ГРУППОВАЯ И МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

В разделе представлены задания для самонаблюдения и самооценки обучающихся, а также задания для предварительной самостоятельной подготовки с целью ее использования в парных / групповых проектах на занятиях.

ЗАДАНИЕ 1

Культура делового общения

1. Внимательно следите за тем, как говорят другие: обращайте внимание на произношение, выбор слов и выражений, выразительность речи.

2. Следите за собственной речью. В случае затруднений обращайтесь к словарям. Правильному произношению слов учитесь у дикторов телевидения.

3. Попробуйте выразить одну и ту же мысль десятью разными способами, предполагая разные цели выступления, добиваясь все большей выразительности.

4. Чем насмешило молодого человека «выступление» на светском вечере героини пьесы Б. Шоу «Пигмалион» Элизы Дулитл:

М и с с и с Х а г г и н с (прерывает молчание непринужденным тоном). Любопытно, будет ли сегодня дождь?

Э л и з а. Незначительная облачность, наблюдавшаяся в западной части Британских островов, возможно, распространится на восточную область. Барометр не дает основания предполагать сколько-нибудь существенных перемен в состоянии атмосферы.

Ф р е д д и . Ха-ха! Вот умора!

Э л и з а. В чем дело, молодой человек? Я, кажется, все правильно сказала.

Как завязать деловое или дружеское знакомство?

Ведущий напоминает слушателям, что деловые отношения базируются на совпадении или дополнении тех или иных интересов. Кроме того, партнеры должны быть приятны друг другу и иметь возможность для осуществления контактов. Исходя из этих соображений и правил этикета, предлагается следующая схема знакомства.

1. Представьтесь (назовите свое имя, в случае делового знакомства ‒ фамилию и место работы). Воспитанный человек обычно после этого называет себя.

2. Заговорите на тему в чем-то близкой собеседнику, например, о той ситуации, в которой вы с ним оказались, или в крайнем случае о нейтральном (погода, спортивное событие и т.д.). Если собеседник реагирует доброжелательно, поддерживает разговор, можно продолжить беседу (нравится ли семинар, концерт, выставка и т.п.).

3. Выясните, чем занимается собеседник, круг его интересов. В случае делового знакомства об этом можно спросить прямо. Если цель ‒ приятельские отношения, будьте предельно тактичными. Полезно знать семейное положение собеседника, но прямо спрашивать об этом не принято.

Если новый знакомый сообщил, чем он занимается или увлекается, и обнаружилось совпадение каких-то интересов, то при расположении с его стороны можно продолжить знакомство.

4. Выясните, есть ли у собеседника возможность для поддержания отношений.

5. При положительном ответе предложите обменяться «координатами».

6. Тепло попрощайтесь. Дайте понять, что были рады встрече.

Слушатели садятся парами и «знакомятся» по предложенной схеме. Вопросы задает один слушатель другому, через 5 минут их роли меняются.

За столом преподавателя перед аудиторией предстают оба (все пары по очереди). Преподаватель объявляет, что сейчас состоится представление интересного человека.

В соответствии с заданием нужно рассказать о партнере все лучшее, заинтересовать собравшихся. Пересказывать все, что удалось узнать о собеседнике в разговоре с глазу на глаз, не следует. Информация должна носить как бы рекламный характер, поднимать товарища по группе в его собственных глазах. Представление длится три минуты.

▲ Наверх

ЗАДАНИЕ 2

Как сделать свою речь убедительной

1. Подготовьте этот отрывок для выступления в аудитории (лекторское конспектирование), включив прием «диалогизации речи»: «Конфликты, возникающие по любым причинам, протекают особенно остро, если стороны не владеют элементарными психологическими познаниями и пренебрегают великим искусством общения. Знание приемов предупреждения и разрешения конфликтов полезно не только для хороших служебных взаимоотношений, но и для семейных, в частности супружеских. Ведь семейно-бытовые конфликты по статистике наиболее часты. И это несмотря на то, что подавляющее большинство людей вступает в брак по любви. Как известно, почти каждая третья пара разводится.

Существуют методики предупреждения и разрешения семейных сор и конфликтов, которые издавна привлекали внимание писателей, социологов, психологов. Были выработаны многочисленные рекомендации по этим вопросам, знать которые полезно каждому человеку. Рассмотрим некоторые из них». (Я. А. Лупьян «Барьеры общения, конфликты, стресс», 1986).

2. Представьте эту информацию, используя различные приемы изложения: постановка проблемы; размышление; обоснование, описание, диалог с аудиторией: «Для поддержания жизни нужна вода. Обычно населенные пункты располагаются по берегам рек, которые одновременно используются для водоснабжения и спуска сточных вод. Находящиеся в них бактерии могут явиться причиной инфекционных заболеваний. Для предотвращения эпидемий необходима санитарная охрана водоемов».

3. Выберите тему для выступления в студенческой группе или компании друзей. Определите цель и главную идею выступления, наметьте предварительный план, подберите материал, составьте композицию и окончательный план выступления, сочините текст и прорепетируйте выступление.

Примерные темы для выступления.

Информационные выступления:

1. Место, где мне хотелось бы побывать еще раз.

2. Время, которое мне приятно вспомнить.

3. Это было со мной впервые в жизни.

4. Как научиться успевать все делать.

5. Лето, которое я не забуду.

6. Эмоции и здоровье.

7. Что значит быть современным.

8. Мое представление об идеальном муже (идеальной жене).

9. Как избавиться от лени.

10. Как дарить цветы.

11. Как воспитать силу воли.

12. Как надо (не надо) готовиться к экзаменам.

13. Надо ли готовиться к семейной жизни.

14. Как можно готовить себя к будущей профессии.

15. Можно ли сохранить любовь.

