Практикум по фонетике английского языка

Раздел 2. Английские гласные фонемы в связной речи

Классификация английских гласных фонем . Позиционная долгота гласных в английском языке. Редукция гласных и сохранение полного качества в безударной позиции в слове. Модификация длительности долгих и кратких гласных в зависимости от позиции в слове и во фразе, от фразового ударения и мелодического контура. Дифтонги. Обусловленность правил чтения гласных букв типом слога и буквенным окружением.

Перейти к тренировочным упражнениям

Изучите теоретический материал и найдите ответы на вопросы:

1. Сколько гласных фонем в английском языке?

2. В чем отличие дифтонгов от монофтонгов?

3. По каким признакам различаются английские гласные?

4. В чем состоит особенность произнесения английских дифтонгов?

5. Назовите пары гласных, противопоставленных по долготе и качеству.

6. Охарактеризуйте гласные звуки [ɑ:], [е], [æ], [eɪ], [ʊə].

7. Покажите на примере парных противопоставлений слов, что различие между гласными [i:], [ɪ] в английском языке выполняет смыслоразличительную роль.

8. Объясните и покажите на примерах особенности произнесения сочетаний гласных [aiə, aʊə, əʊə].

9. От чего зависит чтение гласной буквы в ударном слоге?

10. Охарактеризуйте каждый из четырех типов слога.

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых поток воздуха свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своем пути преграды. Гласные могут представлять собой один простой звук – монофтонг или сложный звук – дифтонг (как [aɪ] в слове ice). Система гласных в английском языке включает 20 элементов: 12 монофтонгов и 8 дифтонгов.

Качество гласного определяется объемом и формой ротового резонатора, поэтому классификация английских гласных фонем (табл.2) опирается на различия по таким артикуляционным признакам, связанным с положением языка, как:

1) ряд – горизонтальное положение языка, соотносимое с частью спинки языка, участвующей в артикуляции;

2) подъём – вертикальное положение языка, соотносимое с уровнем поднятия языка в ротовой полости.

Таблица 2. Артикуляторная схема английских гласных

Выделяют 3 ряда (передний, смешанный, задний) и 3 подъема (высокий, средний, низкий). Оба признака имеют по три дополнительных градации. Кроме того, внутри каждого подъема различаются 2 разновидности гласных (широкая и узкая), соотносимые с положением губ и зубов, т.е. со степенью открытости ротовой полости. Английские гласные также различаются по долготе (краткие/долгие), напряженности (напряженные/ненапряженные), положению (лабиализованные/нелабиализованные). Долгота и напряженность тесно взаимосвязаны: долгие гласные характеризуются как напряженные, а краткие - как ненапряженные. При произнесении лабиализованных гласных губы округлены, при произнесении нелабиализованных гласных губы сохраняют нейтральное или несколько растянутое положение, как в случае с [i:], [ɪ], [e].

В зависимости от стабильности артикуляции английские гласные делятся на:

1) монофтонги, при произнесении которых артикуляция не меняется в течение всего периода звучания ([ɒ], [ɪ]);

2) дифтонги, состоящие из двух разных по качеству элементов ([aɪ], [aʊ]). В русском языке дифтонгов нет.

Гласные фонемы

[ɪ] – монофтонг переднего отодвинутого назад ряда широкой разновидности высокого подъема, краткий, ненапряженный, нелабиализованный. При произнесении [ɪ] язык находится в передней части полости рта, средняя часть языка поднята к твердому нёбу, но значительно ниже, чем при произнесении русского/белорусского [и], кончик языка находится у основания нижних зубов, губы слегка растянуты.

[i:] – долгий напряженный нелабиализованный гласный звук переднего ряда, узкой разновидности высокого подъема. Гласный [i:] считается дифтонгоидом, т.к. его артикуляция характеризуется скольжением от более низкого и отодвинутого назад звука [ɪ] к более закрытому и продвинутому вперед гласному.

[е] – монофтонг переднего ряда узкой разновидности среднего подъема, краткий, ненапряженный, нелабиализованный. При произнесении [е] язык находится в передней части полости рта, кончик языка – у основания нижних зубов, средняя часть языка поднята к твердому нёбу, губы слегка растянуты.

[æ] – нелабиализованный монофтонг переднего ряда широкой разновидности низкого подъема. При произнесении [æ] рот широко открыт, язык находится в передней части полости рта, а кончик языка – у основания нижних зубов, язык плоско лежит во рту, средняя часть его несколько приподнята. Губы слегка растянуты.

