Практикум по фонетике английского языка

Раздел 5. Ритмическая организация фразы

Ритм речи. Словарное ударение. Многосложные слова. Трехсложные слова. Слова с двумя ударениями в связной речи. Фразовое ударение. Зависимости фонетической реализации слова от фразового ударения: редукция служебных слов. Логическое ударение .

Перейти к тренировочным упражнениям

Изучите теоретический материал и найдите ответы на вопросы:

1. Назовите основные черты ритмической организации английской фразы.

2. Как изменяется ударение под влиянием ритма?

3. Что такое словесное ударение?

4. Приведите примеры глаголов с префиксами, графически не отличающимися от существительных.

5. Что такое фразовое ударение?

6. Какие части речи являются безударными в английском предложении?

7. Докажите, что фразовое ударение и ритм тесно связаны между собой.

Каждому языку свойственна присущая только ему интонация, овладение которой является необходимым условием обучения навыкам общения. Наиболее важными компонентами интонации являются: мелодика, ударение и ритм.

Ритм речи – регулярное чередование ударных и безударных слогов в отрезке речи. Контраст между ударными и безударными слогами и примыкание безударных слогов к ударным приводят к членению фразы на ритмогруппы. Их число соответствует числу полноударных слогов, поэтому ритмогруппа представляет собой, как минимум, одно односложное слово. Как правило, ритмогруппа состоит из полнозначного слова с относящимися к нему служебными словами:The 'bed | is ' near | the `window.

Характерной чертой английской фразы является то, что каждая из ритмогрупп занимает примерно одинаковый промежуток времени, т.е. интервалы между ударными слогами более или менее равные. Это придает речи особую ритмичность, которая составляет одну из важных особенностей английского произношения. В связи с тем, что в английском языке имеется большое число односложных полнозначных слов, а во многих двух- и трехсложных словах ударение падает на первый слог, ритмическая группа часто начинается с ударного слога, а следующие за ним безударные слоги (энклитики) примыкают к нему. Если ударение в значимом слове падает не на первый слог, и, кроме того, перед словом имеется одно или несколько служебных слов, связанных с ним по смыслу, ритмическая группа характеризуется наличием проклитиков (безударных слогов, предшествующих ударному слогу). Если в ритмогруппе есть энклитики, длительность ударного слога заметно сокращается, наличие проклитиков на длительность ударного слога влияет меньше, потому что предударные слоги произносятся быстрее, чем заударные.

В соответствии с правилами английского фразового ударения, спецификой которого является безударность функциональных слов и в связи с немалой частотностью употребления их в речи, типичным для ритмической организации фразы, как отмечалось выше, является чередование ударных и безударных слов. Под влиянием этой тенденции неударным во фразе может стать и полнозначное слово, если несколько таких слов стоят рядом. Отнесение этого слова к последующему или предшествующему ударному слогу определяется смысловой связью слов.

Относительная изохронность (равенство промежутков времени, занимаемых каждой ритмогруппой) соблюдается сравнительно легко, если фраза членится на одинаковые по составу ритмогруппы. При несовпадении ритмогрупп по числу слогов равенство временных промежутков достигается за счет сокращения или увеличения длительности слогов, входящих в ритмогруппу: чем больше безударных слогов, тем меньше длительность каждого из них, и скорость произнесения слогов увеличивается.

Слитно читаются следующие сочетания слов:

1) артикль, местоимение, предлог + существительное (возможно с определением к нему): a book, the desk, this book, my old bag, by the car, near the town, on the largetable;

2) частица to с инфинитивом: to be, to make, to take;

3) вспомогательные и модальные глаголы: they will be having, Anna was going;

4) союзы и предлоги с окружающими частями речи: black and white, about a week, before he goes, when I came home, if you are ready;

5) вводное there + форма глагола to be: there is, there are, there were;

6) сказуемое + обстоятельство или дополнение: listen to the radio, go to school, write a letter;

7) местоимение, существительное + глагол: you go, Nick would have written;

8) сложные наречия: at last, so much, best of all;

9) конечная "немая" r (re) + слово, начинающееся с гласной: far away, more important.

