В разделе предлагаются кейсы для разбора и нахождения оптимального выхода из ситуации с целью применения и развития коммуникативной компетенции обучающихся.
Деловая игра-кейс для оценки коммуникативных навыков и навыков ведения переговоров «Глухой Бетховен»
Важно проверить, как будет действовать испытуемый в условиях, когда предъявляются повышенные требования к коммуникативным навыкам. Для переговоров с глухим иностранцем, когда под руками может не оказаться ни пера, ни бумаги, ни чернил. А язык будет неизвестным. Те переговоры о конкретных действиях, сроках и условиях потребуют подключить смелость, настойчивость, креативность и коммуникативные навыки.
Вы идете договариваться с глухим Бетховеном. Он русского языка не знает и без трубочки ничего не слышит.
Оцениваемые компетенции:
1. Мы проверяем коммуникативные навыки.
2. Смелость.
3. Настойчивость в достижении цели.
4. Результативность.
5. Умение вести сложные переговоры.
6. Креативность.
Глухой Бетховен
Людвиг ван Бетховен практически оглох в возрасте 35 лет. То есть все свои самые известные и лучшие произведения он написал, будучи абсолютно глухим. Иногда что-то расслышать ему помогала деревянная трубочка-рупор.
Если же он по какой-либо причине забывал этот инструмент, а под руками не было чернил, бумаги и пера (что в то время было вполне естественным), то объяснить великому композитору даже самый простой вопрос было практически невозможно.
Факты из жизни композитора
1. Бетховен написал 240 произведений.
2. Он впервые использовал хор в симфонии. Это была Девятая симфония.
3. Бетховен написал только одну оперу – «Фиделио».
4. «Та-та-та-таааа!» ‒ звучит начало Пятой симфонии. «Так сама судьба стучится в дверь!» – объяснял это Бетховен.
5. Именно длительность Девятой симфонии Бетховена (более семидесяти минут) определила параметры нового формата записи музыки на компакт-диски.
6. Бетховен легко принимал заказы от щедрых меценатов, а с издателями вел финансовые переговоры в очень жестком тоне. Композитор был не миллионером, но весьма и весьма состоятельным человеком по меркам своей эпохи.
7. Композитор был третьим в роду Людвигом ван Бетховеном. Первым был его дедушка, известный музыкант в Бонне, а второй был старший брат Бетховена, который родился раньше всего на шесть дней.
8. Бетховен так и не научился умножать и делить. В последние дни, если бы ему пришлось умножить, скажем, 50 х 52, он бы выложил 50 палочек 52 раза.
9. Когда Бетховен только начинал сочинять музыку, большинство композиторов сочиняли для клавесина. Бетховен сделал ставку на фортепиано и не прогадал.
10. Лунная соната была хитом с самого начала, посвященная Бетховеном, еще будучи учеником, любовному интересу к Джулии (Джульетта Гвиччарди).
Задание
Вы встречаете автора знаменитой «Крейцеровой сонаты» и «Героической симфонии». Вы отправлены к нему для переговоров о написании гимна для Вашей компании, в котором должно отражаться то, чем компания занимается; гимн должен быть торжественным, в нем должно быть много скрипичной музыки и альтов.
Вы готовы заплатить за это 100 тысяч рублей. Половину вы готовы выдать сейчас, если Бетховен даст согласие.
Второе поручение, с которым вы обращаетесь к композитору – это участие в корпоративной вечеринке по поводу (юбилея компании, нового года, 23 февраля). Вы бы хотели обсудить цену его присутствия без исполнения произведений и вариант, если он исполнит несколько своих произведений. В актовом зале есть рояль, но он не настроен. Он должен об этом знать, принимая решение.
Вариант условий №1
У него и у вас не чем и не на чем писать. Трубочки у Бетховена нет.
Придется объяснять как-то по-иному.
Вариант условий №2
Вы не знаете иностранных языков также, как и Бетховен.
Бумага и ручка есть.
▲ НаверхМарина стирает белье
Игра-кейс для оценки навыков аргументации и ведения переговоров
Для нужд ассессмента полезно выбирать задания, которые задевают эмоциональную сферу участников, что, несомненно, дает два важных эффекта: первый ‒ это скорость погружения в игровую реальность, а второй ‒ это отвлечение, маскировка, создание дополнительной помехи при выполнении упражнения, то есть приближает упражнение к сложностям реальной жизни.
Речь пойдет о Марине Цветаевой и ее трудоустройстве. Вы ‒ ее агент. Она ‒ безработная, которая умеет переводить с французского и немецкого, имеет блестящее филологическое и музыкальное образование, образный метафоричный язык. Опыт создания текстов высокой художественной силы. Помогите ей найти работу.
Проверяемые компетенции:
1) Умение составлять резюме.
2) Умение вести сложные переговоры.
3) Умение аргументировать.
4) Умение использовать аргументы и чувства в переговорах.
5) Знание рынка (в данном случае рынка труда) для решения конкретной задачи.
6) Умение писать деловые письма.
Многие компании в качестве одного из параметров продвижения по службе ставят «общую образованность и широта кругозора». В этом случае игра может дать дополнительную информацию для принимающих управленческие решения лиц.
