13. Анализ эффективности вводно-фонетического курса французского языка в учебниках разных авторов
Прочитав
этот параграф, вам необходимо усвоить:
●
Факторы,
от которых зависит качество произношения иностранного языка. ● Общие черты механизма
речепроизводства. ●
Отличительные черты, свойственные французскому вокализму. ● Соотношения акустических
характеристик речи с артикуляторными. ● Основные
противопоставления, действующие по акустическим признакам. ● Основания для
эффективности вводно-фонетического курса французского
языка.
Дефиниции:
Между
акустическим и артикуляторным описаниями нет и не может быть противоречий.
Звук речи есть результат действия произносительных органов, и,
следовательно, его фонетические свойства зависят от артикуляции. При этом
сама артикуляция усваивается говорящим на основе слуховых впечатлений. Для
выяснения акустического механизма образования звуков речи важны точные
сведения о строении и действии произносительных органов. В то же время по
акустической картине можно судить о моментах артикуляции, недоступных для
наблюдения иным способом. Оба
способа описания и обе классификации дополняют друг друга. Поэтому при
составлении учебных изданий, предназначенных для постановки французского
произношения на вводно-коррективном курсе, необходимо учитывать как
артикуляторную, так и акустическую классификацию
звуков. |
Вопросы
для самоконтроля:
1. Какие преобразования происходят в работе мозга
в период формирования артикуляторной базы иностранного
языка?
2. От влияния каких факторов зависит качество
произношения иностранного языка?
3. Почему акустические данные должны непременно
учитываться при построении вводно-фонетического курса?
4. Назовите основные принципы функционирования
артикуляционной базы языка.
5. Каковы общие черты механизма
речепроизводства?
6. Какие отличительные черты свойственны
французскому вокализму?
7. Перечислите основные оппозиции из
физиологической классификации гласных французского языка.
8. Изложите суть соотношения акустических
характеристик речи с артикуляторными и назовите основные противопоставления,
действующие по акустическим признакам.
9. Если ставить вопрос об эффективности
вводно-фонетического курса французского языка, то какой вывод следует из анализа
учебников разных авторов с использованием знаний по артикуляторной и
акустической фонетике?
Таблицы
для дискуссии:
Форманты французских гласных
Гласный звук |
F1 |
F2 |
F3 |
F4 |
[i] il, vie |
250 |
2250 |
2980 |
3280 |
[e]
bié, jouer |
420 |
2050 |
2630 |
3340 |
[ɛ] lait, merci |
590 |
1770 |
2580 |
3480 |
[a]
plat, patte |
760 |
1450 |
2590 |
3280 |
[u]
genou,
roue |
290 |
750 |
2300 |
3080 |
[o] mot, eau |
360 |
770 |
2530 |
3200 |
[ɔ]
mort,
donner |
520 |
1070 |
2510 |
3310 |
[ɑ]
bas, pâte |
710 |
1230 |
2700 |
3700 |
[y]
tue. truc |
250 |
1750 |
2160 |
3060 |
[ø]
deux, peu |
350 |
1350 |
2250 |
3170 |
[œ]
peur, meuble |
500 |
1330 |
2370 |
3310 |
[ə]
je, premier |
570 |
1560 |
2560 |
3450 |
[ɛ̃]
matin,
brin |
600 |
1470 |
2770 |
3560 |
[œ̃] lundi, brun |
500 |
1280 |
2660 |
3380 |
[ɑ̃] sans, vent |
580 |
1090 |
2960 |
3390 |
[ɔ̃]
bon, ombre |
450 |
690 |
2940 |
3460 |