[ɑ:] – монофтонг заднего ряда широкой разновидности низкого подъема, долгий, нелабиализованный, напряженный. При произнесении этого звука язык находится в задней части полости рта, задняя часть языка слегка приподнята. Кончик языка оттянут от нижних зубов. Рот слегка приоткрыт, губы нейтральны. Гласный [ɑ:] – самый долгий из английских гласных.

[ɒ] – монофтонг глубокого заднего ряда широкой разновидности низкого подъема, краткий, ненапряженный, слабо лабиализованный. Язык находится в задней части полости рта, задняя часть языка приподнята. Рот широко открыт, губы округлены, но не вытянуты вперед.

[ɔ:] – монофтонг глубокого заднего ряда узкой разновидности низкого подъема, долгий, напряженный, лабиализованный. Язык находится в задней части полости рта, задняя спинка языка поднята к мягкому нёбу (выше, чем для [ɒ]). Губы округлены, но не выпячены.

[ʊ] – краткий, ненапряженный, слегка лабиализованный монофтонг заднего продвинутого ряда широкой разновидности высокого подъема. Язык находится в задней части полости рта, но не так далеко, как при артикуляции русского /белорусского [у]. Задняя спинка языка слегка приподнята. Губы округлены, но не вытянуты вперед.

[u:] – долгий, напряженный, лабиализованный дифтонгоид неглубокого заднего ряда узкой разновидности высокого подъема. Язык находится в задней части полости рта, задняя часть языка значительно приподнята. Дифтонгоидный характер [u:] проявляется в скольжении от продвинутого вперед и более низкого положения в направлении задней и более закрытой позиции. Губы значительно округлены. По сравнению с английским, русский/ белорусский звук [у] является более закрытым.

[ʌ] – монофтонг смешанного ряда широкой разновидности среднего подъема, краткий, ненапряженный, нелабиализованный. При произнесении этого звука рот полуоткрыт, губы нейтральны, язык несколько отодвинут назад, задняя спинка языка слегка приподнята. Гласный [ʌ] – самый краткий английский гласный звук.

[з:] – монофтонг смешанного ряда узкой разновидности среднего подъема, долгий, напряженный, нелабиализованный. При произнесении этого звука язык лежит плоско, кончик языка находится у основания нижних зубов. Рот полураскрыт, зубы обнажены. Это долгий однородный звук, при произнесении которого уклад органов речи не меняется.

[ə] – монофтонг смешанного ряда среднего подъема широкой разновидности, нелабиализованный, краткий, ненапряженный. При произнесении этого звука губы нейтральны, рот приоткрыт, язык находится в средней части полости рта. В конечном положении качество звука несколько меняется.

[eɪ] – дифтонг, ядро которого совпадает с гласным [е], т.е. это гласный звук переднего ряда узкой разновидности среднего подъема, нелабиализованный. После произнесения ядра язык делает легкое движение вверх в направлении звука [ɪ], не достигая его полного образования.

[aɪ] – дифтонг, ядром которого является гласный переднего ряда широкой разновидности низкого подъема, нелабиализованный. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [ɪ], полное образование которого не достигается.

[ɔɪ] – дифтонг, ядром которого является звук заднего ряда узкой разновидности низкого подъема, слегка лабиализованный. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении гласного [i], полное образование которого не достигается.

[аʊ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего отодвинутого назад ряда низкого подъема широкой разновидности, нелабиализованный. Он произносится почти так же, как первый элемент дифтонга [aɪ], затем язык делает движение назад и вверх в направлении звука [ʊ], полное образование которого не достигается.

[əʊ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный смешанного ряда узкой разновидности среднего подъема, лабиализованный. После произнесения ядра язык делает движение вверх и назад в направлении артикуляции [ʊ], полное звучание которого не достигается.

[ɪə] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего ряда высокого подъема широкой разновидности, нелабиализованный. После произнесения ядра язык движется к центру в направлении [ə].

[ɛə] – дифтонг, ядром которого является гласный переднего ряда среднего подъема, нелабиализованный, второй элемент – нейтральный гласный.

[ʊə] – дифтонг, ядром которого является гласный заднего продвинутого вперед ряда широкой разновидности высокого подъема, слегка лабиализованный, второй элемент дифтонга представляет собой скольжение в направлении нейтрального гласного [ə].

Чтение английских гласных. Типы слога

Несоответствие в количестве букв английского алфавита и звуков речи вызвало необходимость обозначать различные звуки одними и теми же буквами или сочетаниями букв. Это особенно характерно для гласных. Каждая гласная буква в английском языке имеет не менее четырех вариантов чтения.

Чтение гласной буквы в ударном слоге зависит от типа слога, который определяется тем, какие буквы следуют за ударной гласной. Ударные слоги принято делить на 4 типа.

