Основные принципы классификации английских согласных фонем. Аспирация. Потеря аспирации.
Перейти к тренировочным упражнениям
Изучите теоретический материал и найдите ответы на вопросы:
1. Как классифицируются английские согласные?
2. Cколько согласных звуков в английском языке?
3. Охарактеризуйте согласные звуки [ŋ], [h], [j], [j], [p].
4. Укажите на особенности произнесения звонких и глухих согласных. Приведите конкретные примеры.
5. В чем состоят различие и сходство артикуляции сонантов [ŋ] и [n]?
6. Охарактеризуйте особенности артикуляции глухих смычно-взрывных согласных [p], [t], [k].
Все согласные звуки представляют собой различные оттенки шума. При их образовании струя воздуха встречает на своем пути преграду. Их артикуляция может сопровождаться звучанием голоса (звонкие) или произноситься без него (глухие). Система согласных звуков включает 24 элемента (табл. 3).
Английские согласные классифицируются по способу образования преграды, по работе активного органа речи и месту образования преграды, no участию голосовых связок.
По способу образования преграды согласные подразделяются на смычные, щелевые, аффрикаты. Образование смычных согласных достигается полным смыканием артикулирующих органов речи, т.е. образованием в полости рта полной преграды для потока воздуха. Если при размыкании преграды струя воздуха производит сильный, подобно взрыву, звук, согласный носит название взрывного, например: [k], [g], [p], [b].
Сила потока выдыхаемого воздуха и степень мускульного напряжения при произнесении глухих согласных выше, чем при произнесении гласных. Поэтому при их описании пользуются термином фортисный от лат. fortis ‘сильный’. При произнесении звонких согласных [b, d, ɡ, v, ð, ʤ, ʒ, z] сила мускульного напряжения ниже, поэтому по отношению к ним употребляется термин ленисный от лат. lenis ‘мягкий, слабый’.
В английском языке – 8 сонантов: [m, n, l, ŋ, h, j, r, w]. . Сонорные, или сонанты, очень близки к гласным и контрастны к глухим придыхательным согласным. Это согласные, которые произносятся без активной вибрации голосовых связок. Очень часто у них нет глухой пары. Сонанты [m, n, l] в конечной позиции в слове после шумного согласного или между двумя шумными согласными являются слогообразующими.
При произнесении щелевых согласных достигается лишь некоторое сближение артикулирующих органов речи. Если образованная подобным образом щель не слишком широка, в произнесении согласных преобладает шум трения. Такие согласные носят название фрикативных, например: [f], [v], [h]. При произнесении щелевых сонантов проход для воздушной струи несколько шире. Воздух направляется либо вдоль всей плоскости языка, либо по бокам языка, как в случае со звуком [1]. Поэтому такие согласные, как [j], [w], [r], называются срединными сонантами, а согласный [l] называется боковым, или латеральным, сонантом.
При произнесении аффрикат [tʃ|, [ʤ] полная преграда постепенно переходит в неполную.
По работе активного органа речи и месту образования преграды согласные подразделяются на губные, язычные и гортанные.
1. Губные согласные могут быть губно-губными, артикулируемыми обеими губами – [w], [m], [p], [b]; губно-зубными, произносимыми нижней губой и верхними зубами – [f], [v].
2. Язычные согласные распадаются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.
3. Переднеязычные согласные (при произнесении которых в образовании преграды принимает участие передняя часть языка) могут быть:
межзубными (предорсально-зубными) – [θ], [ð] (поверхность передней части языка образует неполную преграду с верхними зубами);
апикально-альвеолярными – [t], [d], [n], [l], [s], [z], [∫], [ʒ], [t∫], [dʒ] (передний край языка поднят к альвеолярной дуге);
какуминально-заальвеолярными – [r] (передний край языка поднят вверх и слегка загнут к заднему скату альвеол).
При произнесении среднеязычных согласных преграда образуется поднятием средней части языка к твердому нёбу. Так артикулируется единственный в английском языке дорсально-палатальный звук [j].
Заднеязычные согласные артикулируются поднятием задней части языка к мягкому нёбу – [k], [g], [ŋ]. Это дорсально-веолярные звуки.
Звук [h] является единственным в английском языке гортанным звуком. При его произнесении выдыхаемый поток воздуха с легким шумом трения проходит через суженную голосовую щель, голосовые связки не вибрируют, органы речи в надгортанных полостях занимают положение, необходимое для произнесения следующего за гортанным согласным гласного звука.
По участию голосовых связок в произнесении согласных последние подразделяются на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных, как, например, в случае [b],[ɡ] и других, а также сонантов, голосовые связки вибрируют. Произнесение глухих согласных связано с отсутствием вибрации голосовых связок, а следовательно, и с отсутствием в их произнесении голоса, например: : [р], [f], [Ɵ].
Следует отметить сильную артикуляцию конечных глухих согласных и значительное ослабление артикуляции и частичное оглушение конечных звонких согласных в английском языке.
По своему звучанию большинство английских согласных твердые, т.е. они не противопоставлены по признаку палатализации (смягчение согласных, возникающее в результате поднятия средней спинки языка к твердому небу).
Глухие смычно-взрывные согласные [p], [t], [k] в английском языке произносятся с придыханием (аспирацией). Придыхание напоминает шум слабого выдоха, звучащего сразу после глухого согласного. Этот слабый выдох создается трением воздуха о сближающиеся голосовые связки, напоминая согласный звук [h]: [ph], [th], [kh].
В позиции после глухого щелевого фрикативного [s] английские глухие смычно-взрывные согласные [p], [t], [k] произносятся без аспирации. Для того, чтобы правильно произнести неаспирированный вариант глухого смычно-взрывного звука, следует усилить артикуляцию щелевого фрикативного [s] и несколько задержаться на ней, одновременно переходя к артикуляции смычно-взрывного согласного. Размыкание преграды производится быстрым и интенсивным движением соответствующих органов речи:spoon [spu:n],stool [stu:l],school [sku:l], speak [spi:k]. Глухие взрывные согласные произносятся без придыхания в безударных слогах: potato, tobacco.