В английском языке существуют три типа ударений: словесное, фразовое, логическое.

Словесным ударением называется выделение одного или более слогов в слове. Ударный слог произносится более энергично, с большим напряжением органов речи. В английской транскрипции словесное ударение обозначается специальным знаком [ `], который ставится перед слогом под ударением.

В английском языке словесное ударение является свободным, так как может падать на разные слоги слов.

Cловесное ударение позволяет отличать грамматические формы друг от друга, составное слово от свободного сочетания слов: a `blackboard ( классная доска) – a `black `board (чёрная доска), а также одну часть речи от другой: to dic`tate ( диктовать) `dictate (предписание); to in`crease (возрастать) `increase (возрастание); to con`duct (вести) `conduct (поведение); to ob`ject (возражать) `object (предмет); to per`mit (позволять) `permit (разрешение); to ex`port (экспортировать) – `export (экспорт).

В английском языке все слова, которые состоят из трех или более слогов, обязательно имеют два равнозначных ударения. Кроме того, составные прилагательные, глаголы с наречиями, составные существительные, числительные (13 - 19, 21 - 99) также могут иметь два ударения: ` fif`teen, `seven`teen.

Часто из-за ритма слова с двумя ударениями утрачивают одно из них под влиянием слов, стоящих рядом с ними. Например, если перед двухударным словом стоит другое ударное слово, то остается лишь второе ударение:`Bus `number eigh`teen. It's `number seven`teen.

Если же за словом с двумя ударениями идет ударное слово, то двухударное слово лишается своего второго ударения: I have `eighteen `pens. There are `thirteen `books on the shelf.

Определение словесного ударения в английском слове представляет определенную трудность. Во-первых, нужно определить наличие в слове префиксов (приставок) и суффиксов, так как префиксы глаголов, прилагательных, наречий, предлогов не принимают на себя ударения (смещают его на корень), а некоторые суффиксы влияют на положение ударения в слове. Во-вторых, в английском языке, особенно в многосложных словах, существует расхождение между количеством графических слогов (которое формально равно количеству гласных букв, считая реальные гласные диграфы, читаемые комплексно и всегда входящие в состав одного слога, принимаемого за одну букву) и количеством фактически произносимых слогов (каждый из которых содержит один гласный звук или дифтонг). Распределение же ударения зависит, прежде всего, от фактически произносимых слогов, например: literature, interesting.

Однако большинство наиболее употребительных английских слов одно- и трехсложные, и распределение ударения в них подчиняется следующим правилам. Ударение в подавляющем большинстве английских двусложных слов падает, как правило, на начальный слог, если только он не представляет собой префикс. В подавляющем большинстве трехсложных и многосложных слов ударным слогом является третий слог, отсчитываемый от конца слова, если оно двусложное, то ударен второй от конца слог. Для правильного определения ударения нужно, как уже говорилось выше, знать суффиксы и, прежде всего, префиксы английского языка.

В словах, оканчивающихся на суффикс типа -ion, ударение падает на слог, непосредственно ему предшествующий. К суффиксам этого типа относятся:

- i+on, -i+ous, -i+al, -i+an, -i+ant, -i+ance, -i+ent, -i+ence .

Всегда ударен слог, предшествующий суффиксу -ic (-ical): republ ic, periodical. Ударение сохраняет свое первоначальное место в словах, образованных с помощью суффиксов и окончаний: -ly, -ful, -less, -nees, -ism, -ing, -er, -or, -(e)d, -(e)s. Префиксы (приставки) наиболее часто встречаются у глаголов и прилагательных, у наречий и предлогов. Эти префиксы остаются безударными:

