Особенности работы с детьми разного возраста

Тема 5 Особенности работы с детьми разного возраста в условиях ВОУО

 

 

Проявления

Причины

Действия педагога

 

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Ф

 И

 З

 И

 Ч

 Е

 С

 К

 О

 Е

 

 Р

 А

 З

 В

 И

 Т

 И

 Е

 

 

Заканчивается окостенение че­репа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом

Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности

 

 

 

 

Недопустимы физические перегрузки, утомительная физическая работа

Отмечается большая подвижность, стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе.

Уси­ленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы

Практиковать различные виды рабо­ты, проводить физкультпаузы («физ­культминутки»), чаще проветривать помещение и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха, проводить прогулки или спокойные игры на свежем возду­хе, организовывать экскурсии на природу, приучать ежедневно заниматься утренней гимнастикой

 П
 С
 И
 Х
 И
 К
 А

Усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов, однако по-прежнему пре­обладающим в поведении остается возбуждение

Вес головного мозга увеличивается, изменяются структурные связи между нейронами. Совершенствуются периферические нервные ответвления, отмечается функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможе­ния: процессы торможения усиливаются

Учитывать высокую возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия.  Упреждать быстрое утомление. Бережно относиться к психике, умело переключать с одного вида деятельности на другой.

 

 П
 О
 З
 Н
 А
 В
 А
 Т
 Е
 Л
 Ь
 Н
 А
 Я

 Д
 Е
 Я
 Т
 Е
 Л
 Ь
 Н
 О
 С
 Т
 Ь

Воспринимая предметы и явления допускают неточности в оп­ределении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных призна­ков.

Преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал.

Преобладает непроизвольное внимание

Воспри­ятие характеризуются недостаточной дифференцированностью.  интенсив­но развивается вторая сигнальная система, связанная с абстракт­ным мышлением и речью. Совершенствуется память.

Правильная организация и совершенствование познавательной деятельности. Обращать внимание на форми­рование точности восприятий предметов и явлений и тем самым развивать конкретное мышление.

Развивать аналитико-синтетическое мышление, учить разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выво­ды и теоретические обобщения, формулировать правила. Побуждать к глубо­кому осмыслению знаний и развитию логической памяти. Развивать произвольное внима­ние и формировать волевые усилия в преодолении встречающих­ся трудностей

 П
 Р
 А
 К

 Т
 И
 Ч
 Е
 С
 К
 А
 Я

 

 Д

 Е
 Я
 Т
 Е
 Л
 Ь
 Н
 О
 С
 Т
 Ь

Игра занима­ет заметное место, начинают осознавать значение произво­дительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрос­лым и стремятся к приобретению доступных трудовых умений и навыков

Формируется осознание своих общественных обязан­ностей, складывается интерес и стремление к участию в обществен­ной жизни

Расширять сферу трудо­вой деятельности младших школьников, особенно ее коллектив­ных форм

 Н

 Р

 А

 В

 С

 Т

 В

 Е

 Н

 Н

 О

 Е

 

 Р

 А

 З

 В

 И

 Т

 И

 Е

 

При оценке поведения исходят главным образом из того, чего не надо делать. Замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стре­мятся доложить о них педагогу. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, зачастую не замечают собственных недочетов и некритически отно­сятся к себе. Поступки зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникаю­щими внутренними побуждениями

В моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливае­мые указаниями, советами и требованиями учителя. Самосознание и самоанализ находятся на низком уровне. Большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрос­лых

Учить анализировать свое поведение и свои действия. Развивать нравственное сознание и обогащать яркими нравственными представле­ниями по различным вопросам поведения. Использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Проявлять чуткость, внимание и умение стимулировать и организовы­вать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят

 

ПОДРОСТКИ

 

Переплетаются черты детства и черты, во многом прису­щие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития

Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физи­ческих сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще огра­ничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности

Помочь разобраться в своих возможностях, потребностях, эмоциональных состояниях

 Ф

 И

 З

 И

 Ч

 Е

 С

 К

 О

 Е

 

 Р

 А

 З

 В

 И

 Т

 И

 Е

 

 

Физическое развитие происходит не­пропорционально: конечности растут быстрее, развитие же тулови­ща несколько отстает, руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Подростки отличаются боль­шой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятель­ности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные фи­зические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепры­гивание канав и других препятствий) нередко приводят к физичес­ким травмам

Физическое развитие подростков характеризуется боль­шей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Отмеча­ется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это сти­мулирует физический рост и способствует усилению обменных про­цессов в организме. Диспропорции наблюдаются также в развитии сер­дечно-сосудистой системы.

 

Правильно дозировать физические на­грузки. Создавать благоприятные условия для физического развития (организация ежедневной утренней гимнастики, спортив­но-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточ­ного пребывания на свежем воздухе)

 Э

 М

 О

 Ц

 И

 О

 Н

 А

 Л

 Ь

 Н

 О

 Е

 

 С

 О

 С

 Т

 О

 Я

 Н

 И

 Е

 

Чередование то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассив­ности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у под­ростков может появляться раздражительность, равнодушное отно­шение к учению, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях. Периоды подъема энергии и активности сопровождаются озорст­вом, шалостями, стремлением показать свое физическое и мораль­ное превосходство

По­ступление в кровь гормонов, вырабатываемых органами внут­ренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизнен­ного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии.

Щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь

 П

 О

 З

 Н

 А

 В

 А

 Т

 Е

 Л

 Ь

 Н

 А

 Я

 

 Д

 Е

 Я

 Т

 Е

 Л

 Ь

 Н

 О

 С

 Т

 Ь

Задают много вопросов (иной раз каверзных, «с хитрин­кой»), требуют от взрослых большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства

Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нерв­ных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для со­вершенствования познавательной деятельности подростков. Не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существую­щие в них причинно-следственные связи. Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая па­мять

Обращать внимание на придание процессу общения проблемного характера, учить самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать аналитико-синтетические умения, способность к теоретичес­ким обобщениям

 

 Н

 Р

 А

 В

 С

 Т

 В

 Е

 Н

 Н

 О

 Е

 

 Р

 А

 З

 В

 И

 Т

 И

 Е

 

 

Тяготятся, если их поведение определяет­ся внешним регулированием. Отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность. В конфликтной ситуации и необходимостью выбора между мнением педагога, и мнением сверстников, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. О недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны

Охотнее соблюдают правила по­ведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Важно положение в коллективе сверстников. Проявляют стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди то­варищей.  Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании будущем

Разъяс­нять моральные нормы и правила. Формировать нравственные взгляды и убеждения.

Осуществлять тактичную регла­ментацию, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающей шалости и необдуманные поступки.

Помочь занять достойное место в коллективе сверстников. Внима­тельно изучать взаимоотношения подростков со своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

Развивать самокритичность и побуждать к самовоспитанию.

 

СТАРШЕКЛАССНИКИ

 Ф
 И

 З

 И

 Ч

 Е

 С

 К

 О

 Е

 

 Р

 А

 З

 В

 И

 Т

 И

 Е

Поведение отличается достаточно высо­кой физической работоспособностью, относительно меньшей утом­ляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неуме­ние более обдуманно подходить к своим физическим возможнос­тям.

Наступление физической и психической зрелости, однако процесс личностного формирования имеет свои противоречия и трудности. Сгла­живаются те диспропорции и противоречия, которые присущи под­росткам.

Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравни­вается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой систе­мы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работо­способность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. Общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается

Учить реально оценивать свои физические возможности и силы.

 П

 О

 З

 Н

 А

 В

 А

 Т

 Е

 Л

 Ь

 Н

 А

 Я

 

 Д

 Е

 Я

 Т

 Е

 Л

 Ь

 Н

 О

 С

 Т

 Ь

 

В мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а при­сущая подросткам категоричность суждений уступает место гипоте­тическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и ка­чественными изменениями. Отмечается стремление облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художествен­ных произведений

На более высокую ступень поднимается развитие нервной систе­мы. Преобладающее значе­ние в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. ab­straction – мысленная отвлеченность) мышление, стремление глуб­же понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.  Развитие мыслительных способностей и стремление к более глу­боким теоретическим обобщениям стимулируют работу старше­классников над речью. Усиливаются и ста­новятся более осознанными чувства

Способствовать развитию мыслительных способностей. Помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять науч­ные термины, иностранные слова и т.д.

 Н

 Р

 А

 В

 С

 Т

 В

 Е

 Н

 Н

 О

 Е

 

 Р

 А

 З

 В

 И

 Т

 И

 Е

 

Сильные личные переживания, первая любовь.

Четко ставят перед собой определенную цель в учебной или общественной работе четко определяют свои жизнен­ные планы с учетом имеющихся интересов и склонностей, проявляют высокую целеустремленность и энергию в ра­боте, настойчивость в преодолении встречающихся трудностей.

Улавливают и стремятся копировать все ультрасовре­менное

На основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убежде­ния, которыми руководствуются в своем поведе­нии. В протекании волевых актов решающее значение принадлежит об­думыванию своих намерений и поведения. Требовательны к себе и своей работе, стремятся вырабатывать у себя те черты и качества поведения, которые в наибольшей мере способствуют осуществлению намеченных планов. Отмечается обостренность сознания и чувств в связи с предстоящим жизнен­ным самоопределением и выбором профессии. Повышенная ре­активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде

Осуществлять гражданское и моральное воспитание, проводились дискус­сии, а вовлекать в общественную рабо­ту.

Бережно относиться интимным переживаниям, не вторгаться в эти чувства, понимать и всячески щадить их. Осторожно и деликатно обсуждать вопросы дружбы и любви.

Оказывать помощь в фор­мировании жизненных планов. Своевременно и умело приобщать к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, во­спитывать культуру восприятия нового, учить преодолению край­ностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

 

 

В подготовке темы использованы материалы учебника «Педагогика» (И.В.Харламов, М.: Гардарики, 1999).