Таблица 3. Артикуляторная схема английских согласных
Согласные фонемы
[р], [b] – губно-губные смычно-взрывные согласные звуки. При их произнесении губы, смыкаясь, образуют полную преграду. Размыкание преграды осуществляется быстро и энергично. [р] – глухой, сильный (форсисный) согласный звук, произносится с аспирацией. [b] – звонкий, слабый (ленисный) согласный звук.
[k], [ɡ] – заднеязычные смычно-взрывные согласные звуки. Задняя спинка языка касается мягкого нёба, образуя полную преграду, [k] – глухой, сильный звук, произносится с аспирацией, [ɡ] – звонкий, слабый звук.
[t], [d] – переднеязычные апикально-альвеолярные смычно-взрывные согласные звуки. Кончик языка касается альвеол, образуя полную преграду, размыкаемую струей воздуха. [t] – глухой согласный звук, произносится с аспирацией, [d] – звонкий согласный звук.
[f], [v] – губно-зубные щелевые фрикативные согласные звуки. [f] - глухой, сильный согласный звук. [v] – звонкий, слабый согласный звук.
[s], [z] – переднеязычные апикально-альвеолярные щелевые фрикативные согласные звуки. При произнесении этих согласных образуется узкая щель между кончиком языка и альвеолами. [s] – глухой согласный звук, [z] – звонкий согласный звук. Английский согласный [s] сильнее русского [с], английский звонкий [z] слабее русского [з].
[Ɵ], [ð] – переднеязычные апикально-межзубные щелевые фрикативные согласные. При произнесении этих согласных язык не напряжен, кончик языка находится между зубами. Зубы обнажены, струя воздуха проходит между языком и верхними зубами, [θ] – глухой согласный звук, [ð] – звонкий согласный звук.
[ʧ], [ʤ] – переднеязычные альвеолярно-палатальные смычные аффрикаты, первый компонент – взрывной звук [t] или [d], второй – фрикативный [ʃ] или [ʒ]. При их произнесении кончик языка касается альвеол, одновременно средняя часть языка поднимается к твердому небу. Постепенно кончик языка отходит от альвеол. Полная преграда переходит в неполную, [ʧ] – глухой слабый согласный звук, [ʤ] – звонкий сильный звук.
[m] – губно-губной смычный носовой сонант. Губы, смыкаясь, образуют полную преграду, мягкое нёбо опущено, струя воздуха проходит через полость носа. Английский звук [m] характеризуется большей звучностью (сонорностью), по сравнению с русским/белорусским сонантом [м], особенно в начале ударного слога.
[n] – переднеязычный апикально-альвеолярный смычный носовой сонант. Кончик языка касается альвеол и образует полную преграду, мягкое небо опущено, воздух проходит через полость носа. По сравнению с русским/белорусским сонантом [н] английский звук [n] характеризуется большей звучностью (сонорностью) и длительностью в начале ударного слога и в конечной позиции, особенно после краткого гласного.
[ŋ] – заднеязычный смычный носовой сонант. При его произнесении задняя часть языка касается мягкого неба. Кончик языка не поднимается к альвеолам, а находится у основания нижних зубов. Сонант [ŋ] не употребляется в начале слова, а встречается только в срединной и конечной позиции после кратких гласных. По сравнению с другими английскими сонантами звук [ŋ] имеет наибольшую длительность и звучность.
[ʃ], [ʒ] – переднеязычные альвеолярные щелевые фрикативные согласные. Кончик языка находится у альвеол, а средняя часть языка поднимается к твердому нёбу, что придает звукам оттенок мягкости, [ʃ] – глухой, сильный согласный звук. [ʒ] – звонкий, слабый согласный звук.
[h] – глухой щелевой фарингальный согласный. При его произнесении в области зева образуется неполная преграда сближением корня языка и задней стенки зева. Язык в момент произнесения принимает положение для последующего гласного, на слух звук воспринимается лишь как выдох. Звук [h] встречается только перед гласными в английском языке.
[l] – переднеязычный апикально-альвеолярный боковой сонант. Кончик языка прижат к альвеолам, боковые края опущены, образуя проход для воздуха. Темный (твердый) оттенок [l] звучит в конце слов и перед согласными. Светлый (палатализованный) оттенок [l] звучит перед гласными и согласным [j].
[j] – среднеязычно-палатальный щелевой сонант. Средняя часть языка поднята к твердому нёбу. Края языка прижаты к верхним зубам, образуя проход для возду-ха вдоль середины языка. Английский согласный [j] гораздо более сонорный, чем русский/белорусский [й].
[r] – переднеязычный заальвеолярный срединный щелевой сонант. Кончик языка поднят к заднему скату альвеол. В отличие от русского [р], английский согласный характеризуется однородностью звучания.
[w] – губно-губной заднеязычный щелевой сонант. При его произнесении губы сильно округлены и выдвинуты вперед, образуя круглую щель. Задняя часть языка поднята к мягкому нёбу. Органы речи сразу же переходят в положение для произнесения следующего гласного звука. Сонант [w] не встречается в конечной позиции в слове.
Звуки [p]/[b]
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.1) и прочтите слова со звуком [p].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
p |
pencil |
[pensl] |
p |
play |
[pleɪ] |
p |
party |
['pɑ:tɪ] |
p |
port |
[pᴐ:t] |
p |
push |
[puʃ] |
p |
stop |
[stɔp] |
pp |
pepper |
['pepə] |
pp |
happy |
['hæpɪ] |
pp |
shopping |
['ʃɔpɪŋ] |
NB ! Звук [p] не произносится в некоторых словах: psychology, cupboard
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.2) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [p]:
1. Pass me a piece of paper, please. |
2. Should I push or pull? |
3. Is it a map or a plan? |
4. Be slow to promise and quick to perform. |
5. Are you happy with your trip around Poland? |
6. Pat has participated in the competitions. |
7. Paul spent the previous week in Europe. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.3) и прочтите слова со звуком [b].
