Классификация английских гласных фонем . Позиционная долгота гласных в английском языке. Редукция гласных и сохранение полного качества в безударной позиции в слове. Модификация длительности долгих и кратких гласных в зависимости от позиции в слове и во фразе, от фразового ударения и мелодического контура. Дифтонги. Обусловленность правил чтения гласных букв типом слога и буквенным окружением.
Перейти к тренировочным упражнениям
Изучите теоретический материал и найдите ответы на вопросы:
1. Сколько гласных фонем в английском языке?
2. В чем отличие дифтонгов от монофтонгов?
3. По каким признакам различаются английские гласные?
4. В чем состоит особенность произнесения английских дифтонгов?
5. Назовите пары гласных, противопоставленных по долготе и качеству.
6. Охарактеризуйте гласные звуки [ɑ:], [е], [æ], [eɪ], [ʊə].
7. Покажите на примере парных противопоставлений слов, что различие между гласными [i:], [ɪ] в английском языке выполняет смыслоразличительную роль.
8. Объясните и покажите на примерах особенности произнесения сочетаний гласных [aiə, aʊə, əʊə].
9. От чего зависит чтение гласной буквы в ударном слоге?
10. Охарактеризуйте каждый из четырех типов слога.
Гласные звуки – это звуки, при образовании которых поток воздуха свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своем пути преграды. Гласные могут представлять собой один простой звук – монофтонг или сложный звук – дифтонг (как [aɪ] в слове ice). Система гласных в английском языке включает 20 элементов: 12 монофтонгов и 8 дифтонгов.
Качество гласного определяется объемом и формой ротового резонатора, поэтому классификация английских гласных фонем (табл.2) опирается на различия по таким артикуляционным признакам, связанным с положением языка, как:
1) ряд – горизонтальное положение языка, соотносимое с частью спинки языка, участвующей в артикуляции;
2) подъём – вертикальное положение языка, соотносимое с уровнем поднятия языка в ротовой полости.
Таблица 2. Артикуляторная схема английских гласных
Выделяют 3 ряда (передний, смешанный, задний) и 3 подъема (высокий, средний, низкий). Оба признака имеют по три дополнительных градации. Кроме того, внутри каждого подъема различаются 2 разновидности гласных (широкая и узкая), соотносимые с положением губ и зубов, т.е. со степенью открытости ротовой полости. Английские гласные также различаются по долготе (краткие/долгие), напряженности (напряженные/ненапряженные), положению (лабиализованные/нелабиализованные). Долгота и напряженность тесно взаимосвязаны: долгие гласные характеризуются как напряженные, а краткие - как ненапряженные. При произнесении лабиализованных гласных губы округлены, при произнесении нелабиализованных гласных губы сохраняют нейтральное или несколько растянутое положение, как в случае с [i:], [ɪ], [e].
В зависимости от стабильности артикуляции английские гласные делятся на:
1) монофтонги, при произнесении которых артикуляция не меняется в течение всего периода звучания ([ɒ], [ɪ]);
2) дифтонги, состоящие из двух разных по качеству элементов ([aɪ], [aʊ]). В русском языке дифтонгов нет.
Гласные фонемы
[ɪ] – монофтонг переднего отодвинутого назад ряда широкой разновидности высокого подъема, краткий, ненапряженный, нелабиализованный. При произнесении [ɪ] язык находится в передней части полости рта, средняя часть языка поднята к твердому нёбу, но значительно ниже, чем при произнесении русского/белорусского [и], кончик языка находится у основания нижних зубов, губы слегка растянуты.
[i:] – долгий напряженный нелабиализованный гласный звук переднего ряда, узкой разновидности высокого подъема. Гласный [i:] считается дифтонгоидом, т.к. его артикуляция характеризуется скольжением от более низкого и отодвинутого назад звука [ɪ] к более закрытому и продвинутому вперед гласному.
[е] – монофтонг переднего ряда узкой разновидности среднего подъема, краткий, ненапряженный, нелабиализованный. При произнесении [е] язык находится в передней части полости рта, кончик языка – у основания нижних зубов, средняя часть языка поднята к твердому нёбу, губы слегка растянуты.
[æ] – нелабиализованный монофтонг переднего ряда широкой разновидности низкого подъема. При произнесении [æ] рот широко открыт, язык находится в передней части полости рта, а кончик языка – у основания нижних зубов, язык плоско лежит во рту, средняя часть его несколько приподнята. Губы слегка растянуты.
[ɑ:] – монофтонг заднего ряда широкой разновидности низкого подъема, долгий, нелабиализованный, напряженный. При произнесении этого звука язык находится в задней части полости рта, задняя часть языка слегка приподнята. Кончик языка оттянут от нижних зубов. Рот слегка приоткрыт, губы нейтральны. Гласный [ɑ:] – самый долгий из английских гласных.