Первый тип слога открытый слог, т.е. слог, оканчивающийся на гласную. Ударная гласная читается здесь так, как она называется в алфавите. Обычно это долгий гласный или дифтонг. Первый тип слога имеет две разновидности:

1) абсолютно открытый слог, графический образ которого совпадает с фонетическим, т.е. с его звучанием, например: me [mi:], no [nǝʊ];

2) условно открытый слог является графически открытым, а фонетически закрытым. Такие слова, как note [nəʊt], Pete [pi:t], исторически восходят к двусложным словам, в которых первый слог был открытым. В современном английском языке – это односложные слова, так как конечная буква е в словах этого типа не произносится. Она является только условным показателем того, что слог здесь открытый и его гласная должна читаться так же, как и в абсолютно открытом слоге.

Второй тип слога – закрытый. В этом типе слога за ударной гласной буквой следует одна или несколько согласных (любых, кроме буквы r). Гласная буква в закрытом слоге передает краткий гласный звук.

Согласные буквы, стоящие перед гласной, в большинстве случаев не влияют на чтение гласной. Так, буква е в закрытом ударном слоге передает краткий гласный звук [е] независимо от того, сколько согласных стоит перед ней: en [en], pen [pen], spend [spend].

Сочетания er, or в безударном слоге передают звук [ə]: better, doctor.

Буква о перед сочетанием согласных ld читается [əʊ]: old, bold.

Третьим типом слога принято считать тот, в котором за ударной гласной следует буква r, которая не читается, а лишь указывает на то, что предшествующая ей гласная имеет долгое чтение.

Четвертый тип слога графически напоминает первый условно-открытый слог. Разница между ними в том, что в последнем типе слога между ударной гласной и немым е стоит не любая согласная, а буква r: more, hare.

Тренировочные упражнения

Звуки [i:] / [ɪ]

На письме звук [ɪ] передается буквами Ii,Yy в закрытом слоге (big, gym), звук [i:] – буквойEe в открытом слоге (these, Pete) и буквосочетаниями ea, ee, ei, ie (veal, need, ceil, field ). Исключение: key [ki:].

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.1) и прочтите слова со звуком [i:]:

Буква ( буквосочетание)

Пример

Транскрипция

ee

see

[si:]

ee

agree

[ə'gri:]

ea

eat

[i:t]

ea

seat

[si:t]

ea

team

[ti:m]

ie

field

[fi:ld]

ie

piece

[pi:s]

e

these

[ði:z]

e

metre

['mi:tə]

e

secret

['si:krət]

e

evening

['i:vniŋ]

e

equal

['iːkwəl]

e

peter

['pi:tə]

e

museum

[mjuː'ziːəm]

e

european

[ˌjuərə'piːən]

e

chinese

['ʧaɪ'niːz]

e

japanese

[ˌʤæp(ə)'niːz]

e

complete

[kəm'pliːt]

ey

key

[ki:]

i

ski

[ski:]

i

kilo

['kiːləu]

i

litre

['liːtə]

i

pizza

['piːtsə]

i

police

[pə'liːs]

i

machine

[mə'ʃiːn]

i

magazine

[ˌmægə'ziːn]

eo

people

[pi:pl]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.2) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [i:].

1. Can you see the sea?

2. I am fond of eating pizza, give me a piece, please.

3. Nick is a member of this team.

4. A kilo of peaches and a litre of milk.

5. I`d like to buy this magazine.

6. I have visited all European capitals.

7. Please can you teach me to speak Japanese?

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.3) и прочтите слова со звуком [?].

Буква ( буквосочетание)

Пример

Транскрипция

i

if

[ɪf]

i

listen

[lɪs(ə)n]

i

kiss

[kɪs]

i

dinner

['dɪnə]

i

clip

[klɪp]

u

busy

['bɪzɪ]

u

business

['bɪznɪs]

ui

building

['bɪldɪŋ]

y

system

['sɪstəm]

y

gym

[dʒɪm]

Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.4) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɪ].

1. This is flat sixty-six.

2. We have dinner in the kitchen.

3. Buy me a cinema ticket.

4. Show me the picture of this ship.

5. I`d like to have a big building business.

Упражнение 5. Распределите следующие слова согласно их звучанию:


  • big
  • busy
  • dinner
  • give
  • green
  • in
  • listen
  • meet
  • office
  • people
  • pizza
  • please
  • repeat
  • six
  • tea
  • three
[ɪ] [i:]

Звуки [u:]/[ ʊ ]

Краткий звук [ʊ] на письме передается буквосочетаниемoo + k, p, f, t ( book, hoop, boot, roof).