Марина стирает белье
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Каждый год в новогоднюю ночь мы слушаем песни на ее стихи, просматривая кинофильм режиссёра Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром!»
Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать ‒ куда Вам путь
И где пристанище.
Нас радует своим исполнением Алла Борисовна Пугачёва.
«Мне нравится, что вы больны не мной»
Трагичная судьба поэтессы. Она погибла в Елабуге, не получив работу, на которую претендовала – посудомойки в столовой для литераторов. Средств для существования у нее не было. И жизнь ее оборвалась.
Арсений Тарковский – поэт и отец знаменитого режиссера Андрея Тарковского написал стихотворение «Стирка белья», больше известное как «Марина стирает белье».
Текст
Марина стирает бельё.
В гордыне шипучую пену
Рабочие руки её
Швыряют на голую стену.
Бельё выжимает. Окно
На улицу настежь, и платье
Развешивает.
Развешивает.Всё равно,
Пусть видят и это распятье.
Гудит самолет за окном,
По тазу расходится пена,
Впервой надрывается днём
Воздушной тревоги сирена.
От серого платья в окне
Темнеют четыре аршина
До двери.
До двери. Как в речке на дне
В зелёных потёмках Марина.
Два месяца ровно со лба
Отбрасывать пряди упрямо,
А дальше хозяйка судьба,
И переупрямит над Камой...
Задание
А если бы вы решили предотвратить трагедию и найти достойную работу для Марины Ивановны, то какой бы был план ваших действий?
1. Составьте несколько вариантов резюме Марии Ивановны с указанием позиции, на которую она могла бы претендовать.
Пользоваться биографией поэтессы можно. Можно также пользоваться справками о рынке труда в Елабуге и Чистополе.
В качестве стимульного материала рекомендуется составить текст биографии поэтессы, со ссылкой на ее образование.
Начальное образование получила дома, под руководством матери.
Обучалась в гимназии с перерывами. Посещала занятия в гимназии М.Т. Брюхоненко.
Обучалась в пансионах в Германии, в пансионе Фрайбурга, в Швейцарии, в Лозанне. Училась в 1903 году в католическом пансионе, а затем отправилась после очередного переезда семьи во французский интернат.
В 1908 году Марина отправляется во Францию, в Париж, где поступила в Сорбонский Университет. Здесь она слушала курс лекций по старофранцузской литературе, но обучение там так и не окончила.
Ходила в музыкальную школу, а также брала на дому уроки музыки.
Прекрасно владела немецким и французским языками. Основной ее опыт – переводы. Марина зарабатывала на жизнь главным образом переводами и проведением творческих вечеров.
Среди рекомендателей можно было бы указать Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Михаила Кузмина.
2. Проведите от имени и в интересах Марины Ивановны переговоры как ее агент по трудоустройству:
А) В горсовете Елабуги.
20 августа Цветаева была в Елабужском горсовете – искала работу. Работы там для нее не оказалось, кроме переводчицы с немецкого в НКВД.
Б) Напишите в ее интересах сопроводительное письмо
Марина Ивановна готова была уехать в город Чистополь, где были ее знакомые, и где была хоть какая-то перспектива работы посудомойкой. Она даже написала заявление с просьбой принять ее на работу в открывающуюся через три месяца столовую Литфонда. На это место претендовало еще пять человек.
Чистопольский райком КПСС заботился об устройстве прибывающих в город деятелей культуры и членов их семей. На заседании бюро райкома обсуждались вопросы обеспечения их работой и жильем. На заседаниях Горсовета рассматривались вопросы о предоставлении квартир эвакуированным писателям, об организации для них каких-то обедов.
Председателем городского совета в те времена работала Мария Сергеевна Тверякова. Перед ней была поставлена сложная задача: не просто разместить этот золотой фонд советской культуры в городе Чистополь, но и создать благоприятную обстановку для их работы, для творчества. К каждому следовало подойти строго индивидуально.
Напишите письмо Тверяковой.
3. Столовая открылась только в октябре 1941 года, а Марины не стало 31 августа.
В годы войны в Республику Татарстан были эвакуированы более тридцати промышленных предприятий. 20 октября 1941 года начинается эвакуация второго московского часового завода в Чистополь. О предстоящей эвакуации могли знать много раньше.
Местные жители под руководством прибывших инженеров принимали оборудование заводов, занимались его размещением, вводили заводы в строй действующих. Писатели были участниками и свидетелями этого грандиозного процесса, знали передовиков производства и нужды предприятий, изучали технологический процесс и экономические проблемы, обращали внимание на вопросы культурного и бытового обслуживания работников эвакуированных и местных жителей.
4. Возглавлял совет эвакуированных писателей К. Тренев. В его власти было дать работу, содействовать, привлечь для проведения творческого вечера и т.д.
Члены Чистопольского отделения Союза Советских писателей принимали деятельное участие в проведении идеологической работы на предприятиях города. Стихом, прозой, тематическим докладом писатели старались поддержать рабочих, поднять их эмоциональный настрой, убедить в непобедимости русского народа.