[ɒ] – монофтонг глубокого заднего ряда широкой разновидности низкого подъема, краткий, ненапряженный, слабо лабиализованный. Язык находится в задней части полости рта, задняя часть языка приподнята. Рот широко открыт, губы округлены, но не вытянуты вперед.
[ɔ:] – монофтонг глубокого заднего ряда узкой разновидности низкого подъема, долгий, напряженный, лабиализованный. Язык находится в задней части полости рта, задняя спинка языка поднята к мягкому нёбу (выше, чем для [ɒ]). Губы округлены, но не выпячены.
[ʊ] – краткий, ненапряженный, слегка лабиализованный монофтонг заднего продвинутого ряда широкой разновидности высокого подъема. Язык находится в задней части полости рта, но не так далеко, как при артикуляции русского /белорусского [у]. Задняя спинка языка слегка приподнята. Губы округлены, но не вытянуты вперед.
[u:] – долгий, напряженный, лабиализованный дифтонгоид неглубокого заднего ряда узкой разновидности высокого подъема. Язык находится в задней части полости рта, задняя часть языка значительно приподнята. Дифтонгоидный характер [u:] проявляется в скольжении от продвинутого вперед и более низкого положения в направлении задней и более закрытой позиции. Губы значительно округлены. По сравнению с английским, русский/ белорусский звук [у] является более закрытым.
[ʌ] – монофтонг смешанного ряда широкой разновидности среднего подъема, краткий, ненапряженный, нелабиализованный. При произнесении этого звука рот полуоткрыт, губы нейтральны, язык несколько отодвинут назад, задняя спинка языка слегка приподнята. Гласный [ʌ] – самый краткий английский гласный звук.
[з:] – монофтонг смешанного ряда узкой разновидности среднего подъема, долгий, напряженный, нелабиализованный. При произнесении этого звука язык лежит плоско, кончик языка находится у основания нижних зубов. Рот полураскрыт, зубы обнажены. Это долгий однородный звук, при произнесении которого уклад органов речи не меняется.
[ə] – монофтонг смешанного ряда среднего подъема широкой разновидности, нелабиализованный, краткий, ненапряженный. При произнесении этого звука губы нейтральны, рот приоткрыт, язык находится в средней части полости рта. В конечном положении качество звука несколько меняется.
[eɪ] – дифтонг, ядро которого совпадает с гласным [е], т.е. это гласный звук переднего ряда узкой разновидности среднего подъема, нелабиализованный. После произнесения ядра язык делает легкое движение вверх в направлении звука [ɪ], не достигая его полного образования.
[aɪ] – дифтонг, ядром которого является гласный переднего ряда широкой разновидности низкого подъема, нелабиализованный. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении звука [ɪ], полное образование которого не достигается.
[ɔɪ] – дифтонг, ядром которого является звук заднего ряда узкой разновидности низкого подъема, слегка лабиализованный. После произнесения ядра язык делает движение вверх в направлении гласного [i], полное образование которого не достигается.
[аʊ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего отодвинутого назад ряда низкого подъема широкой разновидности, нелабиализованный. Он произносится почти так же, как первый элемент дифтонга [aɪ], затем язык делает движение назад и вверх в направлении звука [ʊ], полное образование которого не достигается.
[əʊ] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный смешанного ряда узкой разновидности среднего подъема, лабиализованный. После произнесения ядра язык делает движение вверх и назад в направлении артикуляции [ʊ], полное звучание которого не достигается.
[ɪə] – дифтонг. Ядро дифтонга – гласный переднего ряда высокого подъема широкой разновидности, нелабиализованный. После произнесения ядра язык движется к центру в направлении [ə].
[ɛə] – дифтонг, ядром которого является гласный переднего ряда среднего подъема, нелабиализованный, второй элемент – нейтральный гласный.
[ʊə] – дифтонг, ядром которого является гласный заднего продвинутого вперед ряда широкой разновидности высокого подъема, слегка лабиализованный, второй элемент дифтонга представляет собой скольжение в направлении нейтрального гласного [ə].
Чтение английских гласных. Типы слога
Несоответствие в количестве букв английского алфавита и звуков речи вызвало необходимость обозначать различные звуки одними и теми же буквами или сочетаниями букв. Это особенно характерно для гласных. Каждая гласная буква в английском языке имеет не менее четырех вариантов чтения.
Чтение гласной буквы в ударном слоге зависит от типа слога, который определяется тем, какие буквы следуют за ударной гласной. Ударные слоги принято делить на 4 типа.
