Планирование
Тема 6. Планирование деятельности детского объединения в
лагере
(семинарское занятие № 4,
микролекция)
Планирование воспитательной работы в детском оздоровительном лагере
осуществляется на основе единых требований планирующей
документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении,
и позволяет определить и конкретизировать общие перспективы и
направления предстоящей деятельности, упорядочить ее, сделать воспитательный
процесс прогнозируемым, систематичным, управляемым и контролируемым.
Л.В.
Воронкова выделяет следующие функции
планирования:
- направляющая, связанная с определением в процессе планирования
сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных
направлений и видов;
- прогнозирующая, где в ходе разработки плана реализуется
педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности отряда на
предстоящую лагерную смену;
- координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с
помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясное
представление о направлении и содержании предстоящей деятельности в соответствии
с поставленными целями и задачами;
- контрольная функция предоставляет вожатому возможность с
помощью плана контролировать свой путь к достижению
цели;
- воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить
содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого
времени.
Исходными
данными для планирования (по М.П. Кулаченко)
являются:
нормативные правовые документы по организации летнего отдыха
воспитанников;
приоритетные направления воспитательной работы в текущем году в
соответствии с методическими рекомендациями в помощь организаторам летнего
отдыха;
календарь
летних праздников; текущие и ожидаемые события в городе,
лагере;
режим дня
и традиции оздоровительного лагеря;
информация
о детях (возрастные особенности, ожидания, интересы, потребности, прогнозируемые
трудности и т. п.);
природно-погодные условия, в которых будет реализовываться
задуманное;
модель
смены и задачи, стоящие перед
педагогами;
опыт
педагогической деятельности, методическая оснащенность и личностный потенциал
вожатого.
При
составлении плана необходимо учитывать содержание социально-педагогической
работы в оздоровительном лагере: формирование гражданственности, патриотизма,
подготовка к самостоятельной жизни и труду, формирование нравственной,
эстетической и экологической культуры, овладение ценностями и навыками здорового
образа жизни и др.
План
представляет собой документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности,
определяет ее порядок, объем, временные границы. Это проект развития личности
ребенка и детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная
работа. Существуют следующие виды
планов:
Перспективный план работы лагеря составляется на весь оздоровительный
период начальником лагеря совместно со старшим педагогом (воспитателем) и
членами педагогического коллектива. Он обсуждается и утверждается педсоветом до
заезда детей в лагерь. Он может включать в себя: цели и задачи лагеря, условия
материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и
педагогического коллективов, планируемые мероприятия, планы работы
кружков.
Календарный план работы лагеря составляется на одну смену старшим
педагогом и членами педагогического совета лагеря с учётом задач, отмеченных в
перспективном плане работы лагеря.
Для
планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой.Календарный-план-сетка
лагеря охватывает содержание всех периодов лагерной смены и
проектируется до начала смены. В план-сетку включаются дни заезда и отъезда,
банные дни, родительский день, традиционные дни и праздники для данного лагеря,
отрядные мероприятия. К плану-сетке прилагается обоснование:
психолого-педагогические характеристики отрядов и основные задачи деятельности
воспитателей на смену.
Календарный план работы отряда составляется детьми вместе с отрядными
воспитателями на одну смену с учетом интересов и предложений детей. Данный план
конкретизирует и дополняет перспективный
план.
Календарный план работы отряда также может быть оформлен в виде
плана-сетки. Это наиболее наглядная форма календарного плана, которая отражает
перспективу работы отряда и красочно оформляется детьми в отрядном уголке на
листе ватмана. Лист расчерчивается на число клеток по количеству дней смены. В
каждой клетке отмечаются основные мероприятия на первую и вторую половину дня. В
план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский
день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и
только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их
периодичности.
План-сетка
иллюстрирует жизнь отряда, помогает распределять все дела по времени, а также
позволяет наглядно увидеть, не перенасыщен ли календарный план, будет ли он
выполнен в указанные сроки, не намечено ли несколько мероприятий на одно и
то же время. Он позволяет корректировать планы
отряда.
Личный
план работы воспитателя составляется воспитателем на каждый день, пишется в
лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, ситуаций,
сложившихся в отряде, заданий отряду, прогноза погоды.
В этом
документе воспитатель отмечает, что ему нужно сделать, с кем из ребят
поговорить, кому помочь, на каких организационных моментах сконцентрировать свое
внимание, исполнение каких заданий необходимо в обязательном порядке лично
проконтролировать.
План-конспект воспитательного
меропрития разрабатывается ответственными за конкретное мероприятие
совместно с участниками и предполагает детальную разработку предстоящей
деятельности и подготовку сценария.
Алгоритм планирования
воспитательной работы в ДОЛ может быть представлен следующими
этапами:
аналитико-диагностический: определение предмета планирования, временных
рамок, структурирование предстоящей деятельности; анализ потребностей,
интересов, способностей и имеющегося опыта деятельности детей данного отряда.
подготовительный: обобщение результатов анализа, сбор информации, поиск
идей, интересных видов и форм коллективно-творческой
деятельности;
моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, определение
смысловой значимости и необходимости предложенных идей и дел, отбор содержания и
средств, прогноз результатов, распределение запланированных дел по
времени;
итоговый:
определение организаторов каждого конкретного дела, включенного в план, выбор
структуры плана и его оформление.
Требования
к планам работы воспитателя оздоровительного
лагеря:
соответствие целям и задачам программы
лагеря;
социальная
направленность планируемых
мероприятий;
учет
возрастных особенностей, интересов и потребностей
детей;
разнообразие содержания, форм, методов воспитательной
деятельности;
систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов
деятельности;
реальность
планов по видам деятельности, по
срокам;
согласованность плана отряда с планом работы оздоровительного
лагеря.
План
должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию, а также
базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних
перспектив.