Проведите переговоры с К. Треневым.
Что Вы выдвинете в качестве аргументов?
▲ Наверх«Слепой музыкант»
Кейс на умение видеть альтернативы и делать выбор
Компетенции для оценки:
1. Умение видеть разные варианты решения задач.
2. Умение выстраивать иерархию способов реализации.
3. Умение объяснять.
4. Умение взвешивать свой выбор, то есть понимать почему один вариант предпочтительнее другого.
5. Умение создавать запасной вариант на негативный сценарий развития событий.
Ситуация (Фабула «Слепой музыкант» В. Г. Короленко): в семье богатых деревенских помещиков Попельских рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку. Мать и дядя Максим стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. У Петруся нет друзей, кроме девочки Эвелины. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче и крепче. Петр женится на Эвелине, у них рождается сын. Петр боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, будет видеть, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких, весь окружающий мир. Восторг охватывает слепого музыканта. Через 3 года Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки, многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды. Дядя слепого музыканта Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте и напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.
Задание
Слепой музыкант приехал в Ваш город и поселился в гостинице. Концерт будет в здании филармонии.
Варианты заданий:
1) Вы - организатор турне, но не можете заехать за слепым музыкантом. Ваша задача как можно точнее объяснить слепому музыканту, как нужно действовать.
2) Вы - организатор турне слепого музыканта. За ним должны были заехать представители филармонии, но сообщили через дежурную гостиницы, что сделать этого не смогут. Объясните слепому музыканту, как добраться до филармонии самостоятельно, без такси, на общественном транспорте.
▲ НаверхСоветская леди
Художественный текст для ассессмента руководителей
Задание
Итак, вы возглавляете службу быта.
До вас дошла эта история.
Предложите ваши решения.
Советская леди
Красной тушью на табличке было аккуратно выведено: «Служба быта». Ниже на листочке в клеточку из школьной тетради от руки было написано и пришпилено канцелярскими кнопками перечисление видов работ и расценок по ним. Здесь значилась и починка часов, и даже передача взамен, на время ремонта, других. Вот она – забота о советском человеке. Далее следовали переплётные работы, ручная чистка шуб и дублёнок и много чего еще.
Однако Лера выцепила из списка именно то, что ей было нужно – ремонт обуви и замена набоек по приемлемой цене.
Лера умела одеваться красиво. Даже в сплошном дефиците советского времени она умудрялась удивить своих подруг невероятными нарядами. И никто не мог и догадаться, что все это – плод ее фантазии и кропотливого труда. Ночами на руках она кроила и пришивала, добавляла и отрезала лишнее. Кто бы мог подумать, что именно она, Лера, ‒ автор всех этих платьев, сарафанов, блуз, юбок и пиджаков. Ведь именно у нее, единственной в классе, вписали в книжечку швеи-мотористки: «Швея без разряда». Школа, где когда-то училась Лера, была прикреплена к соседней швейной фабрике, где все девочки проходили производственную практику.
Шить бесконечные мужские семейные трусы, цветастые женские халаты и рукавицы для рабочих – это выбешивало Леру и все больше утверждало в решении, что она никогда в жизни не будет работать на швейной фабрике. Ни за какие коврижки.
Впрочем, учеба в школе была уже в прошлом. Она давно доказала себе, что на корочки швеи можно смело плюнуть, если подружки восхищаются буквально творением ее рук.
Одна незадача – обувь. Обувь на руках Лере точно невозможно было сшить. Она могла часами рисовать в блокноте модели туфель, смело экспериментировать с формой каблуков и застежками. Но это ни на миллиметр не продвигало ее в решении сегодняшней задачи – у настоящей леди гарантированно хорошими должны быть туфли и прическа.
Прическу Лера умела себе организовать. Своя в доску школьная подруга проделала жизненный финт, став неожиданно для всех куафером – мастером стильных и массовых причесок. А ведь все думали, что Ольга станет литератором. Ее сочинения зачитывали на педсоветах в качестве примеров и были уверены, что Ольга обязательно поступит в Литературный институт в Москве. Но жизнь внесла свои коррективы: теперь Ольга была нарасхват как мастер ножниц и расчески. А сочинительством она занималась до сих пор, но уже в качестве престижного хобби.
Лера ходила к Ольге часто. Когда по делу – навести марафет на голове, а когда просто потрещать ни о чем, или послушать рифмованные строки подруги.
Так что с головой, во всех смыслах, у Леры все было хорошо. А вот обувь всегда держала ее в тонусе, мысли о ней всегда вызывали тревогу и повышенную готовность как-то решать эту проблему. И это решение никогда не бывало окончательным, ведь обувь рано или поздно приходила в негодность или становилась немодной.
Вариантов решения было не так и много. В магазинах либо не было ничего, либо было то, что описывалось фразой: «Аля, прощай, молодость!» Но люди как-то выкручивались и находили достойный вариант.