Буква(сочетание) |
Пример |
Транскрипция |
b |
big |
[bɪg] |
b |
best |
[best] |
b |
bright |
[braɪt] |
b |
black |
[blæk] |
b |
butter |
['bʌtə] |
b |
rob |
[rɔb] |
bb |
robber |
['rɔbə] |
b |
verb |
[vɜːb] |
NB ! Звук [b] не произносится на конце некоторых слов (climb, comb, thumb,bomb).
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.4) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [b].
1. Sorry, it is not your business. |
2. When was the baby born? |
3. It's better to bake your own bread than to buy it. |
1. Barbara is a brilliant ballet dancer. |
5. What's that big building between the bank and the library? |
Упражнение 5. Выберите из предложенных слов те, которые транскрибируются следующим образом:
1. [bɪl] |
...
|
2. [pi:s] |
...
|
3. [baɪ] |
...
|
4. [pɜ:s] |
...
|
5. [blæk] |
...
|
6. [peɪ] |
...
|
7. [bʌt] |
...
|
8. [pæk] |
...
|
9. [bɒm] |
...
|
10. ['pepə] |
...
|
11.['bʌtə] |
...
|
12. [pɑ:t] |
...
|
13. [buk] |
...
|
14. ['pɑ:tɪ] |
...
|
15. [bæk] |
...
|
16. [bu:ts] |
...
|
17. [pu:l] |
...
|
18. [bɪəd] |
...
|
19. [put] |
...
|
20. [bᴐ:t] |
...
|
Звуки [ t ]/[ d ]
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.5) и прочтите слова со звуком [t].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
t |
tea |
[ti:] |
t |
till |
[tɪl] |
t |
two |
[tu:] |
t |
task |
[tɑ:sk] |
t |
twenty |
[twentɪ] |
t |
water |
['wɔːtə] |
t |
complete |
[kəm'pliːt] |
t |
eight |
[eɪt] |
t |
light |
[lait] |
t |
suit |
[s(j)uːt] |
tt |
better |
['betə] |
tt |
bottle |
[bᴐtl] |
NB ! Буквосочетание th в некоторых именах собственных звучит как [t]: Thailand, Thames, Thomas.
В словах listen, castle звук [t] не произносится.
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.6) и прочтите слова со звуком [d].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
d |
day |
[deɪ] |
d |
deep |
[di:p] |
d |
do |
[duː] |
d |
door |
[dᴐ:] |
d |
did |
[dɪd] |
d |
drive |
[draɪv] |
d |
sad |
[sæd] |
d |
food |
[fuːd] |
d |
head |
[hed] |
d |
ready |
['redɪ] |
dd |
add |
[æd] |
dd |
address |
[ə'dres] |
dd |
ladder |
['lædə] |
dd |
middle |
['mɪdl] |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.7) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звуков [t] и [d].
1. Barking dogs seldom bite. |
||
2. Don`t forget to turn off the light. |
||
3. Soon learnt, soon forgotten. |
||
4. A good friend makes a good husband. |
||
5. Don`t forget to turn off the light. |
||
6. Tell me about the task in details. |
||
7. Diana brought a tray with toasts and a pot of hot tea. |
Упражнение 4. Выберите из предложенных слов те, которые транскрибируются следующим образом:
1. [sent] |
...
|
2. [tu:] |
...
|
3. [gud] |
...
|
4. [æd] |
...
|
5. [send] |
...
|
6. [i:t] |
...
|
7. [hed] |
...
|
8. [nekst] |
...
|
9. [sed] |
...
|
10. [waɪd] |
...
|
11. [set] |
...
|
12. [rəud] |
...
|
13. [waɪt] |
...
|
14.[traɪ] |
...
|
15. [rəut] |
...
|
16.['raɪtɪŋ] |
...
|
17.[tɔːt] |
...
|
18. [draɪ] |
...
|
19.[eɪt] |
...
|
20.['raɪdɪŋ] |
...
|
Звуки [ k ]/[ g ]
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.8) и прочтите слова со звуком [k].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
c |
care |
['kɛə] |
c |
clean |
[kliːn] |
c |
close |
[kləuz] |
c |
colour |
['kʌlə] |
c |
fact |
[fækt] |
k |
keep |
[ki:p] |
k |
kind |
[kaɪnd] |
k |
desk |
[desk] |
k |
walk |
[wɔːk] |
ck |
back |
[bæk] |
ck |
black |
[blæk] |
ck |
check |
[ʧek] |
ck |
|
['pɔkɪt] |
ch |
school |
[skuːl] |
ch |
stomach |
['stʌmək] |
ch |
chemist |
['kemɪst] |
ch |
architect |
['ɑːkɪtekt] |
NB ! Буквосочетание qu дает звуки [kw]: quick, quiet, quarter.
Буква x часто произносится как [ks]: fax, six, taxi.
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.9) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [k].
1. Look in the kitchen cupboard. |
2. Frank kicks against the pricks. |
3. Kay is like a walking dictionary. |
4. Keep quite quiet. |
5. Come back and keep us company. |
6. Curiosity killed the cat. |
7. Keep your keys in your pocket. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.10) и прочтите слова со звуком [g].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
g |
garden |
['gɑːd(ə)n] |
g |
get |
[get] |
g |
girl |
[gɜːl] |
g |
glass |
[glɑːs] |
g |
gold |
[gəuld] |
g |
ago |
[ə'gəu] |
g |
hungry |
['hʌŋgrɪ] |
g |
bag |
[bæg] |
g |
leg |
[leg] |
gg |
egg |
[eg] |
gg |
bigger |
['bɪgə] |
NB ! Буква x может произноситься как [gs]: exam, exactly.
Буква g не читается в словах: sing, sings, singing, singer.
В некоторых словах после буквы g буква u не читается: guess, guest, dialogue.
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.11) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [g].
