Методика преподавания иностранных языков

Раздел 3.3. Обучение иноязычной монологической речи

Учебно-методические задания

Задание 1. Проведите сопоставительный анализ характеристик, механизмов диалогической и монологической речи.

Задание 2. Проанализируйте, как соотносятся психологические и лингвистические характеристики монологического высказывания с основными умениями монологической речи (сообщить информацию о себе; описать предмет; прокомментировать действия сверстника; рассказать о прочитанном / увиденном / услышанном; объяснить факты; разъяснить сказанное; аргументировать свою точку зрения).

Задание 3. Приведите примеры коммуникативных установок при обучении: мнологу-описанию, монологу-сообщению, монологу-сравнению, монологу-рассуждению. Воспользуйтесь «Предметно-тематическим содержанием общения» для разных ступеней обучения в УОСО в Учебной программе.

Задание 4. Сравните пути обучения монологу. Какой из них является наиболее эффективным? Почему?

Задание 5. Просмотрите список опор в обучении монологической речи. Выберите те опоры, которые, на Ваш взгляд, можно эффективно использовать при обучении:

а) описанию;

б) повествованию;

в) рассуждению.

Задание 6. Ознакомьтесь с содержанием фрагмента урока по обучению монологическому высказыванию по теме «Музыка»:

а) проанализируйте, какой путь/пути обучения реализованы в нем;

б) разработайте свой вариант проведения подобного урока, используя технологию «подкастов».

Задание 7. Определите:

• Какой путь обучения монологической речи реализуется в Серии упражнений по обучению МР (Серии 1-7)?

• Цель каждого упражнения.

• Использование каких дополнительных опор в заключительном условно-речевом упражнении можно было бы предусмотреть? Составьте аналогичную инструкцию для речевого упражнения.

Задание 8. Разработайте план-конспект урока для учащихся с недостаточно высоким уровнем языковой подготовки на материале Серии 2 из Серии упражнений по обучению МР.

Задание 9. Проанализировав Серию 3 в Серии упражнений по обучению МР, предусмотрите опоры, направленные на обучение связности монологического высказывания. Дополните ими предлагаемые упражнения.

Задание 10. Какой методический принцип обучения находит отражение в упражнениях a и b из Серия 4 в Серии упражнений по обучению МР? Разработайте дополнительные упражнения для данной ситуации общения, в которых был бы учтён этот принцип.

Задание 11. Ознакомьтесь с Сериями упражнений 5, 6 и 7 в Серии упражнений по обучению МР. Воспользовавшись упражнениями (Серия на выбор) и дополнив их собственными типами и видами, составьте план-конспект урока для учащихся с недостаточным/высоким уровнем языковой подготовки.

Задание 12. Просмотрите видеофрагмент Teaching Speaking With Task-Based Activities, в котором представлен фрагмент обучения монологической речи «Остров Утопия» и определите:

• Каким разновидностям монолога можно обучать с помощью данного приёма?

• Дополните видеофрагмент заданием, направленным на аргументирование высказывания и выражение оценочных суждений?

Задание 13. Ознакомьтесь с образцом игровой формы в файле Контроль уровня развития умений МР. Разработайте аналогичную настольную игру по выбранной вами теме.

В раздел