Город, где жила Лера, был портовым, поэтому здесь решений было два: либо магазин «Березка», где можно было найти приличные вещи и купить их за специальные чеки, либо напрямую купить у фарцовщиков или моряков загранплавания. Очередные туфли на высоком каблуке модного фасона, как в глянцевом зарубежном журнале (их Лера периодически просматривала у подруги, выскочившей замуж за моряка), попались Лере совершенно случайно. Этой самой подруге муж привез из загранки туфли, но они оказались тесными в подъеме, а Лере пришлись впору.
Ярко красные, из качественной замши, они смотрелись на ножке изящно и подчеркивали стройность и красоту. Одна беда – скоро пришли в негодность набойки. И Лера отправилась в Дом быта ‒ куда же еще, не самой же приколачивать кусочки резины. О полиуретане в то время даже не слышали.
И вот теперь наша героиня стояла перед барьером пункта приема обуви. Женщина без возраста в густо синем халате по-деловому приняла туфли, энергично чирякнула крест-накрест мелом по подошве и каблукам и сообщила, что получить их можно будет к четвергу. Ловко выписала талон-квитанцию и вручила Лере. Теперь оставалось только ждать.
Время пролетело быстро. Лера подошла к перекидному календарю и оторвала очередной листок.
- Четверг, ‒ прочитала она день недели, ‒ время идти за черевичками.
Настроение поднималось. Пора было вновь выгуливать модные завидные туфли.
- Надеюсь, что они все успели сделать как надо, ‒ сама себе проговорила Лера.
Взглянув на талон, женщина без возраста отправилась к полкам с отремонтированной обувью. Там стояли детские сандалии, несколько пар грубых мужских ботинок, сапоги, какие-то кожаные тапочки и Лерины яркие замшевые туфли.
Что-то насторожила Леру, какие-то нехорошие предчувствия закрались в душу. Когда тетка в халате вынесла и вручила Лере ее туфли, внутри у неё все будто оборвалось. Ей даже поплохело от увиденного, и она невольно присела на табурет, который, по всей видимости, для таких случаев был вынесен за барьер.
Туфли, ее любимые замшевые модные туфли, были изуродованы. Все каблуки в глубоких царапинах, словно кто-то неведомый когтями прочертил по замше следы. Это была настоящая трагедия. Гнев задушил комком в горле.
- Что это такое? ‒ прошипела, не узнав свой голос, Лера.
- Новые набойки, ‒ ровно ответила дама без возраста в халате.
- Зачем мне они теперь, ведь каблуки испорчены. Как вообще вы умудрились это натворить?!
- Женщина, вы что такое говорите. Набойки сделаны качественно. Вы ведь набойки заказывали?
- Какие к чертям собачьим набойки. Вы вещь испортили, вы это понимаете?
- Вы, наверное, такие и сдавали, ‒ парировала приёмщица.
- Вы в своём уме? Это ведь теперь только выбросить.
- Это уж вам решать. Наше дело набойки правильно поставить.
- Вы так считаете?
- Да, я так считаю.
Лера выдохнула. Мысли бешено неслись в черепной коробке, больно стукаясь о височные кости изнутри.
- Давайте жалобную книгу. Я напишу туда все, что я думаю о горе-мастере. Руки бы ему повыдергать и вставить в одно место. Впрочем, видимо они у него оттуда итак растут.
- Женщина, вам не стыдно? Этот мастер инвалид. Для него эта работа – единственное спасение в жизни. Он с таким трудом научился делать качественно набойки, а вы его жизнь ломаете. Жалобу писать собираетесь. А еще советский человек. Разве царапины на каблуках стоят поломанной судьбы инвалида? Не стыдно вам?
Лера стояла, как загипнотизированная. Ей никак не хотелось ломать чью-либо судьбу. И, действительно, туфли – это просто вещь. Разве советский человек должен прикипать к вещам. Ведь это тогда мещанство. Лера не до конца понимала значение этого слова, но со школы запомнила, что оно носит оттенок чего-то, ужасающего и позорного. Мещанкой ей никак не хотелось быть.
- А давайте я напишу ему благодарность. Ведь набойки он, действительно, сделал хорошо.
Ручкой, привязанной к стойке куском бечёвки, Лера написала, что очень довольна работой мастера. Подумала и приписала: «Прошу выдать ему премию».
Лера не помнила, как вышла из Службы быта. В руке, аккуратно завернутые в плотную бумагу, были теперь уже никуда не годные любимые туфли.
В ней боролись два человека. Один говорил ей, что какая она дура что принесла дорогущие вещи в эту мастерскую. Да еще и своими руками поощрила безобразие. А другая хвалила Леру за настоящий поступок. Лере больше понравилось хвалебное мнение. Кому понравится, когда его ругают.
И, почувствовав себя по-настоящему хорошим человеком, перешла к решению новой задачи, так нежданно-негаданно появившейся на горизонте: где достать очередные приличные туфли, достойные советской леди.
▲ НаверхДорисуй
Оценка потенциальной агрессии
Важно понимать потенциал агрессии у работника или руководителя. Это важный элемент в прогнозировании поступков, профилактике конфликтов. Как же предположить, что есть угроза, есть джин, который при удобном случае может вырваться на свободу и натворить бед? Предлагаем Вам помимо стандартных тестов использовать дополнительный проективный тест с уточняющим опросом мотивов. Испытуемому предлагается дорисовать в 1020 карточках недостающие элементы. Что именно дорисует испытуемый и как это затем объяснит будет считаться ключом.