16. НЛО и современная наука.

17. Как сохранить здоровье.

18. Самосовершенствование ‒ путь к счастливой жизни.

19. Мое любимое место в городе.

Агитационные выступления:

1. Занимайтесь спортом!

2. Берегите дружбу.

3. Фильм, который стоит посмотреть.

4. Ищите путь к себе.

5. Наша судьба ‒ в наших руках!

4. Развивайте умение быть интересным собеседником. Записывайте впечатления дня: свои мысли, чувства, занимательные события. Делитесь этим с друзьями.

Задание I. Найти аргументы, которые могут убедить.

Заниматься бегом по утрам:

а) даму средних лет;

б) пожилого мужчину.

Бросить курить:

а) шестиклассника;

б) тридцатилетнюю женщину.

Сдавать одежду в химчистку:

а) малообеспеченного гражданина;

б) преуспевающего.

Застраховать имущество:

а) многодетную семью;

б) одинокого мужчину;

в) директора фирмы.

Изучить курс ораторского искусства:

а) выпускника педагогического университета;

б) выпускника политехнической академии;

в) сотрудника фирмы;

г) директора фирмы.

Сделать пожертвование в общество защиты бездомных собак:

а) обычную женщину;

б) преуспевающего директора фирмы.

Задание II. Убедительно докажите:

1. а) должно быть свободное посещение лекций;

б) нельзя разрешать свободное посещение лекций.

2. а) дачный участок ‒ это прекрасно;

б) дача ‒ это чемодан без ручки.

3. а) нужно срочно приватизировать жилье;

б) нет никакого смысла приватизировать жилье.

4. а) счастье в браке возможно только, если молодые люди страстно любят друг друга;

б) счастье в браке невозможно, если молодые люди страстно любят друг друга.

Задание III. Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая покупателей, нужно продать:

а) ласты;

б) самовар;

в) белую ручную мышку;

г) учебник по культуре делового общения;

д) большой оранжевый зонт.

▲ Наверх

ЗАДАНИЕ 3

Секреты успешного выступления

1. Используйте любую возможность, чтобы рассказать о прочитанной книге, телепередаче, интересной встрече и т.д.

2. Выступите в компании друзей или коллег с интересным сообщением. Следите за реакцией слушателей, управляйте их вниманием. Какое впечатление, по вашему мнению, произвело ваше выступление? Почему? Что следует учесть в дальнейшем?

Задание I. Тренировка умения приветствовать аудиторию.

Цель задания ‒ научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.

Участники по очереди выходят к аудитории и приветствуют собравшихся жестом.

Следите за тем, чтобы походка была уверенной, голова приподнята. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор ‒ всем. Начинать приветствие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. Жест должен быть широким, помогающим последовательно охватить взглядом всех собравшихся.

Во время второго выхода после начальной паузы нужно произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом помогать себе жестом. Следите за тем, чтобы был зрительный контакт со всеми, а интонация приветствия соответствовала смыслу слов.

Участникам предлагается по очереди выйти третий раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здравствуйте!» с разной интонацией, выражающей:

а) безразличие;

б) назидательность, суровость;

в) радость от встречи.

Задание считается выполненным, если оратор вышел уверенной походкой, была выдержана начальная пауза, в приветствии звучала радость от встречи с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слушателей.

Задание II. Тренировка умения начинать выступление.

После приветствия нужно произнести одну-две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, которые в данный момент волнуют людей.

Задание III. Чей вариант вступления лучше?

Необходимо предложить варианты вступления (зачин и введение в тему), которые мог бы использовать известный бизнесмен, если бы его попросили провести беседы на темы:

1. Как организовать свой день.

2. Как добиться успеха в бизнесе.

«Выступать» предлагается перед

а) уставшими студентами в конце занятий;

б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего.

Цель задания ‒ попытаться установить эмоциональный контакт с данной категорией слушателей, искусно подвести к теме выступления.

Варианты вступлений обсуждаются, лучшие отмечаются.

Задание IV. Тренировка умения начинать и заканчивать выступление.

Участникам раздают карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим темам (импровизация). Примеры тем:

1. Сотвори себя сам.

2. Дружба помогает жить.

3. Берегите любовь.

4. Как жить, не старея.

5. Резервы психики человека.

6. Как научиться владеть собой.

7. Космическое будущее человечества.

8. Лучше гор могут быть только горы.

9. Море  мир красоты и чудес.

10. Музыка в нашей жизни.

11. Красота спасет мир.

Задание V. Тренировка умения отвечать на вопросы.

Трем участникам по очереди предлагается ответить на вопросы по своей теме. Необходимо каждый раз перефразировать вопрос, сохранив его смысл, и дать краткий ответ.

«Жюри», выбранное заранее, оценивает по 10-балльной системе умение будущих ораторов отвечать на вопросы, учитывая:

1) насколько точно был понят смысл вопроса;

2) краткость и точность ответов;

3) впечатление от манеры отвечать (быстрота реакции, самообладание, доброжелательный тон).

Задание VI. Тренировка умения выступать.

Участникам предлагается готовить мини-выступление (на 3 минуты) к каждому занятию. Темы выступлений, например, такие:

«Это интересно знать».

«Как я люблю отдыхать».

«Мое отношение к предпринимательству / классической музыке / альпинизму и т.п.» (любые темы, в названии которых есть слово «я» или «мой, мое»).

▲ Наверх

ЗАДАНИЕ 4

Культура ведения полемики

1. Внимательно следите за полемикой по телевидению, в печати: за соблюдением правил ведения полемики, применением полемических приемов и уловок.

2. Используйте все возможности для тренировок навыков спора. Последовательно отрабатывайте приемы ведения полемики. Выявляйте уловки оппонента и нейтрализуйте их.

