Планирование

Тема 6. Планирование деятельности детского объединения в лагере

(семинарское занятие № 4, микролекция)

 

                Планирование воспитательной работы в детском оздоровительном лагере осуществляется на основе единых требований планирующей документации программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и позволяет определить и конкретизировать общие перспективы и направления предстоящей деятельности, упорядочить ее, сделать воспитательный процесс прогнозируемым, систематичным, управляемым и контролируемым.

Л.В. Воронкова выделяет следующие функции планирования:

- направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы, цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

- прогнозирующая, где в ходе разработки плана реализуется педагогический замысел, моделируются основы жизнедеятельности отряда на предстоящую лагерную смену;

- координирующая или организаторская, позволяющая вожатому с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясное представление о направлении и содержании предстоящей деятельности в соответствии с поставленными целями и задачами;

- контрольная функция предоставляет вожатому возможность с помощью плана контролировать свой путь к достижению цели;

- воспроизводящая функция позволяет по плану восстановить содержание и объем выполненной работы даже по истечении некоторого времени.

Исходными данными для планирования (по М.П. Кулаченко) являются:

нормативные правовые документы по организации летнего отдыха воспитанников;

приоритетные направления воспитательной работы в текущем году в соответствии с методическими рекомендациями в помощь организаторам летнего отдыха;

календарь летних праздников; текущие и ожидаемые события в городе, лагере;

режим дня и традиции оздоровительного лагеря;

информация о детях (возрастные особенности, ожидания, интересы, потребности, прогнозируемые трудности и т. п.);

природно-погодные условия, в которых будет реализовываться задуманное;

модель смены и задачи, стоящие перед педагогами;

опыт педагогической деятельности, методическая оснащенность и личностный потенциал вожатого.

 

При составлении плана необходимо учитывать содержание социально-педагогической работы в оздоровительном лагере: формирование гражданственности, патриотизма, подготовка к самостоятельной жизни и труду, формирование нравственной, эстетической и экологической культуры, овладение ценностями и навыками здорового образа жизни и др.

План представляет собой документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяет ее порядок, объем, временные границы. Это проект развития личности ребенка и детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа. Существуют следующие виды планов:

Перспективный план работы лагеря составляется на весь оздоровительный период начальником лагеря совместно со старшим педагогом (воспитателем) и членами педагогического коллектива. Он обсуждается и утверждается педсоветом до заезда детей в лагерь. Он может включать в себя: цели и задачи лагеря, условия материальной и технической базы, особенности каждой смены, детского и педагогического коллективов, планируемые мероприятия, планы работы кружков.

Календарный план работы лагеря составляется на одну смену старшим педагогом и членами педагогического совета лагеря с учётом задач, отмеченных в перспективном плане работы лагеря.

Для планирования лагерной смены удобнее пользоваться планом-сеткой.Календарный-план-сетка лагеря охватывает содержание всех периодов лагерной смены и проектируется до начала смены. В план-сетку включаются дни заезда и отъезда, банные дни, родительский день, традиционные дни и праздники для данного лагеря, отрядные мероприятия. К плану-сетке прилагается обоснование: психолого-педагогические характеристики отрядов и основные задачи деятельности воспитателей на смену.

Календарный план работы отряда составляется детьми вместе с отрядными воспитателями на одну смену с учетом интересов и предложений детей. Данный план конкретизирует и дополняет перспективный план.

Календарный план работы отряда также может быть оформлен в виде плана-сетки. Это наиболее наглядная форма календарного плана, которая отражает перспективу работы отряда и красочно оформляется детьми в отрядном уголке на листе ватмана. Лист расчерчивается на число клеток по количеству дней смены. В каждой клетке отмечаются основные мероприятия на первую и вторую половину дня. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традици­онные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только по­том - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

План-сетка иллюстрирует жизнь отряда, помогает распределять все дела по времени, а также позволяет наглядно увидеть, не перенасыщен ли календарный план, будет ли он выполнен в указанные сроки, не на­мечено ли несколько мероприятий на одно и то же время. Он позволяет корректировать планы отряда.

Личный план работы воспитателя составляется воспитателем на каждый день, пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, ситуаций, сложившихся в отряде, заданий отряду, прогноза погоды.

В этом документе воспитатель отмечает, что ему нужно сделать, с кем из ребят поговорить, кому помочь, на каких организационных моментах сконцентрировать свое внимание, исполнение каких заданий необходимо в обязательном порядке лично проконтролировать.

План-конспект воспитательного меропрития разрабатывается ответственными за конкретное мероприятие совместно с участниками и предполагает детальную разработку предстоящей деятельности и подготовку сценария.

          Алгоритм планирования воспитательной работы в ДОЛ может быть представлен следующими этапами:

аналитико-диагностический: определение предмета планирования, временных рамок, структурирование предстоящей деятельности; анализ потребностей, интересов, способностей и имеющегося опыта деятельности детей данного отряда.

подготовительный: обобщение результатов анализа, сбор информации, поиск идей, интересных видов и форм коллективно-творческой деятельности;

моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, определение смысловой значимости и необходимости предложенных идей и дел, отбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение запланированных дел по времени;

итоговый: определение организаторов каждого конкретного дела, включенного в план, выбор структуры плана и его оформление.

Требования к планам работы воспитателя оздоровительного лагеря:

соответствие целям и задачам программы лагеря;

социальная направленность планируемых мероприятий;

учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;

разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;

реальность планов по видам деятельности, по срокам;

согласованность плана отряда с планом работы оздоровительного лагеря.

План должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию, а также базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив.