13. Анализ эффективности вводно-фонетического курса французского языка в учебниках разных авторов

 

Прочитав этот параграф, вам необходимо усвоить:

Факторы, от которых зависит качество произношения иностранного языка. Общие черты механизма речепроизводства. Отличительные черты, свойственные французскому вокализму. Соотношения акустических характеристик речи с артикуляторными. Основные противопоставления, действующие по акустическим признакам. Основания для эффективности вводно-фонетического курса французского языка.

 

Дефиниции:

Между акустическим и артикуляторным описаниями нет и не может быть противоречий. Звук речи есть результат действия произносительных органов, и, следовательно, его фонетические свойства зависят от артикуляции. При этом сама артикуляция усваивается говорящим на основе слуховых впечатлений. Для выяснения акустического механизма образования звуков речи важны точные сведения о строении и действии произносительных органов. В то же время по акустической картине можно судить о моментах артикуляции, недоступных для наблюдения иным способом.

Оба способа описания и обе классификации дополняют друг друга. Поэтому при составлении учебных изданий, предназначенных для постановки французского произношения на вводно-коррективном курсе, необходимо учитывать как артикуляторную, так и акустическую классификацию звуков.

Подробнее

  

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие преобразования происходят в работе мозга в период формирования артикуляторной базы иностранного языка?

2. От влияния каких факторов зависит качество произношения иностранного языка?

3. Почему акустические данные должны непременно учитываться при построении вводно-фонетического курса?

4. Назовите основные принципы функционирования артикуляционной базы языка.

5. Каковы общие черты механизма речепроизводства?

6. Какие отличительные черты свойственны французскому вокализму?

7. Перечислите основные оппозиции из физиологической классификации гласных французского языка.

8. Изложите суть соотношения акустических характеристик речи с артикуляторными и назовите основные противопоставления, действующие по акустическим признакам.

9. Если ставить вопрос об эффективности вводно-фонетического курса французского языка, то какой вывод следует из анализа учебников разных авторов с использованием знаний по артикуляторной и акустической фонетике?

  

Таблицы для дискуссии:

Форманты французских гласных

Гласный звук

F1

F2

F3

F4

[i] il, vie

250

2250

2980

3280

[e] bié, jouer

420

2050

2630

3340

[ɛ] lait, merci

590

1770

2580

3480

[a] plat, patte

760

1450

2590

3280

[u] genou, roue

290

750

2300

3080

[o] mot, eau

360

770

2530

3200

[ɔ] mort, donner

520

1070

2510

3310

[ɑ] bas, pâte

710

1230

2700

3700

[y] tue. truc

250

1750

2160

3060

[ø] deux, peu

350

1350

2250

3170

[œ] peur, meuble

500

1330

2370

3310

[ə] je, premier

570

1560

2560

3450

[ɛ̃] matin, brin

600

1470

2770

3560

[œ̃] lundi, brun

500

1280

2660

3380

[ɑ̃]  sans, vent

580

1090

2960

3390

[ɔ̃] bon, ombre

450

690

2940

3460