Задание I. Выберите тему полемики (тезис), например, «В нашей стране должна быть правительственная цензура средств массовой информации» (или «один государственный язык», «платное здравоохранение», «бесплатное высшее образование» и т.п.). Обратное утверждение (не должна...) представляет собой антитезис.

Сторонники каждого утверждения объединяются в команды и готовятся к проведению полемики, привлекая справочную и другую литературу. Необходимо уточнить все термины, уходящие в тезис, проанализировать проблему по следующему плану:

1) описание самой проблемы или явления;

2) причину возникновения проблемы или явления;

3) связь этого явления с другими, закономерно оно или случайно;

4) взаимосвязь и взаимодействие различных сторон этого явления;

5) перспективу развития явления или разрешения проблемы;

6) практический вывод или предложение.

Соберите все аргументы и подготовьте убеждающую речь. Следует продумать способ опровержения оппонентов и критику их доводов.

В выступлении команд оцениваются:

• ораторское искусство лидера каждой команды;

• логичность и убедительность каждого довода;

• качество опровержения;

• вопросы обеих команд;

• сплоченность каждой команды;

• тон ведения полемики;

• использование тактики и приемов ведения полемики;

• использование уловок и их нейтрализация.

Рекомендуется подготовить бланки для фиксации оценок выступления команд с учетом этих критериев.

В ход полемики ведущий вмешивается лишь в том случае, если нужно пресечь запрещенные приемы.

После завершения полемики и вердикта «жюри» участники обсуждают, чему их научило это занятие.

Задание II. Дискуссия на тему «С чего начинать свое дело». Разбор возникшей полемики, оценка поведения ее участников.

Участникам предлагается определить последовательность действий, необходимых для начала выпуска нового товара (что это за товар, решает группа):

1) дать рекламу;

2) найти сырьё;

3) разработать технологию изготовления товара;

4) закупить оборудование;

5) найти помещение для работы;

6) заключить договор на поставку сырья;

7) изучить потребность населения в этом товаре;

8) получить лицензию на эту деятельность;

9) сформировать трудовой коллектив;

10) заключить договор на аренду помещения.

Затем участники объединяются в команды и совместно определяют последовательность своих действий.

После этого представители разных команд отстаивают свою правоту по каждому пункту.

«Жюри» оценивает убедительность аргументации и культуру ведения полемики каждого участника игры. В заключении оно подводит общий итог «сражений» по всем вопросам.

По этому принципу может быть организована дискуссия на любую тему, близкую интересам участников и кругу их знаний.

Задание III. Деловая игра «Выступление»

Эта игра подводит итог изучения мастерства публичного выступления.

Цель проведения игры ‒ на примере трех выступлений дать представление о всей сложности ораторского искусства, необходимости тщательной подготовки к выступлению.

Основные задачи игры:

1. Выработать навык публичного выступления.

2. Научить парировать реплики, отвечать на вопросы, полемизировать.

3. Сформировать умение анализировать выступление оратора и критически оценивать свое выступление.

За 4 учебных часа можно провести 3 цикла деловой игры.

Игровые роли:

1. Оратор.

2. Оппонент.

3. Непонятливый слушатель.

4. Любознательный слушатель.

5. 11 рецензентов.

Ораторы назначаются заранее. Они выступают с сообщениями, которые начали готовить после изучения темы «Подготовка к речи-монологу». На выступление отводится 15 минут.

Задание Оппоненту ‒ критически оценивать выступление. Допускаются реплики по ходу выступления, полемические высказывания, но в корректной форме. После выступления следует задать вопрос или высказаться по поводу какого-либо положения выступления с критических позиций, постараться вызвать оратора на спор или ввязать в полемику.

Задание Непонятливому слушателю ‒ задать оратору вопрос, который требует разъяснения термина или какого-либо положения выступления.

Задание Любознательному слушателю ‒ задать оратору дополнительный вопрос по теме.

Задания Рецензентам ‒ разобрать выступление:

1. Было ли удачным название выступления? Обоснуйте свое мнение. В чем состоит главная идея выступления? Какую цель, по вашему мнению, ставил перед собой Оратор и удалось ли ему ее достичь?

2. Вид вступления. Удачно ли оно? Каков вид заключения?

3. Было ли выступление доходчивым? Пояснял ли Оратор значение терминов? Как он это делал?

4. Было ли выступление последовательным? Каков его план? Интересна ли композиция выступления?

5. Какие приемы изложения использовал Оратор?

6. Обосновывал ли Оратор свои мысли? Каким образом? Насколько убедительно?

7. Удалось ли выступающему установить контакт с аудиторией? Если да, что этому способствовало? Если нет, то почему? Отметить манеру держаться (позы, жесты), интонацию, эмоциональность Оратора, зрительный контакт со слушателями.

8. Что вы можете сказать о его культуре речи?

9. Удачно ли Оратор отвечал на вопросы?

10. Успешно ли полемизировал с Оппонентом?

11. Общее впечатление от выступления. Пожелания Оратору по совершенствованию мастерства.

Слушателям, не получившим специальных заданий, предлагается реагировать на выступление естественно, при желании задавать вопросы.

Ход одного цикла игры:

1. Ведущий раздает задания всем участникам игры.

2. Выступление Оратора.

Ведущий следит за корректностью поведения Оппонента.

3. Полемика с Оппонентом.

4. Ответы на вопросы слушателей.

5. Выступления Рецензентов с разбором сообщения.

6. Слушатели с места дополняют ответы.

7. Преподаватель уточняет и обобщает сказанное.

Для второго и третьего циклов игры назначаются другие участники.

После завершения деловой игры ведущий подводит итоги.

