеса (45 % финансовых расходов – доля государства, 55 % – частного капитала). В США бизнесом финансируется 67 % затрат на научные исследования, при этом в прикладных исследованиях и разработках доля частных компаний достигает 90 %. Государство участвует в финансировании и проведении научных исследований в частном секторе, спонсируя фундаментальные и прикладные разработки, осуществляемые в государственных лабораториях, университетах, во внутрифирменных центрах R&D, а также специально созданных консорциумах. Государственные вложения в прикладные исследования значительно сокращают затраты компаний на реализацию инновационных проектов, снижая степень риска. Финансирование исследований сопровождается реализацией государственных программ подготовки кадров в новых областях. Косвенное государственное регулирование инновационной активности, к инструментам которого относятся налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование, позволяет создавать благоприятные условия для проведения прикладных исследований и коммерциализации их результатов.

Важную роль в развитии инновационного предпринимательства и финансировании высокотехнологичного сектора играет венчурный капитал. 49 % мирового венчурного финансирования (более 28 млрд долл.) приходится на США, где доля рисковых инвестиций в ВВП составляет 0,122 %, 10 % – на Великобританию (0,207 % ВВП). В странах ЕС, приступивших к созданию единой инновационной системы, доля венчурного капитала в ВВП в два раза превышает аналогичный индикатор в США. Наблюдается тенденция к сокращению доли финансирования ранних стадий инновационных проектов (посевная, ранняя) в пользу поздней стадии и стадии роста.

4.2. Условия осуществления инновационной деятельности в США

Инновации являются важнейшим элементом экономической системы и фактором технологического лидерства США. Объемы финансирования исследований и разработок здесь превышают аналогичные показатели в других странах ОЭСР: расходы США на НИОКР превышают 400 млрд долл. в год, показатель наукоемкости ВВП в 2010 году превысил 3 % (в докризисный период его значение составляло 2,7 %). Стоимость объектов интеллектуальной собственности достигает 5 трлн долл. (что приближается к 50 % ВВП). Наукоемкие отрасли формируют более половины американского экспорта, создавая 40 % мировой высокотехнологичной продукции и более трети мирового объема высокотехнологичных услуг. Каждый доллар, вложенный в сферу НИОКР, обеспечивает 9 долл. прироста ВВП США, инвестиции в информационные технологии обеспечивают 50 % прироста производительности труда.

Удельный вес США в мировых затратах на исследования и разработки приближается к 40 %, в численности исследователей – около 20 % (в отраслях с высокой долей интеллектуальной собственности занято 18 млн человек). Однако государственный сектор в сфере НИОКР представлен незначительно (в государственной собственности всего 39 научных организаций, в то время как в Японии – 96, в Германии – 82, в России – 2 900). При этом федеральное правительство не имеет централизованного органа управления НИОКР, осуществляя свою деятельность через небольшое число агентств и компаний. Главным органом в государственной системе развития науки является Национальный научный фонд с более чем 5-миллиардным бюджетом. Его средства направляются в приоритетные области фундаментальной науки: нанотехологии, наноинжиниринг и т.п. В основном научные исследования и опытно-конструкторские разработки осуществляются на конкурсной основе посредством предоставления контрактов и грантов. Правительства штатов, органы местного самоуправления, колледжи, университеты, частные фонды формируют лишь 5 % от общего объема инвестиций в инновационную сферу США.

Финансовая нагрузка на федеральный бюджет, связанная с реализацией крупных совместных программ бизнеса и государственного сектора науки, также незначительна (не более 0,22 % государственных расходов на НИР), так как 90 % их участников – промышленные фирмы и лишь 10 % – субъекты государственного управления и государственного сектора экономики.

Масштабные фундаментальные исследования проводятся американскими университетами. Преимущественная часть такого рода разработок финансируется федеральным правительством через гранты, но для разработчиков ставятся конкретные задачи.

Инновационная деятельность университетов включает в себя такие направления как разработка нормативных документов и формирование политики университета в сфере НИОКР; подписание контрактов и контроль за их исполнением; коммерциализация разработок; лицензирование; оценка экономических и финансовых результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Эффективно функционирует система коммерциализации разработок федеральных научных центров и университетов, что позволяет осуществлять капитализацию бюджетных средств. Эта сфера регулируется развитым законодательством, которое не только устанавливает «правила игры» в сфере инноваций, но и создает стимулы для инновационной активности экономических субъектов (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Основные законы, регулирующие сферу коммерциализации НИОКР в США