Нам бывает важно знать, какая степень агрессивности заложена в сотруднике. Особенно это бывает важно там, где предъявляются повышенные требования к клиенториентированности.
Сразу скажу, что это не повод увольнять слишком агрессивного, но повод скорректировать программы развития персонала, чтобы реканализировать агрессию в активность и смелость взаимодействия с клиентом.
Некрасов заболел
Оценка эмпатии и умения сопереживать
Действующие лица:
Некрасов Николай Алексеевич – русский поэт. Должность в компании – копирайтер. Последнее время стал плохо себя чувствовать и был госпитализирован.
Профессор: Склифософский. Обследовал Некрасова и выяснил, что у него серьезное заболевание и он вряд ли сможет выйти на работу в ближайшее время. Прописал обезболивающее. Но Некрасов его не принимает, так как считает, что оно повлияет на его работу.
Вы – руководитель компании, где работает копирайтер Некрасов. Вы навещаете больного. Принесли ему апельсины.
Гулливер ‒ законотворец
Оценки руководителей
При ассессменте руководителей разного ранга, сотрудников, отобранных в резерв руководящих работников, требуется увидеть людей в ситуации реформирования, изменения. Когда для решения задачи нужно наметить план реформ и взаимоувязать все реформы между собой, заметить полноту картины, целостность. Это важно, если мы говорим о стратегическом мышлении как неотъемлемой компетенции руководителя высокого ранга.
Фабула истории о Гулливере. Лэмюэль Гулливер – английский корабельный врач, который после кораблекрушения попал в страну лилипутов. Более того, он оказывается в центре боевых действий (Лилипутия и Блефуску) и конфликтов внутри Лилипутии (между остроконечными и тупоконечными -- конфликт из-за того, с какого конца стоит разбивать вареное яйцо).
Оценка управленческих навыков
Упражнение имеет 2 пласта оценки, позволяя оцениваемому руководителю продемонстрировать наличие управленческих компетенций как в части работы с подчиненными, так и собственные компетенции в части выполнения бизнес-задач и составления отчетности.
Упражнение подходит для оценки управленческих навыков руководителей любых функциональных подразделений и иерархического уровня.
Оцениваемые компетенции
o Навыки руководства
o Навыки эффективного выполнения задач
o Навыки постановки задач
o Умение выделять ключевые показатели эффективности
o Навыки составления отчетов
o Контроль работы подчиненных
o Обучение подчиненных
o Лидерство
Вы – руководитель отдела продаж. В Вашем подчинении находятся 3 менеджера по продажам.
Недавно Вы ввели практику персональных ежемесячных письменных отчетов подчиненных Вам менеджеров по продажам. В некоторых отчетах Вы встречаете следующие формулировки о выполненной работе за месяц:
- обзвон потенциальных клиентов;
- работа с клиентской базой;
- составление плана на регион;
- составление отчетов для руководства;
- работа с компьютером;
- текущая работа.
Оцените качество подобных формулировок. Какие действия можно предпринять, чтобы отчеты отражали реальную картину дел в отделе продаж?
Как есть и как должно быть?
Оценка руководителей и линейных сотрудников
Задание относится к формату развития и оценки, когда оцениваемые сотрудники не только проявляют требуемые компетенции, но и выдвигают практические предложения и идеи по улучшению работы. В результате его выполнения оцениваемые участники должны продемонстрировать умение наблюдать, делать выводы, предлагать идеи и видеть предполагаемые результаты внедрения. При заинтересованности менеджмента компания может получить конкретные инструменты по улучшению бизнес-процессов.
Кейс подходит для оценки руководителей и сотрудников любых функциональных подразделений. Выполнять задание следует на персональном компьютере для того, чтобы электронный формат помог сохранить и применить выдвинутые идеи.
Оцениваемые компетенции
o Лояльность
o Заинтересованность в разрешении проблем
o Навыки планирования
o Навыки внедрения
o Структурность мышления
o Системность мышления
o Аналитические навыки
o Отсутствие страха высказать свое мнение
Ответьте письменно на следующие вопросы (на ПК).
1. Назовите проблемы, которые, по Вашему мнению, существуют в настоящее время в вашем подразделении и требуют решения.
2. Расставьте выделенные Вами проблемы в порядке значимости.
3. Какие решения по каждой названной проблеме Вы предложите?
4. Какие потребуются ресурсы по каждой проблеме?
5. С кем необходимо будет взаимодействовать для решения проблем?
6. Составьте план Ваших первоочередных действий на ближайшую перспективу, нацеленный на решение названных проблем.