▲ Наверх

ЗАДАНИЕ 5

Восприятие и понимание партнера по общению

1. Ненавязчиво наблюдая за незнакомцем в автобусе, попытайтесь представить его возраст, профессию, семейное положение, настроение. Попробуйте завязать с ним разговор и проверьте свои предположения.

2. Как вы полагаете, какое впечатление вы производите (ваш внешний вид и поведение)?

Задание I. Участники по очереди рассказывают о диалоге с незнакомым пассажиром. Ведущий и остальные слушатели оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стереотипизации.

Задание II. Участники, разбившись на пары, 6 секунд молча смотрят друг на друга. Затем ведущий приглашает к столу какую-нибудь пару. Не глядя на партнера, нужно описать черты его лица, назвать цвет глаз, волос, форму лица и т.п. Затем нужно назвать главную особенность внешности партнера.

Выполнение этого задания возможно только в обстановке доброжелательности, уважения друг к другу, при стремлении отыскать что-то красивое и примечательное во внешности партнера.

Задание III. Для изучения особенностей восприятия ведущий предлагает следующее:

1. Показывает в течение 5--7 секунд слушателям портрет известного ему человека и просит описать его внешность, дать психологический портрет, угадать профессию.

Интересно и полезно сравнить разные впечатления. Участники приходят к выводу об индивидуальности восприятия, различии между информацией и интерпретацией, влиянии стереотипов.

2. Ведущий читает биографию какого-нибудь человека и просит слушателей пересказать ее, выделив самое главное. Выясняется, что это «главное» у многих слушателей не совпадает, отражая то, что важно, значимо для каждого.

3. Ведущий предлагает слушателям описать, как они хотели бы, чтобы их воспринимали. Затем слушатели достают листки, на которых они описывали то впечатление, которое, на их взгляд, они производят. Сравнивая эти описания, можно сделать полезные для каждого выводы.

Задание IV. Это задание позволяет проверить способность поставить себя на место партнера, понять его чувства.

Ведущий описывает, к примеру, следующую ситуацию. «Предположим, что вы попросили друга собрать для вас какую-то информацию. Друг подходит к вам в хорошем настроении и сообщает, что сейчас подробно расскажет обо всем, что узнал. Но вам эта информация уже не нужна и у вас сейчас совершенно нет времени. Как пройдет ваше объяснение с другом?»

Участники разбиваются на пары и разыгрывают эту ситуацию. Впечатления обсуждаются в группе. Ведущий задает вопросы, позволяющие выяснить способность к децентрации каждого.

Задание V. Брачные объявления.

В ходе игры выявляется способность к децентрации, объективному восприятию партнера, умению анализировать. Игра развивает воображение и речь.

В первой части объявления, даваемого от третьего лица, надо его представить: описать внешность, самые характерные черты, интересы и увлечения, вторая часть объявления ‒ «заказ» на будущего спутника жизни: его внешность, черты характера.

Брачные объявления звучат по очереди. Необходимо внимательно слушать, чтобы не пропустить «свою пару». В конце концов все находят друг друга и становятся рядом. Для преподавателя информативно и то, как образуются пары.

Ход игры обсуждается и комментируется.

Примеры «брачных пар»:

галстук ‒ сорочка

карандаш ‒ бумага

подсвечник ‒ свеча

проигрыватель ‒ пластинка

руль ‒ машина

диван ‒ подушка

стол ‒ скатерть

берег ‒ река

ручка ‒ стержень

бассейн ‒ вода.

▲ Наверх

ЗАДАНИЕ 6

Как «читать» партнера по деловому разговору

1. Наблюдайте за позами и жестами людей во время лекции, перед началом спектакля, в зале ожидания на вокзале, на остановке, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.

2. Попробуйте в течение 15 минут посмотреть бразильский (мексиканский) телесериал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.

3. В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позам и «отзеркаливанию» жестов. Наблюдайте за изменением состояния собеседника.

4. Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.

Задание I. Проверка наблюдательности.

Несколько человек выходят за дверь, остальные ‒ наблюдатели. Ведущий принимает определенную позу, сидя на стуле. В аудиторию входит слушатель, который через несколько секунд занимает место ведущего и принимает ту же позу. Затем входит следующий слушатель, и все повторяется снова.

Когда последний участник группы садится на стул, ведущий располагается на стуле рядом и принимает исходную позу. У всех есть возможность сравнить позы и выявить самых наблюдательных.

Задание II. Проверка правила Беннета.

а) в центре аудитории в определенной позе замирает слушатель. Остальные по очереди отвечают на следующие вопросы:

1) Что, по вашему мнению, выражает эта поза?

2) Какие эмоции она у вас вызывает?

Различия в толковании позы у разных слушателей и в эмоциях, вызываемых ею, подтверждает правило Беннета.

б) ведущий предлагает слушателям определить социальный статус, внутреннее состояние, отношение к теме разговора и друг к другу участников беседы, изображенных на рисунке. Мнения слушателей сопоставляются и обсуждаются в группе.

Деловой разговор

Задание III. Участники разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Они поочередно принимают позы, соответствующие их состоянию и настроению. Партнер должен их отгадать. Чтобы сделать это было легче, партнеру рекомендуется принять такую же позу. Интересно сравнить толкование позы партнером до и после этого.

Результат выполнения упражнения обсуждается в группе. Выясняется, что большинство участников смогли отгадать настроение партнера по его позе.

Этому способствовало подражание позе. Исключения подтверждают правило Беннета.

Задание IV. Упражнение, иллюстрирующее значение подражания по позе и «отзеркаливанию» для создания благоприятной атмосферы общения.

Участники разбиваются на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание ‒ в течение первых трех минут принять позу рассказчика и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы внимания) и перестать «отзеркаливать» партнера. Как правило, вскоре после этого желание рассказывать пропадает, и партнер умолкает. Слушатели меняются ролями, и упражнение повторяется. Результат ‒ впечатления, ощущения ‒ обсуждается в группе.

