Организация предметно-практичексой деятельности детей и подростков в лагере

Тема 13. Организация предметно-практической деятельности детей и подростков в лагере

(тема для самостоятельной работы по изучаемой дисциплине)

 

Предметно-практическая деятельность детей и подростков в воспитательно-оздоровительном учреждении образования может быть представлена следующими направлениями и видами деятельности:

трудовая (организация и проведение в лагере трудового десанта (мероприятия по уборке территории), операции «Уют» (уборка комнат));

декоративно-прикладная (изготовление поделок, работа с природным материалом, творческая мастерская «Один день из жизни лагеря»);

оформительская (оформление тематических элементов (эмблема, бейдж, грамота и др.), интерьера к праздникам).

Трудовая деятельность детей и подростков в оздоровительном лагере сводится, как правило, к организации и проведению мероприятий по уборке территории и жилых комнат. Уборка представляет собой совершенно необходимую процедуру для поддержания санитарных условий, а также для создания уютной атмосферы в помещении и на улице. С первого знакомства с отрядом надо ознакомить детей с уставом лагеря, куда будут входить, в том числе, и уборка в комнатах, и поддерживание порядка на территории лагеря и пляжа (если есть).

Уборка в лагере - это неотъемлемая часть распорядка дня. Начинается с того, что утром каждый ребенок должен заправить свою постель. Ежедневно следует наводить порядок в комнате, подметать и мыть пол, вытирать пыль с тумбочек и подоконников. Для этого в каждой комнате нужно составить график дежурств, согласно которому будет проводиться уборка. Воспитателю обязательно следует проверять качество проведённой уборки в каждой комнате.

Не обходится без уборки и в столовой. Каждый ребёнок после еды должен унести и сдать свою посуду. Кроме того, можно составить график и сгруппировать по двое дежурных, которые будут накрывать на столы и после еды их вытирать.

Уборка, в широком смысле этого слова, воспитывает в ребёнке опрятность и чистоплотность, что в свою очередь в некоторой степени оказывает влияние на формирование своего собственного этического взгляда и эстетического вкуса. Но лишь немногие дети понимают всю её важность. Часто дети делают уборку плохо или отказываются её делать вовсе. Чтобы этого избежать, в уборке нужно заинтересовать. Для разнообразия можно устроить конкурс самой чистой комнаты. Например, на дверь комнаты, в которой убрано лучше всего, можно вешать отличительный знак самой чистой комнаты. В той комнате, где убрано было хуже всего, можно заставить дежурных или убрать ещё раз, или оставить их дежурить повторно на следующий день.

Раз в два-три дня надо устраивать уборку на улице, в ходе которой следует отмечать лучших «борцов за чистоту». Будет лучше, если воспитатель во время уборки на улице не будет только раздавать указания кому и что делать, а сам примет в ней активное участие, чем и подаст хороший пример ребятам.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Творческие занятия в лагере открывают большие возможности в развитии художественных способностей детей. Дети усваивают целый ряд навыков прикладной и изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих работах они воплощают собственное видение мира, свои фантазии, учатся передавать свои эмоции.

Целью данных занятий является организация отдыха и оздоровления учащихся в период летних каникул средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

организовать досуг детей с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

предоставить возможность участникам смены получить умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности;

приветствовать и принимать для рассмотрения инициативы детей;

профессионально моделировать и создавать ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

выявить одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях;

равномерно распределять эмоциональную и физическую нагрузки в течение каждого занятия, мероприятия.

              Летние занятия по декоративно-прикладному искусству являются важным звеном в эстетическом воспитании, художественном образовании, нравственном, патриотическом и трудовом воспитании детей и подростков. Они воспитывают культуру мышления и эстетических суждений, целеустремленность, самоконтроль, чувство ответственности за порученное дело, здесь глубже и ярче проявляются индивидуальные склонности и способности. С этой целью в оздоровительном лагере желательно организовать кружок декоративно-прикладного творчества.

Работу в кружке планируют так, чтобы она не дублировала программный материал по трудовому обучению, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками, тканью и т.п. Работу кружка необходимо организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющими навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами, занятия необходимо начинать с более простых поделок.

Тематика занятий по декоративно-прикладной деятельности может быть самой разнообразной. Например:

«Море волнуется раз» (формирование знаний детей об обитателях морей и океанов посредством лепки из пластилина);

«Золотая соломка» (приобщение учащихся к искусству народных промыслов на примере знакомства с плетением из соломы);

«Ажурные бабочки» (ознакомление с таким видом декоративно- прикладного творчества, как конструирование из вторичного материала);

Занятие по изготовлению мягкой игрушки (ознакомление учащихся с историей игрушек, с технологией изготовления игрушки с использованием ручных швов);

«Квиллинг. Будем знакомы!» (формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге) и др.