Первый тип слога – открытый слог, т.е. слог, оканчивающийся на гласную. Ударная гласная читается здесь так, как она называется в алфавите. Обычно это долгий гласный или дифтонг. Первый тип слога имеет две разновидности:
1) абсолютно открытый слог, графический образ которого совпадает с фонетическим, т.е. с его звучанием, например: me [mi:], no [nǝʊ];
2) условно открытый слог является графически открытым, а фонетически закрытым. Такие слова, как note [nəʊt], Pete [pi:t], исторически восходят к двусложным словам, в которых первый слог был открытым. В современном английском языке – это односложные слова, так как конечная буква е в словах этого типа не произносится. Она является только условным показателем того, что слог здесь открытый и его гласная должна читаться так же, как и в абсолютно открытом слоге.
Второй тип слога – закрытый. В этом типе слога за ударной гласной буквой следует одна или несколько согласных (любых, кроме буквы r). Гласная буква в закрытом слоге передает краткий гласный звук.
Согласные буквы, стоящие перед гласной, в большинстве случаев не влияют на чтение гласной. Так, буква е в закрытом ударном слоге передает краткий гласный звук [е] независимо от того, сколько согласных стоит перед ней: en [en], pen [pen], spend [spend].
Сочетания er, or в безударном слоге передают звук [ə]: better, doctor.
Буква о перед сочетанием согласных ld читается [əʊ]: old, bold.
Третьим типом слога принято считать тот, в котором за ударной гласной следует буква r, которая не читается, а лишь указывает на то, что предшествующая ей гласная имеет долгое чтение.
Четвертый тип слога графически напоминает первый условно-открытый слог. Разница между ними в том, что в последнем типе слога между ударной гласной и немым е стоит не любая согласная, а буква r: more, hare.
Звуки [i:] / [ɪ]
На письме звук [ɪ] передается буквами Ii,Yy в закрытом слоге (big, gym), звук [i:] – буквойEe в открытом слоге (these, Pete) и буквосочетаниями ea, ee, ei, ie (veal, need, ceil, field ). Исключение: key [ki:].
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.1) и прочтите слова со звуком [i:]:
Буква ( буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
ee |
see |
[si:] |
ee |
agree |
[ə'gri:] |
ea |
eat |
[i:t] |
ea |
seat |
[si:t] |
ea |
team |
[ti:m] |
ie |
field |
[fi:ld] |
ie |
piece |
[pi:s] |
e |
these |
[ði:z] |
e |
metre |
['mi:tə] |
e |
secret |
['si:krət] |
e |
evening |
['i:vniŋ] |
e |
equal |
['iːkwəl] |
e |
peter |
['pi:tə] |
e |
museum |
[mjuː'ziːəm] |
e |
european |
[ˌjuərə'piːən] |
e |
chinese |
['ʧaɪ'niːz] |
e |
japanese |
[ˌʤæp(ə)'niːz] |
e |
complete |
[kəm'pliːt] |
ey |
key |
[ki:] |
i |
ski |
[ski:] |
i |
kilo |
['kiːləu] |
i |
litre |
['liːtə] |
i |
pizza |
['piːtsə] |
i |
police |
[pə'liːs] |
i |
machine |
[mə'ʃiːn] |
i |
magazine |
[ˌmægə'ziːn] |
eo |
people |
[pi:pl] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.2) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [i:].
1. Can you see the sea? |
2. I am fond of eating pizza, give me a piece, please. |
3. Nick is a member of this team. |
4. A kilo of peaches and a litre of milk. |
5. I`d like to buy this magazine. |
6. I have visited all European capitals. |
7. Please can you teach me to speak Japanese? |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.3) и прочтите слова со звуком [?].
Буква ( буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
i |
if |
[ɪf] |
i |
listen |
[lɪs(ə)n] |
i |
kiss |
[kɪs] |
i |
dinner |
['dɪnə] |
i |
clip |
[klɪp] |
u |
busy |
['bɪzɪ] |
u |
business |
['bɪznɪs] |
ui |
building |
['bɪldɪŋ] |
y |
system |
['sɪstəm] |
y |
gym |
[dʒɪm] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.4) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɪ].
1. This is flat sixty-six. |
2. We have dinner in the kitchen. |
3. Buy me a cinema ticket. |
4. Show me the picture of this ship. |
5. I`d like to have a big building business. |
Упражнение 5. Распределите следующие слова согласно их звучанию:
|
|
[ɪ] | [i:] |
---|---|
|
|
Звуки [u:]/[ ʊ ]
Краткий звук [ʊ] на письме передается буквосочетаниемoo + k, p, f, t ( book, hoop, boot, roof).