Задание V. Тренировка умения «отзеркаливать».

Участники разбиваются на пары и располагаются произвольно. В каждой паре определяются ведущий и ведомый. Преподаватель начинает медленно, с паузами читать какой-нибудь текст, который легко сопровождать выразительными жестами, например, басню Крылова «Ворона и Лисица». Ведущий пары сопровождает слова басни жестикуляцией. Ведомый повторяет его движения. Преподаватель читает текст еще раз. Роли в парах меняются.

Задание можно повторить с другим текстом.

Задание VI.Тренировка умения влиять на состояние партнера. Начало упражнения повторяет упражнение V. Но «ведомый» получает задание: в какой-то момент перехватить инициативу. Пока ведущий читает басню, первый ведущий может вновь заставить подражать себе.

Результат выполнения упражнения обсуждается: легко ли было захватить инициативу? Для чего нужна такая тренировка?

Задание VII. Отработка приема, который позволяет добиться откровенности собеседника. Слушатели располагаются парами за столами друг против друга. Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скрещены на груди). Второй пробует применить прием, снимающий это состояние.

Задание выполняют все по очереди. Оно считается выполненным, если у напряженного собеседника возникло желание разжать руки и заговорить.

Задание VIII. Тренировка контроля над телодвижениями и выражением лица во время рассказа о книге, которую не читали.

Ведущий раскладывает на столе библиографические карточки (текстом вниз) с описанием книг или журнальных статей, не знакомых слушателям.

Слушатели должны по очереди подойти к столу, взять карточку, рассказать о «прочитанной» книге, ответить на возможные вопросы, касающиеся обстоятельств «приобретения» книги и ее содержания.

Во время выполнения задания остальные внимательно следят за:

1) походкой подошедшего к столу;

2) выражением его лица, когда он читает текст на карточке;

3) положением его рук, выражением лица и глаз во время рассказа;

4) самообладанием и находчивостью при ответах на вопросы.

Само содержание рассказа свидетельствует об эрудиции и воображении исполнителя, но в данном упражнении не оценивается.

Примеры библиографических описаний:

Головачев, В. В. Полет урагана: фантаст. роман / В. В. Головачев. ‒ М. : Молодая гвардия, 1991.

Горбатов, А. В. и др. Некоторые причины травматизма на мясокомбинатах / А. В. Горбатов // Мясная индустрия. ‒ 1998. №2.  С. 27‒29.

Гольцман, Е. Е. Дурной глаз: кн. об обычаях и суевериях народов мира / Е. Е. Гольцман // Альманах «Весы».  М., 1991.  144 с.

Егоров, С. Ю. Он + Она: о сексе без ханжества / С. Ю. Егоров, Е. Н. Соколов. ‒ Ярославль : Фонд гражд. инициатив «Содействие», 1999.  144 с.

Можно предложить другой вариант «конкурса Мюнхгаузенов»: слушатели берут карточки с заданием рассказать о происшествиях, якобы случившихся с ними в действительности. Например, «Нам стало известно, что вас пригласили для съемок в главной роли в белорусско-японском телесериале. Расскажите, что это за фильм и почему именно на вас пал выбор».

▲ Наверх

ЗАДАНИЕ 7

Барьеры в общении и их преодоление

1. Проанализируйте свои отношения с окружающими. Если в общении с кем-то из них вы испытываете дискомфорт, попытайтесь определить причину этого. Как можно улучшить ваши отношения, сделать общение полезным и приятным?

2. Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении. Ниже приведены вопросы из книги А. Б. Добровича «Общение: наука и искусство».

- Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ?

- Умеете ли вы прервать затянувшийся разговор так, чтобы собеседник на вас не обиделся?

- Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти?

- Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения?

- Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом осадить его?

- Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось видеть снова?

Задание I. Участники по очереди рассказывают о своем опыте преодоления барьеров в общении. Проблемные ситуации обсуждаются.

Задание II. Ведущий предлагает участникам назвать сначала вежливые формы обращения с просьбой (например, прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем ‒ вежливые формы отказа (например, к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.).

Группа находит формулы просьбы и отказа, уместные в общении: с коллегой; с вышестоящим лицом; с клиентом фирмы.

Задание III. Ведущий обсуждает с участниками, как отклонить бестактную просьбу.

Участники разбиваются на пары.

Задание: один партнер должен придумать бестактную просьбу (например, дать конспект перед экзаменом, сходить вместо друга на свидание, гулять по вечерам с его собакой и т.п.), другой ‒ отказать в этой просьбе, но так, чтобы не прослыть занудой и не прервать отношения с товарищем. Руководствоваться следует соображениями французского писателя-моралиста Н. Шамфора: «Кто недостаточно остер умом, чтобы вовремя отшутиться, тот часто вынужден либо лгать, либо пускаться в скучнейшие рассуждения. Выбор не из приятных! Избегать его порядочному человеку обычно помогают обходительность и веселость».

Не все, однако, могут проявить эти качества в нужный момент. Можно отклонить бестактную просьбу и таким образом: откровенно, спокойно и по возможности кратко объяснить причину отказа, например, Извини, но твоя просьба ставит меня в неловкое положение или Прости за отказ, но мне это не по душе.

▲ Наверх

ЗАДАНИЕ 8

Умение слушать

1. Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеют ли они слушать? Придерживаются ли установок эффективного слушания те собеседники, с которыми приятно разговаривать?

2. Проанализируйте, какой стиль слушания ‒ мужской или женский ‒ вам ближе, нет ли привычек, мешающих собеседнику и обнаруживающих ваше неумение слушать.