Неизменяемые префиксы

a-

a bout – вокруг, along – вперед, вдоль

be-

begin – начинать(ся), behind – сзади, позади, после

d e-

defend – защищать(ся), default – невыполнение обязательств

for-

forget – забывать

mis-

mistake – ошибаться; ошибка

per-

permit – позволять

pre-

prepare – приготавливать(ся)

pro-

produce – производить

re-

repeat – повторять, повторение

un-

unhappy – несчастливый

Префиксы, уподобляющиеся корню или сокращающиеся

abs - (ab-, a-)

ab stract – отнимать

ad - (ac-, af-, ag-, al-, an-, ap-, ar-, as-, at-)

admit – допускать, accept – принимать, assist – помогать, affect – воздействовать, arrive – прибывать,

con - (co-, col-, com-, cor-)

con duct – вести, collect – собирать, correct – исправлять

dis - (di-, dif-)

discover – обнаруживать, divide – делить(ся)

en - (em-)

enliven – оживлять, embrace – обнимать(ся)

ex - (e-, ef-)

excuse – извинять, прощать, elect –избирать; избранник, effect – совершать; результат

in - (il-, im-, ir-)

invisible – невидимый, illegal –незаконный, impossible – невозможный, irregular – нерегулярный

ob - (o-, oc-, of-, op-)

observe – наблюдать, occur – встречаться, offence – обида

sub - (suc-, suf-, sug-, sup-, sus-)

submit – подчинять(ся), success – успех, support –поддерживать, suppose – предполагать

Для распознавания префикса в случае удвоенной согласной в середине слова рекомендуется следующее правило: удвоение звонких согласных после co-, i-, глухих согласных после o-, su-, di-, e-, любых согласных после a- говорит о наличии префиксов con-, in-, ob-, sub-, dis -, ex-, ad-. Например: connect, collect, immerse, oppose, suppose, diffuse, attest.

Двусложные префиксы, сохраняющие ударение на корне при ударности самого префикса, а также префиксы, часто несущие на себе отдельное ударение

dis- + a-

a`llow – разрешать, disa`llow – запрещать

inter-

ˌinter`space – промежуток

over-

ˌover`pay – переплачивать

re-

re`make – переделывать

super-

ˌsuper`fine – тончайший

un-

un`moved – неподвижный

under-

ˌunder`stand – понимать

В английском языке образование слов часто происходит при помощи приставок, которые хотя и изменяют значение слов, но не меняют их принадлежности к той или иной части речи. Поскольку перечисленные ниже приставки имеют свое собственное значение, слова с такими приставками имеют два равноценных (одинаковых) ударения: одно на приставке, другое на самом слове. Наиболее употребительными отделяемыми приставками являются:

- приставки с отрицательным значением (un-, in-, dis-, non-):
`comfortable ‘удобный’ `un`comfortable ‘неудобный’; di`rect ‘прямой’ `in`direct ‘косвенный’; to ap`pear ‘появляться’ – to `disap`pear ‘исчезать’;
es`sential
‘существенный’ `non-es`sential ‘несущественный’;

- re - со значением ‘снова’ часто соответствует русской приставке пере-:

to write ‘написать’ to `re`write ‘переписать’;

- miss - со значением ‘неправильно, неверно’: to under`stand ‘понимать’ – to `misunder`stand ‘неправильно понимать’;

- pre - со значением ‘перед, ранее’: hi`storic ‘исторический’– `prehi`storic ‘доисторический’;

- inter- со значением ‘между, среди, взаимно’: `national ‘национальный’ `inter`national ‘интернациональный’;

- ex- со значением ‘экс, бывший’: `champion 'чемпион’ `ex-`champion ‘экс-чемпион’;

- sub- соответствует русской приставке под: ma`rine ‘морской’ `subma`rine ‘подводный’;

- ultra- со значением ‘ультра, сверх’: `modern ‘современный’ `ultra-`modern ‘ультра современный’.

В современном английском языке имеется большое количество слов с разнообразными приставками, частично или полностью утратившими свое значение. Эти слова неделимы и не осознаются как образованные с помощью приставок: re`peat ‘повторять’, re`main ‘оставлять’, re`fuse ‘отказываться’, pre`pare ‘готовить’, sub`ject ‘подвергать’, inter`rupt ‘прерывать’ и т.д.

