Практикум по фонетике английского языка

Раздел 1. Звуко-буквенные соотнесения в английском языке

Правила звуко-буквенных соотнесений в английском языке . Органы речи и их работа .

Перейти к тренировочным упражнениям

Изучите теоретический материал и найдите ответы на вопросы:

1. Сколько фонем в английском языке?

2. Что такое фонетическая транскрипция?

3. Назовите активные и пассивные органы речи.

В любом языке слова состоят из звуков и букв. Буквы используются в письменной речи, а звуки – в устной. Полное соответствие звуков и букв в большинстве языков отсутствует, что приводит к определенным различиям между написанием и произношением. При описании звукового состава языка используется понятие фонемы, минимальной единицы языка, выполняющей смыслоразличительную функцию.

Количество фонем в английском языке значительно превышает количество букв: 26 букв передают 44 фонемы (24 согласные и 20 гласные). Следовательно, одна и та же буква в разных положениях может передавать разные звуки, и, наоборот, один и тот же звук может на письме передаваться разными буквами и буквосочетаниями.

Умение читать английские слова (не являющиеся исключениями) без обращения к фонетической транскрипции вырабатывается на основе правил чтения односложных, двусложных и многосложных слов. Все это требует прочного овладения правилами чтения, а также знания фонетической транскрипции.

Под фонетической транскрипцией понимается международная система условных графических обозначений звуков, где каждому конкретному звуку соответствует один определенный знак. Чтобы не смешивать буквы со знаками транскрипции, последние берутся в квадратные [t] или косые /t/ скобки. Фонетическая транскрипция слов в словарях дается вслед за орфографическим значением слова, например: economy [iːˈkɔnəmɪ]. Двоеточие [:] после гласного звука указывает на его долготу. В табл. 1 представлены гласные и согласные звуки английского языка.

Таблица 1. Звуки английского языка

Органы речи и их работа

Для описания фонем необходимо знать строение речевого аппарата человека, т.е. знать органы речи. Выдыхаемая струя воздуха из легких проходит через бронхи и попадает в дыхательное горло (рис. 1).

Рис. 1. Строение речевого аппарата

Верхняя часть дыхательного горла называется гортанью. В гортани расположены две мускульные эластичные подвижные складки - голосовые связки; пространство между ними называется голосовой щелью. При произнесении глухих согласных голосовые связки не напряжены и раздвинуты.

Когда голосовые связки напряжены и сближены, а поток воздуха заставляет их вибрировать, возникает голос, который мы слышим при произнесении гласных, сонантов или звонких согласных звуков.

В полости рта расположены следующие органы речи: язык, нёбо, отделяющее полость рта от носовой полости, зубы и губы. Для удобства описания артикуляции язык как орган ротовой полости можно условно разделить на 3 части: переднюю, в которой, в свою очередь, выделяется передний край и его кончик, среднюю и заднюю части.

В состоянии покоя передняя часть языка располагается против альвеолярной дуги на твердом нёбе, средняя часть – против твердого нёба, задняя часть – против мягкого нёба. Поверхность всего языка называется дорсальной, поверхность его передней части – преддорсальной. При поднятом положении подвижной части мягкого нёба проход для струи воздуха в носовую полость закрыт, а при опущенном ее положении воздушный поток проходит через нос.

Передняя часть языка – наиболее активная часть, она почти исключительно используется для образования различных преград (полных и неполных) при артикуляции согласных звуков. При производстве гласных она пассивна и лежит за нижними зубами. Средняя и задняя части языка составляют основную массу языка, которая менее подвижна, но может передвигаться горизонтально и вертикально, участвуя в образовании гласных звуков. Нёбо включает альвеолы (небольшие бугорки за верхними зубами), твердое нёбо и мягкое нёбо с маленьким язычком.

Органы речи принято подразделять на активные и пассивные. К активным органам речи относятся голосовые связки, задняя стенка зева, мягкое нёбо с маленьким язычком, губы, язык. Они подвижны и в процессе образования звуков занимают то или иное положение по отношению к пассивным органам речи: зубам, альвеолам, твердому нёбу, являющимся неподвижными.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 1.1) и прочитайте слова, обращая внимание на транскрипционные знаки.