1. Cats keep coming into my garden. |
2. Peggy will gladly play the giddy goat. |
3. I liked the film – the acting was perfect. |
4. Do you like folk music? |
5. Are you going jogging again? |
6. We agreed to go there together. |
7. Gert has a grudge against me. |
8. Can you guess the beginning of the dialogue? |
9. I’ve broken a glass in the kitchen. |
10. What's your dog called? |
Упражнение 5. Выберите из предложенных слов те, которые транскрибируются следующим образом:
1. [gɪv] |
...
|
2. [bɪg] |
...
|
3. [get] |
...
|
4. [kəʊm] |
...
|
5. [ki:z] |
...
|
6. [keɪk] |
...
|
7. [kɪs] |
...
|
8. [eɪk] |
...
|
9. [gest] |
...
|
10. [bæk] |
...
|
11. ['kɒfi] |
...
|
12. [ə'gen] |
...
|
13. [wᴐ:k] |
...
|
14. [kᴐ:ld] |
...
|
15. [bæg] |
...
|
16. ['bɪgə] |
...
|
17. [kəuld] |
...
|
18. ['kærɪ] |
...
|
19. [wɜ:k] |
...
|
20. [greɪ] |
...
|
Звуки [ f ]/[ v ]
На письме звук [f] передается буквой Ff (Fred, after, flag, flight, coffee), буквосочетаниями ph (photo, phone), gh (laugh).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.12) и прочтите слова со звуком [f].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
f |
friend |
[frend] |
f |
first |
[fɜːst] |
f |
cafe |
['kæfeɪ] |
f |
after |
'ɑːftə] |
f |
leaf |
[liːf] |
ff |
off |
[ɔf] |
ff |
coffee |
['kɔfɪ] |
ph |
phone |
[fəun] |
ph |
autograph |
['ɔːtəgrɑːf] |
gh |
enough |
[ɪ`nəf] |
gh |
laugh |
[lɑːf] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.13) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [f].
1. I fill fit as a fiddle. |
2. Fight fire with fire. |
3. I'm feeling fine. |
4. the fourteenth of February. |
5. When I asked for her autograph she just laughed. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.14) и прочтите слова со звуком [v]:
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
v |
very |
['verɪ] |
v |
travel |
['træv(ə)l] |
v |
view |
[vjuː] |
v |
every |
['evrɪ] |
v |
have |
[hæv] |
v |
vase |
[vɑːz] |
v |
visit |
['vɪzɪt] |
v |
leave |
[li:v] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.15) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [v].
1. My father’s job involves travelling. |
2. I need a visa for a seven-day visit |
3. We're leaving at five past seven |
4. Every evening Victor and Vivian visit Eve. |
5. They’ve never approved of Val. |
6. They’ve arrived at five. |
7. I believe the very reverse is true. |
8. Stephen lives in a village. |
NB ! В имене Stephen буквосочетание ph произносится как [v].
Упражнение 5. Выберите из предложенных слов те, которые транскрибируются следующим образом:
1. [fjuː] |
...
|
2. [fɑːst] |
...
|
3. [vɔɪs] |
...
|
4. ['sev(ə)n] |
...
|
5. [faɪn] |
...
|
6. ['veʤ(ə)təbl] |
...
|
7.[lɪft] |
...
|
8. [faɪv] |
...
|
9. [flɔː] |
...
|
10. [vjuː] |
...
|
11. ['draɪvɪŋ] |
...
|
12. [naɪf] |
...
|
13.[fəun] |
...
|
14. ['fəutəu] |
...
|
15. ['vɪzɪt] |
...
|
16. [fɜːst] |
...
|
17. [friː] |
...
|
18. [li:v] |
...
|
Звуки [ s ]/[ z ]
Английские согласные [s, z] называются щелевыми, так как при их произнесении между кончиком языка и альвеолами образуется щель, через которую проходит воздух. При произнесении английских щелевых звуков [s, z] кончик языка поднят к альвеолам, но не касается их. Голос проходит через щель, образовавшуюся между альвеолами и кончиком языка. При произнесении русских щелевых согласных язык находится у основания нижних зубов.
На письме звук [s] передается буквой Ss (small, pass), буквой Сс, если после нее стоят гласные i, e, y (cinema, pencil, cycle), буквосочетанием sc (science).
Буква s читается как [s] в начале cлова, перед согласной буквой, в конце слова после глухих согласных: sit, best, lips.
Буква s читается как [z] между гласными, в конце слов после гласных и звонких согласных: music, noses, beds.
Буква с читается как [s] перед буквами e, i, y и как [k] во всех остальных случаях: cent, cold.
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.16) и прочтите слова со звуком [s].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
s |
sick |
[sɪk] |
s |
sister |
['sɪstə] |
s |
bus |
[bʌs] |
ss |
class |
[klɑːs] |
ss |
glasses |
['glɑːsɪz] |
c |
city |
['sɪtɪ] |
c |
pencil |
['pens(ə)l] |
c |
place |
[pleɪs] |
c |
police |
[pə'liːs] |
c |
pronounce |
[prə'naun(t)s] |
sc |
science |
['saɪəns] |
sc |
scissors |
['sɪzəz] |
NB ! Буква х обычно произносится как [ks]: six, next.
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.17) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [s].
1. Let`s spend summer in the city. |
2. Have you seen my glasses? |
3. So, I'll see you in the same place next Saturday. |
4. I saw your sister on the bus yesterday. |
2. My son’s still homesick for school. |
3. Her boss thinks she is responsible. |
7. Susie is a secretary in a famous agency. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.18) и прочтите слова со звуком [z].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
s |
busy |
['bɪzɪ] |
s |
easy |
['iːzɪ] |
s |
husband |
['hʌzbənd] |
s |
roses |
[rəuziz] |
z |
zoo |
[zuː] |
z |
zero |
['zɪərəu] |
z |
size |
[saɪz] |
ss |
scissors |
['sɪzəz] |
zz |
jazz |
[ʤæz] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.19) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [z].