3. Проведите небольшие эксперименты с близкими друзьями. Попробуйте во время разговора сделать непроницаемое лицо и никак не реагировать на слова собеседника. В другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отражать эмоции партнера. В третьем случае примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко измените ее. Внимательно следите за состоянием рассказчиков во всех экспериментах. Результаты обсудите с ними. Последний эксперимент позволяет прийти к выводу: подражание позе и жестам партнера создает комфортную обстановку разговора, помогает собеседнику раскрыться, неподражание действует наоборот.

4. Потренируйтесь в различных типах слушания в разных ситуациях общения.

5. Постарайтесь использовать как можно больше приемов активного слушания в деловом разговоре.

Задание I. Тренировка умения выразить главную мысль рассказчика.

Ведущий читает маленькую заметку из газеты.

Задача слушателей ‒ дать такое название заметке, которое выражало бы ее суть. После нескольких примеров можно перейти к большей по объему информации. Ее суть можно выразить тремя предложениями.

Задание II. Тренировка внимательности при слушании, умения выделить главное.

В упражнении участвуют несколько человек, они выходят за дверь. Остальные следят за экспериментом. Ведущий, обращаясь к одному из слушателей, находящихся в комнате, произносит текст, состоящий из нескольких смысловых единиц. Затем приглашается один из находящихся за дверью. Первый слушатель говорит этот текст для вошедшего, тот затем ‒ для другого вошедшего и т.д. Последний из участников произносит этот текст для всей группы (обычно под общий хохот). Участников эксперимента должно быть не более пяти, иначе сложно установить, в какой момент произошла потеря или исказилась информация, причины этого (увлеченность малозначащими деталями, невнимательность и т.п.).

Пример текста.

Администратор страховой компании говорит агенту: «Звонил ваш клиент. Он уезжал и поэтому не позвонил раньше. Приехал и нашел у себя в почтовом ящике приглашение от другого агентства. Но он намерен сотрудничать с нами. Сейчас ему снова надо срочно уехать, и он боится, что за это время отключат телефон, так как он не успеет его оплатить. Поэтому он приедет к нам без звонка 20 октября в 10 часов для заключения договора. Просил подготовить все необходимые документы».

Задание III. Отработка приемов активного слушания в процессе игровой ситуации «Интервью».

Участникам предлагается вопрос, имеющий проблемный характер. Даются варианты возможных ответов. В течение 5 минут следует определить свою позицию по вопросу, продумать аргументы. Затем ведущий приглашает «для интервью» двух слушателей, мнения которых расходятся. Один из них объявляется Журналистом, другой ‒ Компетентным собеседником.

Задача Журналиста ‒ выяснить мнение собеседника по данному вопросу, используя приемы активного слушания. Задача Компетентного собеседника ‒ вести себя естественно. Выбираются четыре Эксперта, которые будут внимательно следить за общим ходом беседы и отвечать на предложенные преподавателем вопросы.

Остальные присутствующие объявляются Телезрителями. Они не должны вмешиваться в ход беседы, их задача ‒ внимательно следить за ходом интервью и дополнять Экспертов.

Вопросы Экспертам (раздаются каждому):

1. Как вы оцениваете поведение Журналиста на этапе выслушивания: был ли он внимателен, отражал ли чувства собеседника? В чем это проявлялось? Какой была в целом атмосфера беседы?

2. Какие приемы активного слушания использовал Журналист?

▲ Наверх

ЗАДАНИЕ 9

Позиции в деловом общении, ведущие к успеху

Моделирование различных ситуаций общения. Участвовать в ролевых играх предлагается наиболее активным слушателям, которые, как предполагается, способны исполнять роли. Разыгрывание сцен возможно лишь в обстановке непринужденности и доброжелательности.

Задача ‒ проиллюстрировать преимущество позиции Взрослого в деловом общении и в конфликтной ситуации.

1. Потренируйтесь в умении определять психологические позиции. Проанализируйте типичные эго-состояния членов своей семьи, друзей, коллег, собственные. Попробуйте определить психологическую позицию незнакомого вам человека по его манере говорить и держаться.

2. Рассмотрите семейные и служебные конфликты с позиции трансактного анализа. Что можно было бы изменить в позициях участников, чтобы избежать конфликта?

3. Заметив, что вы в разговоре занимаете позицию Ребенка или Родителя, попробуйте перейти на позицию Взрослого.

Задание I. Разыграть ситуации «Опоздание»:

а) на свидание с другом;

б) домой после обещанного срока возвращения;

в) на деловую встречу.

По условию, опоздание столь значительно, что ожидающий уже выведен из терпения. Бесконфликтный выход из создавшейся ситуации получается в том случае, если удается занять психологическую позицию и стимулировать психологическую позицию партнера следующим образом:

а) Ребенок ‒ Ребенок;

б) Ребенок ‒ Родитель;

в) Взрослый ‒ Взрослый.

Задание II. На примере разыгрывания конфликтной ситуации предлагается узнать, какая психологическая позиция ближе слушателям / участникам.

Пример московского психолога Н. Козлова.

Подруга вызвалась купить билеты в театр на спектакль известных гастролеров. Вы пришли к назначенному времени к театру, а ее нет. Наконец, когда до начала спектакля осталось 5 минут, она появилась, но, как выяснилось, забыла билеты дома.

В острой ситуации проявляется привычный способ поведения человека. На примере разных исполнителей видно, что позиция взрослого позволяет избежать конфликта.

Задание III. Ролевая игра «На приеме у начальника ЖЭС».

Ситуация

У жильца, живущего на верхнем этаже, протекает потолок из-за негодной кровли. Жилец делал телефонные заявки на ремонт крыши, но ее так и не починили. В квартире сырость. Заболел уже второй ребенок. Жилец решил идти к начальнику ЖЭС. Его цель ‒ добиться, чтобы кровлю немедленно починили.