Закон о развитии инноваций в малом бизнесе (1982 г.) Устанoвил нормы, формы и процедуры взаимодействия государственного и частного сектора.
Закон о процедурах патентования в университетах и малом бизнесе (1980 г.) Расширил права университетов и малых предприятий в области лицензирования и патентоведения.
Закон Бай-Доуэла (1980 г.) Расширил права университетов, некоммерческих организаций и малого бизнеса в области патентования результатов собственных разработок.
Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера (1980 г.) Направлен на улучшение инновационной политики и создание механизма взаимодействия частного и государственного сектора; расширил права Министерства торговли США в области коммерциализации технологических инноваций.
Закон о национальных корпоративных исследованиях (1984 г.) Упростил систему совместных федеральных и корпоративных промышленных исследований, способствовал массовому созданию консорциумов, осуществляющих НИОКР.
Закон о трансферте федеральных технологий (1986 г.) Направлен на заключение корпоративных соглашений между университетами, федеральными лабораториями и частными фирмами. Содержит запрет на передачу информации о НИОКР лицам, не связанным с разработкой, в течение 5 лет в целях национальной безопасности и сохранения коммерческой тайны.
Закон по торговле и конкуренции(1988 г.) Укрепил взаимоотношения центров трансферта новых промышленных технологий с государственным и частным сектором экономики с целью эффективного использования результатов НИОКР.

Особое внимание в США уделяется передаче федеральных технологий – технологическому трансферу. Исследования показали, что один доллар, потраченный на фундаментальные исследования, дает отдачу в два долл. через 6–7 лет, а от передачи технологии можно получить экономический эффект в соотношении 20:1 и выше, причем результаты могут быть достигнуты намного быстрее (в течение нескольких дней).

Технологический трансферт способствует:

  • расширению объема продаж и рынков сбыта;
  • созданию новой, более совершенной техники и технологии;
  • сокращению стоимости производства;
  • стимулированию теоретических и прикладных исследований, которые ранее считались практически невыполнимыми;
  • сокращению сроков проведения НИОКР и внедрения новой техники;
  • повышению производительности труда;
  • сокращению издержек производства;
  • повышению качества и расширению границ применения полученной ранее техники и технологий;
  • улучшению организации производства; повышению квалификации кадров.

Прикладные научные и опытно-конструкторские работы в США осуществляются в основном на микроуровне: промышленные компании выполняют 90 % опытно-конструкторских разработок (их доля в фундаментальных научных исследованиях приближается к 16 %). По результатам 2008 года 33 американские компании вошли в число 50 самых инновационных компаний мира (среди них «Apple», «Google», «General Electric», «Microsoft», «IBM», «Hewlett-Packard», «General Motors»).

Фирмы самостоятельно принимают решения об инновациях и финансировании НИОКР на основе оценки рыночных тенденций и выбранной конкурентной стратегии, принимая на себя ответственность за возможные коммерческие риски. Частный сектор, финансируя НИОКР, реализует свои коммерческие цели, в то время как государство формирует благоприятные условия для успешного развития инновационного комплекса в целом и усиления конкурентоспособности национальной экономики, не вмешиваясь в инновационные процессы на микроуровне. С целью увеличения инновационного потенциала и конкурентоспособности компаний в ближайшие 10 лет (начиная с 2007 года) планируется увеличение прямых государственных инвестиций в научные исследования и разработки на 50 млрд долл. Налоговые льготы для стимулирования инновационной деятельности промышленных компаний составят 86 млрд долларов.

Важным направлением инновационной политики США является поддержка малого инновационного предпринимательства. На указанные цели ежегодно затрачивается свыше 5 млрд долл. К основным формам поддержки малого бизнеса в сфере инноваций относятся:

  1. разработка специальной программы поддержки малого инновационного предпринимательства;
  2. предоставление займов;
  3. государственные инвестиции;
  4. создание разветвленной сети венчурных фондов;
  5. поощрение частного финансирования инноваций;
  6. бюджетная поддержка инновационных предприятий (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Основные формы государственной поддержки малого инновационного бизнеса в США

Законодательно установлен процент бюджетных отчислений на поддержку малых инновационных предприятий: в разные периоды он колебался от 0,5 до 2,5 % от объема федеральных инвестиций в сферу НИOKР.

В американской модели национальной инновационной системы именно малое инновационное предпринимательство выступает в качестве агента роста и перемен, способного содействовать ускорению инновационных процессов, ведь именно скорость обновления имеет решающее значение для достижения лидерства на рынках наукоемкой продукции. Деятельность малых предприятий направлена на освоение новых материалов, новой продукции и технологий на основе специфических преимуществ малого бизнеса: гибкости, способности быстро адаптироваться к изменениям, высокой мотивации к получению прибыли.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов в США – формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство создает сеть центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих новаторам бизнес-услуги, способствует формированию рынка инноваций (например, информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки) и само выступает его агентом (например, при покупке и продаже лицензий).

Государственные органы осуществляют мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг, например, связи, тепла, электроэнергии (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Виды государственного стимулирования инновационных процессов в США

Развитая инфраструктура позволяет малым инновационным фирмам успешно функционировать, имея доступ к финансовым ресурсам, информации, рынкам НИОКР, качественным услугам в области инновационного управления, квалифицированным кадрам. Формирование и развитие человеческих ресурсов инноваций выполняет значимую роль в национальной инновационной системе США. Обновление информации становится столь стремительным, что знания необходимо пополнять как минимум каждые 5 лет.