1. What time does the zoo close? |
2. - My favourite music is jazz. - Really? Well, it's alwaysinteresting, but it isn't always easy to listen to. |
3. Zoe is wearing a rose on her blouse. |
4. Roses are my favoureite flowers. |
Упражнение 5. Распределите слова согласно их звучанию, если в слове сразу два звука, занесите его в обе колонки:
|
|
[s] | [z] |
---|---|
|
|
Звуки [θ]/[ð]
В русском языке нет звуков, подобных [θ, ð]. Понять, как произносятся эти звуки, помогут приведенные ниже упражнения для органов речи.
- Просуньте язык между зубами и продувайте воздух. Следите за тем, чтобы язык не был напряжен, а губы не касались краев языка.
- Просуньте язык между зубами, а затем быстро уберите его. Проделайте это упражнение несколько раз.
При произнесении звуков [θ, ð] язык распластан и не напряжен, кончик языка находится между зубами. Звук [θ] произносится как глухой, а звук [ð] с голосом как звонкий. Помните, что губы не должны касаться краев языка. Cледует быстро убирать язык за зубы, чтобы не мешать произнесению последующего звука. Эти звуки не следует заменять на русские "с, з" или на английские [z, t, d].
На письме звуки [θ, ð] обозначаются буквосочетанием th. Звук [ð], как правило, звучит в служебных словах: в определенном артикле (the), в местоимениях (this, that, they, them), в конце слов перед буквой e (bathe). Если буквосочетание th является окончанием для образования порядковых числительных, то оно произносится как [θ], например: tenth.
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.20) и прочтите слова со звуком [θ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
th |
thick |
[θɪk] |
th |
thanks |
[θæŋks] |
th |
theatre |
['θɪətə] |
th |
thin |
[θɪn] |
th |
Thursday |
['θɜːzdɪ] |
th |
thirsty |
['θɜːstɪ] |
th |
three |
[θriː] |
th |
both |
[bəuθ] |
th |
month |
[mʌnθ] |
th |
north |
[nɔːθ] |
th |
south |
[sauθ] |
th |
birthday |
['bɜːθdeɪ] |
NB ! Так как в русском языке нет звука [θ], то его стараются заменить либо на звук [s], либо на [t], что ведет к грубому нарушению смысла. Звук [θ] межзубный. При его произнесении кончик языка находится между зубами. Звуки [t, s] альвеолярные. При произнесении [t] кончик языка соприкасается с альвеолами. При произнесении [s] кончик языка поднимается к альвеолам.
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.21) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [θ].
1. I thought May the fifth was a Thursday, but it's a Tuesday. |
2. - I've got three birthdays this month. - Three birthdays? What do you mean? - My wife's, my son's and my daughter's! |
3. I’m thankful for a thousand things… |
4. - One third is thirty-three per cent, isn't it? - Thirty-three and a third per cent, to be exact. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.22) и прочтите слова со звуком [ð].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
th |
this |
ðɪs |
th |
that |
[ðæt] |
th |
these |
[ðiːz] |
th |
those |
[ðəuz] |
th |
then |
[ðen] |
th |
they |
[ðeɪ] |
th |
other |
['ʌðə] |
th |
father |
['fɑːðə] |
th |
mother |
['mʌðə] |
th |
brother |
['brʌðə] |
th |
together |
[tə'geðə] |
th |
weather |
['weðə] |
th |
without |
[wɪ'ðaut] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.23) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ð].
1. – Can I have one of those roses, please? – These? – No, the others, over there. |
2. That’s neither here nor there. |
3. There’s no smoke without fire. |
4. – Two coffees, please. – With milk? – One with, and one without. |
NB ! Ввиду отсутствия звука [ð] в русском языке его часто заменяют звуками [z], [d], что ведет к грубому нарушению смысла. Звук [ð] звонкий межзубный согласный. Он произносится так же, как [θ], только с голосом. Звуки [z, d] являются звонкими альвеолярными согласными звуками.
Упражнение 5. Прочтите и выучите скороговорки:
1. There those thousand thinkers were thinking how did the other go through?
2. I thought a thought. But the thought I thought wasn’t the thought I thought I thought. If the thought I thought I thought had been the thought I thought, I wouldn’t have thought so much.
Упражнение 6. Распределите слова согласно их звучанию:
|
|
[θ] | [ð] |
---|---|
|
|
Звуки [ʃ]/[ʒ]/[h]
На письме звук [ʃ] передается буквосочетанием sh(ship, shelf, shut, fish, finish).
Этот звук также звучит в суффиксах tion, sian (vacation, Russian).
Звук [ʒ] не имеет буквенного соответствия. Он произносится лишь в суффиксах: sure, sion (pleasure, measure, vision ).
На письме звук [h] передается буквой Hh (hot, help, how, home, he, hay, high).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.24) и прочтите слова со звуком [ʃ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
sh |
ship |
[ʃɪp] |
sh |
sheep |
[ʃiːp] |
sh |
fashion |
['fæʃ(ə)n] |
sh |
cash |
[kæʃ] |
sh |
fresh |
[freʃ] |
sh |
mushroom |
['mʌʃrum] |
c |
ocean |
['əuʃ(ə)n] |
ch |
machine |
[mə'ʃiːn] |
ci |
delicious |
[dɪ'lɪʃəs] |
ci |
special |
['speʃ(ə)l] |
s |
sugar |
['ʃugə] |
s |
sure |
[ʃuə] |
ss |
profession |
[prə'feʃn] |
ti |
international |
[ˌɪntə'næʃ(ə)n(ə)l] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.25) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ʃ].
1. This is a very special pronunciation machine. |
2. All our food is fresh, and we serve delicious international specialities. |
3. I wish you were a fish in my dish. |
4. She sells sea shells on the sea shore. |
5. - You didn't put sugar in my tea, did you? - No. - Are you sure? |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.26) и прочтите слова со звуком [ʒ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
si |
television |
['telɪvɪʒ(ə)n] |
si |
asia |
['eɪʒə] |
si |
occasion |
[əˈkeɪʒən] |
ge |
beige |
[beɪʒ] |
sure |
treasure |
[ˈtreʒə] |
sure |
leisure |
[ˈleʒə] |
s |
usually |
['juːʒ(ə)lɪ] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.27) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ʒ].
