Методика преподавания иностранных языков

Раздел 3.3. Обучение иноязычной монологической речи

Опорный конспект

Монолог в естественном общении обусловлен коммуникативными целями говорящего. Коммуникативность является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическом уровне.

Согласно Учебной программе учащиеся должны овладеть следующими видами монологической речи: сообщение, описание, повествование, сравнение, рассуждение, оценочное суждение. Конечной целью обучения является свободное комбинирование речевого материала адекватно коммуникативному намерению говорящего в ситуациях межкультурного и межличностного общения. Это поэтапно обеспечивается в процессе овладения учащимися подготовленной и неподготовленной речью.

Различают психологические и лингвистические характеристики монологического высказывания.

К психологическим характеристикам относятся:

- коммуникативная направленность;

- мотивированность;

- активность;

- целенаправленность;

- личностная направленность и контекстность;

- эвристичность;

- самостоятельность.

Лингвистические характеристики включают:

- связность;

- последовательность;

- логичность;

- информативность;

- выразительность;

- продуктивность.

Основными механизмами монологической речи являются:

выбор слов и речевого образца в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

конструирование предложений в соответствии с хранящимися в памяти моделями;

комбинирование посредством использования знакомых языковых компонентов в новых, не встречавшихся в прошлом речевом опыте учащихся сочетаниях;

упреждение, т.е. предвосхищение следующего предложения, либо подготовка ответной реакции одновременно с восприятием реплики собеседника;

репродукция заученных выражений, конструкций;

дискурсивность, обусловливающая связность в процессе построения высказывания.

Различают следующие пути обучения монологическому высказыванию на иностранном языке:

1) на основе текста-образца;

2) на основе поэтапного овладения сверхфразовыми единствами.

Первый путь предполагает совершенствование навыков и развитие умений монологического высказывания на основе текста-образца.

На первом этапе учитель моделируют учебно-коммуникативную ситуацию, предваряющую чтение текста, и использует упражнения, направленные на реализацию следующих задач:

• прогнозирование содержания текста;

• актуализацию знаний и личностного опыта учащихся;

• снятие лексических и грамматических трудностей;

• знакомство с неизвестными реалиями другой культуры;

• осознание коммуникативной задачи в отношении чтения текста.

В зависимости от характера коммуникативной задачи учащиеся читают текст один раз, добиваясь понимания только основных фактов, или возвращаются к нему многократно. Во время чтения происходит проверка, подтверждение или уточнение прогнозов, выдвинутых на основе заголовка, иллюстраций, ключевых слов или предложений. Далее осуществляется проверка понимания прочитанного, используя:

• определение утверждений как верных и неверных, с последующей коррекцией неверных;

• выбор правильного утверждения;

• ответы на вопросы и т.д.

Информационная переработка текста и его присвоение составляет второй этап работы над текстом, в процессе которого учащимся может быть предложено:

• ответить на вопросы по тексту. В отличие от предыдущего этапа вопросы должны предполагать развернутые ответы;

• заполнить карту-схему на основе прочитанного текста;

• найти и подчеркнуть ключевые фразы и предложения;

• расположить предложения в логическом порядке в соответствии с содержанием текста;

• составить план-основу для последующего монологического высказывания.

Заключительный третий этап связан с постановкой и решением коммуникативной задачи в говорении.

Второй путь предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы – предложения к законченному монологу. Этот путь состоит из трёх этапов.

На первом этапе учащимся предлагаются упражнения, стимулирующие короткие высказывания в связи с ситуацией/ темой/ проблемой. Каждый учащийся произносит по одному предложению-высказыванию.

Второй этап предполагает конкретизацию и уточнение сказанного, что влечет за собой нарастание объема высказывания. Предлагаемые упражнения должны быть направлены на стимулирование более развёрнутого высказывания. В качестве опор могут быть использованы: серия картинок, карта-схема, видеосюжет, высказывание, логико-синтаксическая схема или логико-смысловая карта проблемы, серия фотографий, рисунков, ключевые слова, музыкальный фрагмент, памятки-советы.

На третьем этапе самостоятельного развёрнутого высказывания в процессе решения коммуникативной задачи учащиеся используют элементы аргументации, оценки, характеризуют причинно-следственные связи.

Аналогично, как и при обучении диалогической речи, возможен комбинированный путь обучения монологическому высказыванию, сочетающий обучение на основе текста-образца и поэтапного овладения сверхфразавыми единствами.

В обучении монологической речи на иностранном языке широко используются содержательные и смысловые опоры, которые призваны управлять процессом порождения высказывания.

Классификация вышеназванных опор может быть представлена следующим образом:

Информационно-коммуникационные технологии, а именно разновидность технологии веб 2.0 – социальный сервис подкастов также может быть использован в процессе обучения монологической речи.

Учащиеся могут как прослушивать или просматривать подкасты, так и создавать свои собственные.

Методическая последовательность действий учителя и учащихся при использовании подкастов в обучении монологической речи состоит из четырех этапов:

На первом этапе учитель создает страницу на сайте подкастов (например, http://www.makeuseof.com/tag/podcast-free/) по определенной теме/проблеме. На этой странице даётся описание задания, которое будут выполнять учащиеся. Учитель может создать свой подкаст, в котором объяснит задание и представит учащихся.

Второй этап предполагает подготовку текста выступления, посвященного выбранной тематике. Здесь могут использоваться упражнения подготовительного характера и опоры для построения высказывания, описанные выше. В зависимости от цели обучения монологические высказывания могут быть повествовательного, описательного, оценочного, аргументативного или контрастно-сопоставительного характера.

На третьем этапе, используя сетевое программное обеспечение (сервис podOmatic), учащиеся записывают свои высказывания. Программа позволяет записывать текст нужное количество раз, до тех пор пока учащиеся не будут удовлетворены качеством выступления. Только после этого подкаст будет сохранен и доступен пользователям сети Интеренет.

В ходе четвёртого этапа осуществляется прослушивание и обсуждение записанных подкастов в группе. В этом случае интегрируется обучение монологической и диалогической речи. Учащиеся выполняют задания, соответствующие тематике/проблематике представленных высказываний, например, высказать мнение по прослушанному, разыграть диалоги, написать письменную работу и др.

Эффективное обучение монологическому высказыванию может осуществляться с помощью таких социальных технологий, как кейс-технология и технология творческих мастерских, направленных на создание и поддержание у учащихся потребности в общении.

Критериями оценки уровня развития монологического высказывания на иностранном языке являются:

1) адекватность решения коммуникативной задачи;

2) связность и логичность высказывания;

3) разнообразие и корректность использования языковых средств (нет ошибок, нарушающих коммуникацию);

4) соответствие объёма высказывания программным требованиям;

5) эмоциональная окрашенность речи, оценка фактов.

Приёмы контроля варьируются в зависимости от подготовленности / неподготовленности монологической речи.

Приёмы контроля уровня развития подготовленной монологической речи:

• составьте рассказ, используя ключевые слова;

• измените конец истории;

• опишите серию картинок;

• составьте план текста;

• сократите текст;

• изложите диалог в монологической форме и др.

Приёмы контроля уровня развития неподготовленной монологической речи:

• придумайте заголовок и обоснуйте ваш выбор;

• составьте краткое объявление;

• охарактеризуйте действующих лиц / эпоху и т.д.;

• составьте ситуацию по теме …, используя свой жизненный опыт и др.

• продолжите рассказ: каким Вы представляете себе будущее героини?

• воспроизведите одну из сцен, но не в соответствии с рассказом, а как Вы её себе представляете;

• расскажите, что могло произойти до описанных в истории событий.

В раздел В УМЗ