О мерах по совершенствованию работы воспитательно-оздоровительных учреждений образо

 

Инструктивно-методическое

письмо «О мерах по совершенствованию работы воспитательно-оздоровительных учреждений образования» 

 

В соответствии с протоколом поручений Заместителя Премьер министра Республики Беларусь  Кочановой Н.И. по итогам рассмотрения актуальных вопросов социальной сферы от 5 апреля № 25/7пр необходимо обеспечить постоянный контроль за подготовкой и работой в летний период детских оздоровительных лагерей, соблюдением условий безопасного пребывания в них детей, санитарных и иных требований, а также не допускать закрытия, перепрофилирования, смены собственника указанных лагерей без учета интересов оздоровления детей в каждом конкретном регионе, реальных возможностей местных бюджетов.

В феврале 2016 г. Министерством образования утверждена Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь. Принятие концепции поставило перед организаторами оздоровления новые задачи: повысить качество и доступность услуг отдыха и оздоровления путем сохранения и развития инфраструктуры, создания условий для повышения ее инвестиционной привлекательности, совершенствования механизмов кадрового и методического обеспечения.

Реализация поставленных задач требует глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей. Изменения в законодательстве создали условия для совершенствования системы детского отдыха и оздоровления. Кодекс Республики Беларусь об образовании впервые дал правовое определение понятий, относящихся к оздоровлению детей и подростков. В то же время изучение деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования в последние годы свидетельствует о необходимости принятия дополнительных мер по совершенствованию их деятельности, как в вопросах организации оздоровления, так и в вопросах обеспечения воспитательного процесса.

1. Требует дальнейшего совершенствования работа по организации функционирования лагерей по профилям, направлениям деятельности.

В связи с принятием Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 43 от 18 января 2013 г.  «О  внесении  изменений  и  дополнений  в постановление  Совета Министров  Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662» в лагерях с дневным, а также с круглосуточным пребыванием, организованных на базе стационарных оздоровительных лагерей, санаторно-курортных, оздоровительных и других организаций, используемых для этих целей, организуется оздоровление детей от 6 до 15 лет. Дети в возрасте 15-17 лет имеют право оздоравливаться  в лагерях по профилям, направлениям деятельности, в которых реализуются программы дополнительного образования детей и молодежи.

Проводимый в летний период мониторинг деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования свидетельствует о том, что не во всех оздоровительных лагерях оздоровление детей в возрасте 15 лет и старше с использованием средств республиканского и местного бюджетов осуществляется в лагерях по профилям, направлениям деятельности. Не все лагеря, заявленные как лагеря по профилю, направлению деятельности, реализовывают программу дополнительного образования детей и молодежи. Необходимо повысить качество подготовки и реализации программ дополнительного образования детей и молодежи в лагерях по профилям, направлениям деятельности, обеспечить привлечение специалистов к реализации данных программ.

Следует обратить внимание  на расширение перечня предлагаемых направлений деятельности в лагерях по профилям, направлениям деятельности, в том числе и за счет лагерей для высокомотивированных детей. Статистика показывает, что для данной категории детей создается наименьшее количество лагерей.

С целью популяризации педагогических профессий рекомендуется увеличить количество профильных волонтерских лагерей для детей, проявляющих интерес к педагогической деятельности.

Важным является и вопрос увеличения количества оздоравливаемых детей в лагерях с круглосуточным пребыванием детей.

На протяжении последних лет практически во всех регионах наблюдается тенденция увеличения объемов оздоровления в лагерях с дневных пребыванием детей по отношению к лагерям с круглосуточным пребыванием детей. Большинство лагерей с дневным пребыванием детей функционируют на территориях, не обладающих оздоровительными природно-климатическими факторами, что снижает эффективность оздоровления детей в них. 

 Открытие оздоровительных лагерей дневного пребывания для детей и подростков в каникулярное время должно осуществляться только под реальную потребность в них, исключив доведение каких-либо плановых показателей по оздоровлению в названных лагерях, на основе изучения мнения обучающихся, родителей и педагогов о качестве предоставляемых услуг в оздоровительных лагерях дневного пребывания, востребованности того или иного вида отдыха.

