THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF BELARUS

Упражнения:

  1. Переведите письменно следующие сообщения, обращая внимание на выделенные слова и словосочетания.
  2. Выполните письменно реферативный перевод данного текста в объеме 1:3 для последующего анализа на занятии.
  3. Глоссарий по теме “The Foreign Policy of the Republic of Belarus”.

1. Переведите письменно следующие сообщения, обращая внимание на выделенные слова и словосочетания.

  1. The US administration scored a victory in its drive to curb the spread of dangerous nuclear material on Wednesday with an announcement here that a former Soviet republic, Belarus, had agreed to give up its stock of highly enriched uranium. The announcement came at a European security summit meeting.

  2. Alexander Lukashenko has been sworn in for a fourth term as Belarus's president in the capital Minsk, after his election December 19th. President Lukashenko by 80% of the votes won another five-year term. However, international monitors have said the contest was deeply flawed.

  3. A.Lukashenko has held in the ex-Soviet republic since 1994 and has a stormy relationship with the West, accusing Germany and Poland of instigating demonstrations against him as part of a coup attempt. EU and US ambassador declined to attend his inauguration. Much of the criticism stems from the detention of opposition activists.

  4. The Italian Prime Minister has become the first Western leader to visit Belarus for 15 years mainly to discuss trade and investment opportunities. However, his visit carries significant diplomatic undertones. Belarusian President has been shunned by the West since coming to power in 1994. He has been accused of stifling human rights and democratic values.

  5. The EU imposed a visa ban on top Belarusian officials but lifted this ban last year to encourage reforms. On the face of it, the tactic has worked. Italian PM’s visit came hours after the Belarusian parliament voted to relax the electoral law, a further sign that it is now a country the West can start to do business with.

  6. The Belarusian Foreign Ministry on Friday dubbed as hoax a report by the Associated Press (AP) news agency about the presence of Belarusian mercenaries in Libya. “We have received an exhaustive reply from the head of the U.N. Working Group on the Use of Mercenaries as to what exactly he told the Associated Press reporter”, said the statement of the Belarusian Foreign Ministry.

  7. The United Nations apologized for the damage caused to the image of Belarus. At a press briefing at UN headquarters in New York, Deputy Secretary-General for Peacekeeping Operations said: a report that a Belarusian plane with helicopters landed in Cote d'Ivoire was erroneous. He offered his apologies to Charge d'Affaires of Belarus for the damage caused to the image of Belarus.

  8. The WHO mission on assessment of collaboration between TB and HIV programs will be carried out in Minsk. The Mission will be conducted by Dr. Alberto Matteelli, WHO consultant on TB / HIV collaboration programs. The main aims of the mission are to assess current level of collaboration between both HIV and TB control programs and to provide recommendations for improvement in accordance with the recent WHO recommendations.

  9. The commemorative ceremony dedicated to the International Day of Commemoration in Memory of the Victims of the Holocaust took place in the National Museum of Great Patriotic War. The event was organized jointly by the UN office in Minsk (UNO) and Belarusian National Fund “Holocaust”. The UN Resident Coordinator in Belarus, Israeli Ambassador in Belarus and representative of the US Embassy in Belarus spoke at the ceremony.

  10. A presentation of the UNDP Regional Report on “Business Solutions to Poverty” took place today at the National Press Center. Inclusive business models presume involvement of people in need as employees, manufacturers and entrepreneurs from the supply side as well as consumers or clients from the demand side. Such models provide for arranging mutually beneficial contacts and relations between businesses and poor people.

2. Выполните письменно реферативный перевод данного текста в объеме 1:3 для последующего анализа на занятии.

Целевая установка: для размещения на официальном сайте внешнеполитического ведомства Республики Беларусь.

Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.

Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность. Неотъемлемые черты этой стратегии – последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.

Ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности.

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве.

Беларусь уделяет серьезное внимание участию в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.

Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. В повестке дня ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств, и активно, предметно работает в ОДКБ.

Естественным приоритетом внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги.

