Формирование временного коллекттва

Тема 4. Формирование временного детского коллектива и организация самоуправления в ДОЛ

(семинарское занятие №2, микролекция)

 

        Создание временного детского коллектива в лагере и построение на его основе воспитательного процесса требует от воспитателя знания технологии создания этого процесса.

Детские коллективы в летнем оздоровительном лагере проживают в своем развитии некоторые этапы (стадии).

Первая стадия – «знакомство». В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми. Воспитатель, в свою очередь, на данном этапе должен вести опросы, беседы, знакомиться с ребятами и знакомить их между собой в интересной, игровой форме. Задача воспитателя - сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга; включать воспитанников в интересные и увлекательные общие дела с целью их самовыражения; дать возможность проявиться активу; определить поручения всем воспитанникам, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе.  Внимание воспитателя должно быть обращено не столько на мероприятия, сколько на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения.

Вторая стадия – «раздел территории», «борьба за власть». Принято считать, что на данной стадии в отряде происходят конфликты, связанные с выбором органов самоуправления. Лидеров в отряде можно выявить с помощью игры. Желательно, чтобы всем членам отряда достались какие-либо «должности» (поручения).

Педагогическое взаимодействие опосредуется: воспитатель сначала «заражает» коллективной деятельностью актив, убеждает в ее целесообразности активистов, помогает им выстроить весь проект дела. Теперь сам актив организует деятельность, реализует и оценивает ее результаты. Воспитателю необходимо целенаправленно формировать у детей и подростков организационный опыт; воспитывать коллектив посредством регулярной смены поручений, чередования разнообразных кратковременных поручений.

Третья стадия – привязанность, сплоченность. На данном этапе проявляется партнерство и взаимопонимание среди ребят. Отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Для формирования дружеских отношений в коллективе воспитателю необходимо подбирать для ребят интересные занятия. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения между ними сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Основными требованиями к формированию временного детского коллектива-отряда являются:

·      необходимость вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную творческую деятельность;

·      важность организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей и подростков в дружный и работоспособный коллектив.

Педагогической основой методики формирования временного детского коллектива в лагере является:

·      умелое предъявление требований к воспитанникам;

·      организация детского самоуправления в отряде и обучение актива;

·      организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников и их свободного общения;

·      формирование здорового общественного мнения;

·      создание и развитие положительных традиций в отряде;

·      использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Методика предъявления требований к воспитанникам отряда подразумевает:

·      четкое определение норм и правил поведения в отряде;

·      приучение воспитанников к соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и привычек поведения;

·      соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам отряда;

·      в процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и общественное мнение воспитанников.

Для формирования здорового общественного мнения необходимо:

·      наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;

·      выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;

·      повышать роль органов самоуправления в отряде.

          Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. К традициям в отряде можно отнести:

·      выбор названия и девиза отряда, другой символики;

·      проведение отрядных огоньков, сборов;

·      « день рождения отряда»;

·      будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).

Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Таким образом, самоуправление – это специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей.

Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды:

ü  коллективное планирование;

ü  текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда;

ü  работа в постоянных и временных органах самоуправления;

ü  выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю;

ü  участие в работе отрядных сборов, в работе педагогического совета лагеря.

К временным органам самоуправления относятся: советы дела, штабы, т.е. работа во временных творческих и инициативных группах; дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения.

Одной из распространенных форм организации досуга детей в летнем оздоровительном лагере является организация и проведение праздника. Детский праздник - это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться и отдохнуть от каких-либо событий. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Праздник является синтезом практически всех видов искусств (литературы, музыки, хореографии, живописи, театра, пантомимы). А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют.

В детские праздники входят и познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.

Массовой практике летних оздоровительных лагерей присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, конкурсы, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Традиционными являются «Праздник Нептуна», «Праздник цветов», «Праздник сказки».