 При организации лагерей с круглосуточным пребыванием детей на базе учреждений образования надлежит отдавать предпочтение тем учреждениям образования, которые расположены на территориях, обладающих природными оздоровительными ресурсами или в шаговой доступности от них.

Требует решения и проблема более рационального использования имеющейся материально-технической базы стационарных лагерей. Статистические данные по оздоровлению показывают, что средняя наполняемость воспитательно-оздоровительных учреждений образования из года в год уменьшается, что приводит к увеличению финансовых затрат на организацию оздоровления в летний период. Не всегда  заполняются  полностью имеющиеся базы круглосуточных оздоровительных лагерей. Обязательна координация действий районных и городских структур, создание межрайонных лагерей для решения этой проблемы. 

 Необходимо пересмотреть и количество  реализуемых смен в загородных оздоровительных лагерях. На протяжении летней оздоровительной кампании временные рамки позволяют обеспечить полноценное проведение четырех смен. На практике частой является ситуация организации трех смен. 

Для решения вышеперечисленных вопросов важно разработать региональные планы развития сети воспитательных оздоровительных учреждений образования на ближайшие годы, что позволит провести ревизию имеющейся материально-технической базы стационарных лагерей и оптимизировать оздоровление детей в них. 

Актуальным вопросом является наполняемость отрядов в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

В соответствии с Положением о воспитательно-оздоровительном учреждении образования из числа детей, прибывающих в лагерь на соответствующую смену, с учетом их возраста для осуществления воспитательного процесса формируются временные детские коллективы – отряды численностью не более 25 человек.

  Данное      условие   соблюдается      не     во   всех воспитательно-

оздоровительных учреждениях образования, часто встречаются отряды и с большим количеством воспитанников.  Превышение численности детей в отряде приводит к снижению эффективности воспитательного процесса, а также затрудняет обеспечение безопасного пребывания детей в оздоровительном лагере.

Следует изыскать материальные и кадровые ресурсы, а также приложить организационные усилия для решения данной проблемы.

Требуют более пристального внимания  лагеря труда и отдыха.

Среди функционирующих в летний период лагерей труда и отдыха большая часть является лагерями с дневным пребыванием, в которых время трудовой деятельности превышает время организации воспитательной и досуговой работы. Должна осуществляться целенаправленная работа по увеличению количества лагерей труда и отдыха с круглосуточным пребыванием детей, в которых временные рамки пребывания детей позволяют организовать полноценный воспитательный процесс.

Также важно обеспечить взаимодействие органов управления образованием с иными государственными структурами при решении организационных вопросов функционирования лагерей труда и отдыха (оформление документации, поиск работодателя, обеспечение безопасных условий и т.д.), рассмотреть вопрос закрепления решениями местных исполнительных и распорядительных органов введения квотирования рабочих мест предприятиями и организациями. 

Подготовка и повышение профессионального мастерства кадров для воспитательно-оздоровительных учреждений образования. 

Следует обратить внимание на методические мероприятия в процессе подготовки к летней оздоровительной кампании. Планомерная работа в данном направлении необходимо обеспечить на протяжении всего года на базе институтов развития образования, учреждений высшего образования и образовательно-оздоровительных центров, предусмотрев организацию специальных курсов по подготовке и повышению квалификации специалистов сферы отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Особые требования по подготовке должны предъявляться к вновь назначенным руководителям воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Необходимо обеспечить их стажировку на базе действующих образовательно-оздоровительных центров.

Перед началом летней оздоровительной кампании отделам (управлениям) образования, спорта и туризма гор(рай)исполкомов (далее – отделов образования)  надлежит  организовать всестороннее изучение и оценку профессионального уровня, деловых и личных качеств руководителей и заместителей руководителей воспитательнооздоровительных учреждений образования с целью определения их профессиональной пригодности для работы в воспитательнооздоровительных учреждениях образования. 

Также надо решить все организационные вопросы по проведению аттестации педагогических работников оздоровительных лагерей с целью присвоения им квалификационной категории в соответствии с действующим законодательством.

Требует совершенствования вопрос курсовой переподготовки специалистов воспитательно-оздоровительных учреждений образования в соответствии с  Положением о повышении квалификации, стажировке, переподготовке работников.