Взаимные объективные интересы в сферах трансграничного сотрудничества, стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия служат дополнительным мотивом для выстраивания конструктивных отношений между Беларусью и Евросоюзом, а также отдельными его членами. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией.

Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. Принимая во внимание накопленный опыт двустороннего взаимодействия, его значительный потенциал, Республика Беларусь приглашает США к конструктивному взаимоуважительному диалогу по всему спектру направлений взаимного интереса.

В качестве перспективных направлений внешней политики Беларуси выступают азиатский и африканский векторы. В основе их потенциала – созвучность позиций сторон по актуальной международной тематике, реальные договоренности и, зачастую, открытые симпатии к Республике Беларусь. Наработанные политические контакты наряду с экономическим ростом Китая, Индии, Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии создают предпосылки для наращивания торгово-экономического сотрудничества, успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

Особое место в системе белорусских внешнеполитических приоритетов занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобрели отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение взаимных интересов по всему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня.

На качественно новый уровень вышли отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Активно выстраивается белорусско-венесуэльский диалог. Установление эффективного политического взаимодействия с другими ключевыми государствами региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, совместной реализации крупных экономических проектов. Традиционно эффективно развиваются отношения с надежным партнером Беларуси – Кубой.

В результате углубления отношений с Азией, Африкой и Латинской Америкой, формирования дальней внешнеполитической дуги своих союзников и партнеров Республика Беларусь вышла на качественно новый уровень работы со странами мирового Юга.

Приоритетное место во внешней политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита своих интересов в международных региональных и универсальных организациях. Именно в рамках многостороннего сотрудничества наиболее четко, полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, вклад Беларуси в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса на Земле.

Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации имеющихся его арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в деле борьбы с международным терроризмом.

Озвученные Главой белорусского государства А. Г. Лукашенко на специальном пленарном заседании высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2005 г.) инициативы о необходимости активизировать деятельность мирового сообщества по борьбе с торговлей людьми, о признании многообразия путей прогрессивного развития государств нашли отражение в Итоговом документе юбилейного Саммита ООН, резолюциях Генассамблеи и получили широкую международную поддержку.

Беларусь вошла в число стран-лидеров борьбы с одной из самых острых проблем современности – торговлей людьми. Предложение Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованную реакцию со стороны стран-членов Организации, ряда учреждений системы ООН, и находит свою практическую реализацию.

Республика Беларусь – лидер в таких вопросах, как борьба с любыми проявлениями неонацизма, чернобыльская проблематика. Беларусь присоединилась ко всем без исключения конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, остается их ответственным участником, твердым противником распространения оружия массового уничтожения, инициатором резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия.

Существенная часть политического диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны в области взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой организации, содействие ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более полного учета интересов каждого государства-участника.

Республика Беларусь является полноправным участником Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира». Формулируя свои подходы к НАТО, Беларусь исходит из общепризнанного права каждого государства на коллективную оборону и вступление в союзы на основе свободы выбора. Интересам Беларуси отвечает пошаговое углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через белорусскую территорию контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, наркотических средств.

Беларусь – единственная из европейских стран – является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН), рассматривая ДН в качестве стабилизирующего центра силы, способного стать фундаментом многополярного мира. Членство в Движении создает дополнительную возможность для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по Движению Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мировой политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую хозяйственную архитектуру, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей политического, социально-экономического и культурного развития человечества.

Активно используя трибуны ООН, ОБСЕ, ДН для утверждения мирных и справедливых подходов к решению любых, даже самых острых конфликтов, Беларусь тем самым подтверждает на международной арене имидж миролюбивого государства. Последовательная политика в сфере ядерного разоружения, участие в большинстве режимов нераспространения, наряду с мирными инициативами, обеспечивают Беларуси высокое международное признание.

Сохранение суверенного права на выбор собственного пути развития, на принятие самостоятельных решений является обязательным элементом демократического, справедливого мироустройства. Республика Беларусь решительно не приемлет вмешательства в свои внутренние дела, не позволяя себе при этом подобных шагов в отношениях с другими странами, и, соответственно, осуждает в международных отношениях практику применения односторонних принудительных мер для оказания давления на суверенные государства. Такая принципиальная позиция делает Беларусь уважаемым и привлекательным партнером для членов международного сообщества.