1. – Do you like sport? – Yes... but only on television, usually! |
2. Casual clothes are provisional for leisurely trips across Asia. |
3. I can’t measure the pleasure I have in viewing this treasure. |
4. The decision was that the collision was due to faulty vision. |
Упражнение 5. Прослушайте (TRACK 3.28) и прочтите слова со звуком [h].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
H |
hat |
[hæt] |
H |
here |
[hɪə] |
H |
help |
[help] |
H |
hot |
[hɔt] |
H |
how |
[hau] |
H |
behind |
[bɪ'haɪnd] |
Wh |
who |
[huː] |
Wh |
whose |
[huːz] |
Wh |
whole |
[həul] |
NB ! Некоторые слова начинаются с немой буквы h (hour, honest ).
Упражнение 6. Прослушайте (TRACK 3.29) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [h].
1. Hi, hello, how are you? |
2. Whose hat is this? |
3. It's hot in here. |
4. We had a whole month'sholiday. |
5. Can you help me for half an hour? |
6. I’m having a horrible holiday here! |
7. The hotel is huge and high up on a hill. |
8. I hurt my heel and had to go to hospital. |
9. Who's who? |
Упражнение 7. Выберите из предложенных слов те, которые транскрибируются следующим образом:
1. ['ʃʊgə] |
...
|
2. [fɪʃ] |
...
|
3. ['steɪʃn] |
...
|
4. ['fɪnɪʃ] |
...
|
5. [ʃaʊt] |
...
|
6. [hɪə] |
...
|
7. [dɪʃ] |
...
|
8. [ʃᴐ:t] |
...
|
9.['juːʒ(ə)lɪ] |
...
|
10. [huː] |
...
|
11. [kæʃ] |
...
|
12.[ʃuː] |
...
|
13.['əuʃ(ə)n] |
...
|
14. [help] |
...
|
15.['meʒə] |
...
|
16. [haːf] |
...
|
17.['speʃ(ə)l] |
...
|
18. ['telɪvɪʒ(ə)n] |
...
|
19. [hænd] |
...
|
20. [mə'ʃiːn] |
...
|
Звуки [tʃ]/[ʤ]
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.30) и прочтите слова со звуком [ʧ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
ch |
chin |
[ʧɪn] |
ch |
chips |
[ʧɪps] |
ch |
choose |
[ʧuːz] |
ch |
rich |
[rɪʧ] |
ch |
March |
[mɑːʧ] |
ch |
which |
[wɪʧ] |
t |
future |
['fjuːʧə] |
t |
question |
['kwesʧən] |
tch |
catch |
[kæʧ] |
tch |
match |
[mæʧ] |
tch |
watch |
[wɔʧ] |
tch |
kitchen |
['kɪʧɪn] |
NB ! В слове Czech буквосочетание cz дает звук [ʧ] , а буквосочетание сh читается как [k]. Слова check, cheque, Czech будут звучать одинаково.
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.31) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ʧ].
1. Which questions did you choose in the exam? |
2. Charity begins at home. |
3. Choose an author as you choose a friend. |
4. Charles is watching a football match. |
5. The picture in the kitchen is by a Czech artist. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.32) и прочтите слова со звуком [ʤ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
j |
jam |
[ʤæm] |
j |
jacket |
['ʤækɪt] |
j |
jeans |
[ʤiːnz] |
j |
job |
[ʤɔb] |
j |
jet |
[ʤet] |
g |
general |
['ʤen(ə)r(ə)l] |
g |
gin |
[ʤɪn] |
ge |
age |
[eɪʤ] |
dge |
badge |
[beɪʤ] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.33) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ʤ].
1. Who is that wearing a large orange jacket? |
2. There's some juice in the fridge. |
3. Languages are a bridge between people. |
4. The aged judge urges the juryto be just but generous. |
5. Jack is a new manager of general department. |
Упражнение 5. Распределите слова согласно их звучанию:
|
||
[ʤ] | [ʧ] | [k] |
---|---|---|
|
|
|
Звуки [ m ]/[ n ]/ [ŋ]
На письме звук [n] передается буквой Nn (nose, nice) и буквосочетанием kn в начале слов (know, knee, knife).
Звук [m] передается буквой Mm (mouse, melt) и буквосочетаниями mm, mb, mn (summer, autumn, comb).
Звук [ŋ] передается буквосочетаниями ng, nc, nk (morning, uncle, bank).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.34) и прочтите слова со звуком [m].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
m |
me |
[miː] |
m |
more |
[mɔː] |
m |
lemon |
['lemən] |
m |
money |
['mʌnɪ] |
m |
film |
[fɪlm] |
m |
some |
[sʌm] |
m |
sometimes |
['sʌmtaɪmz] |
mm |
summer |
['sʌmə] |
mb |
comb |
[kəum] |
mn |
autumn |
['ɔːtəm] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.35) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [m].
1. That seems to me most improbable. |
2. You mustn’t mind about me. |
3. I’m amused at the man and his rhymes and epigrams. |
4. He has made so many mistakes. |
5. If my memory serves me it was last summer. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.36) и прочтите слова со звуком [n].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
n |
new |
[njuː] |
n |
now |
[nau] |
n |
need |
[niːd] |
n |
sun |
[sʌn] |
n |
one |
[wʌn] |
n |
gone |
[gɔn] |
n |
name |
[neɪm] |
nn |
dinner |
['dɪnə] |
nn |
sunny |
['sʌnɪ] |
kn |
knew |
[njuː] |
kn |
know |
[nəu] |
kn |
knife |
[naɪf] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.37) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [n].