             Чтобы поддержать детский интерес к творчеству, научить коллективному созидательному труду, можно предложить всему отряду участие в создании декоративных коллажей по разнообразной тематике. А для выполнения работы достаточно иметь самые доступные материалы и принадлежности: лист ватмана, листы белой и цветной бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши, краски, кисти, баночки для воды, салфетки для рук и др.

Важно, чтобы выбранная тематика, а также формы и методы организации занятий по декоративно-прикладному творчеству детей и подростков были реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.

Особое место в организации отдыха и досуга учащихся в ВОУО занимает оформительская деятельность. Важно помнить, что лагерь для детей стал временным домом, поэтому имеет смысл украсить его, сделать уютным и ярким, а для этого нужно приложить немного усилий. Заниматься этой деятельность должны как воспитатели, так и сами ребята.

Оформление корпуса.

К приезду детей (желательно ещё в городе) необходимо подготовить оформление корпуса:

табличку с номером отряда и возрастом детей. Она будет полезна при приеме детей в день заезда;

приветственные плакаты на дверь корпуса или холла;

оформление дверей комнат детей, холла, комнаты воспитателей.

Оформление лагеря.

Гораздо приятней гулять по лагерю, где в забавной форме вывешены таблички на особо важных зданиях: в столовой, в медпункте, в душевой и в концертном зале. Эти таблички желательно тоже сделать ещё до начала смены.

Дружинный уголок.

Делают его чаще всего подменные воспитатели, а вывешивается он обычно в столовой. Дружинный уголок отражает тематику сезона и содержит: название сезона; план-сетку работы лагеря; сведения об отрядах (название и эмблемы); имена педагогического состава и сотрудников лагеря; сведения об успехах в соревнованиях; график уборки территории, а также другие рубрики, зависящие от фантазии и желания воспитателей.

Отрядный уголок.

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок рисуется в первые дни смены – организационный период. Важно, чтобы оформлением уголка занимались именно дети, а не воспитатели по ночам. Совместная работа детей позволит сплотить ваш отряд.

Отрядный уголок — это и место, где постоянно работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство. Это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок должен обязательно содержать: название отряда, девиз отряда, список детей, распорядок дня, план-сетку работы отряда, стену почета, где располагаются достижения отряда. Возможные рубрики отрядного уголка: план на день (сегодня…), новости лагеря, отрядная песня, песня сезона, законы отряда, рубрики: я люблю…, я хочу…, мне нравится… и т.п., список именинников и рубрика «Поздравляем!», расписание кружков, библиотеки, душа и т.п., отрядная почта, график дежурства.

Оформление должно соответствовать названию отряда, тематике проводимой смены, возрасту детей.

Оформление игр, КТД и мероприятий.

При проведении отрядных или дружинных игр или КТД оформляются места проведения мероприятий с указанием названия станции, места проведения тех или иных этапов мероприятия, необходимый реквизит и т.п. Также для проведения мероприятий на сцене обязательно оформляется задник сцены и делается оформление актового зала в соответствии с тематикой сезона или с тематикой мероприятия.

Награды.

Их лучше сделать воспитателям до начала смены: медали («ты крут», смайлики, черные метки и др.) – вручаются ребятам за отдельные достижения; грамоты; призы, сделанные своими руками.

Грамоты бывают:

Рисованные.

Ксерокопированные – рисуете или набираете на компьютере и размножаете с помощью ксерокса. Если ксерокс черно-белый, обязательно раскрасьте их.

«Коктейль» – грамоты, составленные из вырезок по принципу коллажа.

Отпечатанные на цветном принтере.

Купленные в магазине.

Сделанные своими руками из подручных материалов: дисков, пластинок, трафаретов, открыток и пр.

Желательно, чтобы грамоты были сделаны вами собственноручно. Это гораздо приятнее детям. Если вы обделены художественными способностями, воспользуйтесь грамотами, изготовленными при помощи ксерокса или цветного принтера.

Все грамоты должны быть аккуратными, яркими, подходить по тематике мероприятия.

Грамоты, купленные в магазине, можно использовать для награждения на официальных или серьезным мероприятиях (открытие, закрытие, Олимпиада, Зарница).

Костюмы.

Для изготовления костюмов используйте все подручные средства. Важно, чтобы на том мероприятий, где требуется костюм, он обязательно был. Особенно это касается выступлений на сцене.