Буквосочетание oo перед звонкой согласной читается как [u:]: soon, mood, room, school, choose. Исключения: good [gʊd], wood [wʊd], hood [hʊd], wool [wul], flood [flɅd], blood [blɅd].

Буква u, как правило, после согласных p, b читается как краткий звук [ʊ] (put, pull, push, bush).

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.5) и прочтите слова со звуком [u:].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

oo

too

[tu:]

ou

group

[gruːp]

oe

shoe

[ʃuː]

ue

blue

[bluː]

u

music

['mjuːzɪk]

ew

few

[fju:]

wo

two

[tu:]

ui

fruit

[fruːt]

ui

juice

[ʤuːs]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.6) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [u:].

1. I am ready too.

2. Please, work in groups.

3. I have bought new shoes.

4. The suit is red and blue.

5. Let`s listen to the music.

6. He is forty-two.

7. Give me a glass of fruit juice.

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.7) и прочтите слова со звуком [u].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

u

full

[ful]

u

sugar

['ʃugə]

oo

book

[buk]

oo

foot

[fut]

ou

would

[wud]

o

woman

['wumən]

Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.8) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [u].

1. My bag is full.

2. Where is my book?

3. My left foot hurts.

4. Don`t forget to buy a kilo of sugar.

5. Who's that woman?

Упражнение 5. Распределите слова согласно их звучанию:


  • food
  • June
  • look
  • news
  • room
  • school
  • soup
  • spoon
  • sugar
  • Tuesday
  • two
  • book
  • cookery
  • could
  • good
  • looking
  • soon
  • through
  • foot
  • true
[u:] [ʊ]

Звуки [ɑ:]/[ʌ]/[ə]

На письме звук [ʌ] передается буквой Uu в закрытом слоге (cup, luck), а также о перед n, v, th (love, month, nothing);

звук [a:] передается сочетанием букв a+r (park, car, dark, lark, art, jar), буква a также читается как [a:] перед f, nt, th (raft, after, father, bath, plant), в сочетании a+s+согласная (class, ask, grass). Исключение: aunt.

звук [ə] передается сочетанием букв or, er, ar, стоящих в конце слова и произносимых без ударения (paper, letter, better, doctor, dollar), буква а в безударном положении в начале и в конце слова также передает звук [ə] (delta, again, attend).

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.9) и прочтите слова со звуком [?:].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

a

after

['ɑːftə]

a

afternoon

[ˌɑːftə'nuːn]

a

ask

[ɑːsk]

a

dance

[dɑːns]

a

bath

[bɑːθ]

a

bathroom

['bɑːθruːm]

a

can't

[kɑːnt]

a

glass

[glɑːs]

a

answer

['ɑːnsə]

a

fast

[fɑːst]

a

father

['fɑːðə]

a

pass

[pɑːs]

a

raft

[rɑːft]

a

tomato

[tə'mɑːtəu]

ar

car

[kɑː]

ar

far

[fɑː]

ar

park

[pɑːk]

ar

star

[stɑː]

ar

start

[stɑːt]

au

aunt

[ɑːnt]

au

laugh

[lɑːf]

ear

heart

[hɑːt]

al

half

[hɑːf]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.10) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɑ:].

1. Where is the car park?

2. We went to a large bar after the cinema.

3. How far is she?

4. She is a real film star.

5. Let`s go for a walk in the afternoon.

6. Don`t laugh at my answer.

7. We're starting in half an hour.

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.11) и прочтите слова со звуком [ʌ].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

u

bus

[bʌs]

u

cup

[kʌp]

u

duck

[dʌk]

u

luck

[lʌk]

u

much

[mʌʧ]

u

number

['nʌmbə]

u

study

['stʌdɪ]

u

sun

[sʌn]

u

sunday

['sʌndɪ]

u

uncle

['ʌŋkl]

u

under

['ʌndə]

o

colour

['kʌlə]

o

front

[frʌnt]

o

glove

[glʌv]

o

monday

['mʌndɪ]

o

month

[mʌnθ]

o

mother

['mʌðə]

o

nothing

['nʌθɪŋ]

Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.12) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ʌ].

1. Good luck next month!

2. Take bus number one.

3. She promised to come on Monday not on Sunday.

4. He has done nothing.

5. What is your favourite colour?

6. Come for a cup of tea.

7. My brother's studying in London.

Упражнение 5. Прослушайте (TRACK 2.13) и прочтите слова со звуком [ə].