1. No sooner said than done. |
2. Money spent on brain is never spent in vain. |
3. I’ve broken a new dish in the kitchen. |
4. Better late than never. |
5. The nurse told me nice nursery tales. |
Упражнение 5. Прослушайте (TRACK 3.38) и прочтите слова со звуком [ŋ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
ng |
evening |
['iːvnɪŋ] |
ng |
song |
[sɔŋ] |
ng |
singer |
['sɪŋə] |
ng |
thing |
[θɪŋ] |
nk |
bank |
[bæŋk] |
nk |
thanks |
[θæŋks] |
nk |
think |
[θɪŋk] |
nc |
uncle |
['ʌŋkl] |
ng |
angry |
['æŋgrɪ] |
ng |
finger |
['fɪŋgə] |
ng |
hungry |
['hʌŋgrɪ] |
ng |
longer |
[lɔŋə] |
ng |
single |
['sɪŋgl] |
Упражнение 6. Прослушайте (TRACK 3.39) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ŋ].
1. King was riding along on his mule and thinking about great things. |
2. We have spent a nice long evening singing songs. |
3. A hungry man is an angry man. |
Упражнение 7. Выберите из предложенных слов те, которые транскрибируются следующим образом:
1.[mu:n] |
...
|
2. [mᴐ:] |
...
|
3.[rɒŋ] |
...
|
4. [drɪŋk] |
...
|
5. ['ʌŋkl] |
...
|
6. [naɪvz] |
...
|
7. [kəum] |
...
|
8.[θɪŋ] |
...
|
9. ['strɒŋgə] |
...
|
10. [ni:] |
...
|
11. [ru:m] |
...
|
12. [naɪn] |
...
|
13. ['læŋgwɪʤ] |
...
|
14. ['iːvnɪŋ] |
...
|
15. ['lɪs(ə)nɪŋ] |
...
|
Звуки [ l ]/[ r ]
На письме звук [r] обозначается буквой Rr (Rett, rain, river, very) и буквосочетанием wr (write, wrap).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.40) и прочтите слова со звуком [l].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
l |
learn |
[lɜːn] |
l |
leave |
[liːv] |
l |
language |
['læŋgwɪʤ] |
l |
love |
['lʌv] |
l |
alone |
[ə'ləun] |
l |
feel |
[fiːl] |
l |
help |
[help] |
l |
english |
['ɪŋglɪʃ] |
ll |
tall |
[tɔːl] |
ll |
well |
[wel] |
ll |
yellow |
['jeləu] |
NB ! В некоторых словах буква l немая: half, talk, could
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.41) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [l].
1. When will he leave for London? |
2. Do you live alone? |
3. How do you feel? |
4. Can I help you with laundry? |
5. Look at those lovely little yellow flowers. |
6. Learning a language can be difficult for some people. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.42) и прочтите слова со звуком [r].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
r |
red |
[red] |
r |
ready |
['redɪ] |
r |
really |
['rɪəlɪ] |
r |
right |
[raɪt] |
r |
road |
[rəud] |
r |
room |
[ru:m] |
rr |
ferry |
['ferɪ] |
rr |
sorry |
['sɔrɪ] |
wr |
wrap |
[ræp] |
wr |
wrist |
[rɪst] |
wr |
write |
[raɪt] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.43) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [r].
1. What are you reading? |
2. I'm really sorry, your room isn't ready. |
3. I don't know if I'm right or wrong. |
4. Too much writing makes my wrist ache. |
5. I prefer travelling by ferry. |
6. Marry is wrapping presents for Christmas. |
Упражнение 5. Выберите из предложенных слов те, которые транскрибируются следующим образом:
1. [fi:l] |
...
|
2.[rɔk] |
...
|
3.[laɪt] |
...
|
4. [lɑ:ʤ] |
...
|
5.[ə'raɪv] |
...
|
6. ['teɪbl] |
...
|
7. ['æpl] |
...
|
8. ['lɜ:niŋ] |
...
|
9. [bɪ'ləu] |
...
|
10. [kə'rekt] |
...
|
11. ['dʌbl] |
...
|
12. ['bɔtl] |
...
|
13. ['letə] |
...
|
14.[raɪt] |
...
|
15. ['mɪdl] |
...
|
Звуки [ w ]/[ j ]
Прежде чем произносить звук [w], следует сделать следующие упражнения:
- cильно округлите и выпятите вперед губы, продувайте воздух в образовавшееся круглое отверстие;
- выпятите губы, затем быстро разведите их в стороны, повторите упражнение несколько раз.
При произнесении звука [w] губы сильно округляются и выдвигаются вперед, образуя круглую щель. Затем мгновенно язык и губы переходят в положение для произнесения последующего гласного. Так как в русском языке нет звука [w], то его стараются заменить русским звуком "ф", реже "в". При произнесении [w] губы округлены и слегка выпячены вперед. При произнесении [f, v] верхние зубы задевают нижнюю губу, как при произнесении русского звука "ф".
На письме звук [w] передается буквой Ww (Wayne, wait, week, wet, woe) и буквосочетанием wh (wheel, what, where). Исключение: wh+o (who [hu:], whose [hu:z], whom [hu:m].
Звук [j] не представлен какой-либо отдельной буквой, он чаще всего обозначается буквой y, если за ней идет любая гласная буква (yet, yes, yell, yield, yard, yoke).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 3.44) и прочтите слова со звуком [w].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
w |
week |
[wi:k] |
w |
way |
[weɪ] |
w |
warm |
[wɔːm] |
w |
well |
[wel] |
w |
weather |
['weðə] |
w |
windy |
['wɪndɪ] |
w |
away |
[ə'weɪ] |
w |
always |
['ɔːlweɪz] |
w |
twelve |
[twelv] |
wh |
what |
[wɔt] |
wh |
white |
[waɪt] |
wh |
which |
[wɪʧ] |
wh |
where |
[wɛə] |
o |
one |
[wʌn] |
u |
language |
['læŋgwɪʤ] |
u |
question |
['kwesʧən] |
u |
quiet |
['kwaɪət] |
u |
square |
skwɛə] |
NB ! Буква w в некоторых словах не читается: answer, two, who, whole, write, wrong.