Буквосочетание oo перед звонкой согласной читается как [u:]: soon, mood, room, school, choose. Исключения: good [gʊd], wood [wʊd], hood [hʊd], wool [wul], flood [flɅd], blood [blɅd].
Буква u, как правило, после согласных p, b читается как краткий звук [ʊ] (put, pull, push, bush).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.5) и прочтите слова со звуком [u:].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
oo |
too |
[tu:] |
ou |
group |
[gruːp] |
oe |
shoe |
[ʃuː] |
ue |
blue |
[bluː] |
u |
music |
['mjuːzɪk] |
ew |
few |
[fju:] |
wo |
two |
[tu:] |
ui |
fruit |
[fruːt] |
ui |
juice |
[ʤuːs] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.6) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [u:].
1. I am ready too. |
2. Please, work in groups. |
3. I have bought new shoes. |
4. The suit is red and blue. |
5. Let`s listen to the music. |
6. He is forty-two. |
7. Give me a glass of fruit juice. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.7) и прочтите слова со звуком [u].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
u |
full |
[ful] |
u |
sugar |
['ʃugə] |
oo |
book |
[buk] |
oo |
foot |
[fut] |
ou |
would |
[wud] |
o |
woman |
['wumən] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.8) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [u].
1. My bag is full. |
2. Where is my book? |
3. My left foot hurts. |
4. Don`t forget to buy a kilo of sugar. |
5. Who's that woman? |
Упражнение 5. Распределите слова согласно их звучанию:
|
|
[u:] | [ʊ] |
---|---|
|
|
Звуки [ɑ:]/[ʌ]/[ə]
На письме звук [ʌ] передается буквой Uu в закрытом слоге (cup, luck), а также о перед n, v, th (love, month, nothing);
звук [a:] передается сочетанием букв a+r (park, car, dark, lark, art, jar), буква a также читается как [a:] перед f, nt, th (raft, after, father, bath, plant), в сочетании a+s+согласная (class, ask, grass). Исключение: aunt.
звук [ə] передается сочетанием букв or, er, ar, стоящих в конце слова и произносимых без ударения (paper, letter, better, doctor, dollar), буква а в безударном положении в начале и в конце слова также передает звук [ə] (delta, again, attend).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.9) и прочтите слова со звуком [?:].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
a |
after |
['ɑːftə] |
a |
afternoon |
[ˌɑːftə'nuːn] |
a |
ask |
[ɑːsk] |
a |
dance |
[dɑːns] |
a |
bath |
[bɑːθ] |
a |
bathroom |
['bɑːθruːm] |
a |
can't |
[kɑːnt] |
a |
glass |
[glɑːs] |
a |
answer |
['ɑːnsə] |
a |
fast |
[fɑːst] |
a |
father |
['fɑːðə] |
a |
pass |
[pɑːs] |
a |
raft |
[rɑːft] |
a |
tomato |
[tə'mɑːtəu] |
ar |
car |
[kɑː] |
ar |
far |
[fɑː] |
ar |
park |
[pɑːk] |
ar |
star |
[stɑː] |
ar |
start |
[stɑːt] |
au |
aunt |
[ɑːnt] |
au |
laugh |
[lɑːf] |
ear |
heart |
[hɑːt] |
al |
half |
[hɑːf] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.10) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɑ:].
1. Where is the car park? |
2. We went to a large bar after the cinema. |
3. How far is she? |
4. She is a real film star. |
5. Let`s go for a walk in the afternoon. |
6. Don`t laugh at my answer. |
7. We're starting in half an hour. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.11) и прочтите слова со звуком [ʌ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
u |
bus |
[bʌs] |
u |
cup |
[kʌp] |
u |
duck |
[dʌk] |
u |
luck |
[lʌk] |
u |
much |
[mʌʧ] |
u |
number |
['nʌmbə] |
u |
study |
['stʌdɪ] |
u |
sun |
[sʌn] |
u |
sunday |
['sʌndɪ] |
u |
uncle |
['ʌŋkl] |
u |
under |
['ʌndə] |
o |
colour |
['kʌlə] |
o |
front |
[frʌnt] |
o |
glove |
[glʌv] |
o |
monday |
['mʌndɪ] |
o |
month |
[mʌnθ] |
o |
mother |
['mʌðə] |
o |
nothing |
['nʌθɪŋ] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.12) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ʌ].
1. Good luck next month! |
2. Take bus number one. |
3. She promised to come on Monday not on Sunday. |
4. He has done nothing. |
5. What is your favourite colour? |
6. Come for a cup of tea. |
7. My brother's studying in London. |
Упражнение 5. Прослушайте (TRACK 2.13) и прочтите слова со звуком [ə].