Отговорите Лермонтова
Оценка способности к убеждению
Важно иметь инструмент для оценки широты видения руководителя, умения его замечать всех участников события (видеть всю шахматную доску в целом). Помимо этого, оценить способность убеждения ‒ немаловажное знание для тех, кто расставляет кадры и делает ставку на кого-то в стратегии развития компании. Попробуйте отговорить Михаила Юрьевича Лермонтова участвовать в дуэли с Николаем Мартыновым. Известно, что четырех дуэлей в жизни русского поэта Лермонтова удалось избежать. И избежать именно благодаря неравнодушному и умелому окружению. А Вам удастся?
Отговорите Лермонтова
Для руководителя любого ранга важно уметь общаться с подчиненным. Уметь убедить подчиненного.
Факты из биографии М. Ю. Лермонтова.
1. М. Ю. Лермонтов является троюродным братом Петра Аркадьевича Столыпина, правда они никогда не встречались, так как Лермонтов погиб в 1841 г., а Столыпин родился в 1862 г., т. е. через 21 год.
2. Михаил Лермонтов был не только замечательным поэтом, но и отличным художником, а также прекрасно разбирался в математике. Лермонтову нравилось решать математические уравнения. Интегральное и дифференциальное исчисления очень привлекали поэта.
3. В 1840 г. состоялась первая дуэль Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Брантом. Француз потребовал сатисфакции из-за того, что кто-то сказал ему, что якобы в одном из своих четверостиший Михаил оскорбил именно его. Дуэль состоялась, но француз промахнулся, а Лермонтов намеренно выстрелил в другую сторону, после чего они помирились.
4. Монетка решила судьбу Лермонтова. Он стоял перед выбором: ехать на службу или ненадолго остаться в Пятигорске. Он подбросил монетку и ему выпал Пятигорск. Именно там он и схлестнулся в смертельной дуэли с Мартыновым.
5. Лермонтов имеет шотландские корни.
6. Лермонтов смог изучить несколько иностранных языков, поэтому его можно считать полиглотом.
7. Сам Лермонтов во множестве своих произведений писал собственную фамилию с буквой «а».
8. Изначально Лермонтова хотели назвать Петром.
9. На Кавказе Лермонтов служил в подразделении, которое сейчас бы назвали спецназом.
10. Всего в недолгой жизни Миши Лермонтова было 3 состоявшихся дуэли и 4 намеченных, которые удалось все же избежать благодаря окружающим.
Тема: «Михаил Юрьевич Лермонтов не был кровожадным. Более того, он поддавался убеждению, а Мартынов был его товарищем».
Попробуйте отговорить Лермонтова от дуэли с Мартыновым.
Фабула ссоры:
К дуэли Лермонтова и Мартынова привела ссора, имевшая место быть 13 июля в доме Верзилиных. Поэт находился в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживленную беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.
Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчетливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.
Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определенные чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издевки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».
Однако позже, когда приятели вышли из дома Верзилина, между ними состоялся разговор на повышенных тонах. При этом Лермонтов не постарался сгладить конфликт, извиниться перед Мартыновым за свою бестактность. И закончился возбужденный разговор вызовом Михаила Юрьевича на дуэль. Причиной же стали язвительный характер поэта и его острый язык.
Казалось бы, что ссора быстро угасла, но Мартынов, задетый за живое фразой Лермонтова, разгневан был достаточно сильно. Глебов, ближайший друг Мартынова, упрашивал того отказаться от поединка. Но тщетно.
Как мужик лошадь продавал
Кейс для оценки лидерских навыков и убеждения
Прочитайте задачу и в течение 5‒7 минут представьте математически верное решение (если задание выполняется в паре/группе, то с решением должны быть согласны все участники).
Задача
Отправила баба своего мужика Илью лошадь покупать. Пошел он с раннего утра на ярмарку, купил коня за 800 целковых и повел домой.
Встречает на околице родной деревни соседя Митяя. А тот и говорит:
- Слушай, Илюха, продай мне коня! Меня друганы на рыбалке с самогонкой ждут, а жена за конем в район отправила. А я коня-то твоего возьму и с ним к друганам. А жена и не заподозрит ничего. 1000 целковых заплачу.
Почесал Илья бороду. Да и продал коня.
Приносит домой тысячу целковых, а баба его в крик:
- Я тебя дурня на ярмарку за конем или за деньгами отправляла?! А ну руки в ноги и за конем!
Делать нечего, поплелся Илюха обратно на ярмарку. День торговый уже в разгар пошел, потому дешевле 900 целковых добротного коня найти не удалось.
Приводит он коня домой, а там баба его вся в слезах:
- Телеграмма от внука пришла. В карты проигрался, на счетчик его поставили. Деньги срочно нужны. Спасать внука надо! Иди, старый обратно на ярмарку, продавай коня и сыну деньги высылай!
Что ж делать, делать нечего. Побрел дед Илья обратно на ярмарку. Да и продал коня за 1100 целковых. И деньги те внуку отправил, аж в Москву.
Вопрос
Каким в итоге стал экономический результат Илюхиных мучений?
▲ НаверхОценка навыков управления персоналом
Кейс для оценки навыков управления персоналом в сложных ситуациях поможет оценить управленческие компетенции кандидата на должность руководителя отдела в ситуации, когда руководство находится в критической ситуации (например, недостаток временных и финансовых ресурсов), а возможности материальной и нематериальной мотивации отсутствуют.