Буква ( буквосочетание)

Пример

Транскрипция

a

again

[əgen]

a

attend

[ətend]

a

delta

[deltə]

er

paper

[peipə]

er

geyser

[geizə]

er

letter

[letə]

or

doctor

[dᴐktə]

Упражнение 6. Прослушайте (TRACK 2.14) и прочтите следующие предложения.

1. See you tomorrow afternoon.

2. I'll ask my aunt.

3. We were laughing and dancing in the classroom.

4. Her aunt is a famous doctor.

5. Give me a pice of paper.

6. I have sent him a letter.

7. I left my glasses in the bathroom.

Упражнение 7. Распределите слова согласно их звучанию:


  • artist
  • garden
  • country
  • March
  • fun
  • amaze
  • paper
  • money
  • part
  • mother
  • heart
  • far
  • butter
  • love
  • dark
  • letter
  • husband
  • son
  • cut
  • luck
  • hard
  • carpet
  • enter
[u:] [ʌ] [ə]

Звуки [ɔ:]/[ɒ]

На письме звук [ɒ] передается буквой Оo, если после нее стоит одна или несколько согласных (got, soft, odd, often); звук [ɒ:] передается буквой Оo, если за ней следует буква r (horn, lord); al+согласная (call, talk), причем согласная l не читается; буквосочетаниями aw (law); au (autumn). Исключение: aunt [a:nt].

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.15) и прочтите слова со звуком [ᴐ].

Буква ( буквосочетание)

Пример

Транскрипция

o

box

[bᴐks]

o

chocolate

['ʧɔklət]

o

coffee

['kɔfɪ]

o

copy

['kɔpɪ]

o

cross

[krɔs]

o

dog

[dᴐg]

o

holiday

['hɔlədeɪ]

o

hospital

['hɔspɪt(ə)l]

o

job

[ʤᴐb]

o

lock

[lᴐk]

o

long

[lɔŋ]

o

off

[ᴐf]

o

often

['ɔf(t)(ə)n]

o

possible

['pɔsəbl]

o

shop

[ʃɔp]

o

song

[sɔŋ]

o

sorry

['sɔrɪ]

o

wrong

[rɔŋ]

a

quality

['kwɔlətɪ]

a

want

[wᴐnt]

a

wash

[wɔʃ]

a

watch

[wɔʧ]

a

what

[wɔt]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.16) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ᴐ].

1. Have you got a lot of shopping?

2. Nick has gone to buy some chocolate.

3. Sorry, you are wrong.

4. Do you want another cup of coffee?

5. Please, lock the door.

6. How much does your watch cost?

7. She said the coffee wasn't very good, but I thought it was.

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.17) и прочтите слова со звуком [ᴐ:].

Буква ( буквосочетание)

Пример

Транскрипция

a

all

[ᴐ:l]

a

ball

[bᴐ:l]

a

call

[kᴐ:l]

a

fall

[fᴐ:l]

a

water

['wɔːtə]

a

water

['wɔːtə]

al

talk

[tᴐ:k]

al

walk

[wᴐ:k]

au

autumn

['ɔːtəm]

aw

saw

[sɔː]

augh

daughter

[dᴐ:tə]

ar

quarter

['kwɔːtə]

ar

warm

[wɔːm]

or

born

[bɔːn]

or

corner

['kɔːnə]

or

forty

['fɔːtɪ]

or

horse

[hɔːs]

or

short

[ʃɔːt]

oor

door

[dᴐ:]

oor

floor

[flᴐ:]

ore

before

[bɪ'fɔː]

ore

more

[mᴐ:]

our

four

[fᴐ:]

Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.18) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ᴐ:].

1. It is a quarter past four.

2. Let`s meet at the corner.

3. Bring some more water.

4. “Fall” is the same as “autumn”.

5. Give a ball to my daughter.

6. Give me some warm water, please.

7. Knock the fourth door on the fourth floor.

Упражнение 5. Распределите слова согласно их звучанию:


  • box
  • clock
  • caught
  • want
  • daughter
  • sorry
  • what
  • gone
  • walk
  • holiday
  • chocolate
  • autumn
  • stop
  • bottle
  • wash
  • before
  • door
  • lock
  • floor
  • more
[ᴐ] [ᴐ:]

Звуки [e]/[æ]

На письме звук [?] передается буквой Аa в закрытом слоге (map, plan, cat, sand, Ann), звук [e] – буквой Ee в закрытом слоге (pen, bed, tent, egg, desk, end).

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.19) и прочтите слова со звуком [e]:

Буква ( буквосочетание)

Пример

Транскрипция

e

better

['betə]

e

check

[ʧek]

e

leg

[leg]

e

letter

['letə]

e

red

[red]

e

sentence

['sentəns]

ea

bread

[bred]

ea

head

[hed]

ea

read

[red]

ie

friend

[frend]

a

any

['enɪ]

a

many

['menɪ]

ai

again

[ə'gen]

ai

said

[sed]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.20) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [e].

