14. Речевая функциональная система
Прочитав
этот параграф, вам необходимо усвоить:
●
Содержание
понятий, которые стоят за терминами речевая функциональная система и перцептивная база языка, и порядок их
взаимного соотношения с позиций высшей нервной деятельности человека. ● Лингвистическое
назначение процессов, выражаемых данными понятиями, и определение их значимости
для вербальной коммуникации. ● Закономерности в
деятельности зон мозга, связанные с процессом становления у индивида
перцептивной базы языка. ●
Наиболее важные узловые механизмы речевой функциональной системы, их роль
в формировании языковой перцептивной базы.
Дефиниции:
Речевая
функциональная система представляет собой динамическую организацию
перцептивных и артикуляционных действий человека, объединенных в его
высшей нервной деятельности для понимания им фонетических единиц звучащей
речи. Перцептивная
база языка выступает как результат работы речевой функциональной системы,
поскольку она непосредственно связана с когнитивным/познавательным
поведением индивида и представлена в его языковом сознании системой
хранящихся в памяти эталонов – фонологических обобщений языка и правила
сравнения с ними. |
Вопросы
для самоконтроля:
1. В чем выражается соотношение памяти и
лингвистических обобщений языка в процессе онтологического развития
индивида?
2. Что есть общего и различного в формировании
кодов – символических обобщений при освоении языка в естественном
лингвистическом окружении и вне его?
3. Как соотносятся между собой два формирования
высшей нервной деятельности человека: «речевая функциональная система» и
«перцептивная база языка»?
4. Что из себя представляет речевая функциональная
система и для чего она служит?
5. В чем состоит значимость перцептивной базы
языка для коммуникации индивида?
6. Что вы знаете об этапах становления
перцептивной базы языка?
7. Каковы наиболее важные узловые механизмы
речевой функциональной системы, роль которых нужно знать для того, чтобы понять, как формируется перцептивная
база языка?
8. Покажите названные узловые механизмы на схеме
речевой функциональной системы II уровня формирования перцептивной базы языка,
соответствующего речевому этапу фонологического развития
индивида.
Рисунки и таблицы для дискуссии:
Схема
речевой функциональной системы II уровня формирования перцептивной базы языка,
соответствующего речевому этапу фонологического развития
индивида