Не менее важным направлением деятельности органов управления образованием по подготовке кадров должно стать создание банка данных о педагогических работниках, которые изъявили желание работать в оздоровительных лагерях, и организация  их обучения. Данная работа должна осуществляться во взаимодействии с руководителями оздоровительных лагерей, что позволит своевременно выявить потребность в кадрах на весь летний период, четко спланировать занятость педагогических работников в разрезе смен.

Необходимо усилить контроль за подготовкой студентов к педагогической практике в оздоровительных лагерях и ее прохождением. Требует активизации работа руководителей практики не только на подготовительном этапе, но и в процессе работы студентов в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования. Особое внимание рекомендуется уделить организации обучающих мероприятий в оздоровительных лагерях, в том числе и с участием представителей учреждений образования, направивших студентов на педагогическую практику. 

Важно продолжить работу по формированию студенческих педагогических отрядов для работы в оздоровительных лагерях.

Не в полной мере используется в оздоровительных лагерях такая форма методической работы как педагогический совет. Во многих оздоровительных лагерях существует формальный подход к проведению педагогических советов, в большинстве случаев рассматриваются организационные вопросы. Специалистам органов управления образованием, курирующим деятельность оздоровительных лагерей, следует обеспечить организацию методической работы в оздоровительных лагерях в соответствии с современными требованиями.

Недостаточно системно организуется работа по изучению, обобщению и распространению положительного педагогического опыта специалистов воспитательно-оздоровительных учреждений образования. Необходимо обеспечить планомерную работу в данном направлении совместными усилиями руководства  оздоровительных лагерей и специалистов органов управления образованием. 

Особое внимание в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования нужно уделить туристско-экскурсионной работе. 

Мониторинг организации воспитательной работы в оздоровительных лагерях показал, что вопросам организации туристических походов уделяется недостаточное внимание. Следует активизировать данную работу, проведя необходимые подготовительные мероприятия с целью обеспечения безопасности детей. В случае невозможности организации походов за территорию лагеря необходимо организовать палаточные лагеря на территории, в которых знакомить воспитанников с основами туризма.

При  организации экскурсионной работы в первую очередь целесообразно обратить внимание на достопримечательности региона, обеспечить образовательную направленность экскурсий. Рекомендуется  расширять перечень экскурсионных маршрутов, в том числе и за счет привлечения финансовых средств родителей, а также предприятий и организаций. Лето должно стать порой экскурсий и турпоходов. Министерство образования предлагает в  масштабах страны  в рамках реализации героико-патриотического проекта «Собери  Беларусь в своем сердце», провести акцию «Гордимся Беларусью, любим Беларусь, путешествуем по Беларуси»,  цель которой  – активизация туристско-экскурсионной деятельности и вовлечение всех детей и подростков в ее проведение в период летних каникул.   

Обеспечение планомерной работы с детскими и молодежными общественными объединениями является одним из важных направлений работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

В настоящий момент в большинстве случаев взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями в период летнего оздоровления носит характер разовых акций. Массовые детские и молодежные общественные объединения должны активно привлекаться к планомерной работе с детским активом в воспитательнооздоровительном учреждении образования, особенно при проведении профильных смен для лидеров и активистов.

Особое внимание следует уделить созданию в период летнего оздоровления в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования временных объединений ОО «БРПО» и ОО «БРСМ», а также организовать с ними планомерную работу и обеспечить проведение профильных смен для лидеров самых массовых детских и молодежных общественных организаций.

Вопросы оздоровления детей с особенностями психофизического развития  и детей,  находящихся в социально опасном положении, постоянно находятся на контроле органов управления образованием.

Не должно снижаться количество отдохнувших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с особенностями психофизического развития, детей из малообеспеченных семей, так как это наиболее социально уязвимые категории детей и максимально охватывать их организованными формами отдыха, создавая необходимые условия, в том числе и безбарьерную среду в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.  Зачастую отбор и направление детей на оздоровление и санаторно-курортное лечение осуществляются без учета степени нуждаемости детей с особенностями психофизического развития в таких услугах. При этом родители данной категории детей вынуждены самостоятельно выяснять наличие у них прав на оздоровление и санаторно-курортное лечение. Отмечается низкая информированность родителей по этим вопросам.

Особое внимание надлежит уделить организации оздоровительной работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования.

Организация целенаправленной оздоровительной работы является неотъемлемой частью деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования. В большинстве случаев в оздоровительных лагерях не прослеживается системная работа в данном направлении.