Высшие учебные заведения США неизменно лидируют в рейтингах мировых образовательных центров. Здесь активно развивается система непрерывного образования, успешно ведутся исследования в области новейших образовательных технологий, формируются образовательные учреждения нового типа, где стандартный курс колледжа студенты изучают по новейшим методикам, позволяющим ускоренно и при этом не менее эффективно овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. Появились многопрофильные кадры, сочетающие научную и техническую специализацию с профессиями менеджеров, аналитиков, консультантов, способные работать в междисциплинарных командах.

Разработка национальной стратегии инновационного образования в США весьма актуальна, так как возникла реальная опасность превышения спроса на научно-технический персонал над его предложением. Программа укрепления конкурентоспособности (American Competitiveness Iniciative), принятая в 2006 году, исходит из того, что главный инновационный ресурс экономики – это таланты: кадры ученых, инженеров, изобретателей, квалифицированных рабочих, способных обеспечивать конкурентоспособность в глобальной экономике. Вопросы образования и подготовки кадров, отвечающих потребностям «новой экономики», являются центральными в государственной стратегии инновационного развития США.

Развитая инновационная инфраструктура – еще одно преимущество национальной инновационной системы страны. Ее формируют разнообразные институты: научно-технические парки, технополисы, инновационно-технологические центры, инновационные инкубаторы, лизинговые компании, страховые компании, информационно-маркетинговые центры, венчурные фирмы и т.п.

Венчурные фирмы являются изобретением и визитной карточкой американского бизнеса, важным элементом кредитно-финансовой системы США. Они занимаются рисковым финансированием, специфика которого – в низкой вероятности возврата вложенных средств, но вместе с тем и в высокой прибыльности в случае успеха. В качестве венчурного инвестора могут выступать как крупные корпорации, стремящиеся к расширению научно-технического потенциала за счет малого инновационного бизнеса, так и специализированные фирмы, как правило, функционирующие в форме партнерств.

Масштабы рискового финансирования огромны, хотя и нестабильны: в 2000 году они достигли своего максимума в 105,8 млрд долл., снизившись в период экономического спада до 38 млрд долл. Тем не менее, венчурный бизнес даже в неблагоприятные периоды не утрачивает своего значения для становления и развития новых производств и формирования основ и динамики экономического роста в США. Норма прибыли венчурных фирм может доходить до 1000 %. В США использование венчурного капитала в секторе высоких технологий гораздо выше, чем в странах Западной Европы и Японии, что позволяет расширить возможности инновационного развития экономики.

Особенности американской модели инновационного развития проявляются в функционировании одного из самых известных регионов США – калифорнийской Кремниевой долины. Здесь сосредоточено более десяти тысяч высокотехнологичных компаний (таких как всемирно известные «Intel», «HP», «Sun»), разработки которых обеспечили США мировое лидерство в предоставлении патентов. Сегодня Кремниевая долина – это ведущий экспортер промышленных товаров, лидер мировых технологий, потребляющий треть американского венчурного высокотехнологичного капитала и создающий большинство самых новаторских продуктов мира.

В США создана и функционирует одна из наиболее эффективных национальных инновационных систем мира, для которой характерна высокая степень и значительная скорость коммерциализации разработок, что позволяет осуществлять расширенное воспроизводство продуктовых, технических, технологических, организационных, маркетинговых инноваций. Условиями осуществления инновационной деятельности в США являются: значительная емкость рынка инноваций и научно-технической информации, развитая инновационная инфраструктура, наличие многопрофильных конкурентоспособных высококвалифицированных кадров, в том числе относимых к категории «креативного класса», многообразие форм инновационной активности, отсутствие барьеров для инновационных стартапов, высокий уровень конкуренции, возможности для ускоренной коммерциализации новшеств.

4.3. Условия осуществления инновационной деятельности в странах ЕС

Западная Европа проблемам инноваций как ключевому фактору конкурентоспособности в условиях глобализации стала уделять активное внимание в конце 80 – начале 90-х годов ХХ века. Деятельность национальных правительств была направлена на стимулирование инновационных процессов, поощрение сотрудничества университетов, центров и межфирменных корпораций; совершенствование системы охраны интеллектуальной собственности; развитие информационных услуг; разработку мер по антимонопольному регулированию.

