12. Акустический аспект анализа звуков французского языка
Прочитав
этот параграф, вам необходимо усвоить:
●
Роль
артикуляционного аппарата человека в образовании акустических характеристик
речи. ● Связь
источника звука с частотными характеристиками резонаторов и качеством его
восприятия. ●
Содержание понятия «сложность звука речи». ● Эффекты участия различных
участков речевого аппарата человека в образовании звуков. ● Взаимосвязь между
частотой формант и артикуляторными признаками гласных. ● Прикладное значение
акустических знаний.
Дефиниции:
Акустический
аспект фонетики является разделом общей акустики и занимается
исследованием структуры речевого сигнала, системы автоматического синтеза
и распознавания речи. Рассматривая звуки речи в акустическом – физическом
аспекте, выделяют такие их характеристики, как частота (высота), амплитуда
(сила), длительность, тембр звука, тоны и шумы, резонанс и
т.п. |
Вопросы
для самоконтроля:
1.
С позиций акустического аспекта дайте определение понятия «звуки речи» и
объясните содержание их характеристик.
2.
Объясните связь источника звука при речеобразовании и качество его восприятия
самим говорящим.
3.
Назовите основные источники звука в процессе речеобразования и опишите механизм
действия каждого из них.
4.
Назовите сочетания действующих источников для образования различного качества
звуков речи.
5.
Объясните содержание понятия «сложность звуков речи». Приведите пример
образования сложного звука.
6.
Опишите и объясните результат взаимодействия источника звука и частотных
характеристик резонаторов.
7.
В чем выражаются эффекты связи частоты формант со спецификой
артикуляции?
8.
Дайте разъяснение взаимосвязи между частотами первой и второй формант и
артикуляторными признаками гласных.
9.
Охарактеризуйте прикладное значение акустических знаний. Известны ли вам
конкретные учебные факты из данной области?
Рисунки
и таблицы для дискуссии:
Взаимосвязь акустических и артикуляторных параметров
Вариативность
формант в зависимости от гендерной принадлежности
испытуемых
Примерные частоты F1 и F2 некоторых русских, английских и французских гласных