Кратковременность пребывания детей в оздоровительном лагере не снимает меру ответственности за сохранение здоровья и укрепление детского организма, а, наоборот, требует создания всех необходимых условий для улучшения его самочувствия (физического, психического) через организацию различных форм оздоровления.

Организация оздоровительной и профилактической работы в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования должна осуществляться в соответствии с программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, в которой в качестве отдельного блока выделены мероприятия по оздоровлению детей. На основе данной программы необходимо разработать  программы оздоровления детей для каждого конкретного лагеря с учетом специфики деятельности и материально-технического обеспечения.

Чрезвычайно важно более полно использовать природнорекреационные ресурсы местности для организации оздоровительного отдыха детей (купание, принятие солнечных и воздушных ванн, организация туристических походов, организация деятельности палаточных лагерей и т.п.). Так в некоторых оздоровительных лагерях наблюдаются случаи нежелания решать организационные вопросы по обеспечению купания детей даже в случае наличия водоемов, пригодных для купания,  что недопустимо. В случае невозможности организации купания необходимо использовать другие закаливающие процедуры. 

Оздоровительная работа в воспитательно-оздоровительном учреждении образования должна прослеживаться в планах работы лагеря, отрядов, медицинского пункта,  инструкторов по физкультурнооздоровительной работе. Кроме спортивных мероприятий в планы работы рекомендуется включать и другие формы и приемы организации оздоровления, такие как климатотерапия, закаливающие процедуры, ландшафтотерапия, лесные прогулки, игры на свежем воздухе, пешеходные маршруты, посещение  терренкура и «тропы здоровья»,  ходьба по солевым и рефлекторным дорожкам и т.д.

Большое внимание должно быть уделено формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни, позитивного отношения к своему здоровью, профилактической работе.

Организатором оздоровления детей необходимо обратить более пристальное внимание на организацию взаимодействия органов управления образования и здравоохранения по вопросам оздоровительной и профилактической работы в оздоровительных лагерях, разработать региональные программы по организации оздоровления детей с участием всех заинтересованных лиц.

11. Следует совершенствовать организационно-практические механизмы отбора и направления детей на оздоровление.  Особое внимание обратить на  подбор и направление на оздоровление детей в учреждение образования «Национальный детский образовательнооздоровительный центр «Зубренок». 

Учреждение образования «Национальный детский образовательнооздоровительный центр «Зубренок» (далее - НДЦ «Зубренок») является ведущим воспитательно-оздоровительным учреждением образования Республики Беларусь. В соответствии с Указом Президента Республики

Беларусь от 06.08.2009 № 417 «Об учреждении образования «Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок» одним из направлений деятельности центра является воспитание, обучение и оздоровление детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.06.2004 № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» право на оздоровление в образовательно-оздоровительных центрах, НДЦ «Зубренок» имеют дети, достигшие высоких показателей в учебной и общественной работе.

В соответствии с постановлением Министерства образования

Республики Беларусь от 13.12.2007    96а «Об утверждении Инструкции о порядке организации оздоровления детей в учреждении образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» и признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь от 13 мая 2005 г. № 38» в центр с использованием средств республиканского или местных бюджетов направляются дети в возрасте от 6 до 18 лет не более одного раза в год. Направление детей на оздоровление в центр организуется управлениями (отделами) образования местных исполнительных и распорядительных органов во взаимодействии с учреждениями образования, молодежными и детскими общественными объединениями и иными организациями с учетом профильной направленности смены.

Анализ данных об оздоровлении детей в НДЦ «Зубренок» показывает, что не всегда специалисты в управлениях образования облисполкомов и комитете по образованию Мингорисполкома ответственно подходят к подбору детей, направляемых на оздоровление. 

Обращаем внимание, что специалисты, отвечающие за  направление детей в НДЦ «Зубренок», несут персональную ответственность за правильный подбор в соответствии с существующим законодательством, эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на оздоровление, ведение установленной документации.

Основными вопросами, на которые следует обратить внимание, являются:

  соответствие      категории   направляемых    детей   профильной

направленности смены; направление в центр детей, достигших высоких показателей в

учебной и общественной работе; направление на оздоровление не более одного раза на протяжении

календарного года одного и того же учащегося.

