Особенности работы с детьми разного возраста
Тема 5 Особенности работы с детьми разного возраста в
условиях ВОУО
|
Проявления |
Причины |
Действия педагога |
|
МЛАДШИЕ
ШКОЛЬНИКИ | ||
И З И Ч Е С К О Е Р А З В И Т И Е |
Заканчивается окостенение черепа головы, закрываются
роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в
целом |
Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых
костей находятся в стадии большой интенсивности |
Недопустимы физические перегрузки, утомительная физическая
работа |
Отмечается большая подвижность, стремление к беганию,
прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той
же позе. |
Усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и
значительный прирост мышечной силы |
Практиковать различные виды работы, проводить
физкультпаузы («физкультминутки»), чаще проветривать помещение и
обеспечивать достаточный приток свежего воздуха, проводить прогулки или
спокойные игры на свежем воздухе, организовывать экскурсии на
природу, приучать ежедневно заниматься утренней
гимнастикой | |
П |
Усиливается контроль сознания над поведением, развиваются
элементы волевых процессов, однако по-прежнему преобладающим в
поведении остается возбуждение |
Вес головного мозга увеличивается, изменяются структурные
связи между нейронами. Совершенствуются периферические нервные
ответвления, отмечается функциональное развитие мозга и, в частности, его
аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях
процессов возбуждения и торможения: процессы торможения
усиливаются |
Учитывать высокую возбудимость младших школьников, их
подвижность и острое реагирование на внешние воздействия. Упреждать быстрое утомление.
Бережно относиться к психике, умело переключать с одного вида деятельности
на другой. |
П |
Воспринимая предметы и явления допускают неточности в
определении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на
второстепенных деталях и не замечают существенных
признаков. Преобладает механическая память, причем ребята сравнительно
быстро запоминают изучаемый материал. Преобладает непроизвольное внимание |
Восприятие характеризуются недостаточной
дифференцированностью. интенсивно развивается вторая
сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью.
Совершенствуется память. |
Правильная организация и совершенствование познавательной
деятельности. Обращать внимание на формирование точности восприятий
предметов и явлений и тем самым развивать конкретное
мышление. Развивать аналитико-синтетическое мышление, учить разделять
целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки
изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и
теоретические обобщения, формулировать правила. Побуждать к глубокому
осмыслению знаний и развитию логической памяти. Развивать произвольное
внимание и формировать волевые усилия в преодолении
встречающихся трудностей |
П Т Д Е |
Игра занимает заметное место, начинают осознавать
значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи
взрослым и стремятся к приобретению доступных трудовых умений и
навыков |
Формируется осознание своих общественных обязанностей,
складывается интерес и стремление к участию в общественной
жизни |
Расширять сферу трудовой деятельности младших
школьников, особенно ее коллективных форм |
Н Р А В С Т В Е Н Н О Е Р А З В И Т И Е |
При оценке поведения исходят главным образом из того, чего не
надо делать. Замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения
и немедленно стремятся доложить о них педагогу. Остро реагируя на
недочеты в поведении своих товарищей, зачастую не замечают собственных
недочетов и некритически относятся к себе. Поступки зачастую носят
подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими
внутренними побуждениями |
В моральном сознании преобладают главным образом императивные
(повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и
требованиями учителя. Самосознание и самоанализ находятся на низком
уровне. Большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и
взрослых |
Учить анализировать свое поведение и свои действия. Развивать
нравственное сознание и обогащать яркими нравственными
представлениями по различным вопросам поведения. Использовать
нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых
форм поведения. Проявлять чуткость, внимание и умение стимулировать и
организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность
ребят |
|
ПОДРОСТКИ | ||
|
Переплетаются черты детства и черты, во многом присущие
юности, но еще находящиеся в стадии становления и
развития |
Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил
и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими
возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и
потребности |
Помочь разобраться в своих возможностях, потребностях,
эмоциональных состояниях |
Ф И З И Ч Е С К О Е Р А З В И Т И Е |
Физическое развитие происходит непропорционально:
конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает,
руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения отличаются
угловатостью и некоторой неуклюжестью. Подростки отличаются большой
подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и
практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в
физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом.
Подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое
напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в
длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко
приводят к физическим травмам |
Физическое развитие подростков характеризуется большей
интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными
с началом полового созревания. Отмечается усиление активности
гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и
способствует усилению обменных процессов в организме. Диспропорции
наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой
системы. |
Правильно дозировать физические нагрузки. Создавать
благоприятные условия для физического развития (организация ежедневной
утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр,
обеспечение достаточного пребывания на свежем
воздухе) |
Э М О Ц И О Н А Л Ь Н О Е С О С Т О Я Н И Е |
Чередование то хорошего настроения, то ухода во внутренние
переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения
настроения и упадка энергии у подростков может появляться
раздражительность, равнодушное отношение к учению, ссоры с товарищами
и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях. Периоды
подъема энергии и активности сопровождаются озорством, шалостями,
стремлением показать свое физическое и моральное
превосходство |
Поступление в кровь гормонов, вырабатываемых органами
внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение
жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии.
|
Щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость
и оказывать помощь |
П О З Н А В А Т Е Л Ь Н А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь |
Задают много вопросов (иной раз каверзных, «с
хитринкой»), требуют от взрослых большей аргументации выдвигаемых
положений и убедительного доказательства |
Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование
нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для
совершенствования познавательной деятельности подростков. Не
удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а
стремятся понять их сущность, существующие в них
причинно-следственные связи. Развивается абстрактное (понятийное) мышление
и логическая память |
Обращать внимание на придание процессу общения проблемного
характера, учить самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать
аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим
обобщениям |
Н Р А В С Т В Е Н Н О Е Р А З В И Т И Е |
Тяготятся, если их поведение определяется внешним
регулированием. Отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и
совместная деятельность. В конфликтной ситуации и необходимостью выбора
между мнением педагога, и мнением сверстников, подросток чаще всего
придерживается мнения сверстников. О недочетах других они судят строго, то
по отношению к себе они менее взыскательны |
Охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила
хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы.
Важно положение в коллективе сверстников. Проявляют стремление к
утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Возрастающие интеллектуальные
способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей
стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем
призвании будущем |
Разъяснять моральные нормы и правила. Формировать
нравственные взгляды и убеждения. Осуществлять тактичную регламентацию, а также контроль
за поведением учащихся как меры, предупреждающей шалости и необдуманные
поступки. Помочь занять достойное место в коллективе сверстников.
Внимательно изучать взаимоотношения подростков со своими товарищами и
помогать им закреплять свой престиж в коллективе. Развивать самокритичность и побуждать к
самовоспитанию. |
|
СТАРШЕКЛАССНИКИ | ||
Ф З И Ч Е С К О Е Р А З В И Т И Е |
Поведение отличается достаточно высокой физической
работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда
обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно
подходить к своим физическим возможностям. |
Наступление физической и психической зрелости, однако процесс
личностного формирования имеет свои противоречия и трудности.
Сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи
подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и
туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается
соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется
отставание в развитии сердечно-сосудистой системы. Повышается
мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация
движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека.
Общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья
продолжается |
Учить реально оценивать свои физические возможности и
силы. |
П О З Н А В А Т Е Л Ь Н А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь |
В мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность,
стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность
суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости
понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их
противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между
количественными и качественными изменениями. Отмечается стремление
облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать
для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных
произведений |
На более высокую ступень поднимается развитие нервной
системы. Преобладающее значение в познавательной деятельности
занимает абстрактное (от лат. abstraction – мысленная отвлеченность)
мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные
связи изучаемых предметов и явлений. Развитие мыслительных способностей
и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируют
работу старшеклассников над речью. Усиливаются и становятся
более осознанными чувства |
Способствовать развитию мыслительных способностей. Помогать
учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно
разъяснять научные термины, иностранные слова и
т.д. |
Н Р А В С Т В Е Н Н О Е Р А З В И Т И Е |
Сильные личные переживания, первая
любовь. Четко ставят перед собой определенную цель в учебной или
общественной работе четко определяют свои жизненные планы с учетом
имеющихся интересов и склонностей, проявляют высокую целеустремленность и
энергию в работе, настойчивость в преодолении встречающихся
трудностей. Улавливают и стремятся копировать все
ультрасовременное |
На основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются
определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми
руководствуются в своем поведении. В протекании волевых актов
решающее значение принадлежит обдумыванию своих намерений и
поведения. Требовательны к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у
себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют
осуществлению намеченных планов. Отмечается обостренность сознания и
чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором
профессии. Повышенная реактивность (чувствительность) ко всему
новому, что происходит в жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также
в моде |
Осуществлять гражданское и моральное воспитание, проводились
дискуссии, а вовлекать в общественную
работу. Бережно относиться интимным переживаниям, не вторгаться в эти
чувства, понимать и всячески щадить их. Осторожно и деликатно обсуждать
вопросы дружбы и любви. Оказывать помощь в формировании жизненных планов.
Своевременно и умело приобщать к современным веяниям в искусстве,
литературе и моде, воспитывать культуру восприятия нового, учить
преодолению крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании
моде. |
В
подготовке темы использованы материалы учебника «Педагогика» (И.В.Харламов, М.:
Гардарики, 1999).