В английском языке многосложные слова (с 4-мя, 5-ю и более слогами) имеют, как правило, два, реже три ударения, одно из которых является главным и обозначается значком вверху ударного слога, другое – второстепенным, которое ставится внизу ударного слога: ,demon`stration демонстрация’.

В русском языке два ударения могут находиться лишь в составных словах: ,темнозел`еный.

В большинстве английских составных существительных ударение падает напервый компонент сложного слова: a `reading-lamp, a `sitting-room, a `writing- desk.

Два равноценных ударения характерны для сложных и составных числительных, сложных прилагательных, фразовых глаголов: `fif`teen, `forty -`five, an `arm`chair, an `ice -`cream, a `passer -`by, `up`stairs, `down`stairs, to `put `down , to `put `on, `north -`east, `well -`planned, `good - looking.

Ритмическая тенденция к чередованию ударных и безударных слогов приводит к тому, что слова, которые в изолированном произнесении имеют два ударения, могут терять одно из ударений в связной речи: She is a 'well-known `writer. This 'writer is 'quite well-` known.

Ряд слов в английском языке, в отличие от русского, сохраняет гласный полного качества в безударном слоге, например: translate, adverb, handwork, forward, football, prospect, schoolgirl, schoolboy, sunrise, pronoun, etc.

Фразовым ударением называют более сильное воспроизведение отдельных слов предложения в сравнении с другими словами. В английской фразе ударение обычно получают лексически полнозначные слова: существительные, наречия, прилагательные, числительные, вопросительные и указательные местоимения; смысловые глаголы.

Притяжательные и личные местоимения, вспомогательные и модальные глаголы, а также служебные слова (артикли, предлоги, частицы, союзы), как правило, безударны.

Безударные слова во фразе произносятся слитно с ударными словами, к которым они примыкают грамматически и по смыслу (артикль + существительное, модальные глаголы + инфинитив).

Большинство односложных служебных слов имеют две формы произнесения: сильную и слабую или редуцированную. Долгие гласные частично или полностью (в зависимости от темпа речи) теряют свою долготу (bi: – b?), краткий гласный заменяется нейтральным звуком (?t - ?t).

Вспомогательные и модальные глаголы, а также глагол to be бывают ударными в начале общего вопроса (`Is it big? `Do you like it? `Can you do it?); в кратких ответах на общий вопрос (`Is it dark here? Yes, it `is. Do you like it? Yes, I `do . Can you do it? Yes, I`can); в кратких отрицательных формах (It `isn't on the table. I `don't like it. I `can't tell you about it); в конце предложения или синтагмы после безударных слов ( I don't know where he `is).

Но если перед безударным словом в конце предложения или смысловой группы стоит ударное, то безударное слово ударение утрачивает:I don't know where `Nick is. I don't think `Kelly can.

В полных отрицательных формах ударной является лишь частица, глагол – безударен: It is `not on the `table. I do `not `like it. He can`not `do it.
Глагол is (3-е лицо ед. числа глагола to be) в безударном положении сохраняет полное качество гласного, но произносится менее отчетливо и с большей скоростью, чем под ударением. Редукция is приводит к полному выпадению гласного. Такая сокращенная форма произносится слитно с предшествующим словом, после глухого согласного как [s], после звонкого – как [z].

Указательные местоимения this, that, these, those, как правило, ударны, если они являются подлежащим или дополнением в предложении: 'This is an `apple. 'Take `these.

В роли определения указательные местоимения не ударны: That 'orange is `ripe. Следует помнить, что в безударной позиции указательное местоимение that не редуцируется и произносится гласным [æ] – [ðæt].

Не редуцируются в безударном положении и сохраняют неизменным свой фонемный состав предлоги in, on, off, without.

Независимо от ударности/неударности всегда в полной форме произносится неопределенное местоимение any [`enɪ]. В значении ‘какое-то количество’ оно, как правило, не ударяется ('Is there any /paper?), в значении ‘любой’ – ударно ('Give me 'any book, \please).