Буква ( буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
a |
again |
[əgen] |
a |
attend |
[ətend] |
a |
delta |
[deltə] |
er |
paper |
[peipə] |
er |
geyser |
[geizə] |
er |
letter |
[letə] |
or |
doctor |
[dᴐktə] |
Упражнение 6. Прослушайте (TRACK 2.14) и прочтите следующие предложения.
1. See you tomorrow afternoon. |
2. I'll ask my aunt. |
3. We were laughing and dancing in the classroom. |
4. Her aunt is a famous doctor. |
5. Give me a pice of paper. |
6. I have sent him a letter. |
7. I left my glasses in the bathroom. |
Упражнение 7. Распределите слова согласно их звучанию:
|
||
[u:] | [ʌ] | [ə] |
---|---|---|
|
|
|
Звуки [ɔ:]/[ɒ]
На письме звук [ɒ] передается буквой Оo, если после нее стоит одна или несколько согласных (got, soft, odd, often); звук [ɒ:] передается буквой Оo, если за ней следует буква r (horn, lord); al+согласная (call, talk), причем согласная l не читается; буквосочетаниями aw (law); au (autumn). Исключение: aunt [a:nt].
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.15) и прочтите слова со звуком [ᴐ].
Буква ( буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
o |
box |
[bᴐks] |
o |
chocolate |
['ʧɔklət] |
o |
coffee |
['kɔfɪ] |
o |
copy |
['kɔpɪ] |
o |
cross |
[krɔs] |
o |
dog |
[dᴐg] |
o |
holiday |
['hɔlədeɪ] |
o |
hospital |
['hɔspɪt(ə)l] |
o |
job |
[ʤᴐb] |
o |
lock |
[lᴐk] |
o |
long |
[lɔŋ] |
o |
off |
[ᴐf] |
o |
often |
['ɔf(t)(ə)n] |
o |
possible |
['pɔsəbl] |
o |
shop |
[ʃɔp] |
o |
song |
[sɔŋ] |
o |
sorry |
['sɔrɪ] |
o |
wrong |
[rɔŋ] |
a |
quality |
['kwɔlətɪ] |
a |
want |
[wᴐnt] |
a |
wash |
[wɔʃ] |
a |
watch |
[wɔʧ] |
a |
what |
[wɔt] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.16) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ᴐ].
1. Have you got a lot of shopping? |
2. Nick has gone to buy some chocolate. |
3. Sorry, you are wrong. |
4. Do you want another cup of coffee? |
5. Please, lock the door. |
6. How much does your watch cost? |
7. She said the coffee wasn't very good, but I thought it was. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.17) и прочтите слова со звуком [ᴐ:].
Буква ( буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
a |
all |
[ᴐ:l] |
a |
ball |
[bᴐ:l] |
a |
call |
[kᴐ:l] |
a |
fall |
[fᴐ:l] |
a |
water |
['wɔːtə] |
a |
water |
['wɔːtə] |
al |
talk |
[tᴐ:k] |
al |
walk |
[wᴐ:k] |
au |
autumn |
['ɔːtəm] |
aw |
saw |
[sɔː] |
augh |
daughter |
[dᴐ:tə] |
ar |
quarter |
['kwɔːtə] |
ar |
warm |
[wɔːm] |
or |
born |
[bɔːn] |
or |
corner |
['kɔːnə] |
or |
forty |
['fɔːtɪ] |
or |
horse |
[hɔːs] |
or |
short |
[ʃɔːt] |
oor |
door |
[dᴐ:] |
oor |
floor |
[flᴐ:] |
ore |
before |
[bɪ'fɔː] |
ore |
more |
[mᴐ:] |
our |
four |
[fᴐ:] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.18) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ᴐ:].
1. It is a quarter past four. |
2. Let`s meet at the corner. |
3. Bring some more water. |
4. “Fall” is the same as “autumn”. |
5. Give a ball to my daughter. |
6. Give me some warm water, please. |
7. Knock the fourth door on the fourth floor. |
Упражнение 5. Распределите слова согласно их звучанию:
|
|
[ᴐ] | [ᴐ:] |
---|---|
|
|
Звуки [e]/[æ]
На письме звук [?] передается буквой Аa в закрытом слоге (map, plan, cat, sand, Ann), звук [e] – буквой Ee в закрытом слоге (pen, bed, tent, egg, desk, end).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.19) и прочтите слова со звуком [e]:
Буква ( буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
e |
better |
['betə] |
e |
check |
[ʧek] |
e |
leg |
[leg] |
e |
letter |
['letə] |
e |
red |
[red] |
e |
sentence |
['sentəns] |
ea |
bread |
[bred] |
ea |
head |
[hed] |
ea |
read |
[red] |
ie |
friend |
[frend] |
a |
any |
['enɪ] |
a |
many |
['menɪ] |
ai |
again |
[ə'gen] |
ai |
said |
[sed] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.20) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [e].
