Формирование временного коллекттва
Тема 4. Формирование временного детского коллектива и
организация самоуправления в
ДОЛ
(семинарское занятие №2,
микролекция)
Создание временного детского коллектива в лагере и построение на его
основе воспитательного процесса требует от воспитателя знания технологии
создания этого процесса.
Детские
коллективы в летнем оздоровительном лагере проживают в своем развитии некоторые
этапы (стадии).
Первая
стадия – «знакомство». В это время формируется чувство принадлежности к отряду,
желание устанавливать отношения с другими детьми. Воспитатель, в свою очередь,
на данном этапе должен вести опросы, беседы, знакомиться с ребятами и знакомить
их между собой в интересной, игровой форме. Задача
воспитателя - сблизить воспитанников, помочь им
в короткий срок лучше узнать друг друга; включать воспитанников в
интересные и увлекательные общие дела с целью их самовыражения; дать возможность проявиться
активу; определить поручения всем
воспитанникам, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе.
Внимание воспитателя должно быть
обращено не столько на мероприятия, сколько на реализацию триединства –
деятельность, общение, отношения.
Вторая
стадия – «раздел территории», «борьба за власть». Принято считать, что на данной
стадии в отряде происходят конфликты, связанные с выбором органов
самоуправления. Лидеров в отряде можно выявить с помощью игры. Желательно, чтобы всем
членам отряда достались какие-либо «должности» (поручения).
Педагогическое взаимодействие опосредуется: воспитатель сначала
«заражает» коллективной деятельностью актив, убеждает в ее целесообразности
активистов, помогает им выстроить весь проект дела. Теперь сам актив организует
деятельность, реализует и оценивает ее результаты. Воспитателю
необходимо целенаправленно формировать у детей и подростков организационный
опыт; воспитывать коллектив посредством регулярной смены поручений, чередования
разнообразных кратковременных
поручений.
Третья
стадия – привязанность, сплоченность. На данном этапе проявляется партнерство и
взаимопонимание среди ребят. Отмечается гармония взаимной
ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый
воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает
на нее влияние. Для формирования
дружеских отношений в коллективе воспитателю необходимо подбирать для ребят
интересные занятия. Воспитанники предъявляют сами к
себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. И
тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения между ними сохраняются,
развиваются и закрепляются на долгие годы.
Основными требованиями к формированию временного детского
коллектива-отряда являются:
·
необходимость вовлекать всех
воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную
творческую деятельность;
·
важность организовывать и
стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла
детей и подростков в дружный и работоспособный
коллектив.
Педагогической
основой методики формирования временного
детского коллектива в лагере
является:
·
умелое
предъявление требований к
воспитанникам;
·
организация детского
самоуправления в отряде и обучение
актива;
·
организация увлекательных
перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной,
художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников
и их свободного общения;
·
формирование здорового
общественного мнения;
·
создание и развитие положительных
традиций в отряде;
·
использование методики
организации коллективной творческой
деятельности.
Методика
предъявления требований к воспитанникам отряда
подразумевает:
·
четкое
определение норм и правил поведения в
отряде;
·
приучение воспитанников к
соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и
привычек поведения;
·
соблюдение меры в предъявлении
требований к воспитанникам отряда;
·
в
процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и
общественное мнение воспитанников.
Для формирования здорового общественного мнения
необходимо:
·
наличие системы организации
совместной коллективной творческой
деятельности;
·
выносить на коллективное
обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать
им правильную общественную оценку;
·
повышать роль органов
самоуправления в отряде.
Наличие традиций в коллективе отражают
уровень коллективного опыта, привычек, отношений. К традициям в отряде можно
отнести:
·
выбор
названия и девиза отряда, другой
символики;
· проведение отрядных огоньков, сборов;
·
« день
рождения отряда»;
·
будничные традиции (например,
коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в
отряде).
Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет
развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное
управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию
дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации
деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов
деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю
сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои
возможности в реализации лидерских
функций.
Таким образом, самоуправление –
это специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной
коллективной деятельности, жизни объединения детей.
Самоуправленческая
деятельность реализуется через следующие виды:
ü
коллективное
планирование;
ü
текущая организаторская работа по
реализации ключевых дел отряда;
ü
работа
в постоянных и временных органах
самоуправления;
ü
выполнение коллективных,
групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду,
лагерю;
ü
участие в работе отрядных сборов,
в работе педагогического совета
лагеря.
К
временным органам самоуправления относятся: советы дела, штабы,
т.е. работа во временных творческих и инициативных группах; дежурства, а также
индивидуальные или групповые
поручения.
Одной из распространенных форм
организации досуга детей в летнем оздоровительном лагере является организация и
проведение праздника. Детский
праздник - это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться и
отдохнуть от каких-либо событий. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют
его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые
традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Праздник
является синтезом практически всех видов искусств (литературы, музыки,
хореографии, живописи, театра, пантомимы). А широкое использование их средств в
работе с детьми позволяет расширить кругозор ребенка, развить его творческие
способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности,
формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят,
но танцуют, поют, рисуют.
В
детские праздники входят и познавательные задания. Например, конкурсы и загадки,
которые способствуют развитию воображения, логического мышления или
внимания.
Массовой
практике летних оздоровительных лагерей присуще большое разнообразие форм
проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них
наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические
дни и недели, праздничные обряды, спектакли, презентации, балы, карнавалы,
шествия, конкурсы, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Традиционными являются
«Праздник Нептуна», «Праздник цветов»,
«Праздник сказки».