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 3.45) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [w].
1. Willy is swimming in warm water. |
2. Write twenty words in one line. |
3. What's the answer? |
4. I was allowed to watch TV till a quarter to twelve. |
5. Where will you be waiting for Wendy? |
6. Wendy has used the wrong word. |
7. Why not visit the whole world? |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 3.46) и прочтите слова со звуком [j].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
y |
yesterday |
['jestədeɪ] |
y |
year |
[jɪə] |
y |
young |
[jʌŋ] |
u |
usual |
['juːʒ(ə)l] |
u |
student |
['st(j)uːd(ə)nt] |
u |
university |
[ˌjuːnɪ'vɜːsətɪ] |
ew |
new |
[njuː] |
iew |
view |
[vju:] |
iew |
interview |
['ɪntəvjuː] |
eau |
beautiful |
['bjuːtəf(ə)l] |
ueue |
queue |
[kjuː] |
eu |
Europe |
['juərəp] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 3.47) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [j].
1. She is a young university student. |
2. What a beautiful view! |
3. He is waiting in a queue for an interview. |
4. I usually walk to work but I used the car yesterday. |
Упражнение 5. Выберите из предложенных слов те, которые транскрибируются следующим образом:
1. ['jʌŋgə] |
...
|
2.[nju:z] |
...
|
3. [fju:] |
...
|
4. [jet] |
...
|
5. ['wi:kend] |
...
|
6. [tju:nz] |
...
|
7. [wen] |
...
|
8. ['mju:zik] |
...
|
9. ['jeləu] |
...
|
10. [west] |
...
|
11.[jɪə] |
...
|
Гласные и согласные звуки. Повторение.
Упражнение 1. Выберите из предложенных примеров звук, соответствующий данным характеристикам:
1. гласный заднего ряда низкого подъема широкой разновидности нелабиализованный – а)[ɔ:], б) [ɑ:], в) [з:] ;
2. долгий лабиализованный дифтонгоид заднего ряда высокого подъема узкой разновидности – а) [u:], б) [i:], в) [ɑ:];
3. гласный заднего продвинутого вперед ряда высокого подъема широкой разновидности лабиализованный – а)[ʊ], б) [ɪ], в) [әʊ] ;
4. нелабиализованный дифтонгоид переднего ряда высокого подъема узкой разновидности –а) [u:], б) [әʊ], в) [i:] ;
5. гласный смешанного ряда среднего подъема узкой разновидности нелабиализованный – а) [ɑ:], б) [ә], в) [з:];
6. гласный заднего ряда низкого подъема широкой разновидности лабиализованный - а) [ɑ:], б) [ʊ], в) [u:].
Упражнение 2. Найдите соответствия между английскими звуками и их характеристиками.
|
|
Упражнение 3. Прочтите, обращая внимание на качество гласных и согласных звуков.
[i:]/[ɪ] |
leave – live; feel – fill; field – filled; team – Tim |
[i:]/[ɪə] |
knee – near; B – beer; D – dear; E – ear |
[ɪ]/[e] |
sit – set; lift – left; litter – letter; listen – lesson |
[u:]/[u] |
pool – pull, fool – full, Luke – look |
[u]/[ʌ] |
look – luck, book – buck |
[u:]/[əu] |
boot – boat, soup – soap, shoe – show, through – throw |
[æ]/[ɑ:] |
had – hard, match – March, pack – park, hat – heart |
[ɑ:]/[ᴐ:] |
far – four, are – or, farm – form, star – store |
[æ]/[ʌ] |
cat – cut, cap – cup, match – much, ran – run |
[ʌ]/[ɒ] |
luck – lock, nut – not, gun – gone, shut – shot |
[ɒ]/[əu] |
not – note, cost – coast, want – won't |
[əu]/[ᴐ:] |
oh – or, coat – caught, woke – walk, so – saw |
[ɒ]/[ᴐ:] |
shot – short, pot – port, spot – sport |
[ᴐ:]/[ɜ:] |
walk – work, saw – sir, born – burn, short – shirt |
[e]/[æ] |
men – man, head – had, said – sad, pen – pan |
[e]/[eɪ] |
get – gate, pepper – paper, wet – wait, let – late |
[e]/[ɜ:] |
head – heard, bed – bire, ten – turn, went – weren't |
[e]/[ʌ] |
better – butter, when – one, again – a gun |
[ɜ:]/[æ] |
hurt – hat, bird – bad, heard – had |
[ɜ:]/[ɪə] |
bird – beard, her – here, were – we're |
[eə]/[eɪ] |
wear – way, air – A, stair – stay, hair – hey! |
[aɪ]/[eɪ] |
my – May, why – way, die – day, I – A |
[p]/[b] |
pears – bears, pay – bay, pen – Ben, P – B |
[p]/[f] |
pear – fair, pull – full, past – fast, copy – coffee |
[t]/[ʧ] |
what's – watch, toes – chose, test – chest, coats – coach |
[t]/[d] |
try – dry, tie – die, town – down, white – wide |
[t]/[θ] |
taught – thought, tree – three, boat – both, mats – maths |
[k]/[g] |
cold – gold, back – bag, class – glass, docks – dogs |
[f]/[v] |
few – view, leaf – leave, ferry – very, lift – lived |
[s]/[θ] |
sing – thing, sort – thought, sick – thick, mouse – mouth |
[s]/[z] |
place – plays, Sue – zoo, ice – eyes, rice – rise |
s]/[ʃ] |
so – show, seat – sheet, sort – short, Sue – shoe |
[ʃ]/[ʧ] |
shoes – choose, ship – chip, cash – catch, wash – watch |
[n]/[ŋ]/[ŋk] |
ran – rang, thin – thing, thing – think, sing – sink |
[m]/[n]/[ŋ] |
might – night, me – knee, some – sun, some – sung |
[l]/[r] |
light – right, long – wrong, collect – correct, leader - reader |