Методика преподавания иностранных языков

Раздел 2.2. Обучение иноязычной лексике

Опорный конспект

УМЗ

Глоссарий

Цели и задачи раздела:

знать:

- различные способы и приемы семантизации лексических единиц (ЛЕ);

- особенности употребления ЛЕ в разных видах речевой деятельности;

- типы ЛЕ в зависимости от трудности их усвоения;

- особенности структуры и содержания лексического навыка;

уметь:

- выбирать способы и приемы семантизации в зависимости от характера ЛЕ, ее принадлежности к активному/рецептивному лексическому минимуму, этапа обучения;

- преодолевать трудности, связанные с определением/ распознаванием значения различных ЛЕ, в том числе с национально-культурным компонентом семантики;

- отбирать и структурировать упражнения в последовательности, соответствующей стадиям формирования лексического навыка;

- подбирать наглядность, разрабатывать дидактические раздаточные материалы с опорами, способствующие лучшему усвоению ЛЕ;

- использовать различные приемы активизации речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения ЛЕ;

владеть:

- технологией планирования уроков, направленных на формирование и совершенствование речевых лексических навыков/рецептивных лексических навыков учащихся на разных ступенях обучения.

- навыками разработки комплексов упражнений для обучения активной/рецептивной лексике.

Информационно-справочный блок

1. Баценко, И.В. Семантическое картирование как способ работы над лексическим материалом / И.В. Баценко // Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. – 2002. – С. 26–31.

2. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2004. – 333 с.

3. Леонтьева, Т. П. Методика преподавания иностранного языка / Т. П. Леонтьева, А.Ф. Будько и др. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 236 с.

4. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Мн.: Выш. школа, 1996. – С. 1228; 204–211.

5. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М. : Глосса-пресс, 2010. – С. 361–399.

6. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М., 2002. – С.80–99.

7. Цветкова, Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе / Л.А. Цветкова // Иностр. языки в школе. – 2002. – №2. – С. 43–47.

8. Цетлин, В.С. Работа со словом / В.С. Цетлин // Иностр. языки в школе. – 2002. – №3. – С.33.

9. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, изд.4, 2010. – 475 с.

Онлайн-ресурсы

1. http://learnenglishteens.britishcouncil.org – Games.

2. http://learnenglish.britishcouncil.org - Phrasal verbs.

3. Flashcards are as basic to a language teacher as bricks are to a builder – but do we take full advantage of their possibilities? Here are some video tips from Vikki MacBeth http://tinyurl.com/c47lr7x. And our flashcard maker so that you can easily make your own http://tinyurl.com/c5xs7h9.

4. Word search creator: a great way to recycle vocabulary

http://www.teachers-direct.co.uk/resources/wordsearches/

5. Omnilexica http://www.teachingenglish.org.uk/links/omnilexica – provides definitions for all English words and expressions, gives usage examples and pronunciation.

PhraseUp – helps students find the words they don’t know or can’t remember

http://www.phraseup.com/

Just-the-word – enables students to build up their knowledge of collocations

www.just-the-word.com

6. The memory game http://www.teachingenglish.org.uk/activities/memory-game

Word association recitation http://www.teachingenglish.org.uk/activities/word-association-recitation.

7. Suggestions about how to approach teaching proverbs and idioms – Jo Budden http://www.teachingenglish.org.uk/language-assistant/teaching-tips/proverbs-idioms.