Введение
Настоящее
пособие по дисциплине «Постановка и коррекция иноязычного
произношения»
предназначено для студентов 4 курса факультета французского языка,
обучающихся
по специальности 1-21 06 01-01 «Современные иностранные языки
(преподавание)» и
проходящих второй год подготовки по специализации 1-21 06 01-01 09
«Ортофония».
Цель
данного пособия – предоставить учебные материалы для обеспечения
ориентации
студентов на конечные задачи их профессиональной подготовки, которые
состоят в:
• толковании базовых
понятий, используемых
при постановке и коррекции иноязычного произношения;
• получении новых сведений
и систематизации
ранее приобретенных теоретических знаний по организации
фонематической и
просодической системы французского языка;
• формировании знаний о
причинах, влияющих
на отклонения в иноязычном произношении, и их своевременном учете;
• овладении методами,
необходимыми для
использования в работе по достижению правильного звучания
французской иноязычной
речи у обучающихся белорусов;
• диагностике качества
достигаемых
результатов на протяжении разных периодов обучения;
• знании закономерностей
функционирования
акцентно-ритмической, тональной и темпоральной подсистем
французского языка при
его изучении белорусами, в том числе с учетом регионального
происхождения
обучающихся.
Темы
по коррекции произношения содержат методические материалы,
наработанные в данной
области многолетним опытом авторов. Материалы ряда других тем
основываются на
привлечении знаний из смежных с фонетикой наук, а также на новейших
результатах,
полученных в кандидатских и магистерских диссертациях, выполненных в
Минском
государственном лингвистическом университете.
Успешное
усвоение актуальных знаний, достигнутых в данных областях, и
развитие умений по
их практическому приложению является необходимой частью
профессиональной
компетенции специалиста, работающего в области преподавания
современных
иностранных языков и выполняющего такую тонкую работу, как
постановка и
коррекция иноязычного произношения. Достижение звучания иноязычной
речи в соответствии с
произносительной нормой
изучаемого языка входит в состав требований, предъявляемых при
оценке уровня
овладения языком, и является свидетельством высокой культуры его
использования.
Пособие
состоит из 22 тем, включающих материалы как теоретического
характера, так и
вопросы, в которых требуется применение полученных знаний на
практике, например,
при выполнении анализа погрешностей, допускаемых в произнесении
сегментных и
просодических единиц французского языка, при выборе того или иного
подходящего в
каждом данном случае способа коррекции. Уровень сложности
практических заданий,
предлагаемых студентам, соответствует знаниям, сформированным по
соответствующей
теме к моменту их выполнения. Практические задания рекомендуется
выполнять
последовательно. Этот процесс в зависимости от степени сложности
явлений и
детальности их обработки носит как самостоятельный характер, так и
допускает в
качестве необходимого компетентное руководство преподавателя.
Содержание
каждой темы связано с предыдущей и ориентировано на рассмотрение
коррекционно-произносительных проблем в той последовательности,
которая
обусловлена действующими в традиции преподавания практической
фонетики в Минском
государственном лингвистическом университете. Данная связь признана
необходимой
в настоящем пособии, поскольку обучаемым предоставляется возможность
наблюдать
за работой опытных специалистов, занимающихся постановкой и
коррекцией
произношения у студентов МГЛУ во время вводно-фонетического курса, а
затем после
соответствующей подготовки и под контролем преподавателя
самостоятельно провести
практические занятия со студентами 1 курса, нуждающимися в
индивидуальной работе
над совершенствованием навыков французского произношения.
Видео для дискуссии:
Как порождается голос