1. Please, check it again.

2. Send me a cheque.

3. Correct the sentences in the letter.

4. It is twenty to twelve, I am late.

5. Don`t forget to help your friend.

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.21) и прочтите слова со звуком [æ]:

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

a

bag

[bæg]

a

camera

['kæm(ə)rə]

a

factory

['fækt(ə)rɪ]

a

hat

[hæt]

a

jam

[ʤæm]

a

manager

['mænɪʤə]

a

map

[mæp]

a

plan

[plæn]

a

sack

[sæk]

a

traffic

['træfɪk]

Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.22) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [æ].

1. Thanks for a new jacket.

2. I need some cash, let`s go to the bank.

3. Where's my black hat?

4. That man works as a manager at the factory.

5. Help me with this heavy bag.

Упражнение 5. Распределите слова согласно их звучанию:


  • map
  • hand
  • best
  • egg
  • man
  • men
  • many
  • have
  • next
  • seven
  • again
  • back
  • flat
  • cat
  • pepper
  • head
  • set
  • camera
  • stamp
  • friend
  • had
  • better
  • any
  • plan
  • hat
[æ] [e]

Звук [ə:]

На письме звук [ ə: ] передается гласными буквами e, i, u , y, если за ними следует буква r (verb, girl, turn); а также буквосочетанием ear + согласная (early, earth).

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.23) и прочтите слова со звуком [ɜ].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

ir

bird

[bɜːd]

ir

circle

['sɜːkl]

ir

thirty

['θɜ:tɪ]

or

word

[w??d]

or

work

[wɜːk]

or

world

[wɜːld]

or

worse

[wɜːs]

ur

turn

[tɜːn]

ur

Thursday

['θɜːzdɪ]

our

journey

['ʤɜːnɪ]

ear

early

['ɜːlɪ]

ear

earth

[ɜːθ]

ear

heard

[hɜːd]

ear

learn

[lɜːn]

er

service

['sɜːvɪs]

er

Germany

['ʤɜːmənɪ]

er

prefer

[prɪ'fɜː]

er

dessert

[dɪ'zɜːt]

er

verb

[vɜːb]

er

university

[ˌjuːnɪ'vɜːsətɪ]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.24) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɜː].

1. Is your birthday on May the thirty-first?

2. When would you prefer, Monday or Thursday?

3. That was the worst journey in the world!

4. Have you ever heard this word?

5. The dessert was very good.

6. She went to university to learn hotel service.

7. She speaks German.

Упражнение 3. Распределите слова согласно их звучанию:


  • beard
  • car
  • chair
  • church
  • curtains
  • dirty
  • door
  • floor
  • four
  • girl
  • house
  • large
  • March
  • near
  • nurse
  • pair
  • parked
  • purse
  • shirt
  • shorts
  • stars
  • surfer
  • third
  • warm
  • wearing
[ɜ:] [ᴐ:] [ɑ:] другой звук

Звуки [iə]/[ɛə]

На письме звук [] передается буквой e, после которой стоит буква r + гласная (here, severe, period), буквосочетанием ear (appear, clear, weary, dear), буквосочетанием eer (engineer, sheer).

Звук [ɛə] передается буквосочетаниями air (staircase, hair), eir (their), буквами a+r+e (care, pare, fare, stare, parents). Исключение: where, there.

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.25) и прочтите слова со звуком [ɪə].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

ea

real

[rɪəl]

ear

ear

[ɪə]

ear

beard

[bɪəd]

ear

clear

[klɪə]

ear

hear

[hɪə]

ear

nearly

['nɪəlɪ]

ear

year

[jɪə]

eer

beer

[bɪə]

eer

cheers

[ʧɪə]

ere

here

[hɪə]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.26) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɪə].

1. Wait, we're near!

2. Have a beer!

3. Is there a bank near here?

4. My ear hurts, I don`t hear.

5. The meaning isn't really clear.

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.27) и прочтите слова со звуком [ɛə].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

are

сare

[kɛə]

are

fare

[fɛə]

are

square

[skwɛə]

air

air

[ɛə]

air

chair

[ʧɛə]

air

fair

[fɛə]

air

hair

[hɛə]

air

stair

[stɛə]

ear

wear

[wɛə]

ere

where

[wɛə]

ae

aeroplane

['ɛərəpleɪn]

Упражнение 4 . Прослушайте (TRACK 2.28) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɛə].