Неопределенное местоимение some перед существительным не ударяется и имеет редуцированную форму произнесения [səm]: I 'need some `milk. Если после some нет существительного, местоимение ударно: 'Some like /coffee, 'others like `tea .

В конечной позиции во фразе безударное some не редуцируется и произносится [sʌm]: You may` take some. В значении ‘некоторый, какой-то’ some неударно, но всегда сохраняет полную форму [sʌm]: Some 'students are 'waiting for you `outside.

Обычно имеет редуцированную форму и не ударяется наречие there в вводной конструкции there is\there are: There are some `sweets on the plate.

Наречие there в роли обстоятельства места не редуцируется: There are a 'few `flowers there.

Во фразе может быть несколько информативно значимых слов, выделенных ударением. Ударный слог наиболее важного по смыслу слова является ядром интонационной группы (Nucleus), а ударение на этом слове называется ядерным. Наиболее важное по смыслу слово располагается обычно в конечной позиции, и ядерным является ударный слог последнего лексически полнозначного слова. В то же время ядро может смещаться в середину или даже начало фразы. Смысл таких высказываний становится понятен лишь в контексте. Сдвиг ядра, выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов называется логическим ударением. Логическое ударение используется для противопоставления одного слова другому или для усиления значения слова: He saw that picture. Он видел эту картину. Выделяя логическим ударением слово he, мы противопоставляем его местоимениям: она или они.That day it was raining. В тот день на самом деле шел дождь. Выделяя логическим ударением was, мы тем самым усиливаем значимость этой фразы в предложении.

Поскольку логическое ударение выходит за рамки обычного фразового ударения, то может оказаться, что с его помощью будет выделено то слово в предложении, которое обычно бывает безударным, например, личное местоимение, предлог, артикль или вспомогательный глагол: The book is on the table not under it.

Количество вариантов логического ударения зависит от цели высказывания и ситуации общения:

This year we went on an excursion to Moscow for the first time.

This year we went on an excursion to Moscow for the first time.

This year we went on an excursion to Moscow for the first time.

This year we went on an excursion to Moscow for the first time.

This year we went on an excursion to Moscow for the first time.

This year we went on an excursion toMoscow for the first time.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Прочтите, соблюдая плавность соединения гласных и согласных звуков на стыке слов: a ‿ leaf, a‿dish, a‿letter, a‿cake, a‿match, to‿read, to‿swim, to‿play, to‿dream.

Упражнение 2. Прочтите слова, обращая внимание на ударение:

Ударение на первой части сложного слова: a di`van-bed, a `coffee table, a `sitting-room, a `dining-room, a `bedroom, a `window-sill, a `flower-bed.

Слова с двумя равноценными ударениями: an `ice-`cream, a `passer-`by, `south-`east, `north-`west, `up`stairs, `down`stairs .

Составные прилагательные с двумя равноценными ударениями: `ugly-`looking, `badly-`made, `fair-`haired, `broad-`shouldered, `hard- `working, `absent-`minded,`ill-`shaped, `medium-`sized, `kind-`hearted.

Глаголы с наречиями-послелогами с двумя равноценными ударениями: to `sit `down, to `stand `up, to `go `on, to `turn `off, to `come `back, to `think `over, to `find `out, to `look `through, to `do a`way.


Упражнениe 3. Прочитайте следующие слова.

(TRACK 5.1) (a) un'aided, 'warmed, 'anticy'clonic, 'non-'resident, 're'pack, 'ex-'minister, 'pre'paid, 'mi'sspell, 'mis'place, under'dressed, Vice-'admiral, 'pre-'history, 'ultra-'fashionable.

(TRACK 5.2) (b) 'good-'looking, 'old-'fashioned, 'bad-'tempered, 'absent-'minded, 'home-'made, 'yellowish-'looking, 'square-'shaped.

(TRACK 5.3) (c) 'carry 'out, 'come a'cross, 'get 'up, 'see 'off, 'go 'on, 'point 'out, 'sit 'down, 'fall 'out, 'blow 'out, 'fall 'back, 'bring 'forth.