Условия игры

Начальник находится в позиции Родителя, исполнители роли жильца ‒ в психологических позициях Ребенка, Родителя и Взрослого. Разговор начальника с Жильцом-Родителем заканчивается конфликтом. Разговор с Жильцом-Ребенком ни к чему начальника не обязывает. Разговор с Жильцом-Взрослым ведется в деловом тоне, Жилец оставляет заявление и уходит с надеждой на то, что будет сделано все возможное.

Задания участникам игры (раздаются на карточках):

1. В роли Жильца-Родителя нужно требовать, возмущаться. Увидев, что начальник «не кается», грозить ему жалобами в вышестоящие инстанции. Уйти со скандалом.

2. В роли Жильца-Ребенка нужно долго рассказывать о тяжелом положении дома, жаловаться, просить. Уйти, так и не назвав свой адрес.

3. В роли Жильца-Взрослого прийти с заявлением. Кратко изложить суть дела. Спокойно спросить о причине, по которой крыша до сих пор не отремонтирована. Уйти, зарегистрировав заявление.

4. В роли Начальника занять агрессивную позицию в ответ на агрессивную позицию Жильца-Родителя. Быстро отделаться от Жильца-Ребенка. Если ближе роль Родителя заботливого, пообещать все сделать, даже не спросив, где живет жилец. В роли Родителя-критика отчитать просителя: «У других еще не то происходит! Что делать? Подставьте тазик!» и т.п. В ответ на вопрос Жильца-Взрослого объяснить ситуацию (один кровельщик давно болеет, второй уволился). Перейти с ним на деловой тон. Возможно, принять его совет или предложение.

5. Задание первому члену Жюри. В каких психологических позициях находились Жильцы? Ответ обосновать, отметив, как психологическая роль проявлялась в жестах, позе, интонации, поведении исполнителей ролей.

6. Задание второму члену «жюри». В каких психологических позициях находился Начальник? Ответ обосновать.

7. Задание третьему члену «жюри». Прокомментировать взаимодействие участников игры в трех случаях. В чем преимущество позиции Взрослого в этой ситуации?

Этапы проведения игры:

1. Знакомство слушателей с разыгрываемой ситуацией.

2. Распределение ролей. Слушатели получают задания на карточках.

3. Назначение Жюри. Они получают свои задания.

4. Разыгрывание ситуации (3 раза подряд с разными Жильцами).

5. Обсуждение ситуации. Выступление членов Жюри с разбором каждого случая.

6. Подведение итогов деловой игры.

Рекомендации по обсуждению разыгранных сцен.

Слово предоставляется первому члену Жюри, затем второму и третьему. После выступления каждого члена «жюри» ведущий обращается к Зрителям с предложением дополнить.

Необходимо отметить, кому из участников игры удалось лучше сыграть заданную психологическую роль.

Во время обсуждения поведения Начальника слушатели могут перейти на критику ситуации в самом ЖЭС, давать советы по ремонту крыши или обращению в вышестоящие инстанции. Ведущий должен вовремя вернуть слушателей к цели обсуждения.

Подведение итогов деловой игры.

Итоги подводит ведущим. Он отмечает, насколько успешно были сыграны психологические роли, подчеркивает преимущества позиции Взрослого, насколько точны были в своих суждениях члены Жюри, удачны или нет дополнения «с мест».

Задание IV. Ролевая игра «В кабинете заведующей ателье».

Ситуация

После второй примерки вы видите, что костюм безнадежно испорчен. Вы хотите, чтобы вам вернули потраченные деньги.

Условия игры

Заведующая находится в позиции Родителя. Она не намерена возвращать деньги. По ее мнению, во всем виноват клиент: куда раньше смотрел?

Проблемы нет ‒ костюм можно исправить.

Задания участникам игры. Могут быть такие же, что и в предыдущем случае. Но можно предложить исполнителям проявить только позицию Взрослого и проанализировать, как это удалось в каждом случае.

Задание V. Отработка позиции Взрослого в игровых ситуациях.

Примеры игровых ситуаций:

1. Вы пришли по объявлению в газете устраиваться на работу рекламным агентом. . .

2. Вы пришли к декану с просьбой разрешить сдать досрочно сессию.

3. Вы закончили школу гувернеров и пришли к хозяйке дома с рекомендательным письмом.

4. Вы пришли к руководителю курсов английского языка с просьбой о зачислении. Занятия в группе начались две недели назад.

В роли просителей выступают слушатели, в роли руководителя (хозяина положения) ‒ преподаватель.

В разыгрываемых сценах проверяется и отрабатывается умение слушателей вести разговор с позиции Взрослого. О том, удается ли это, можно судить по реакции Хозяина положения: если посетитель ведет разговор по-деловому, ему все удается ‒ «принимают на работу», «переносят сессию» и т.д. Если же он униженно просит или требует, то не может добиться желаемого.

В случае неудачи слушатель повторно участвует в игровой ситуации. По просьбе преподавателя слушатели каждый раз комментируют ситуации. Разыгрывание сцен становится уроком и для участников, и для «зрителей». Желательно, однако, чтобы все слушатели попробовали свои силы в позиции Взрослого.

▲ Наверх

ЗАДАНИЕ 10

Подготовка к проведению деловой беседы

1. Вспомните не слишком приятного вам человека, с которым вы вынуждены иметь дело. Чтобы изменить к нему отношение, рекомендуется сделать следующее. Напишите все, что вы знаете о нем: как он выглядит, возраст и далее по приведенной выше схеме. Прочтите вслух свое сочинение или расскажите об этом человеке своему товарищу, стараясь быть объективным. Как правило, после выполнения этого задания неприязнь сменяется сочувствием, а при встрече с этим человеком проявляется что-то вроде симпатии. Результат во многом зависит от желания изменить свое отношение к этому человеку.