1. Please, check it again. |
2. Send me a cheque. |
3. Correct the sentences in the letter. |
4. It is twenty to twelve, I am late. |
5. Don`t forget to help your friend. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.21) и прочтите слова со звуком [æ]:
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
a |
bag |
[bæg] |
a |
camera |
['kæm(ə)rə] |
a |
factory |
['fækt(ə)rɪ] |
a |
hat |
[hæt] |
a |
jam |
[ʤæm] |
a |
manager |
['mænɪʤə] |
a |
map |
[mæp] |
a |
plan |
[plæn] |
a |
sack |
[sæk] |
a |
traffic |
['træfɪk] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.22) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [æ].
1. Thanks for a new jacket. |
2. I need some cash, let`s go to the bank. |
3. Where's my black hat? |
4. That man works as a manager at the factory. |
5. Help me with this heavy bag. |
Упражнение 5. Распределите слова согласно их звучанию:
|
|
[æ] | [e] |
---|---|
|
|
Звук [ə:]
На письме звук [ ə: ] передается гласными буквами e, i, u , y, если за ними следует буква r (verb, girl, turn); а также буквосочетанием ear + согласная (early, earth).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.23) и прочтите слова со звуком [ɜ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
ir |
bird |
[bɜːd] |
ir |
circle |
['sɜːkl] |
ir |
thirty |
['θɜ:tɪ] |
or |
word |
[w??d] |
or |
work |
[wɜːk] |
or |
world |
[wɜːld] |
or |
worse |
[wɜːs] |
ur |
turn |
[tɜːn] |
ur |
Thursday |
['θɜːzdɪ] |
our |
journey |
['ʤɜːnɪ] |
ear |
early |
['ɜːlɪ] |
ear |
earth |
[ɜːθ] |
ear |
heard |
[hɜːd] |
ear |
learn |
[lɜːn] |
er |
service |
['sɜːvɪs] |
er |
Germany |
['ʤɜːmənɪ] |
er |
prefer |
[prɪ'fɜː] |
er |
dessert |
[dɪ'zɜːt] |
er |
verb |
[vɜːb] |
er |
university |
[ˌjuːnɪ'vɜːsətɪ] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.24) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɜː].
1. Is your birthday on May the thirty-first? |
2. When would you prefer, Monday or Thursday? |
3. That was the worst journey in the world! |
4. Have you ever heard this word? |
5. The dessert was very good. |
6. She went to university to learn hotel service. |
7. She speaks German. |
Упражнение 3. Распределите слова согласно их звучанию:
|
|||
[ɜ:] | [ᴐ:] | [ɑ:] | другой звук |
---|---|---|---|
|
|
|
|
Звуки [iə]/[ɛə]
На письме звук [iə] передается буквой e, после которой стоит буква r + гласная (here, severe, period), буквосочетанием ear (appear, clear, weary, dear), буквосочетанием eer (engineer, sheer).
Звук [ɛə] передается буквосочетаниями air (staircase, hair), eir (their), буквами a+r+e (care, pare, fare, stare, parents). Исключение: where, there.
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.25) и прочтите слова со звуком [ɪə].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
ea |
real |
[rɪəl] |
ear |
ear |
[ɪə] |
ear |
beard |
[bɪəd] |
ear |
clear |
[klɪə] |
ear |
hear |
[hɪə] |
ear |
nearly |
['nɪəlɪ] |
ear |
year |
[jɪə] |
eer |
beer |
[bɪə] |
eer |
cheers |
[ʧɪə] |
ere |
here |
[hɪə] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.26) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɪə].
1. Wait, we're near! |
2. Have a beer! |
3. Is there a bank near here? |
4. My ear hurts, I don`t hear. |
5. The meaning isn't really clear. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.27) и прочтите слова со звуком [ɛə].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
are |
сare |
[kɛə] |
are |
fare |
[fɛə] |
are |
square |
[skwɛə] |
air |
air |
[ɛə] |
air |
chair |
[ʧɛə] |
air |
fair |
[fɛə] |
air |
hair |
[hɛə] |
air |
stair |
[stɛə] |
ear |
wear |
[wɛə] |
ere |
where |
[wɛə] |
ae |
aeroplane |
['ɛərəpleɪn] |
Упражнение 4 . Прослушайте (TRACK 2.28) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɛə].