Во Франции в 1999 году был принят закон об инновациях, который предусматривал государственное содействие развитию инновационного бизнеса. Были созданы правовые основы для формирования системы повышения квалификации и переподготовки кадров в области науки и техники, организации сети консультационных центров, укрепления взаимосвязей между университетами и промышленностью, изменения налогового режима. Инновационному бизнесу предоставлялась большая свобода и более значительные финансовые ресурсы: правительство выделяло на конкурсной основе 100 млн франков для высокотехнологичных инновационных компаний. Приоритетными были объявлены здравоохранение, биотехнологии, машиностроение и производство новых материалов, мультимедиа, телекоммуникации и электроника, программное обеспечение, агрокомплекс, энергетика, экология.

В Великобритании, Германии, Нидерландах был создан эффективный механизм стратегического прогнозирования инноваций, уделено внимание развитию инфраструктуры, трансферту технологий и распространению лучшей практики организации инноваций. Министерство торговли и промышленности Великобритании в своем бюджете только на развитие научно-технической инфраструктуры выделяло в начале тысячелетия более 50 % средств. Значительные средства были направлены на финансирование НИОКР в аэрокосмической, энергетической и атомной промышленности.

Девяностые годы XX в. характеризуются созданием системы стимулирования научно-исследовательской и технологической кооперации в Великобритании, Бельгии, Дании, Португалии, Германии. Государство взяло на себя функцию посредника (брокера) между сферой НИОКР и фирмами-реципиентами инноваций. Широкое развитие получила кластерная философия – концентрация усилий государства на создании сетей, объединяющих территориально сферу научных исследований, промышленный комплекс, инфраструктуру инноваций для успешной коммерциализации стратегических НИОКР. Кластеры содействовали росту конкурентоспособности предприятий, так как в одном или нескольких интегрированных кластерах осуществлялась разработка и нового продукта, и оборудования по его производству. При этом кластеры позволяли не только разработать новый вид продукта, сырья, материалов и оборудования для их изготовления, но и найти потенциальных партнеров по финансированию и использованию результатов НИОКР.

В странах Западной Европы получило распространение косвенное финансирование инноваций: через субсидирование и бюджетное финансирование сферы образования, подготовку профессиональных кадров, повышение инновационной восприимчивости работников, развитие управленческих консалтинговых фирм, создание научно-технических информационных центров, разработку иммиграционного законодательства.

В качестве прямых источников финансирования инноваций используются:

  1. снижение «цены» капитала (выделение субсидий и применение льготного налогообложения);
  2. развитие венчурного капитала;
  3. развитие фондовых рынков;
  4. развитие институциональных (пенсионных) фондов;
  5. активизация частных инвестиций.

Особое место отводится частным инвестициям так называемых «бизнес-ангелов», которые заинтересованы в инвестировании личного капитала в предприятия, входящие в группу ранних реципиентов.

В ряде стран – Дании, Германии, Нидерландах, Финляндии – используется смешанное финансирование.

Страны ЕС большое внимание уделяют патентной инфраструктуре, делая акцент на потребностях малого, среднего бизнеса и независимых изобретателей. Для них предоставляются бесплатные информационные сайты. Однако, несмотря на развитую и доступную систему патентной защиты, для Западной Европы характерна незначительная активность патентования в области информационных технологий, хотя регион занимает лидирующее положение в области химии и фармацевтики. С развитием процессов глобализации многие патенты на открытия стали регистрироваться в Японии и США, что сделало актуальной разработку стимулирующих программ по патентованию национальных разработок в регионе.

Региональная инновационная политика ЕС была сформулирована в 2000 году на Лиссабонском саммите. Основными направлениями активизации инновационной деятельности в регионе были признаны:

  1. создание и координация национальной инновационной политики различных стран ЕС;
  2. создание правовой базы инновационной деятельности;
  3. создание стимулов для развития инновационных предприятий;
  4. организация взаимодействия всех субъектов инновационных систем;
  5. создание информационной поддержки инновационных процессов.

План действий в сфере инноваций предполагает:

  • мобилизацию венчурного капитала;
  • защиту интеллектуальной собственности;
  • подготовку научных кадров и расширение профессионального обучения;
  • создание нормативной базы, регулирующей интеграционные процессы в сфере инновационной деятельности;
  • упрощение административных процедур;
  • усиление практической ориентации НИОКР;
  • создание эффективной системы стимулирования исследований и разработок.

Инновационная деятельность в странах Евросоюза развивается неравно-мерно. Статистические индикаторы инновационной активности в докризисном 2007 году продемонстрировали широкий диапазон значений: так, показатель доли выпускников учреждений высшего образования в сфере науки и техники в численности населения в возрасте от 20 до 29 лет в Люксембурге составил 1,8 %, в Нидерландах 5,8 %, в Финляндии 18,2 % (среднеевропейский уровень – 10,3 %). Доля занятого населения в промышленности высоких технологий в Швеции достигла 7,9 %, в Германии 11,2 %, в то время как в Греции всего 2,22 % (среднее значение показателя по ЕС – 7,57 %). Количество европейских патентов в сфере высоких технологий в расчете на 1 млн человек в Финляндии составило 137,6 патентов, в Швеции – 95,1, в то время как в Испании всего 3,1, а в Португалии – 0,9.