2. Подготовьтесь по предложенной методике к предстоящему деловому разговору; к телефонному разговору накануне встречи с деловым партнером.

Задание I. Работа над изменением отношения к неприятному партнеру.

Участники делятся на пары. Каждый вспоминает своего неприятного партнера или знакомого и рассказывает о нем своему напарнику по следующей схеме.

1. Как выглядит. Как одевается.

2. Возраст.

3. Семейное положение. Есть ли проблемы в семье.

4. Состояние здоровья.

5. Где учился, где работал раньше,

6. Что представляет собой организация, где он работает сейчас.

7. Как к нему относятся в коллективе.

8. Каковы его политические взгляды, увлечения.

9. Что он больше всего любит. Что умеет хорошо делать.

10. Что для него важно в жизни, чего опасается, на что надеется.

Напарник внимательно слушает этот рассказ, отмечает основные моменты и преобразует информацию так, чтобы на «плохого» человека можно было взглянуть по-другому. Например, вместо длинный, тонкий ‒ стройный, вместо консерватор ‒ человек устоявшихся взглядов, вместо ругает все заграничное ‒ патриот и т.д. Такая работа требует широты взглядов и доброжелательности.

Затем о неприятном партнере рассказывает тот, кто слушал этот рассказ. В его изложении этот человек может выглядеть даже привлекательным. Первый рассказчик бывает потрясен. Это способно изменить его отношение к партнеру.

Задание II. Отработка договоренности о встрече по телефону.

Участники разбиваются на пары и располагаются на стульях спиной друг к другу для имитации телефонного разговора. Один представляет человека, которому нужно договориться по телефону о встрече, другой ‒ секретаря или руководителя организации.

Задача заинтересованной стороны ‒ договориться о встрече с компетентным лицом по поводу устройства на работу, предложения нового товара или услуги и т.п. (задания придумывает каждая пара). После выполнения упражнения слушатели меняются ролями.

Вопросы для обсуждения разыгрываемых ситуаций (раздаются каждой паре):

1. Как прозвучало приветствие и представление?

2. С какой интонацией «звонивший» сообщил о цели своего звонка?

3. Сумел ли он выйти на нужного ему человека?

4. Удалось ли «звонившему» заинтересовать своей информацией?

5. Смог ли он убедить в необходимости встречи?

6. Была ли достигнута конкретная договоренность?

7. Поблагодарил ли более заинтересованный партнер за разговор?

8. Каким было прощание?

9. Оставил ли «звонивший» приятное впечатление? Настроен ли «абонент» на встречу с ним?

Ведущий предлагает каждой паре поделиться своими впечатлениями и соображениями по поводу отдельных моментов разговора и подводит группу к выводам о том, что же обеспечивает успешную договоренность о встрече.

Задание III. Отработка стратегии и тактики ведения деловой беседы.

Группа делится на команды по 3‒4 человека. Ведущий предлагает каждой команде разработать стратегию и продумать ход деловой беседы на темы, предложенные слушателями или им самим.

Можно предложить двум командам подготовиться к проведению делового разговора на одну и ту же тему.

Представители команд докладывают о выполнении задания. Группа может предложить другой вариант начала разговора или дополнить аргументацию.

Полезно сравнить два варианта подготовки разговора на одну тему.

Примерные темы деловых бесед:

1. Собеседование при приеме на работу по специальности после окончания вуза по направлению молодежного центра занятости.

2. Разговор с директором фирмы, давшей объявление о наборе рекламных агентов.

3. Разговор с организатором курсов по вождению автомобиля, на которых вы хотели бы заниматься несмотря на то, что прошло две недели после начала занятий.

4. Разговор с заведующим телеателье, в котором испортили ваш телевизор.

5. Разговор с ректором института с просьбой разрешить вам перейти на другой факультет.

Проведение деловой беседы

Проанализируйте проведенный вами деловой разговор по предложенной схеме. Учтите свои ошибки при подготовке к следующему разговору.

Разыгрываются ситуации делового разговора (по материалам подготовки деловых бесед, разработанных участниками). Ведущий знакомится с материалами заранее и выбирает актуальные темы деловых бесед.

В разыгрываемой ситуации он исполняет роль делового партнера того слушателя, который подготовился к проведению деловой беседы. «Партнер» выбирает себе определенное состояние (озабоченность проблемами дня, веселое расположение духа, головную боль и т.д.), с которым встречает Собеседника. Подчеркивает свою психологическую позицию позой, жестами, интонацией, определенными выражениями.

В процессе «делового разговора» он гибко реагирует на поведение и аргументацию второй стороны, принимает решение о «достижении договоренности».

Остальные слушатели анализируют «деловой разговор», отвечая на следующие вопросы:

1. Удалось ли «посетителю» сразу же произвести хорошее впечатление? Что этому способствовало, что мешало?

2. Было ли удачным начало разговора? Учел ли «посетитель» состояние «партнера»?

3. Каковы были психологические позиции партнеров?

4. Было ли ясным и полным информирование о проблеме?

5. Делал ли «посетитель» паузы, чтобы «партнер» мог задавать вопросы?

6. Был ли «хозяин кабинета» удовлетворен ответами?

7. Убедительно ли аргументировал свое предложение «посетитель»?

8. Успешно ли он парировал возражения?

9. Мог ли быть результат встречи лучшим для «посетителя»? Для «хозяина кабинета»? Что каждый из них мог сделать для этого?

10. Какова была атмосфера разговора? Кто задавал тон? Могла ли она быть более благоприятной и от кого это зависело?

▲ Наверх