Ситуация
У вас в подчинении три человека. На протяжении последнего полугода вы работаете над проектом, который сдали накануне. За тридцать минут до окончания рабочего дня с вами связывается заказчик и просит уточнить, когда будут готовы все документы по проекту. Вы подтверждаете, что завтра до 11:00 все документы будут предоставлены на рассмотрение. После этого с вами связывается директор и сообщает, что контракт с поставщиками будет расторгнут из-за невыполнения обязательств с их стороны. Материалы этих поставщиков фигурируют в проекте, а значит часть документации нужно переделать. Если работать всем отделом, то можно успеть за 4‒5 часов. Но рабочий день подходит к концу, а ваши сотрудники много времени отдавали проекту и часто оставались после работы. Во время перерыва вы планировали, как проведете вечер. Вот информация о подчиненных, которая у вас есть:
Лариса ‒ 29 лет, менеджер отдела, не замужем. Последнюю неделю мучается зубной болью, сегодня записана на прием к стоматологу.
Игорь ‒ 35 лет, старший менеджер отдела, вел все расчеты проекта, именно он выбирал поставщиков и настоял на работе с этими подрядчиками. Замкнут, с коллегами не общается. Все вечера проводит на работе, поскольку любит работать в тишине. Сегодня обещал жене сводить семью в ресторан.
Александр ‒ 33 года, менеджер отдела, веселый, общительный, душа компании, постоянно подшучивает над коллегами из отдела, что особенно не нравится Игорю. Он будет защищать проект у заказчика, готовил презентацию. Сегодня у него день рождения и заказан ресторан для друзей, в их числе будут коллеги с работы.
Вам нужно убедить их переделать документацию.
На раздумье дается 3--5 минут, после чего оцениваемый озвучивает, как он говорил со своими подчиненными.
Как Генри Форд кандидатов в топ-менеджеры проверял
Оценка управленческого потенциала
Один из легендарных промышленников Америки Генри Форд известен большим количеством высказыванием, приемов, методов, которые приписываются ему как весьма популярному лидеру. Один из его приемов позволяет оценить уровень осознанности кандидата на высокую руководящую должность.
Генри Форд подводил кандидата, который по итогам серии собеседований доходил до высокого уровня, к автомобилю и сам садился на пассажирское сидение, а кандидату предлагал сесть за руль.
Затем в течение 5‒7 минут Форд просил кандидата тронуться с места, ехать быстрее или медленнее, повернуть то в одну сторону, то в другую.
Наконец, заехав куда-то в тупик, он спрашивал кандидата:
- А теперь объясните мне, пожалуйста, для чего мы приехали именно сюда?
Парламентское лобби
Оценка навыка презентации, коммуникации и противостояния манипуляции
В командном варианте группа кандидатов разбивается на две команды.
Команды поочередно представляют собой парламент и лобби.
Задача лобби продвинуть в парламенте явную и неявную инициативу.
На первом этапе игры обе команды придумывают законотворческую тему и инициативу.
Команда парламента придумывает тему законодательных слушаний в парламенте, причем такую, чтобы усложнить команде лобби выполнение своей цели. Эти темы могут быть далекими как от современности, так и от экономической целесообразности. Например, «Закон об ограничении негативного воздействия на кроликов и зайцев в стране».
Команда лобби придумывает две инициативы. Одна инициатива явная и благородная, а вторая -- скрытая и корыстная. Например, явная инициатива ‒ помощь бедным. Скрытая инициатива ‒ на каждый доллар, отданный беднякам, давать богачам возможность укрыть от налогообложения 10 долларов. При этом команда лоббистов продумывает основные аргументы в пользу своего предложения.
Обе команды передают ведущему результаты своей наработки. Ведущий озвучивает тему слушаний в парламенте.
Команда лоббистов направляет в парламент своего представителя или представителей, который/которые за 3 мин. выступления должны убедить парламент строго в рамках заявленной темы слушаний принять закон, который бы реализовал явную и скрытую инициативу.
Выступление предполагает возможность парламентариям задавать вопросы.
После выступления представителя лобби, парламентарии обсуждают между собой его предложение и голосуют «за» или «против» предложения лобби, но с поправками. При этом они должны выявить скрытую инициативу и заблокировать ее поправками, даже если голосуют против предложенной инициативы.
Например, парламент объявляет, что принимает закон о финансовой помощи тем беднякам, которые возьмут на себя обязательство спасать кроликов и зайцев, попавших в беду, но блокирует освобождение от налогов тех бизнесменов, которые построят за свой счет специальные вольеры для зайцев и кроликов.
За принятие явной инициативы парламентом команда получает 10 баллов, за принятие скрытой инициативы ‒ 50 баллов.
За блокирование «правильной» скрытой инициативы команда парламента получает 30 баллов.
▲ НаверхОценка руководителей на управление подчиненными и ориентация на результат
Участнику оценочного мероприятия зачитывается текст задания. Участник отвечает без подготовки (как и на другие задания «управленческого слалома»). Члены оценочной комиссии получают на руки распечатанный текст.