1. Look at that aeroplane!

2. Such lovely fair hair!

3. Please, take care.

4. Up there, in the air, of course!

Упражнение 5. Прочтите письмо и найдите в нем слова со звуками [ɪə] и [ɛə]. Занесите их в таблицу.

Dear Mary,

I'm really pleased you can come to the theatre with us tonight. We've got seats upstairs, near the front. See you there! Sarah


  • Dear
  • Mary,
  • I'm
  • really
  • pleased
  • you
  • can
  • come
  • to
  • the
  • theatre
  • with
  • us
  • tonight.
  • We've
  • got
  • seats
  • upstairs,
  • near
  • the
  • front.
  • See
  • you
  • there!
  • Sarah
[ɪə] [ɛə]

Звуки [eɪ]/[aɪ]/[ᴐɪ]

На письме звук [ei] обозначается буквой Aa в открытом слоге (gate, tape, late, stale), буквосочетанием ey (grey, they). Исключение: key [ki:].

Звук [ai] обозначается буквами Ii, Yy в открытом слоге (like, type), буквосочетанием igh (right, night). Звук [ɔi] передается буквосочетаниями oi (noise, coin, poison), oy (boy, toy, enjoy).

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.29) и прочтите слова со звуком [eɪ].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

a

age

[eɪʤ]

a

came

[keɪm]

a

plane

[pleɪn]

a

table

[teɪbl]

ai

rain

[reɪn]

ai

wait

[weɪt]

ay

day

[deɪ]

ay

play

[pleɪ]

ay

say

[seɪ]

ey

grey

[greɪ]

ea

break

[breɪk]

ea

great

[greɪt]

eigh

eight

[eɪt]

eigh

weight

[weɪt]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.30) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [eɪ].

1. They came a day later.

2. It was a grey day in May.

3. Is this the way to the station?

4. Wait at the gate – I'll be there at eight.

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 22.31) и прочтите слова со звуком [aɪ].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

i

hi

[haɪ]

i

like

[laɪk]

i

time

[taɪm]

i

white

[waɪt]

ie

die

[daɪ]

y

dry

[draɪ]

y

july

[ʤu'laɪ]

y

why

[waɪ]

igh

high

[haɪ]

igh

bright

[braɪt]

igh

right

[raɪt]

uy

buy

[baɪ]

Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.32) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [aɪ].

1. Do you like dry wine?

2. Why don't you want to try?

3. The answer is right.

4. What do you want to buy?

5. The level is high.

6. July will be dry.

7. Drive on the right.

Упражнение 5. Прослушайте (TRACK 2.33) и прочтите слова со звуком [ᴐɪ].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

oi

coin

[kɔɪn]

oi

point

[pɔɪnt]

oi

voice

[vɔɪs]

oy

boy

[bɔɪ]

oy

enjoy

[ɪn'ʤɔɪ]

Упражнение 6. Прослушайте (TRACK 2.34) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ᴐɪ].

1. I can hear a boy's voice.

2. Lend me a coin.

3. Enjoy the party!

4. These are his toys.

Упражнение 7. Распределите слова по колонкам согласно их звучанию:


  • train
  • try
  • write
  • boy
  • buy
  • break
  • Spain
  • coin
  • mistake
  • fly
  • find
  • cake
  • eight
  • toy
  • time
  • bye
  • enjoy
  • point
  • day
  • light
  • table
  • plane
  • voice
  • ice
  • wine
  • right
  • case
  • radio
  • mile
  • great
  • night
  • my
[eɪ] [aɪ] [ᴐɪ]

Звуки [əʊ]/[аʊ]

На письме звук [aʊ] передается буквосочетаниями ou (house, cloud, about), оw (town, how, brown, drown, down). Исключение: country [kʌntri], cousin [kʌzn].

Звук [əʊ] передается буквосочетаниями ow, oa, oe (toe, boat, low), буквой Оо в открытом слоге (close, no). Исключение: post, cold.

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.35) и прочтите слова со звуком [əʊ].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

o

cold

[kəʊld]

o

post

[pəʊst]

o

close

[kləʊz]

o

home

[həʊm]

o

phone

[fəʊn]

ow

know

[nəʊ]

ow

low

[ləʊ]

ow

show

[ʃəʊ]

oa

boat

[bəʊt]

oe

toe

[təʊ]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.36) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [əʊ].

1. I don't know.

2. My toes are cold.

3. She phoned me in October.

4. Let`s go home.

5. Tim showed us his boat.

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.37) и прочтите слова со звуком [aʊ].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

ow

how

[haʊ]

ow

now

[naʊ]

ow

vowel

['vaʊəl]

ou

loud

[laʊd]

ou

mouse

[maʊs]

ou

mouth

[maʊθ]

ou

round

[raʊnd]

ou

sound

[saʊnd]

Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.38) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [aʊ].

