ГРУППОВАЯ И МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Предисловие

Электронный учебно-методический комплекс является единым информационным образовательным ресурсом, предназначенным для реализации требований образовательных программ и образовательных стандартов II ступени образования и объединяет структурные элементы научно-методического и учебно-методического обеспечения образования по дисциплине «Групповая и межличностная коммуникация в организациях».

Учебный курс «Групповая и межличностная коммуникация в организациях» является необходимым условием фундаментальной подготовки специалистов в области коммуникативного менеджмента и призван обеспечить формирование творчески активной личности, способной рационально использовать свою коммуникативную компетенцию и возможности профессиональной среды, которая диктует определенные принципы деятельности.

ЭУМК разработан в соответствии с образовательным стандартом высшего образования, учебно-программной документацией образовательных программ высшего образования.

Содержание и объем ЭУМК соответствуют образовательным стандартам высшего образования, а также учебно-программной документации образовательных программ высшего образования. Материал представлен на требуемом методическом уровне и адаптирован к современным образовательным технологиям.

Основной целью электронного учебно-методического комплекса «Групповая и межличностная коммуникация в организациях» является усвоение магистрантами знаний о межличностной коммуникации и коммуникации в малых группах как многоаспектных типах коммуникации, обладающих сложной тактико-стратегической и координативной организацией и о реализуемых в них видах корректного/некорректного, успешного/неуспешного, гармоничного/конфликтного коммуникативного взаимодействия. Данная цель предполагает также решение следующих задач:

а) усвоение знаний об основных характеристиках межличностной коммуникации и коммуникации в малых группах и протекающих в них коммуникативных процессах;

б) выработка умения в различных коммуникативных ситуациях выбирать способы речевого поведения, обеспечивающие успешность групповой и межличностной коммуникации;

в) выработка и закрепление навыков адекватной интерпретации речевого поведения партнера/партнеров по коммуникации в групповом и межличностном общении.

Цели и задачи ЭУМК направлены на приобретение магистрантами необходимых коммуникативно-когнитивных компетенций, в том числе:

а) академических: магистр должен быть способным:

- проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя ответственность, разрешать проблемные ситуации;

- формировать цели и задачи принятия решений;

- самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

- использовать базы данных, пакеты прикладных программ и средства компьютерной графики;

б) социально-личностных: магистр должен:

- совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности;

- пользоваться родным и иностранным языками как средством делового общения;

- владеть навыками формирования и аргументации собственных суждений и профессиональной позиции, владеть коммуникативными способностями, необходимыми для работы в междисциплинарной и международной среде;

- логично, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

- работать в команде, руководить и подчиняться;

в) профессиональных: магистр должен:

- решать задачи внутренней коммуникации организации;

- осуществлять стратегическое планирование коммуникативного аспекта производственной деятельности;

- использовать коммуникативные технологии и технические средства во внутренней коммуникации организации;

- квалифицированно проводить научные исследования в области формирования корпоративных стратегий и информационных потоков;

- осваивать и внедрять современные коммуникативные технологии и инновации в организационную и профессиональную деятельность.

В результате усвоения учебной дисциплины «Групповая и межличностная коммуникация в организациях» магистрант должен

знать:

- принципы коммуникации в малых группах;

- специфику коммуникации между группами в составе организации;

- типы личности и типы межличностной коммуникации;

- проблемы межличностной коммуникации в условиях этнокультурной дифференциации;

уметь:

- организовать уставную коммуникативную деятельность группы в рамках организации;

- организовать взаимодействие групп в составе организации;

- разрабатывать концепции неуставной коммуникативной деятельности группы в составе организации;

- планировать и осуществлять разрешение межличностных конфликтов;

- предупреждать возможность возникновения конфликтов на межкультурной основе;

владеть:

- навыками и умениями межличностного общения в профессионально значимых ситуациях;

- навыками и умениями когнитивной, эмоциональной, речеповеденческой перцепции и эмпатии;

- навыками и умениями адекватной самопрезентации в межличностном общении на рабочем месте;

- стратегиями, тактиками и средствами толерантной межличностной профессионально-деловой коммуникации:

- дискурсивной стратегией убеждения собеседника.

Основными структурными элементами ЭУМК являются: пояснитеьная записка, теоретический и практический разделы, раздел контроля знаний и вспомогательный.

Теоретический раздел ЭУМК содержит материалы для теоретического изучения дисциплины «Групповая и межличностная коммуникация в организациях» в объеме, установленном учебными программами для специальности 1-23 80 09 «Лингвистическое обеспечение межкультурной коммуникации (с указанием языков)», профилизация «Коммуникативный менеджмент».

Практический раздел ЭУМК объединяет материалы для самостоятельной работы магистрантов и для проведения практических учебных занятий в соответствии с учебным планом специальности. Практический раздел представлен заданиями разного уровня сложности и тестами на оценку коммуникативной компетентности обучающихся.

Раздел контроля знаний ЭУМК содержит материалы текущей и итоговой аттестации, позволяющие определить соответствие результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов высшего образования. В него входят обучающие и тренировочные задания-кейсы для проверки уровня усвоения материала.

Вспомогательный раздел ЭУМК включает: содержание дисциплины «Групповая и межличностная коммуникация в организациях», перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения учебной дисциплины.