1. Look at that aeroplane! |
2. Such lovely fair hair! |
3. Please, take care. |
4. Up there, in the air, of course! |
Упражнение 5. Прочтите письмо и найдите в нем слова со звуками [ɪə] и [ɛə]. Занесите их в таблицу.
Dear Mary,
I'm really pleased you can come to the theatre with us tonight. We've got seats upstairs, near the front. See you there! Sarah
|
|
[ɪə] | [ɛə] |
---|---|
|
|
Звуки [eɪ]/[aɪ]/[ᴐɪ]
На письме звук [ei] обозначается буквой Aa в открытом слоге (gate, tape, late, stale), буквосочетанием ey (grey, they). Исключение: key [ki:].
Звук [ai] обозначается буквами Ii, Yy в открытом слоге (like, type), буквосочетанием igh (right, night). Звук [ɔi] передается буквосочетаниями oi (noise, coin, poison), oy (boy, toy, enjoy).
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.29) и прочтите слова со звуком [eɪ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
a |
age |
[eɪʤ] |
a |
came |
[keɪm] |
a |
plane |
[pleɪn] |
a |
table |
[teɪbl] |
ai |
rain |
[reɪn] |
ai |
wait |
[weɪt] |
ay |
day |
[deɪ] |
ay |
play |
[pleɪ] |
ay |
say |
[seɪ] |
ey |
grey |
[greɪ] |
ea |
break |
[breɪk] |
ea |
great |
[greɪt] |
eigh |
eight |
[eɪt] |
eigh |
weight |
[weɪt] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.30) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [eɪ].
1. They came a day later. |
2. It was a grey day in May. |
3. Is this the way to the station? |
4. Wait at the gate – I'll be there at eight. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 22.31) и прочтите слова со звуком [aɪ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
i |
hi |
[haɪ] |
i |
like |
[laɪk] |
i |
time |
[taɪm] |
i |
white |
[waɪt] |
ie |
die |
[daɪ] |
y |
dry |
[draɪ] |
y |
july |
[ʤu'laɪ] |
y |
why |
[waɪ] |
igh |
high |
[haɪ] |
igh |
bright |
[braɪt] |
igh |
right |
[raɪt] |
uy |
buy |
[baɪ] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.32) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [aɪ].
1. Do you like dry wine? |
2. Why don't you want to try? |
3. The answer is right. |
4. What do you want to buy? |
5. The level is high. |
6. July will be dry. |
7. Drive on the right. |
Упражнение 5. Прослушайте (TRACK 2.33) и прочтите слова со звуком [ᴐɪ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
oi |
coin |
[kɔɪn] |
oi |
point |
[pɔɪnt] |
oi |
voice |
[vɔɪs] |
oy |
boy |
[bɔɪ] |
oy |
enjoy |
[ɪn'ʤɔɪ] |
Упражнение 6. Прослушайте (TRACK 2.34) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ᴐɪ].
1. I can hear a boy's voice. |
2. Lend me a coin. |
3. Enjoy the party! |
4. These are his toys. |
Упражнение 7. Распределите слова по колонкам согласно их звучанию:
|
||
[eɪ] | [aɪ] | [ᴐɪ] |
---|---|---|
|
|
|
Звуки [əʊ]/[аʊ]
На письме звук [aʊ] передается буквосочетаниями ou (house, cloud, about), оw (town, how, brown, drown, down). Исключение: country [kʌntri], cousin [kʌzn].
Звук [əʊ] передается буквосочетаниями ow, oa, oe (toe, boat, low), буквой Оо в открытом слоге (close, no). Исключение: post, cold.
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.35) и прочтите слова со звуком [əʊ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
o |
cold |
[kəʊld] |
o |
post |
[pəʊst] |
o |
close |
[kləʊz] |
o |
home |
[həʊm] |
o |
phone |
[fəʊn] |
ow |
know |
[nəʊ] |
ow |
low |
[ləʊ] |
ow |
show |
[ʃəʊ] |
oa |
boat |
[bəʊt] |
oe |
toe |
[təʊ] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.36) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [əʊ].
1. I don't know. |
2. My toes are cold. |
3. She phoned me in October. |
4. Let`s go home. |
5. Tim showed us his boat. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.37) и прочтите слова со звуком [aʊ].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
ow |
how |
[haʊ] |
ow |
now |
[naʊ] |
ow |
vowel |
['vaʊəl] |
ou |
loud |
[laʊd] |
ou |
mouse |
[maʊs] |
ou |
mouth |
[maʊθ] |
ou |
round |
[raʊnd] |
ou |
sound |
[saʊnd] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.38) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [aʊ].