1. He has won a thousand pounds.

2. Repeat vowel sounds.

3. Look! This is a mouse.

4. His voice is so loud.

5. How to pronounce this sound?

Упражнение 5. Найдите и выделите кликом мыши лишнее по звучанию слово.


Houses, soup, about, mountains.
Stone, gone, closed, coast.
Brown, flower, snow, town.
Old, over, lost, no.
Coach, boat, some, road.

Звуки [ʊə],[ɛə]

Звук [ʊə] передается буквосочетанием oor (poor ), так также читается буква u после звуков [ʃ, l] (sure, plural);

Звук [ɛə] передается буквосочетаниями air (staircase, hair), eir (their); буквами a+r+e (care, pare, fare, stare, parents). Исключение: where, there.

Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.39) и прочтите слова со звуком [(j)ʊə].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

oor

boor

[bʊə]

oor

moor

[mʊə]

oor

poor

[puə]

ure

sure

[ʃuə]

ue

cruel

[kruəl]

ure

cure

[kjuə]

ure

pure

[pjuə]

eu

europe

['juərəp]

u

usually

['ju:ʒuəli]

u

mural

[`mjuərəl]

u

plural

['pluərəl]

ure

surely

['ʃuəli]

Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.40) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звуков [(j)ʊə].

1. I am sure you will be late. Hurry up!

2. This noun is uncountable, it has no plural form.

3. This poor child can`t be cured.

4. Don`t be so cruel!

5. Europe is very popular among tourists.

Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.41) и прочтите слова со звуком [ɛə].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

are

сare

[kɛə]

are

fare

[fɛə]

air

сhair

[tʃɛə]

air

pair

[pɛə]

ere

where

[wɛə]

air

hair

[hɛə]

are

stare

[stɛə]

air

staircase

['stɛəkeis]

are

parents

['pɛərənts]

ere

there

[ðɛə]

eir

their

[ðɛə]

Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.42) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɛə].

1. He has cut his hair.

2. Parents take care of their kids.

3. Don`t use this chair, it is broken.

4. Please, show me a bigger pair of shoes.

5. I can`t find him, he must have gone somewhere.

В ряде английских слов встречаются сочетания дифтонгов [ai, aʊ, əʊ] с нейтральным гласным[ə]. Они возникают при образовании слов с помощью суффикса - er от основы, заканчивающейся на один из указанных гласных звуков (dry – drier [drai – `draiə]). Сочетания [aiə, aʊə] могут встретиться и внутри корневой морфемы: fire [`faiə], flower [`flaʊə].

Такие трехэлементные гласные внутри корневой морфемы иногда называютсятрифтонгами. Сочетание [aiə] передается буквамиi и y, если за ними следует буква r + немая e (fire, hire, wire, desire), а также буквосочетанием io (lion, pioneer). Сочетание [aʊə] на письме передается буквосочетаниемow + гласная (flower, shower, towel, vowel, power), буквосочетанием our (sour).

Упражнение 5. Прослушайте (TRACK 2. 43) и прочтите слова с [aiə].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

ire

fire

[faiə]

ire

hire

[haiə]

ire

wire

[waiə]

i

lion

[laiən]

ire

desire

[dizaiə]

ire

tired

[taiəd]

i

iron

[aiən]

Упражнение 6. Прослушайте (TRACK 2.44) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение сочетания [aiə].

1. Switch the iron off, please.

2. This is my secret desire.

3. “King Lion” is on at the cinema.

4. Keep silence! Mother is tired.

5. Be careful with the fire!

Упражнение 7. Прослушайте (TRACK 2.45) и прочтите слова с [auə].

Буква (буквосочетание)

Пример

Транскрипция

our

hour

[auə]

our

sour

[sauə]

ow

coward

[kauəd]

ow

flower

[flauə]

ow

towel

[tauəl]

ow

power

[pauə]

ow

vowel

[vauəl]

Упражнение 8. Прослушайте (TRACK 2.46) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение трифтонга [aiə].

1. Give me a clean towel, please.

2. Repeat these vowel sounds.

3. Look! What a wonderful flower.

4. Jump! Don`t be a coward.

5. Is it yours or ours?

Упражнение 9. Распределите слова по колонкам согласно их звучанию:


  • riot
  • buyer
  • towel
  • pare
  • fare
  • flower
  • where
  • fire
  • hire
  • their
  • parents
  • sure
  • pure
  • hair
  • cure
  • stair
[uə] [juə] [ɛə] [aiə] [auə]