В 2011–2013 гг. инновационно-активными были 70 % предприятий Германии, 59 % – Бельгии, 57 % в Ирландии, 53 % – в Нидерландах, 50 % – в Австрии), в то время как в Португалии этот показатель составил 44 %, Словении – 42 %.

Расширение ЕС существенно ухудшило европейский инновационный профиль. Новые члены Европейского Союза (Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения) значительно отличаются от старых членов Союза по уровню инновационной активности. Например, доля затрат на исследования и разработки предпринимательского сектора в ВВП в новых членах Европейского Союза в 4 раза ниже чем в старых странах ЕС. Целевые показатели Лиссабонской стратегии (3 %) в 2010 году превысили только Финляндия (3,87 %), Швеция (3,02 %) и Дания (3,06 %). Патенты, выданные Европейским патентным ведомством в расчете на 1 млн человек, составляют в среднем в Европе 152,7, а в странах-кандидатах – лишь 7,1, что в 20 раз ниже.

Многие проблемы, стоящие перед вновь присоединившимися странами, являются типичными и для старых членов Европейского Союза – стремление избежать риска, недостаточные инвестиции в исследования и разработки, ограниченность сотрудничества исследовательских организаций и промышленности. Трудности связаны с преодолением последствий системы централизованного планирования, наложившего отпечаток на индустриальную, образовательную сферу и социальные институты. Требуется совершенствование инновационной политики на основе европейских стандартов. Европейский Союз планирует использовать фонды структурной поддержки (EU Structural Funds) для целей инновационного развития новых членов, осуществляет сотрудничество с новыми членами через программу «Региональное планирование инноваций» (Regional Innovation Action Programmе).

В настоящее время европейские страны работают над созданием единого механизма, регулирующего инновационную деятельность в рамках ЕС, организацией единого европейского научно-технического пространства, чтобы укрепить свои позиции на мировом рынке в сфере коммерциализации новшеств.

4.4. Особенности инновационного развития Японии и Южной Кореи

Восточная Азия рассматривается сегодня в качестве одного из трех основных, наряду с США и Западной Европой, мировых центров производства, торговли и инвестиций. Экономика региона развивается быстрее североамериканской и западноевропейской. При этом в ведущих странах региона (Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур) в последние десятилетия происходит ускоренное формирование «новой экономики», что позволило им занять лидирующие позиции в производстве ключевых видов продукции пятого технологического уклада – бытовой электроники, информационных технологий, композитных материалов и т.п.

Усиление позиций региона в мировой экономике связано с созданием эффективных национальных инновационных систем.

Особенность инновационной сферы Японии – в менее значительной доле государства в финансировании НИОКР, чем в других развитых странах (лишь 25 % расходов здесь формирует государство, 75 % – частный сектор). Государство финансирует фундаментальные исследования, частный сектор более эффективен в области прикладных разработок. При этом в сфере НИР преобладают прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, фундаментальные исследования представлены недостаточно. Такая структура инновационной деятельности способствует выпуску конкурентоспособной продукции, но вызывает необходимость импортировать патенты и лицензии. В настоящее время в Японии осознается значимость собственного фундаментального задела и внедряются программы по активизации этой сферы.

Государство реализует комплексный подход к инновационному развитию, используя широкий набор инструментов: оно выполняет стратегическое планирование научно-технического развития, определяя его приоритетные направления; обеспечивает финансирование и организацию НИОКР; проводит политику подготовки кадров инновационного развития; содействует развитию инновационной инфраструктуры, создавая возможности и институты, усиливающие инновационную восприимчивость экономики.

Основными направлениями деятельности государства в инновационной сфере в Японии являются:

  1. финансирование частных компаний, занимающихся разработками в сфере НИОКР, с последующей или одновременной выдачей госзаказа;
  2. направление средств на финансирование НИОКР из различных фондов;
  3. льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;
  4. государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий и ноу-хау;
  5. предоставление льготного кредита на разработку НИОКР для перспективных отраслей промышленности;
  6. защита японских производителей от конкуренции (при этом создаются условия для получения новых технологий из других стран);
  7. создание механизма импорта капитала, позволяющего внедрять новшества в японскую промышленность на территории страны;
  8. привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;
  9. разработка государственной программы инвестиций, нацеленной на формирование современной отраслевой структуры экономики.

Государственная инвестиционная программа предусматривает предоставление займов и инвестиций на возвратной основе при строгом соблюдении принципов срочности и платности и разрабатывается одновременно с проектом государственного бюджета. Источниками финансовых ресурсов являются: система почтовых сбережений населения и страхования жизни; средства пенсионного фонда; специальный счет промышленного инвестирования; гарантии правительства по обязательствам и займам.