Несоблюдение вышеперечисленных условий приводит к нецелевому использованию бюджетных средств, снижает эффективность реализуемых в центре программ, поэтому требует постоянного анализа ситуации и принятие соответствующих мер на уровне управлений образования облисполкомов и комитета по образованию Минского горисполкома.

Развитие внебюджетной деятельности воспитательнооздоровительных учреждений образования.

Следует расширить перечень предоставляемых в оздоровительных лагерях образовательных и оздоровительных услуг на платной основе, в том числе и для граждан других стран. С этой целью особое внимание надлежит уделить развитию присутствия оздоровительных лагерей в современном информационном пространстве путем создания и использования официальных интернет-сайтов (страничек на сайтах учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи) воспитательнооздоровительных учреждений образования, которые должны стать реальным информационным каналом.

Необходимо также использовать потенциал педагогов, работающих во время летней оздоровительной кампании в оздоровительных лагерях, для организации работы по предоставлению воспитанникам образовательных услуг на платной основе.

В случае наличия соответствующей лечебно-оздоровительной базы можно рассмотреть возможность создания санаторных отрядов с предоставлением дополнительных санаторно-оздоровительных услуг на платной основе.

Требует дальнейшего развития и совершенствования контроль качества деятельности воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

В настоящее время недостаточное внимание уделяется мониторинговым исследованиям организации воспитательной и оздоровительной работы в оздоровительных лагерях, не организована на должном уровне работа по моральному и материальному стимулированию лучших сотрудников оздоровительных лагерей по результатам изучения их деятельности.

Должна быть продолжена работа по привлечению к организации летней   оздоровительной   кампании всех   заинтересованных государственных структур и общественных организаций, обеспечено взаимодействие с ними не только в процессе летнего оздоровления, но и в период его подготовки.

Социальное   партнерство   воспитательно-оздоровительных учреждений   образования       с   учреждениями   культуры,   органами внутренних дел, структурами министерства по чрезвычайным ситуациям должно носить характер постоянного планомерного сотрудничества на протяжении всей оздоровительной кампании.

Необходимо обеспечить  более тесное взаимодействие с субъектами хозяйствования регионов  в вопросах совершенствования материальнотехнической базы оздоровительных лагерей, как в процессе подготовки к оздоровительной кампании, так и в ходе ее реализации.

Самое важное – это сохранение жизни и здоровья детей. Следует  направить самое пристальное внимание на неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения и обеспечение безопасных условий в местах отдыха и оздоровления детей, а также с привлечением всех заинтересованных дополнительно провести разъяснительную работу с организаторами детского отдыха и оздоровления: начальниками загородних оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха,  лагерей с дневным пребыванием, руководителями учреждений общего среднего образования. 

Обращаем ваше внимание на  следующие мероприятия, которые обязательно провести в преддверии летней оздоровительной кампании:

продолжить  целенаправленную работу по формированию представлений и четких установок о необходимости соблюдения мер безопасности, обучению действиям в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;

осуществлять постоянный мониторинг  за местонахождением детей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в

ИДН, максимально обеспечив их разумную занятость; с учетом нахождения ряда учреждений и оздоровительных лагерей в непосредственной близости от водоемов, проанализировать состояние мест для купания детей (наличие заключения), а также порядок организация купания детей;

проводить  информационно-разъяснительную  работу об ответственности родителей за оставление детей без присмотра, что является одной из основных причин гибели детей от пожаров, соблюдении общественного порядка и выполнении требований правил дорожного движения;  организовать выезд специалистов органов управления образованием в оздоровительные лагеря, детские реабилитационно-оздоровительные центры для дополнительного изучения на местах уровня обеспечения безопасности детей и педагогических работников; принять меры по недопущению случаев недобросовестного отношения к служебным обязанностям работников, ответственных за обеспечение безопасности несовершеннолетних, при проведении различных мероприятий, в том числе в оздоровительных лагерях, детских реабилитационно-оздоровительных центрах; 

усилить воспитательно-профилактическую работу по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, употребления ими наркотических и психотропных веществ; принять иные меры с учетом специфики региона.

Выполнение этих и иных мер будет в значительной степени способствовать повышению эффективности функционирования воспитательно-оздоровительных учреждений образования.