1. He has won a thousand pounds. |
2. Repeat vowel sounds. |
3. Look! This is a mouse. |
4. His voice is so loud. |
5. How to pronounce this sound? |
Упражнение 5. Найдите и выделите кликом мыши лишнее по звучанию слово.
Звуки [ʊə],[ɛə]
Звук [ʊə] передается буквосочетанием oor (poor ), так также читается буква u после звуков [ʃ, l] (sure, plural);
Звук [ɛə] передается буквосочетаниями air (staircase, hair), eir (their); буквами a+r+e (care, pare, fare, stare, parents). Исключение: where, there.
Упражнение 1. Прослушайте (TRACK 2.39) и прочтите слова со звуком [(j)ʊə].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
oor |
boor |
[bʊə] |
oor |
moor |
[mʊə] |
oor |
poor |
[puə] |
ure |
sure |
[ʃuə] |
ue |
cruel |
[kruəl] |
ure |
cure |
[kjuə] |
ure |
pure |
[pjuə] |
eu |
europe |
['juərəp] |
u |
usually |
['ju:ʒuəli] |
u |
mural |
[`mjuərəl] |
u |
plural |
['pluərəl] |
ure |
surely |
['ʃuəli] |
Упражнение 2. Прослушайте (TRACK 2.40) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звуков [(j)ʊə].
1. I am sure you will be late. Hurry up! |
2. This noun is uncountable, it has no plural form. |
3. This poor child can`t be cured. |
4. Don`t be so cruel! |
5. Europe is very popular among tourists. |
Упражнение 3. Прослушайте (TRACK 2.41) и прочтите слова со звуком [ɛə].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
are |
сare |
[kɛə] |
are |
fare |
[fɛə] |
air |
сhair |
[tʃɛə] |
air |
pair |
[pɛə] |
ere |
where |
[wɛə] |
air |
hair |
[hɛə] |
are |
stare |
[stɛə] |
air |
staircase |
['stɛəkeis] |
are |
parents |
['pɛərənts] |
ere |
there |
[ðɛə] |
eir |
their |
[ðɛə] |
Упражнение 4. Прослушайте (TRACK 2.42) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение звука [ɛə].
1. He has cut his hair. |
2. Parents take care of their kids. |
3. Don`t use this chair, it is broken. |
4. Please, show me a bigger pair of shoes. |
5. I can`t find him, he must have gone somewhere. |
В ряде английских слов встречаются сочетания дифтонгов [ai, aʊ, əʊ] с нейтральным гласным[ə]. Они возникают при образовании слов с помощью суффикса - er от основы, заканчивающейся на один из указанных гласных звуков (dry – drier [drai – `draiə]). Сочетания [aiə, aʊə] могут встретиться и внутри корневой морфемы: fire [`faiə], flower [`flaʊə].
Такие трехэлементные гласные внутри корневой морфемы иногда называютсятрифтонгами. Сочетание [aiə] передается буквамиi и y, если за ними следует буква r + немая e (fire, hire, wire, desire), а также буквосочетанием io (lion, pioneer). Сочетание [aʊə] на письме передается буквосочетаниемow + гласная (flower, shower, towel, vowel, power), буквосочетанием our (sour).
Упражнение 5. Прослушайте (TRACK 2. 43) и прочтите слова с [aiə].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
ire |
fire |
[faiə] |
ire |
hire |
[haiə] |
ire |
wire |
[waiə] |
i |
lion |
[laiən] |
ire |
desire |
[dizaiə] |
ire |
tired |
[taiəd] |
i |
iron |
[aiən] |
Упражнение 6. Прослушайте (TRACK 2.44) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение сочетания [aiə].
1. Switch the iron off, please. |
2. This is my secret desire. |
3. “King Lion” is on at the cinema. |
4. Keep silence! Mother is tired. |
5. Be careful with the fire! |
Упражнение 7. Прослушайте (TRACK 2.45) и прочтите слова с [auə].
Буква (буквосочетание) |
Пример |
Транскрипция |
our |
hour |
[auə] |
our |
sour |
[sauə] |
ow |
coward |
[kauəd] |
ow |
flower |
[flauə] |
ow |
towel |
[tauəl] |
ow |
power |
[pauə] |
ow |
vowel |
[vauəl] |
Упражнение 8. Прослушайте (TRACK 2.46) и прочтите фразы, обращая внимание на произнесение трифтонга [aiə].
1. Give me a clean towel, please. |
2. Repeat these vowel sounds. |
3. Look! What a wonderful flower. |
4. Jump! Don`t be a coward. |
5. Is it yours or ours? |
Упражнение 9. Распределите слова по колонкам согласно их звучанию:
|
||||
[uə] | [juə] | [ɛə] | [aiə] | [auə] |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|