В реализации Программы государственных займов и инвестиций ведущая роль отводится Бюро трастовых фондов, входящего в Министерство финансов, и Японскому банку развития. Однако в стране существует и ряд других центров, которые объединяются в единое целое, обеспечивая успешную реализацию государственной инвестиционной программы. К ним относится, в частности, Японский центр ключевых технологий, созданный в 1985 году. Основная цель его функционирования – оказание содействия малым и средним фирмам и обеспечение международной кооперации в сфере НИОКР. Центр финансирует фундаментальные исследования и предоставляет займы фирмам, осуществляющим прикладные разработки, ведет значительную посредническую работу, содействуя поискам партнеров и заключению контрактов.

Особое место в Японии уделяется разработке специального финансового механизма, который позволяет использовать возможности частного сектора для достижения общенациональных стратегических целей экономического развития. Для этого создаются согласительные советы, которые объединяют правительство, банки, субъектов частного сектора экономики. Для частных фирм открываются дополнительные кредитные линии, позволяющие финансировать инновационные проекты.

Стратегически важный шаг, обеспечивающий переход Японии к информационному обществу, был сделан на рубеже тысячелетий, когда японские специалисты обнаружили, что страна отстает от мировых лидеров в использовании Интернета. В январе 2001 года вступил в действие Закон о формировании информационного общества, в соответствии с которым была разработана государственная программа «Электронная Япония». Согласно этому документу, основными условиями формирования информационного общества в стране являются: достижение всеобщей компьютерной грамотности и независимость информационного обмена от места проживания, физических и финансовых возможностей граждан страны; формирование разносторонней и эффективной экономической структуры, основанной на добросовестной и свободной конкуренции; привлечение одаренных специалистов из других стран и аккумулирование в стране самых продвинутых технологий.

Приоритетными направлениями информатизации Японии были признаны: развертывание в кратчайшие сроки сети скоростного Интернета; разработка системы «электронного управления»; подготовка высококвалифицированных кадров для работы в новых условиях. Япония сделала ставку на формирование крупных информационных систем, в которых используются новейшие достижения телекоммуникационных технологий. Развитие коммуникационной среды достигло такого уровня, что уже сегодня японское общество называют не просто информационным, а «продвинутым информационным». Доля расходов на НИОКР в 2013 году составила 3,48 % ВВП (более 130 млрд долл.).

Формирование национальной инновационной системы в Южной Корее, где уровень развития инновационных технологий по сравнению с развитыми капиталистическими странами (США, Япония, Германия) довольно низок, происходило по традиционному для стран Восточной Азии сценарию: при активной роли государства и привлечении иностранного капитала.

Для решения ключевых проблем инновационного развития научные исследования и опытно-конструкторские разработки в Южной Корее были сгруппированы по трем направлениям: базовые общепромышленные технологии; среднесрочные технологии; НИОКР в области технологий следующего поколения.

Для организации инновационной деятельности в ведущих отраслях экономики Южной Кореи были созданы Комитеты планирования технологий. Задача этих комитетов – проанализировать и сгруппировать технологии по направлениям их использования и значимости, а также предусмотреть их ресурсное и кадровое обеспечение. Для финансирования НИОКР с высокой стоимостью, наряду с традиционными источниками финансирования, применяется система «залога технологий» по рыночной стоимости.

В стране функционирует Национальный комитет по стандартизации под руководством премьер-министра. Цель этой правительственной организации – обеспечить достижение технологического уровня передовых развитых рыночных государств. Политика государства в сфере инноваций направлена на реализацию следующих задач: коммерциализацию инженерных технологий; разработку и коммерциализацию технологий, связанных с охраной природы и окружающей среды; совершенствование технологических стандартов и доведение их до международных требований.

Программа инновационного развития Южной Кореи предполагает взаимодействие национальных научно-исследовательских и внедренческих центров с аналогичными структурами Японии, США, Германии.

Важнейшим элементом комплексной системы формирования национальной инновационной системы является государственная программа создания новых отраслей промышленности и реструктуризации традиционных. В качестве традиционных отраслей, подлежащих модернизации, рассматривают автомобилестроение, судостроение, текстильную промышленность. К новым отраслям относят оптику, мультимедиа, биотехнологии. Программа, содействующая развитию, внедрению и коммерциализации НИОКР в этих отраслях, предусматривает пошаговую стратегию. Государственная программа развития мультимедиа направлена на массовое внедрение цифровых технологий в электронной и компьютерной промышленности, развитие оптических технологий.

4.5. Инновационная деятельность в КНР

Бурный экономический рост Китая, сопровождаемый структурной модернизациейэкономики, позволил этой стране занять место второй после Японии крупнейшей экономической державы региона и стать самой динамичной в мире национальной экономикой конца ХХ – начала ХХI века, одним из мировых лидеров по масштабам привлечения зарубежных инвестиций (уступив по этому параметру лишь США) и успешно осуществить развитие наукоемких производств, сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Создание элементов национальной инновационной системы позволило Китаю приблизиться к мировому уровню развития науки и техники.