Краткие гласные ( Short vowels )

[ɪ]

swim, building

[e]

red, bread, friend, any, said

[æ]

can, map

[ʌ]

son, sun

[ɒ]

clock, hot

[u]

full, book

[ə]

about, excellent, letter, doctor, sugar, Saturday

[ɪ]

Happy

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 1.2) и прочитайте слова, обращая внимание на транскрипционные знаки.

Долгие гласные (Long vowels)

[i:]

tree, seat, field, secret, kilo

[ɑ:]

can't, bar, half

[ᴐ:]

wall, talk, saw, daughter, bought, warm, more, door

[u:]

too, group, blue

[ɜ:]

bird, work, turn, learn, verb

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 1.3) и прочитайте слова, обращая внимание на транскрипционные знаки.

Дифтонги (Diphthongs)

[ɪə]

real, hear, beer, here

[eə]

care, hair, wear, where

[eɪ]

came, rain, say, great, weight

[aɪ]

time, dry, high, buy

[ᴐɪ]

point, toy

[əu]

cold, home, slow, boat

[au]

now, sound

Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 1.4) и прочитайте слова, обращая внимание на транскрипционные знаки.

Согласные (Consonants)

[b]

baby, job

[d]

do, reading, add

[f]

foot, café, off, phone

[g]

go, bigger, bag

[h]

hand, who

[j]

Yes

[k]

cold, talking, black

[l]

leave, yellow, fill

[m]

more, summer, comb

[n]

now, dinner, gone, know

[p]

pen, stopping, help

[r]

red, sorry, write

[s]

sister, glass, place, scissors

[t]

ten, better, eight, washed

[v]

view, every, five

[w]

well, away, white

[z]

zero, roses, scissors, jazz

[ʃ]

shop, washing, cash, machine, sure, national

[ʒ]

television, usually

[ʧ]

choose, which, future

[ʤ]

jeans, larger, fridge

[ŋ]

thing, bank, singer

[θ]

thank, north

[ð]

then, mother, with

Упражнение 5. Затранскрибируйте слова и объясните правила их чтения:

a) best, code, nod, tops, sent, bed, these, cod, sold, spoke, mock, theme, block, then, neck, cone, bold, enter, cell, centre, motor, depth, less, self, fold, doctor;

b) sit, lame, back, miss, sack, gave, tip, tide, tap, late, mad, made, nine, fill, cake, thick, bat, pin, pine, hate, act, ice, plot, face, hid, fate, stamp, spot, land, mole;

c) mark, gold, cap, nose, fix, harm, merry, horn, start, form, exact, examination, exit, sixty, appendix, expend, exotic, dose, nest, mist, except, pile, exile.

Упражнение 6. Определите тип слога и прочитайте следующие слова:

(A) hot, came, cure, hen, note, burn, no, tube, get, cut.
(B) Kate, bird j, pipe, life, type, born, more, fire, fork, lyre.
(C) paper, by, pet, myth, care, cork, bare, lark, fur, pane.

Упражнение 7. Прослушайте (TRACK 1.5) и прочитайте слова, объясните правила их чтения:

1) curt – cat – cutlery
2) fur – foggy – fuse
3) mercy – monk – murd jer
4) bird – button – abuse
5) sir – student – hundred
6) March – much – match
7) market – mug – musical
8) mask – must – miner
9) torn – turn – tame
10) lark – luck – Lucas
11) myth – myrtle – myself
12) mutton – mute – murmur
13) rue – running – rude
14) style – sturdy – stunning
15) ugly – unit – unlock
16) July – Joe – just
17) chose – rode – pose
18) serve – serf – self

Упражнение 8. Прочитайте следующие слова, объясните правила их чтения:

1) beer – bare – bore
2) pair – peer – pure
3) care – cure – core
4) chair – cheer – chore
5) share – shire – shore
6) fire – fear – fore
7) gear – gyre – gore
8) hire – here – hair
9) tyre – tear – tare
10) deer – dare – dear
11) jeer – mere – hear
12) queer – clear – declare
13) roar – rare
14) where – there – their