Как донор международной безопасности Беларусь играет существенную роль в формировании новой системы общеевропейской безопасности. Работа на этом направлении включает в себя, с одной стороны, создание целостной системы национальной обороны, с другой – последовательное расширение участия Беларуси в процессах укрепления международной и региональной безопасности и стабильности.

Республика Беларусь исходит из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.

Глоссарий по теме “The Foreign Policy of the Republic of Belarus”

  1. a subject of international law – международная правосубъектность;

  2. an unexploded homemade bomb – невзорвавшееся самодельное взрывное устройство;

  3. areas affected by the Chernobyl disaster – территории, пострадавшие от взрыва на Чернобыльской АЭС;

  4. areas of cooperation – области сотрудничества;

  5. Charge d’Affaires – поверенный в делах;

  6. commemorative ceremony – мемориальная церемония;

  7. detention of opposition activists – арест оппозиционных активистов;

  8. good-neibourliness – добрососедство;

  9. Goodwill Ambassador – посол доброй воли;

  10. in violation of UN arms embargo – в нарушение эмбарго ООН на поставки вооружений;

  11. mercenaries – наемные солдаты;

  12. multi-directional foreign policy – многовекторная внешняя политика;

  13. perpetrators of the explosion – исполнители взрыва;

  14. political or territorial claims – политические или территориальные притязания;

  15. propaganda outlet – рупор пропаганды;

  16. substantial talks – предметные переговоры;

  17. the Commonwealth of Independent States – Содружество Независимых Государств;

  18. the High Representative for the Common Foreign and Security Policy –Верховный представитель Европейского союза по общей внешней политике и политике безопасности;

  19. the Visegrad group – Вышеградская группа;

  20. the WHO mission – миссия ВОЗ;

  21. to address the social consequences of trafficking in human beings – направлять усилия на борьбу с последствиями торговли людьми;

  22. to assess the current level of collaboration – оценить текущий уровень сотрудничества;

  23. to be sworn in – приведенный к присяге;

  24. to carry significant diplomatic undertones – содержать важный дипломатический подтекст;

  25. to cause damage to the image of the country – нанести ущерб репутации страны;

  26. to claim responsibility for the explosion – взять ответственность за взрыв;

  27. to confess to the crime – признаться в совершении преступления;

  28. to curb the spread of dangerous nuclear material – сдержать распространение ядерных материалов;

  29. to deny claims – опровергнуть заявления;

  30. to develop closer energy and trade links – развивать более тесные отношения в сфере энергетики и торговли;

  31. to enhance capacity of law-enforcement agencies – расширить возможности правоохранительных органов;

  32. to establish mutually beneficial contacts and relations – установить взаимовыгодные контакты и отношения;

  33. to give up the stock of highly enriched uranium – отказаться от запаса высокообогащенного урана;

  34. to impose a visa ban on top officials – ввести запрет на въезд высокопоставленных лиц;

  35. to instigate demonstrations – провоцировать/подстрекать к демонстрациям;

  36. to lift the ban – снять запрет;

  37. to offer a clue as to the motives – пояснить возможные мотивы;

  38. to offer condolences – выразить соболезнования;

  39. to offer official apologies – принести официальные извинения;

  40. to raise public awareness – повысить осведомленность общества;

  41. to relax the electoral law – либерализовать/смягчить избирательный закон;

  42. to restore preferential trade tariffs – восстановить льготные торговые тарифы;

  43. to retract one’s claim – отказаться от своего заявления;

  44. to rip through a subway station (about a blast) – взорваться на станции метро (о бомбе)/прогреметь на станции метро (о взрыве);

  45. to score a victory – одержать победу;

  46. to stifle human rights and democratic values – подавлять/нарушать права человека и демократические ценности;

  47. to tear into a crowd of people (about a blast) – взорваться в толпе (о бомбе);

  48. UN High Commissioner for Human Rights – Верховный комиссар ООН по правам человека;

  49. unfounded accusations – необоснованные обвинения.