(TRACK 5.4) (d) 'apple-tree, 'bystander, 'daybreak, 'birthday, 'pillow-case, 'schoolboy, 'suitcase, 'time-table, 'hair-do, 'housewife, 'nothing, 'nonsense, 'everything, 'fireplace.

(TRACK 5.5) (e) 'butterfly, 'newcomer, 'blacksmith, 'airplane, 'bluebottle, 'blackbird, 'strongbox, 'overwork.

(TRACK 5.6) (f) 'abstract – to ab'stract; 'commune – to co'mmune; 'contest – to con'test; 'rebel – to re'bel; 'import – to im'port; 'forecast – to fore'cast; 'produce – to pro'duce.

(TRACK 5.7) (g) modifi'cation, aristo'cratic, mathema'tician, qualifi'cation, archaeo'logical, ornamen'tation, represen'tation, admini'stration, assimi'lation, conside'ration, exami'nation.

Упражнение 4. Прослушайте, отметьте ударение и прочитайте следующие слова:

(TRACK 5.8) (a) completion, efficient, invasion, financial, advantageous, vivacious, photogenic, scientific, materialistic, musical, geographical, technical, psychology/psychological, meteorology/meteorologist, ideology/ideologist, Viennese, Chinese, Japanese, Portuguese, Cantonese, Balinese.

(TRACK 5.9) (b) photograph, photographer, photographic; politics, political, politician; competing, competitor, competition; analyse, analysis, analytical.

(TRACK 5.10) (c) teapot, washstand, mail-bag, grandfather, handwriting, shopkeeper, office-boy, waiting room, tape-recorder, ground-floor, crossquestion, flat-footed, second-hand, post-graduate, vice-president, greenish-looking, underpopulated, ultra-modern, non-payment, antinational, non-stop, re-read, misuse, put on, fix up, pick out, make up, bluebell, black-face, bread-and-butter, red-book, blue-stocking.

(TRACK 5.11) (d) insult – to insult; object – to object, subject – to subject; present – to present; protest – to protest; outlay – to outlay, outgo – to outgo; record – to record.

Упражнение 5. Прослушайте (TRACK 5.12) и прочитайте предложения, обращая внимание на ударение.

I am `four`teen. It is `number four`teen. There are `fourteen `toys in the box.

She is `six`teen. It is `number six`teen. There are `sixteen `photos on the wall.

He is `eigh`teen. It is `number eigh`teen. There are `eighteen `pages in the book.

They are `nine`teen. It is `number nine`teen. There are `nineteen `boys in the group.

Упражнение 6. Прослушайте и прочитайте предложения, обращая внимание на ударение.

(TRACK 5.13) (a) 'bad-'tempered – a 'bad-tempered 'boy; 'eigh'teen – 'eighteen 'students.

(TRACK 5.14) (b) 'How can such a 'good-natured "woman 'have such a 'badtempered ˇdaughter? The 'mother's ex'tremely good-?natured | but the 'daughter is unbelievably bad- ˇtempered. There's a 'goodlooking girl over, there. She's 'quite good-looking. The 'train 'leaves at 'three sixteen. She's 'bought 'twenty-five ˇbooks. It 'happened in 'nineteen twenty-ˋfive. He was 'born in 'nine-teen nineteen. They were 'eighteen. I said it 'sixteen times.

(TRACK 5.15) c) 'Picca'dilly – 'Piccadilly 'Circus; ''Waterloo – Waterloo 'Station; Tra'falgar 'Square – Trafalgar Square 'Fountains; 'Hyde "Park – 'Hyde Park 'Corner; The 'Albert 'Hall – The 'Albert Hall 'concert; 'Covent 'Garden – 'Covent Garden "Market.

Упражнение 7. ( TRACK 5.16) Прочитайте слова, сохраняя полное качество гласных в безударной позиции.

Phoneme, football, schoolmate, February, period, adverb, pronoun, childhood, telegraph, coffeepot, also, swallow, piano, translate, paragraph.

Упражнение 8. Выберите слова, которые должны иметь два ударения. Проверьте правильность выполнения по словарю.