Вы – руководитель отдела Х.
В штате Вашего отдела работает сотрудник-«звезда». Находится на хорошем счету у начальства, работает давно, ведет самостоятельные проекты.
Ему напрямую (от высшего руководства) был поручен важный проект. Вы несколько раз запрашивали отчет по проекту, предлагали помощь. Однако сотрудник отказывался от помощи и игнорировал Ваш контроль. Накануне отчетного срока Вы узнаете, что проект не выполнен более чем на 50 %. На следующей неделе состоится совещание, на котором речь пойдет и о данном проекте.
Ваши действия?
Оценка способностей руководителя в формировании проектной команды и управления ею
Участнику оценочного мероприятия зачитывается текст заданиях. Участник отвечает без подготовки (как и при других задания «управленческого слалома»). Члены оценочной комиссии получают на руки распечатанный текст.
Вы – руководитель отдела Х.
Вашему отделу поручен важный проект. Он должен быть выполнен силами Ваших подчиненных. Первый кандидат на участие в проекте – опытный сотрудник, с высоким уровнем самомотивации, не раз выполнявший подобные задачи. Второй – сотрудник, хорошо зарекомендовавший себя в работе, но который не имеет подобного опыта. Третий – сотрудник на испытательном сроке, с отличным релевантным образованием, который стремится закрепиться в компании и зарекомендовать себя. У Вас нет возможности самому участвовать в проекте, Вы можете только осуществлять промежуточный и итоговый контроль.
Кому Вы поручите проект? Почему?
Взаимоотношения в коллективе
Кейс имеет свободное решение и предназначен для более глубокого осмысления проблемы взаимоотношений в коллективе. В режиме ассессмента кейс позволяет выявить, насколько кандидат способен разделять личные и производственные отношения, распределять время на работу с командой и на решение основных задач должности.
НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА!
Олег Скрябин и Всеволод Жулин вместе работают в компании «Продам. Куплю», которая входит в холдинг «MEGASALES. Inc.» около 4 лет. Оба пришли в компанию менеджерами по продажам – сначала Всеволод, а спустя год Олег. Спустя 2 года каждый из них возглавил свой отдел. А, буквально, через год освободилось место Директора по продажам, и руководство компании приняло решение доверить это место Олегу, несмотря на то, что у него был меньший опыт работы в компании.
Многие сотрудники не сомневались, что руководство назначит Директором Всеволода, т.к. у него побольше опыта и именно он являлся неформальным лидером во всем коллективе. Но Джон Смит президент холдинга «MEGASALES. Inc.» рассудил иначе, и вместе с Советом директоров назначил на столь ответственный пост Олега. Необходимо отметить, что сам Джон появлялся в компании не столь часто и, в первую очередь, принимая такое решение, он ориентировался на результаты. А результаты как раз всегда были выше у Олега, и руководство не могло этого не отметить.
До этого назначения у Олега и Всеволода были прекрасные отношения. Все коллеги считали их близкими друзьями. Но все изменилось, как только Олег встал на ступеньку выше Всеволода. Нельзя сказать, что все произошло в одночасье, но коллеги уже не видели их так часто вместе и стали говорить, что между ними пробежала «черная кошка».
Всеволод был душой коллектива и воспринимал Олега как младшего товарища и всегда был готов прийти ему на помощь. На первых порах он познакомил его со всеми значимыми людьми в компании и сделал все, чтобы Олег безболезненно влился в коллектив.
Олег был талантливым учеником и быстро завоевал уважение коллектива. Этому способствовали его отличные коммуникативные способности и высокий профессионализм. Как это часто бывает, ученик превзошел учителя.
Став руководителем, Олег уже не мог уделять общению с Всеволодом столько времени – расширение штата сотрудников, частые командировки и совещания стали непреодолимой помехой. Он планировал назначить Всеволода своим заместителем, но произошла неожиданная для него ситуация. Используя свой авторитет, Жулин начал настраивать коллектив против Олега. Сначала конфликт протекал скрыто, и Олегу даже казалось, что все это просто слухи и сплетни. Но со временем он убедился в обратном. Конфликт нарастал и набирал обороты – из скрытого он превратился в открытое противостояние. И вот уже не одно совещание не обходится без язвительных пикировок в адрес нового «босса».
Олег пытался разрешить данную ситуацию – он провел много встреч и переговоров с Всеволодом. Но, к сожалению, ему так и не удалось найти у него понимания.
Также необходимо уточнить, что отдел Всеволода в последнее время показывает просто блестящие результаты и руководство компании им очень довольно. При этом во время последней встречи, на которой Олег пытался сгладить конфликт, Всеволод бросил ему фразу, что, если тот попытается его уволить, очень многие сотрудники уйдут вместе с ним или он их переманит. Зная ситуацию в отделе Всеволода, Олег не сомневается, что сотрудники действительно могут уйти за Жулиным, т.к. они воспринимают его как отца родного.
Итак, ситуация сложилась очень непростая.
1. Как бы Вы поступили на месте Олега? Что ему необходимо предпринять?
2. Как бы Вы поступили на месте руководства компании?
▲ Наверх