В 1993 году в КНР был принят Закон о развитии науки и техники, определивший роль и цели научно-технического прогресса, а в 1995 году правительством была разработана стратегия развития национальной экономики на основе науки и образования. Образование, наука, техника и технологии стали рассматриваться в качестве главного источника экономического роста.

В 2002 году в качестве приоритета научно-технического развития был заявлен переход к самостоятельному новаторству и развитию высоких технологий. К 2010 году было запланировано создание комплексной системы новаторства, строительство научно-технических центров, отвечающих мировым стандартам, увеличение расходов на исследования и освоение наукоемких производств до 3 % ВВП. По расходам на научные исследования и разработки в 2006 году Китай вышел на второе место в мире после США, обогнав Японию (в 2006 году доля расходов на НИОКР в ВВП составила 1,61 %, по абсолютной величине достигая 141,7 млрд долл.). В 2009 году доля Китая в мировых расходах на науку составила 12,8 % (второй результат после США с долей в 33,4 %). В 1993 году этот индикатор формировался на уровне 2,2 %, что свидетельствует о впечатляющей динамике. Превышающей по своим значениям средние показатели в группе стран с высоким уровнем дохода. – в менее значительной доле государства в финансировании НИОКР, чем в других развитых странах (лишь 25 % расходов здесь формирует государство, 75 % – частный сектор). Государство финансирует фундаментальные исследования, частный сектор более эффективен в области прикладных разработок. При этом в сфере НИР преобладают прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, фундаментальные исследования представлены недостаточно. Такая структура инновационной деятельности способствует выпуску конкурентоспособной продукции, но вызывает необходимость импортировать патенты и лицензии. В настоящее время в Японии осознается значимость собственного фундаментального задела и внедряются программы по активизации этой сферы.

За последние десять лет ВВП наукоемких отраслей прирастал на 20 % в год (что на 10 % выше, чем среднегодовые темпы прироста производства промышленности в целом). Удельный вес наукоемких отраслей в национальной экономике вырос с 1 до 15 %.

Крупнейшими достижениями китайской науки были признаны запуск пилотируемого космического корабля «Шэньчжоу», выведение высокоурожайного сорта риса на основе выделения и успешного клонирования гена кущения учеными НИИ генетики и биологии физического развития АН Китая, разработка технологии поверхностного нанопревращения металла, разработка первого в мире квантового транслятора для дистанционной квантовой коммуникации, создание сервера с емкостью памяти в 100 трлн байтов, введение в эксплуатацию поездов на магнитной подушке и многое другое.

Все эти достижения объясняются тем, что в короткие сроки (фактически за два десятилетия) была создана комплексная система поддержки инноваций на всех стадиях инновационного цикла: фундаментальных и прикладных научных исследований; опытно-конструкторских разработок; внедрения в производство, коммерциализации разработок; капитализации прибыли, полученной от реализации нововведений на рынке.

Стадию НИР обеспечивают в Китае Академия наук, отраслевые, оборонные ведомства, местные научно-исследовательские органы, которые благодаря координации своей деятельности, образуют единую научно-исследовательскую систему. Предполагается, что в ближайшие годы 160 научно-технических организаций и их филиалы в малых и средних городах станут центрами по разработке инновационных идей. В Китае действует государственная программа развития фундаментальных исследований (Программа 973), программа развития исследований в области новейших технологий (Программа 863). Внедрение инноваций в экономику обеспечивается на основе таких государственных программ, как «Овладение научно-техническими вершинами», признанная самой крупной научно-технической программой Китая; программа «Факел», ведущая в области высоких технологий (предусматривает освоение наукоемкой продукции с передовым техническим уровнем и значительным экономическим эффектом для реализации на внутреннем и внешних рынках), программа «Искра», предназначенная для развития сельскохозяйственного производства на основе новейших научно-технических достижений.

Популяризации науки и техники в Китае способствовал принятый в 2002 году Закон о распространении научно-технических достижений и Программа повышения научно-технического уровня народа. К концу 2003 года число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Китая, достигло 19 млн человек. Развивается сетевое образование на основе внедрения технологии широкополосного доступа. В рамках Образовательной и научно-исследовательской сети Китая (CERNRT), формирование которой началось с 1994 года, была создана скоростная передающая паутина в 20 тыс. км. Она имеет 28 международных и местных информационных каналов и является второй по масштабам сетью интернет-пространстве Китая. Она соединилась с Китайской образовательной сетью на основе спутниковой широкополосной мультимедийной связи (CEBSat) и стала платформой современного мультимедийного обучения.

Сегодня информационная отрасль китайской экономики является одной из ведущих, а электронная промышленность и производство оборудования связи по объемам валового выпуска продукции, объемам продаж и прибыли превзошли традиционные индустриальные отрасли, внося самый большой вклад в развитие национальной экономики. В стране созданы 11 зон государственного значения по производству программного обеспечения, расположенных в городах Далянь, Шанхай, Цзинань, Ханчжоу, Нанкин Гуанчжоу, Чжухай. Уже в докризисном 2007 году доля доходов от продажи и доля экспорта продукции программного обеспечения в них превысили 70 %. Такие города как Пекин, Чэнду (провинция Сычуань), Сиань (провинция Шэньси) и Чанша (провинция Хунань) также являются крупными производителями программной продукции.

В 2006–2010 годы в Китае были реализованы такие проекты, как производство интегральных микросхем (90 нанометров и выше) и соответствующего программного обеспечения, создание демонстрационных проектов Интернета следующего поколения, переход на цифровое телевидение по всей стране. КНР планирует вывести на рынок новое поколение генетически модифицированных лекарственных препаратов, созданных на основе традиционной китайской медицины.

Новейшие исследования в области авиакосмической техники позволят приступить к выпуску самолетов, вертолетов и двигателей нового поколения, частью национальной телекоммуникационной системы должны стать китайские спутники. КНР уверенно движется к лидерству в сфере науки и высоких технологий.

Конкурентоспособность китайской экономики в период с 1993 по 2013 год росла стремительными темпами, особенно на фоне падения этого показателя у мировых лидеров (США и Японии). В период с 2000 по 2007 год прирост ВВП Китая превышал 10 %, что в 3,5 раза выше общемирового показателя. Даже в условиях экономической рецессии темпы экономического роста превышали 8 %.

В Китае сформирован механизм устойчивого притяжения финансовых, инвестиционных, энергетических, материальных, информационных ресурсов, что является основой системного инновационного процесса. Наблюдается масштабная адаптация экономики к мировым инновациям, однако собственных инноваций, обеспечивающих стране монополию на мировых рынках, пока практически нет. Именно поэтому для Китая, начиная с 2009 года, будет крайне важным создание экономических структур, обеспечивающих распространение адаптивных инноваций вглубь страны, в те регионы, которые не являются центральными.

Тем не менее, в сфере инновационного развития Китая по-прежнему сохраняются серьезные проблемы. Период использования технологий в производстве составляет от 20 до 30 лет (в США замена оборудования в приоритетных наукоемких производствах происходит каждые 5 лет, а зданий и сооружений – каждые 10 лет). Оборудование физически и морально устарело, недостаточен компьютерный парк, слабо развиты телекоммуникационные сети. Применение информационных технологий в процессах производства, управления и проектирования на порядок ниже, чем в развитых странах.

К причинам технологического отставания КНР относят наличие существенных барьеров на пути инновационного развития: относительно низкий уровень оплаты труда, не стимулирующий внедрение предприятиями технических новшеств, резко упавший социальный статус ученых и разработчиков новой техники и другие проблемы (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Барьеры инновационного развития экономики КНР

Отсутствие платежеспособного спроса китайской промышленности на новые разработки и эффективных механизмов продвижения новых технологий на мировые рынки, слабая инвестиционная поддержка нововведений как факторы, замедляющие инновационное развитие, имеют долговременный и системный характер. Решение таких проблем требует стратегического, программно-целевого, комплексного подхода.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные элементы национальной инновационной системы США. Какие особенности экономики США способствуют развитию инновационной активности?
  2. Охарактеризуйте состояние инновационной сферы в странах Западной Европы. К каким изменениям в инновационной сфере привело развитие интеграционных процессов в ЕС?
  3. В чем специфика национальной инновационной системы Японии?
  4. Назовите основные направления инновационной политики Китая и дайте оценку ее эффективности.
  5. Укажите барьеры на пути инновационного развития Китая. Предложите меры по их преодолению.

Список учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения

  1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы. – Минск : ГУ «БелИСА», 2011.
  2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь 2009–2013: стат. сб. // Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – 119 с.
  3. Дармилова, Ж. Д. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / Т. Д. Дармилова. – М. : Издательско-торг. корпорация «Дашков и К», 2013.
  4. Богдан, Н. И. Инвестиции в знания: мировые тенденции и проблемы Беларуси / Н. И. Богдан // Белорус. экон. журн. – 2007. – № 3. – С. 75–87.
  5. Крюков, Л. М. Институциональное обеспечение инновационного развития экономики Беларуси: проблемы и пути их решения / Л. М. Крюков // Белорус. экон. журн. – 2007. – № 3. – С. 15–23.
  6. Шмарловская, Г. А. Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом / Г. А. Шмарловская // Белорус. экон. журн. – 2008. – № 2. – С. 127–131.
  7. Батура, А. Н. РУП «ПО Беларуськалий»: модернизация производства и внедрение инновационных технологий / А. Н. Батура // Проблемы управления. – 2008. – № 2. – С. 70–75.